ЭТАПЫ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВОГО
Задача – создать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин»; необходимо затронуть три пласта мотивации:
- «надо» - подводим ученика к осознанию;
- «хочу» - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ;
- «могу» - устанавливаются тематические рамки.
Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия.
На данном этапе урока учащиеся проявляют способность регулировать свои действия, прогнозируют свою деятельность на уроке, осуществляют самоорганизацию.
"Психологический тренинг". Очень важна психологическая установка на урок. Урок можно начать со слов:
- «улыбнитесь соседу справа, поприветствуйте соседа слева; пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое»
«Девиз урока, эпиграф к уроку, пословицы, поговорки» («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
«Побуждение» - приём вызывания исходной мотивации. Например, актуализировать мотивы предыдущих достижений ("Мы хорошо поработали над предыдущей темой и сегодня…»); терпение и труд вас к успеху приведут.
«Ассоциативный ряд». К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Работа над этим рядом будет следующая:
-если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
-оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
«Отсроченная отгадка» - приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует:
-умение анализировать и сопоставлять факты;
-умение определять противоречие;
-умение находить решение имеющимися ресурсами.
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
«Необъявленная тема» - универсальный приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. Пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения. Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
- вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
- активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
- при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли найти затруднения и зафиксировать их.
«Установи сходство и различие». Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить
«Лови ошибку». Объясняя материал, учитель допускает ошибку или обучающимся показывается текст со специально допущенными ошибками. (Ошибки можно брать из работ учащихся)
«Мозговой штурм». «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть?
Требуется найти решение.
После предложенных вариантов решения вопроса выясняется, что уже знаем, а что необходимо узнать сегодня.
«Раздели на группы». Приём предполагает разделение организмов, процессов, понятий, характеристик. Предлагается провести классификацию определений, которые написаны на карточках. Принцип классификации может быть известен или нет.
«Дай информацию». Задание для обучающихся - извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод, а может быть цифра
Например: извлеките всю информацию из числа 312.
Число 312 занимает 312 позицию натурального ряда чисел. Составное, имеет соседей 311 и 313, трёхзначное, не круглое. В нём всего 31 десяток, отдельно 3 сотни, 1 десяток, 2 единицы). Делится на 1, 2 и на себя. Обозначается цифрами 3,1,2
«Шаг за шагом». Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. Работа на данном этапе строится следующим образом:
- ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание,
проговаривают вслух: что и как они делали;
- в ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения;
- завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
«Составление алгоритма». Задание составить алгоритм, записать в виде схемы.
«Птичий базар». Индивидуальное проговаривание каждым учащимся нового правила вслух (не хором).
«Цепочка». По цепочке проговаривание последовательных шагов по применению правила, нового знания.
«Расшифруй!». Расшифровать схематическую запись, прочитать информацию, опираясь на схему, записать словесную формулировку схематической записи
«Починить цепочку». Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями. Например, поставьте правильно этапы работы над выражением
(12+15:3-9)+ 9 . 2.
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Работа строится так:
- ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение;
- на основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока);
- выбирается способ, который позволит получить новое знание:
способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают); способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
- выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема:
формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
«Помощники». Обучающимся предлагается определить цель урока с помощью слов-помощников:
-повторим
-изучим -узнаем -проверим.
Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.
«Тема в виде проблемного вопроса». Формулировка темы в виде вопроса.
«Отгадай ребус, загадку, шараду». Приём предполагает подведение к теме и цели урока через ребус, загадку, шараду
«Подводящий диалог» – это цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы. Например, урок русского языка. Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
мяч дочь шалаш печь камыш мышь
-по какому признаку разбили слова на 2 столбика?
-что общего у всех слов?
-чем отличаются?
Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
«Группировка». Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
«Мини – рассказ». Задание: составь мини-рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе.
«Упрости!». Упростить предложения без потери смысла (или текст учебника или научно-популярного журнала).
«Создай коллекцию». Задание: собрать, оформить, описать коллекцию
«Послушать – сговориться – обсудить". Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.
Например, ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 минуты. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.
«Совмести вопрос с ответом». Учитель готовит два вида карточек: карточки – вопросы и карточки – ответы на эти вопросы. После прочтения нового материала каждый обучающийся получает либо вопрос, либо ответ на карточке. Карточки раздаются в случайном порядке. Учитель просит найти ученика с соответствующим вопросом или ответом.
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
«Чего больше?». Ведущий (педагог, ученик) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.) Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод? Насекомых или птиц? «Реклама или Рекламное бюро». Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5-8 мин. Класс делится на «всемирно известные» рекламные компании, названия им придумывают сами учащиеся. Каждая компания может при рекламировании использовать наглядный материал (рисунки, схемы, фотографии, высказывания, периодические издания и т.п.), можно привлечь варианты художественного исполнения (стихи, сценические миниатюры).
«Деловая игра». Деловая игра имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов. Например при изучении темы «Площадь фигур» провожу игру «Строители» на уроке математики. Задание: рассчитать стоимость ремонта квартиры. Группы: строители, дизайнеры.
