Структура педагогического эксперимента

  • pptx
  • 18.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Структура педагогического эксперимента.pptx

Структура педагогического эксперимента

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение только одного фактора при неизменности и контролируемости всех остальных факторов.

Целью эксперимента является эмпирическое подтверждение или опровержение гипотезы исследования и/или справедливости теоретических результатов

Модель педагогического эксперимента

Пусть имеется некоторый педагогический объект, изменение состояния которого исследуется в ходе эксперимента. В качестве объекта может выступать отдельный индивид, группа, коллектив и т.д., например, множество учащихся, обучаемых по новой методике. Состояние объекта измеряется теми или иными показателями (характеристиками) по критериям, отражающим его существенные характеристики.

Примерами критериев являются: успеваемость, уровень знаний и т.д.,
Примерами характеристик – время выполнения заданий, число сделанных учащимися ошибок, число правильно решенных задач и т.д.

Эксперимент заключается в целенаправленном воздействии на объект, призванном изменить его определенным образом. Собственно, это воздействие – его состав, структура, свойства и т.д. – и есть результат теоретического (теоретической части) исследования. Примерами воздействия являются новые содержание и формы, методы, средства обучения и т.д.
Следовательно, при проведении педагогического эксперимента необходимо обосновать, что состояние объекта изменилось, причем в требуемую сторону. Но этого оказывается недостаточно. Ведь нужно обосновать, что изменения произошли именно в результате произведенного воздействия

Алгоритм действий исследователя

Алгоритм действий исследователя заключается в следующем:
1) На основании сравнения I установить совпадение начальных состояний экспериментальной и контрольной группы;
2) Реализовать воздействие на экспериментальную группу;
3) На основании сравнения II установить различие конечных состояний экспериментальной и контрольной группы.