Структура
урока классического танца.
Каждый урок классического танца опирается на
закономерности его развития. Любой урок классического танца состоит из четырёх
частей:
- экзерсис у палки;
- экзерсис на середине;
- allegro;
- port de bras.
Первая - экзерсис у палки, то есть изучение элементарных движений, из которых
затем слагаются самые сложные формы классического танца.
Работая над экзерсисом необходимо:
- все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной, так
и с другой ноги, что в равной мере укрепляет и развивает двигательный аппарат
учащихся;
- все движения изучать сначала у станка, затем на середине зала;
- все учебные задания начинать с preparation;
- помимо правильной подготовки и выполнения самого движения вырабатывать у
учащихся умение столь же внимательно и аккуратно заканчивать каждое учебное
задание, то есть вносить в исполнение элемент четкой завершенности.
Последовательность изучения всех движений классического танца предлагает
учебная программа предмета. Но по мере их усвоения последовательность эта
несколько изменяется.
У станка и на середине зала последовательность экзерсиса может быть примерно такой:
- Grand plie;
- Различные виды battement tendu,
- Rond de jambe par terre;
- Battement fondu et battement soutenus;
- Различные виды battement frappes;
- Rond de jambe en l’air,
- Double frappe et petit battement;
- Battement releve lent et battement developpes;
- Grand battement jete.
Сюда же входят различные позы, port de bras,
танцевальные шаги, повороты, пируэты, постоянно усложняющаяся
последовательность исполнения экзерсиса, который может варьироваться в
зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя. Вторая
часть - экзерсис на середине. К экзерсису на середине можно приступить после
изучения экзерсиса у палки. Все изученные движения в экзерсисе у палки
выносятся на середину зала. Эта часть урока необходима для приобретения
апломба, свободной ориентации во всех направлениях, для раскрытия творческой
индивидуальности.
Последовательность, изучения та же, что и в экзерсисе у палки. Вначале все
упражнения выполняются en face, движения не комбинируются. Затем изучается
исходное положение - epaulement - для всех упражнений на середине. Экзерсис на
середине зала, как правило, составляется компактнее и короче. Построение его
следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных
упражнений. Но как бы не был построен экзерсис на середине, он всегда должен
лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать её.
Большое значение в экзерсисе на середине придается adagio. Например,
А.Я.Ваганова все движения экзерсиса на середине зала задавала в форме 3 adagio,
а Пономарев - в форме 5, разделяя движения на меньшие группы.
Adagio - это работа над всесторонним овладением позами классического танца и
самой разнообразной их связью.
Построение adagio в различных классах складывается из пройденных поз, движений.
Но в первом классе adaqio как такового еще нет. Здесь только начинают изучать
различные позы с ногой, не отделенной от пола. Со второго класса начинают
изучать позы на 90° и соединять несложными приемами, то есть составлять
простейшее adagio.
Постепенно adagio приобретает все более трудный и силовой характер за счет
объема и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приемов связи,
повторов, малых и больших pirouettes. Таким путем постепенно утверждается
учебная форма «большого adagio».
И, наконец, в старших классах вводится так называемое второе adagio, которое
представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу.В
каждом adagio должна присутствовать определенная учебная задача - отработка
того или иного исполнительского приема, а не вообще силы, устойчивости и
пластичности движения.
В третьей части урока - allegro - осваиваются различные прыжки классического
танца. Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той
последовательности, которая указана в учебной программе. В дальнейшем курсе
обучения эта последовательность несколько изменяется. Различают малые, средние
и большие прыжки.
Прыжки делятся на следующие группы:
- С двух ног на две (changement, echappe, assemble, glissade, ferme и др.);
- С двух ног на одну (sissonne simple, sissonne ouvert, pas faille и др.);
- С одной ноги на другую (pas jete, pas emboite и др.).
Высоту прыжков определяет музыкальный темп, соответствующий классу, заданию.
«По мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших,
они приобретают большую «подвижность», в смысле разнообразия сочетаний и
последовательности выполнения на уроке».
Упражнение на пальцах. Техника танца на пальцах в женском классе играет
значительную роль. Поэтому упражнения на пальцах следует начинать с первого
года обучения, но не раньше, чем учащиеся усвоят правильную постановку корпуса,
рук и головы, натянутость и выворотность ног, а главное - приобретут развитый
подъём и силу стопы. Начинать надо с наиболее простых упражнений, к которым
относятся releves в первой, второй и пятой позициях.
С начала releve на пальцы изучают у палки, но, не упираясь в неё руками. Усвоив
правильное положение ног на пальцах, упражнение переносят на середину зала.
Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после
напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя при помощи выполнения
различных форм port de bras.
Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением без
резких спадов и подъёмов. При этом каждая часть урока должна иметь свою кривую
с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам
приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.
Урок должен строиться по методу от простого к сложному. Поэтому в каждой части
урока рекомендуется вначале выполнять движения не сложные по своей структуре,
не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно
повышающие физическую трудность исполнения.
Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в
процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и свободнее и легче
преодолевать дальнейшие трудности урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.