«Структура слога в английском и русском языках»
Оценка 4.8

«Структура слога в английском и русском языках»

Оценка 4.8
docx
25.05.2021
«Структура слога в английском и русском языках»
Структура слога.docx

 

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине:

«Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»

 По теме:

«Структура слога в английском и русском языках»

 

 

 

 Исполнитель:

Щукин Андрей Юрьевич

ФИО

 

 

 

 

 

 

Москва 2018год

Содержание

Введение...........................................................................................................3

1.  Понятие слога в английском и русском языке. Теории слога................4

2.  Типы слогов по их началу и концу. Понятие открытого и  закрытого

слога……….………………………………………………………………….7                             

 3.  Правила слогоделения в английском и русском языке........................10

Заключение………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый педагог должен постоянно стремиться к формированию познавательного интереса учащихся к обучению, совершенствованию навыков, умений и творческой деятельности, а это требует культуры правильного произношения слов, не только в родном языке, но и в иностранном. И наша цель - рассмотреть  структуры  слога  в русском языке  и английском.

Правила чтения в английском языке – явление интересное: порой написание слова настолько отличается от произношения, что даже сами англичане шутят по этому поводу: мол, пишем «Лондон», а читаем – «Ливерпуль». Однако определенная логика в английских правилах чтения все-таки присутствует, так что попробуем с ней разобраться и ответить на вопрос, что такое закрытый и открытый слог в английском языке?

Слог- это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. Рассмотрим слог с различных точек зрения: артикуляторной, акустической, функциональной и  перцептивной.  В  артикуляторном  аспекте  слог  выступает  как  основная  единица звуковой структуры слова. В состав слова может входить как один,

так и нескольких слогов. Слог это наименьшая единица, на которую можно артикуляторно расчленить слово.

 Слог  по  составу бывает    простой единицей, которая состоит из одной фонемы или сложной, образованной несколькими фонемами.   Он  представляет  собой   наименьшую  единицу,  в  которой  происходит  реализация  словесного ударения. Исходя из этого, можно сделать выбор и  провести  анализ  различных  трактовок  слога,  теорий слогообразования в применении к русскому и английскому языку.



 

1.Понятие слога в английском и русском языке. Теории слога.

 

Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Cуществуют нескольких теорий слога:

1.Экспираторная теория разработанная Р. Стетсоном, сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов.

2.Сонорная теория ( О. Есперсен), для русского языка эта теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым, рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью.

3.Теория мускульного напряжения, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения.

4.Теории громкости (Н.И. Жинкин) -изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога.

Вышеперечисленные теории объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p].

Слог -понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra.

Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение.

Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка.

Слогообразующими звуками в английском языке являются не только гласные, но и сонорные согласные [l, m, n], которые называются сонантами. Самое большое количество слогов в английском языке образуется с помощью сонанта [l]. Например, ta-ble, trou-ble, mid-dle, ap-ple, fid-dle, puz-zle и т.д.

         Акустическая теория (теория звучности, сонорная терия) применительно к русскому языку развита Р.И. Аванесовым. По этой теории слог – волна сонорности, звучности, сочетание более звучного элемента с менее звучным. Выделяется четыре степении звучности и используются следующие коэффициенты звучности:

1) шумный глухой;

2) шумный звонкий;

3) сонорный;

4) гласный.

С помощью этих коэффициентов можно определить границу между слогами: она происходит в месте наибольшего спада звучности. Например:

         ко ро ва зе мля ра ссти лать

         14 34 24 24 334 34 1114 341

         В русском языке существует закономерность построения слога – закон восходящей звучности, по которому слог строится от менее звучного элемента к более звучному.

         Все четыре теории слога неразрывно связаны между собой. Наиболее точным представляется комплексное артикуляционно-акустическое понимание слога: слог – сочетание более звучного элемента (слогообразующего звука) с менее звучным (неслоговым), произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха. Таким образом, слог – минимальная произносительная единица речи, элементы которой тесно связаны как акустически, так и артикуляционно, но лишенная семантики.

 

 

2.Типы  слогов  по  их  началу  и  концу.  Понятие  открытого  и  закрытого слога.

