Структура и содержание исследовательской работы в Республике Беларусь
Оценка 5

Структура и содержание исследовательской работы в Республике Беларусь

Оценка 5
Документация +3
doc
22.05.2021
Структура и содержание исследовательской работы в Республике Беларусь
Структура и содержание исследовательской работы в Республике Беларусь
Структура и содержание исследовательской работы.doc

Структура и содержание работы

 

Исследовательская работа имеет следующую структуру

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основное содержание работы.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложение.

Содержание - это перечень структурных элементов (глав, параграфов и т.п.), составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В содержании указывают номер страницы, на которой находится начало главы, параграфа и т.д. Заголовки, представленные в содержании, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение.

Структурные компоненты введения могут быть определены в следующей последовательности:

1.                Цель исследования.

2.                Задачи исследования.

3.                Объект исследования.

4.                Предмет исследования.

5.                Гипотеза исследования (если предполагается таковая).

6.                Методы исследования.

7.                Структура работы.

8.                Актуальность исследования (если предполагается таковая).

Исследовательская работа требует постановки проблемы. Проблема исследования формулируется после предварительного анализа литературы и практики школьного обучения. В качестве проблемы может выступать неразработанность того или иного вопроса.

  Актуальность определяется степенью исследованности выбранной темы, наличием различных концепций в отношении данной проблемы, отсутствием современных подхода в практическом решении поставленных вопросов.

Цель, задачи и гипотеза исследования вытекают из проблемы. Цель определяется тем, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит.

Задачи - что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза - основание, предположение, прогнозируемый результат, предположительное суждение о закономерной, причинной связи изучаемых явлений.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект - это процесс, факт или явление, избранные для изучения.

Предмет - это позиция ученого, с которой он рассматривает объект исследования. Предмет находится в границах объекта. Объект и предмет как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Введение содержит указание на методы исследования:

1.               Эмпирические методы: наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение литературы по теме исследования, эксперимент. Сравнительный анализ.

2.                Теоретические методы: теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений), индуктивные и дедуктивные методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.

Основная часть работы (без введения и заключения), как правило, состоит из двух структурных разделов: теоретические основы исследования (1-я глава) и практическая (или экспериментальная) часть (2 –я глава).

Представляя теоретические основы исследования, ученик должен продемонстрировать свое умение работать с научной литературой по выбранной теме. Эта деятельность осуществляется в несколько этапов:

 подбор соответствующих источников (работа в библиотеке, поиск электронных ресурсов и др.);

анализ источников с точки зрения интересующей юного исследователя проблемы (в каких аспектах она изучается учеными, какие точки зрения представлены в научной литературе, какие имеются определения исследуемого явления, есть ли расхождения во мнениях ученых, насколько детально проработана проблема в анализируемых источниках);

краткое аннотирование изученных трудов с целью последующего аналитического их описания.

Результатом этого этапа исследования должен стать обзор проанализированной научной литературы.

Одним из главных недочетов в работах учеников является представление такого обзора в качестве несистематизированного перечня точек зрения. Ученики не сопоставляют позиции ученых, не умеют соотнести узкий и более широкий подходы к исследованию проблемы. Нередко описание теоретической базы исследования игнорируется, несмотря на то, что в списке литературы представлен довольно значительный перечень работ. Следует обратить внимание и на тот факт, что одной из первых задач, обозначенных во введении, должно быть исследование научной литературы по теме. Следовательно, обзор научной литературы – это выполнение заявленной задачи. Немаловажным является и техническая сторона оформления работы. Все упоминаемые в тексте научные источники и источники фактического материала обязательно должны быть отражены в списке литературы. Зачастую библиографический список включает издания без опоры на текст исследования или, наоборот, ученик не упоминает проанализированные им работы ученых, тем самым обедняя свое исследование.  Для теоретического обоснования темы необходимо использовать не менее 5 источников.

Вторая часть первой главы (она может быть выделена условно посредством абзацного членения или вынесена в отдельный параграф при условии более детального аналитического обзора научной литературы, претендующего также на отдельный параграф), как правило, предполагает глубокое проникновение в тему исследования. Ученик может проанализировать понятийный аппарат, терминологию, необходимую при описании результатов исследования или в рамках выбранного им научного направления; желательно представить развернутый комментарий точки зрения, уже имеющей место в науке, которая послужила отправной точкой для самостоятельного исследования школьника. Если есть необходимость исходить из определения изучаемого явления, нужно привести это определение как цитату с обязательной ссылкой на источник и аргументировать, почему именно такая позиция ученого наиболее целесообразна для достижения положительного результата научной работы.

