Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Методика преподавания истории»
«Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Гладких Лариса Ивановна
г. Москва, 2017 г.
Одной из самых важных частей Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) являются универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность для успешного самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию освоения, то есть умения учиться.
Вопрос №1.
Составьте примерный план (структуру) урока коррекции знаний, умений и навыков.
Урок коррекции знаний, умений и навыков проводится для оценки результатов:
· уровня усвоения теоретического материала учащимися,
· системы научных понятий изучаемого курса,
· сформированности умений и навыков,
· опыта учебно-познавательной деятельности школьников,
· установления диагностики уровня обученности учеников,
· привнесения в технологию обучения тех или иных изменений,
· коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
Основная дидактическая цель уроков этого типа – выявление уровня овладения учащихся комплексом знаний и умений и на этой основе принятие определенного решения по совершенствованию учебного процесса.
Основные элементы урока коррекции знаний, умений и навыков
· Вводная объяснительная часть - инструктаж учителя и психологическая подготовка учеников к выполнению предстоящей работы: решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.;
· Основная часть - самостоятельная работа учеников, оперативный контроль, консультации учителя для поддержания у учеников спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они делают;
· Заключительная часть - ориентация учеников в предстоящем изучении нового раздела, темы курса.
Методическая структура урока такого типа включает:
1) Организационный момент.
2) Этап постановки цели и задач урока. Мотивацию учебной деятельности учащихся.
3) Этап подведения итогов диагностики (контроля) знаний, умений и навыков; определения типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов контроля знаний учитель планирует и вносит коррективы в коллективные, групповые и индивидуальные методы обучения.
4) Этап постановки домашнего задания, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Виды уроков контроля и коррекции
· устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
· письменный опрос, диктант, изложение, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа;
· практикум;
· контрольная, самостоятельная работа, экзамен.
Эти виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета.
При работе на уроке данного типа важно последовательно в соответствии с уровнем обученности ученика переходить от менее сложного уровня к более сложному уровню усвоения:
· 1уровень - понимание и узнавание (иметь представление).
· 2 уровень - воспроизведение и выполнение по образцу.
· 3 уровень - применение в стандартной ситуации.
· 4 уровень - воспроизведение или применение переноса знаний.
· 5 уровень - усвоения творческого задания, применение в нестандартных ситуациях.
После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.
При определении структуры урока коррекции учителю целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней.
Вопрос №2.
Какова структура урока усвоения новых знаний.
Цель урока этого типа – овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.
Такие уроки наиболее эффективны при работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемный и сложный материал, применяется блочный способ его изучения.
Формы урока этого типа бывают самыми разными:
· лекция,
· объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений,
· эвристическая беседа,
· самостоятельная работа с учебником,
· другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов.
Соответственно, для достижения целей используются разнообразные виды уроков усвоения новых знаний:
· урок-лекция,
· урок-семинар,
· киноурок,
· урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа),
· урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
Общий момент для всех этих видов уроков – то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, во время которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников:
· придание изложению нового материала проблемного характера,
· использование учителем ярких примеров, фактов,
· подключение учащихся к их обсуждению,
· подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами,
· использование наглядно-образного материала и технических средств обучения.
Вся работа должна быть нацелена на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. В ходе изучения нового материала параллельно должна вестись работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного.
Учитель должен постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока, взаимодействия с учеником, взаимодействия учеников друг с другом. Для этого ему важно понимать объективную многоплановость процессов на уроке, а не довольствоваться его стихийным ходом.
В структуру урока усвоения новых знаний входят следующие этапы:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
После решения организационных вопросов следует нацелить учеников на понимание и формулирование темы, целей и вытекающих отсюда основных задач урока. На первых уроках подобного типа ученики могут воспользоваться помощью учителя, по прошествии определённого времени, особенно в старших классах, всё большее число учеников могут выполнять этот вид работы самостоятельно.
Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для этого учителю необходимо:
· создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;
· актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ;
· установить тематические рамки учебной деятельности.
Основная цель этапа актуализации – подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Для этого нужно, чтобы ученики:
· воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
· активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).
Основная цель этапа первичного усвоения новых знаний – построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении новой задачи, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для этого учащиеся должны:
· на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
· при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
· применить новый способ действий для решения новой задачи;
· зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи.
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого учитель должен:
· организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий новым способом;
· организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
· создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
· предоставить возможность учащимся, допустивших ошибки, выявить их причины и пути их исправления.
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели учащимся предлагается:
· решить (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий новым способом действия;
· проговорить вслух выполненные шаги и дать их обоснование – озвучить определения, алгоритмы.
Основная цель учителя на этапе информирования домашнего задания и инструктаже по его выполнению – выдать ученикам домашнее задание, прокомментировать его и проговорить основные этапы его выполнения; определить ожидаемый результат, который для учеников будет целью самостоятельной работы выполняемой дома.
Основная цель этапа рефлексии учебной деятельности – самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Вопрос №3.
Какова примерная структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Учителю очень важно определить место каждого урока этого типа в общей системе обучения. Темы могут быть изучены через комбинированные уроки или крупными блоками. Формулировка целей должна быть тщательно продумана, т.е. учителю важно определить, с чем ученик должен выйти с каждого урока, что ученик должен знать, уметь и т.д.
Основная дидактическая цель урока: формирование определённых умений. Цель должна быть реальной, достижимой и конструктивной.
Обязательные структурные элементы для каждого урока (инвариантные):
· пробуждение интереса учащегося и показ перспектив предстоящей деятельности через обозначение заданий и цели;
· актуализация опорных знаний и умений, необходимых на данном уроке;
· организация стимулирования, контроль и коррекция деятельности учащихся на каждом этапе урока в зависимости от достижения поставленных целей;
· обсуждение итогов работы, степени успеваемости и усвоения материала урока, перспектив дальнейшей работы. Показать преимущества активной деятельности учащихся.
Форма проведения уроков:
· лекционно-семинарские занятия.
· уроки с элементами моделирования ситуаций.
· учебно-деловые игры.
· уроки с элементами дидактических игр.
· уроки – практикумы.
· уроки смотра знаний.
· нетрадиционные формы урока: диалоги, суды, презентации, путешествия и т.д.
Структура урока комплексного применения знаний и умений предполагает следующие этапы:
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление: в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Заключение
Новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Одна из наиболее важных задач современной системы образования – не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Современный ученик должен уметь рефлексивно управлять своим образовательным процессом. Для этого ему крайне важно овладеть навыками самоконтроля и самооценки.
Компетентность ученика должна дополняться знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.