 

 Слог – это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и синтагмой. По типологии слога русский язык входит в число языков, в которых практически не существует ограничений в строении слога и внутрислоговые структуры выражены нечетко. Единственное ограничение – слог в русском языке обязательно образуется с участием гласного. В английском языке вершиной слога могут служить также некоторые согласные. Расхождения отмечаются также по структуре слога: скопление согласных в русском языке стремится к инициали слога, в английском – к его финали. Наиболее частотный тип слога в английском языке - со структурой CVC и CV, в русском языке - со структурой CVC, CCVС и CVCC.

В зависимости от положения согласного по отношению к гласному различается четыре типа слогов: 

·        открытый слог(CV) - после гласной не следует согласная far [fɑː], tie [taɪ], sea [siː];

·        закрытый слог, когда за гласной следует согласная, например art [ɑːt], sit [sɪt], life [laɪf];

·        прикрытый в  начале,  т.е.  начинающийся  одним  или  несколькими

согласными (C V/C) say [seɪ], like [laɪk], shore [ʃɔː];

·        неприкрытый в  начале,  т.е.  начинающийся  с  гласной  apt  [жpt],  eat  [iːt], eight [eɪt].

Основной тип  слога в  английском  языке  -  закрытый  слог,  а в  русском  - открытый. Что  касается  количества  и  распределения  согласных  в  слоге,  то  на  этом основании было  выделено 23 слоговых модели в английском языке. Гласный может быть в слоге без согласных или иметь не более 3х согласных перед ним и до четырех согласных после него.

Самый распространѐнный тип слога в английском языке - CVC. В английском языке  в  начальной  позиции,  т.е.  перед  гласным  может  встречаться  любая согласная  кроме  [ŋ],  а  согласные  [р  z  tʃ  dʒ]не  могут  образовывать  пучки  с другой согласной. Так же не могут встречаться в начальной позиции пучки [mh sr sʃ spw fs hr stl].

Дж. O' Коннор замечает, что финальные пучки более сложны в английском языке, нежели  в  русском.  Это  объясняется  наличием  окончаний  множественного числа.  Грамматических  времѐн,  порядковых  числительных  и  др.  texts  [teksts], mixed  [mɪkst],  glimpsed  [ɡlimpst],  minestrels  [mɪnstrlz].  В  русском  языке начальные  пучки  более  сложны  и  многочисленны,  чем  финальные,  т.к.  они  включают грамматические префиксы [fskr-], [fspl-], [vzr-], [vzbr-].

В русском языке также имеются все четыре возможных типа слога:

 1) полностью открытый слог, например, а; 

2) полностью закрытый слог, например, нос; 

3) слог, прикрытый в начале -на; 

4) прикрытый в конце,– ас.

Полностью  открытый  слог  состоит  из  одного  гласного  и  потому  не  может иметь  структурных  подтипов.  Напротив,  остальные  три  типа  слогов  имеют  ряд подтипов.

Полностью закрытый слог, т.е. начинающийся и заканчивающийся одним или несколькими  согласными,  имеет  следующие  подтипы: 

1.  CVCC        верх; 

2. CVCCC  быстр; 

3.  CCVC  жмот; 

4.  CCCVC   вздеть; 

5.  CCVCC  скунс; 

6. CCVCCC спектр;

7. CCCVCC   впрясть;  

8.  CVCCCC   безумств; 

9  CCVCCCC   братств. 

Таким  образом,  полностью  закрытый  слог  представлен  в  русском языке 10 структурными подтипами (вкл. CVC). 

Прикрытый  в  начале  слог  имеет  4  подтипа: 

1.  CV  на;

2.  CCV  где; 

3.  CCCV мгла;

4.CCCCV  встрепенуться.

 Прикрытый в конце слог имеет 3 подтипа:

1.VC ас;

2. VCC  иск;

3. VCCискр.

Таким образом, в самом обобщѐнном виде слог в русском языке представлен 18 структурными разновидностями. В результате, можно отметить,  что для английского языка фундаментальным типом слога является закрытый слог, а для русского – открытый. Количество превокальных  согласных  в  английском  слоге  колеблется  от  1  до  3,  а количество поствокальных согласных  - от 1 до 5. Что касается  количества слогов в английском слове, то оно может колебаться от 1 до 8, например,  в come, city, family, simplicity, unnaturally, incompatibility (несовместимость), unintelligibility(неразборчивость).