Нередко одна и та же лингвистическая проблема может быть исследована как в рамках традиционного подхода к исследованию, так и в рамках новейших тенденций современного языкознания. При оценке исследовательской работы ученика несомненно серьезного внимания заслужит факт разъяснения или комментария выбранного подхода к исследованию, что еще раз подчеркнет широкий лингвистический кругозор ученика.

Если исследование ориентировано на интегрированный подход к изучению проблемы и требует использования различных специальных методик, например, для исследования социолингвистического или психолингвистического характера, необходимо пояснить суть и целесообразность использования этих методик для исследования ученика, их приоритет по отношению к другим подобным способам исследования. Обратим внимание, что этот момент не предполагает комментирования своей разработанной анкеты, что достаточно популярно в ученических работах. Собственную методику исследования более логично проанализировать в практической части исследования, а анкету и результат ее обработки поместить в приложение.

Глава, содержащая практическую часть, должна логически продолжать теоретическую часть и представлять собой обработку собранного фактического материала с пояснительными комментариями.

Вполне естественно, что при небольшом исследовательском опыте ученик будет опираться на уже разработанные в науке классификации. Возможны модификации базовых исследований, их детализация, уточнения, однако для корректного изложения материала всегда необходима ссылка на базовый источник. Ученик должен показать умение структурировать и самостоятельно систематизировать фактический материал, умение выявлять исследуемые единицы или структуры из ряда подобных и анализировать их особенности.

         В силу специфики лингвистического исследования необходимо четко проследить соответствие теоретических посылок и иллюстративного материала, а также обязательное наличие объяснения приведенных примеров. Попутно отметим, что иногда ученики не соотносят терминологическое употребление словосочетания «иллюстративный материал» с собственными примерами, выбранными из текста. Поэтому при просьбе привести иллюстрацию затрудняются с ответом, не понимая задания, а именно, озвучить соответствующий пример. Подчеркнем еще раз, что и примеры также должны быть корректно представлены в тексте исследования: обязательно указание источника и страницы, на которой был помещен анализируемый текст. Источник фактического материала указывается цифрой, соответствующей номеру, под которым это произведение помещено в списке литературы. Например:

 Ты, стало, барин? Да.  А как звать?  Петр Кириллович [7,               с. 304].

Обозначение указывает, что под номером 7 в списке литературы помещено библиографическое описание источника фактического материала, а именно произведение Л. Н. Толстого «Война и мир».

Каждая глава снабжается четкими выводами, формулировка которых не должна повторять тезисы, содержащиеся в тексте исследовательской работы.

В выводах по второй главе должны быть представлены итоги экспериментальной работы. В заключении даются общие выводы по работе, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. При этом подтверждается актуальность исследования. Заключение должно быть кратким и обстоятельным. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на вопросы:

Зачем предпринято данное исследование?

Что сделано?

К каким выводам пришел автор?

Заключительная часть также предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы.

Список литературы включает 5-10 источников. В список включаются все использованные автором источники, независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале и т.д.) и цитировались ли в работе. Цитируется 50% от заявленных источников. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Вспомогательные или дополнительные материалы, помещаются в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, иллюстративный материал.

Библиографический список

1.  Акимова, Э.Н. Написание, оформление и защита выпускной квалификационной работы по русскому языку: учеб.-метод. пособие / Э. Н. Акимова. Саранск : Тип. «Крас. Октябрь», 2007. – 48 с.

 


Скачано с www.znanio.ru

Структура и содержание работы

Структура и содержание работы

Гипотеза - основание, предположение, прогнозируемый результат, предположительное суждение о закономерной, причинной связи изучаемых явлений

Гипотеза - основание, предположение, прогнозируемый результат, предположительное суждение о закономерной, причинной связи изучаемых явлений

Немаловажным является и техническая сторона оформления работы

Немаловажным является и техническая сторона оформления работы

Возможны модификации базовых исследований, их детализация, уточнения, однако для корректного изложения материала всегда необходима ссылка на базовый источник

Возможны модификации базовых исследований, их детализация, уточнения, однако для корректного изложения материала всегда необходима ссылка на базовый источник

Вспомогательные или дополнительные материалы, помещаются в приложении

Вспомогательные или дополнительные материалы, помещаются в приложении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021