«Две правды и неправда». Класс делится на малые группы по 3 – 5 человек. После изучения материала предлагаю группам написать на листе бумаги 3 утверждения по пройдённому материалу, 2 из которых должны быть правдой, а один – неправдой. Предлагаю каждой группе по очереди зачитать свои утверждения, а остальным группам определить, что является правдой, и неправдой. Когда все утверждения будут зачитаны, делаю обзор и корректировку ответов.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. На этом этапе создаётся (по возможности) ситуация успеха для каждого ребенка, для учащихся, допустивших ошибки, предоставляется возможность выявить причины ошибок, исправить их
«Буквенный диктант». Запишите первые буквы ответов. По первым буквам ответов получилось задуманное слово.
«Тренировочная к/р». Учитель проводит мини-к/р, но отметки в журнал идут по желанию учеников
«Творческий тест». Проводится проверка на уровне восприятия, выявляются умения творчески строить ответ на поставленный вопрос.
Задания:
- впиши пропущенное слово;
- закончи предложение и т.п.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, закрепляются знания новых способов действий и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Проводится подготовка к изучению следующих разделов курса.
«Создай презентацию». Задание: создай презентацию к изученной теме или создай листовку по теме.. Например, после изучения темы «Животные» даю задание:
- представьте себя каким- либо животным. Подумайте и расскажите а) что может рассказать людям это животное;
б) о чём оно может разговаривать с другими животными;
в) о чём оно может разговаривать с растениями. «Своя опора» или «Своя шпаргалка». Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу. Можно провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления»
«Вопросительные слова». Приём, направленный на формирование умения задавать вопросы. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Пример:
Вопросительные слова |
Основные понятия темы |
Что? Где? Почему? Как? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? |
|
|
|
«Повторяем с контролем» или «Ступеньки интеллекта». Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Их количество должно быть не менее 5. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать вопросы. В классе можно объявить конкурс на лучший вопрос по теме. Количество времени на составление вопросов регламентируется учителем.
Оценку результативности работы над вопросами можно осуществить по следующим критериям:
-вопросы, отражающие причинно-следственные связи, оцениваются «отлично»:
-вопросы аналитического и сравнительного характера оцениваются
«хорошо»;
-вопросы констатирующего характера оцениваются
«удовлетворительно» или совсем не оцениваются.
«Интеллектуальный футбол». Класс делится на две команды. В каждой выбирается вратарь, защитники и нападающие. Нападающие - задают вопросы, защитники – отвечают, на роль вратаря лучше всего выбрать обучающегося, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные не знают ответа.
«Свои примеры». Ученики готовят свои примеры к новому материалу. Класс может быть разбит на группы и у каждой свое задание
«Составление текста». Задание: составить текст с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись.
«Создай паспорт». Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого объекта или явления по определенному плану. Например, детям даётся задание извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод. Свои детям я давала задание: составить паспорт слова.
«Одно слово». Задание: обобщить несколько слов одним понятием и термином
«Кроссворд». Задание: составить или решить кроссворд.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Выделяют три вида рефлексии:
- рефлексия эмоционального состояния и настроения (используются сигнальные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций);
-рефлексия деятельности на уроке (на данном этапе фиксируется самооценка учениками собственной учебной деятельности);
- рефлексия содержания учебного материала.
«Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Например: кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться); написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения; написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
«Подумай и запиши». Запишите одно предложение, суммирующее информацию урока. Подумайте о том, о чём вы только что узнали. Если бы вы объясняли основную мысль кому – то ещё, что бы вы сказали? Запишите ваше объяснение в одном – двух предложениях. Подумайте, как вы можете использовать эту информацию. Запишите два – три способа практического применения того, что вы только что узнали. Подумайте, какой вопрос у вас по – прежнему остался по этой информации. Запишите этот вопрос и передайте его мне. Если у вас нет вопросов, напишите самое важное из того, что вы узнали. Если бы вы составляли тест по изученному материалу, то какой бы вопрос вы в него включили. Запишите его на лист и прикрепите к доске. Напишите контрольный вопрос по материалу на карточке. Напишите ответ на обратной стороне карточки. Теперь обменяйтесь карточками с соседом вопросом вверх. Напишите ответ на вновь полученный вопрос и проверьте его правильность на обратной стороне карточки.
«Каракули». Другими словами, визуальный аналог, одноминутная графика. Участники создают образы: иконки, линии, формы, узоры, рисунки, фигуры, обозначающие факты или концепции по теме. Это правополушарный вид деятельности. Задание для групп:
- нарисуйте простой логотип, символизирующий нашу тему; объясните его.
Можно дать и такое задание:
-подумайте, какой образ помог бы вам запомнить новую информацию; сделайте набросок этого образа;
-запишите три наиболее важных понятия, о которых мы говорили до сих пор; нарисуйте образ, символизирующий каждое понятие; затем нарисуйте линии или кривые, представляя связи между собой;
-выберите шесть ключевых слов из материала, который мы только что прошли. Запишите слова на бумаге и нарисуйте символы, представляющие каждое слово.
«Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта. Позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
«Письмо самому себе». Учитель дает следующие задание:
-сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через месяц, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на уроке, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути.
Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например, «Я надеюсь, что ты успел…», «Я думаю, что у тебя получилось…», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.