 

3.  Правила слогоделения в английском и русском языке.

 

Деление  слова  на  слоги  яление  чисто  фонетическое,  не  связанное  с

семантикой, поэтому законы слогораздела различны в разных языках и даже

в  диалектах  одного  языка.  Слогораздел  –  реальная  или  потенциальная

граница  между  слогами,  то  место  в  слове,  где  при  скандировании  или

отчетливом  произношении  можно  сделать  паузу.  В  русском  литературном языке большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук мене звучный (неслоговой), конечный – более  звучный  (слоговой),  поэтому  большинство  неконечных  слогов  в русском языке открытые (корова, дела, собака).

  Сложнее  произвести  слогораздел,  если  между  гласными  (в интервокальном положении) находятся несколько согласных:

1.  г шшг: ку-пцы, дру-жба;

2.  г шсг: пу-дра, се-дло;

3.  г ссг: во-лна, ка-рман;

4.  гс шг: кон-верт, аль-бом;

5.  гЙ согл.г: кай-ма, дай-те.

В  двух  последних  случаях  может  быть  и  другая  точка  зрения:

сочетание  любых  согласных  с  гласным  всегда  отходит  к  последующему

слогу (Л.Л. Буланин).

Слогораздел  и  правила  переноса  слога  с  одной  строки  на  другую  в

русском языке могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких

принципах,  и  перенос  слова  по  слогам  –  только  один  из  них.  Например,

слово сестра может быть перенесено тремя способами, а слогораздел в нем

один: се –стра. Или: переносим раз-бить, делим на слоги ра-збить.

Правила слогоделения представляют большую практическую ценность

для изучающих английский язык. Они важны, когда нужно узнать,

является  ли  слог  открытым  или  закрытым,  и  в  зависимости  от  этого

установить,  как  читается  гласная  буква  в  конкретном  слове. Также  они

важны  и  нужны  при  установлении  ударных  и  безударных  слогов  в  слове.

Особенно  это  важно  при  выделении  границ  слов  в  связной  речи,  что

напрямую  связано  с  восприятием  речи,  с  членением  речи  на  значимые  в

смысловом отношении сегменты и с пониманием в целом, например, an ice

house [ən ˈaɪs ˈhaus] – a nice house [əˈnaɪs ˈhaus].

Не  трудно  посчитать  количество  слов  в  слове  –  сколько  гласных

звуков, столько и слогов, или же нужно найти слог с сонантом [l, m, n]. Гораздо  труднее  найти  границы  слогов  в  двусложных  или многосложных словах.

Граница слога маркируется:

1)  ударением,  знаком  ударения  графически  или  воспринимается  на  слух

выделенностью, например, ctreate [krɪ-ˈeɪt], concern [kən -ˈsɜ:n];

2)  переходом  от  одного  гласного  звука  к  другому  в  пределах  слова:  seeing

[ˈsi:-ɪŋ], bluish [ˈblu:-ɪʃ];

3)  интервокальным  согласным,  который  принадлежит  к  последующему

слогу, например, writing [ˈraɪ-tɪŋ]. Это происходит только в тех случаях, когда

не  нужно  закрывать  слог,  т.е.  когда  предшествующий  гласный  звук  либо

долгий  монофтонг,  либо  дифтонг.  Если  гласный,  предшествующий

согласному в интервокальной позиции, краткий то согласный принадлежит

предшествующему слогу, т.е. согласный должен сделать слог закрытым: pity

[ˈpɪt-ɪ], sorry [ˈsɒr-ɪ].

Существуют  и  другие точки  зрения.  Интервокальный  согласный

принадлежит  следующему  гласному,  образует  с  ним  слог:  pity  [ˈpɪ-tɪ],  city

[ˈsɪ-tɪ]. Или же граница проходит через согласный звук, деля его наполовину,

таким  образом,  он  относится  и  к  первому  слогу,  и  ко  второму.  В  случае  с удвоенной  согласной  буквой  это  несложно  представить.  Например,  sor-ry,

mar-ry, car-ry. Имеется еще одна точка зрения на слогоделение в английском языке. Оно должно совпадать с границами морфем слова, т.е. с корневой морфемой, префиксом,  суффиксом,  окончанием.  Например,  natur-al-ly,  где  natur  – корневая морфема, -al – суффикс прилагательного, -ly – суффикс наречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 И так, подводя итог, можно сказать:

1.  Слог – это цепочка фонем разной длительности.

2.  Слог  формируется  на  основе  контрастных  компонентов  (обычно

гласный/согласный).

3.  Ядром слога является гласный, присутствие согласных не обязательно; не

существует языков, в которых гласные не используются как ядро слога,

однако есть  такие языки, в которых слогообразующая функция присуща

согласным.  

4.  Дистрибуция фонем  в  слоговой структуре  происходит  в соответствии с

правилами каждого отдельного языка.

5. Слог – минимальная произносительная единица речи, элементы которой тесно связаны как акустически, так и артикуляционно, но лишенная семантики.

Также можно отметить:

- наличие в английском языке слоговых структур со слогообразующим сонантом, отсутствие таких типов слоговых структур в русском языке;

-большее скопление согласных в препозиции к вершине слога и их разнообразие в русском языке, ограниченный характер согласных в препозиции и по числу и-по составу в английском языке;

-большее скопление согласных в постпозиции к "вершине слога в английском

языке при количественном ограничении согласных в этой позиции в русском

языке;

-преобладание слогов со структурой CCVC, CVC; CVCC в русском языке и

слогов со структурой CVC, CV в английском языке. 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.  Арбекова  Т.И.,  Власова  Н.Н.,  Макарова  Г.А.  Я  хочу  и  буду  знать

английский. М.: ИНКА- ТЕЛЕР, 1993.- 503 с.

2.  Бурая Е.Л., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного

английского языка. Теоретический курс. 3-е изд. - М.: Академия, 2009. -272 с.

3.Веренинова Ж.Б. Текст лекций по теоретической фонетике английского языка: Интонация. Часть III. М.: Высшая школа, 1991.- 115с

4.Карневская Е.Б. Практическая фонетика английского языка на продвинутом этапе обучения: учеб./ Е.Б. Карневская, Е.А. Мисуно, Л.Д. Раковская - 2-е изд. - Мн.:Аверсэв, 2005. - 400с.

5.  Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2001. — 592 с. 

6.  Корчажкина  О.М.,  Тихонова  Р.М.  Мои  любимые  звуки:  Фонетико-

орфографический  справочник  английского  языка.  М.:  Гуманит.  изд.  центр

ВЛАДОС, 1996.- 256 с.

7.Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. - M.: Высшая школа, 2004.- 200с.

Интернет-ресурсы:

mybiblioteka.su/tom2/7-3518.html

http://5fan.ru/wievjob.php?id=11214

http://englishgu.ru/otkryityiy-i-zakryityiy-slog/#ixzz5KAvZRFtd


 

Скачано с www.znanio.ru

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

Содержание Введение.........

Содержание Введение.........

Введение Каждый педагог должен постоянно стремиться к формированию познавательного интереса учащихся к обучению, совершенствованию навыков, умений и творческой деятельности, а это требует культуры правильного произношения…

Введение Каждый педагог должен постоянно стремиться к формированию познавательного интереса учащихся к обучению, совершенствованию навыков, умений и творческой деятельности, а это требует культуры правильного произношения…

Понятие слога в английском и русском языке

Понятие слога в английском и русском языке

Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога

Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога

Акустическая теория (теория звучности, сонорная терия) применительно к русскому языку развита

Акустическая теория (теория звучности, сонорная терия) применительно к русскому языку развита

Типы слогов по их началу и концу

Типы слогов по их началу и концу

Гласный может быть в слоге без согласных или иметь не более 3х согласных перед ним и до четырех согласных после него

Гласный может быть в слоге без согласных или иметь не более 3х согласных перед ним и до четырех согласных после него

CVCCC быстр; 3. CCVC жмот; 4

CVCCC быстр; 3. CCVC жмот; 4

Правила слогоделения в английском и русском языке

Правила слогоделения в английском и русском языке

Или: переносим раз-бить, делим на слоги ра-збить

Или: переносим раз-бить, делим на слоги ра-збить

В случае с удвоенной согласной буквой это несложно представить

В случае с удвоенной согласной буквой это несложно представить

Заключение И так, подводя итог, можно сказать: 1

Заключение И так, подводя итог, можно сказать: 1

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021