Структура урока решения проектной задачи
Оценка 4.6

Структура урока решения проектной задачи

Оценка 4.6
doc
12.01.2020
Структура урока решения проектной задачи
Статья_Структура урока.doc

Структура урока решения проектной задачи

 

Приоритетным направлением современного образования является целостное развитие личности ребенка, что должно обеспечиваться, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы действий», «надпредметные умения». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта [1].

Профессиональный поиск ответа на вопрос, какие методы, формы и приемы обеспечивают эффективное формирование УУД обучающихся, приводит к необходимости организации деятельности школьников по решению проектной задачи в урочной и внеурочной деятельности.

Под проектной задачей понимают «задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер… Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата» [2]. Данное определение уже подразумевает, что в процесс решения проектной задачи обеспечивает формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Следуя собственному опыту по организации деятельности обучающихся 5-7 классов решению проектных задач, поэтапное формирование УУД в обобщенном виде можно представить следующим образом:     

 

Цель/задачи этапа

Показатели достижения результата

Планируемы УУД

1. Организационный момент

Цель: создание условий для осознания внутренней готовности вхождения учащихся в учебный процесс, их самоорганизации.

Задачи:

- проверить (определить) готовность учащихся к уроку;

- создать условия для позитивного настроя на урок.

- полная готовность кабинета и оборудования к уроку;

- организация учащимися рабочего места;

- быстрое включение учащихся в деловой ритм;

 - кратковременность организационного момента;

- организация внимания всех учащихся.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- организовывать себя на продуктивную работу.

Личностные:

- эмпатия и сопереживание/ эмоционально-нравственная отзывчивость;

- смыслообразование.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками;

2. Создание проблемной ситуации, целеполагание

Этап описания квазижизненной ситуации

Цель: создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока.

Задачи:

- познакомить с описанием проектной задачи и переформулировать ее в проблему;

- организовать обсуждение с учащимися проблемы, определить ее практическую значимость;

- создать условия для самостоятельного целеполагания учащихся;

- создать условия для самостоятельного планирования действий выбора способов и средств решения проектной задачи.

 

- использованы приемы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания;

- организована деятельность по приему целей учащимися;

- осознана проблема, поставлена учебная задача;

- сформулирована учащимися тема, цель, задачи деятельности;

- выбраны способы достижения цели;

- спланированы действия по достижению результатов;

- смоделирован проект;

Познавательные:

- выделять существенную информацию из текста;

- извлекать наиболее значимую информацию из текста/наглядного материала

- анализировать информацию, данную в разных формах;

-группировать/ классифицировать по заданным или выбранным самостоятельно критериям и основаниям;

- использовать полученную информацию в новой учебной ситуации;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их.

Личностные:

- формировать умение соблюдения этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

- сформированность способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- самостоятельно определять цели обучения, обнаруживать и формулировать проблему;

- обосновывать значение цели для решения практических и жизненных задач и проблем;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно находить средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов своей учебной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль/взаимопроверку.

Коммуникативные:

- работать в группе/паре, устанавливать рабочие отношения;

- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе.

3. Организация и проведение проектной деятельности учащихся

Этап моделирование

Цель: создание условий для включения учащихся в групповую проектную деятельность по решению проблемы.

Задачи:

- организовать самостоятельную групповую проектную деятельность учащихся по решению проблемы;

- обеспечить учащихся необходимым методическим обеспечением, оборудованием (инструкционные карты, раздаточный материал, дополнительный материал и др.) для совместной деятельности;

- договориться о критериях результативности для оценивания работ на основе предложений учащихся;

- распределить учащихся на группы;

- обеспечить высокую степень самостоятельности учащихся при решении проектной задачи;

- обеспечить по мере необходимости консультацию учащихся по работе с инструкционными картами.

- учащиеся распределены по группам для решения проектной задачи;

- учащимися определены роли в группе;

- предъявлены критерии оценки выполненных работ (за что и каких пределах выставляются баллы);

- успешность решения проектной задачи.

 

Регулятивные:

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей;

- планировать расход времени на выполнение каждого действия, раздела плана;

- определять степень успешности выполненной работы, исходя из критериев оценки;

- осуществлять взаимный контроль/взаимопроверку;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

Познавательные:

- работать с инструкциями и алгоритмами;

- определять основную и второстепенную информацию для выполнения учебных заданий;

- строить логическое рассуждение, делать умозаключения;

- устанавливать причинно-следственные связи.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- создавать и преобразовывать модели/схемы для решения учебных и познавательных задач;

- систематизировать информацию в соответствии с требованием задания.

- приводить доказательства при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности/сотрудничества с партнером;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- контролировать действия друг друга и уметь договариваться (в парах, в группах);

- организовать деятельность группы, распределить роли, работу среди членов группы;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

- оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока;

- самооценка/взаимооценка на основе критерия успешности выполнения задания;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- сформированность ценностного отношения к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;

- связывать свои успехи с усилием, трудолюбием.

4. Презентация выполненных заданий, проектов

Этап синтеза

Цель: организация презентации учащимися выполненных работ.

Задачи:

- организовать презентацию учащимися выполненных работ с аргументированием своей позиции (позиции группы);

- оценить качество выполнения работ, выставить баллы, учитывая степень активности каждого учащегося внешними экспертами и внутри группы;

- организовать обсуждение полученных результатов;

- организована презентация выполненных продуктов каждой группой в виде текстовых, знаковых, графических средств;

- оценен труд каждого участника группы, степень активности в выполнении заданий, качество продукта

- заполнены карты наблюдения внешними экспертами

Регулятивные:

- проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные:

- оформлять учебный проект в соответствии с требованиями;

- представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности и аргументированных ответов на вопросы;

Коммуникативные:

- придерживаться темы при изложении мыслей, не допуская грубых речевых ошибок;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;

- слушать собеседника, задавать конструктивные, уточняющие вопросы;

- используя презентацию, комментировать слайды, поддерживать визуальный контакт с аудиторией;

- учитывать и придерживаться правил публичного выступления.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- сформированность ценностного отношения к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

5. Рефлексия, подведение итога

Цель: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели, планируемого результата, осознание учащимися своей учебной деятельности, подведение итога урока.

Задачи:

- организовать рефлексию и самооценку учащихся;

- установить соответствие между поставленной целью и результатом решения проектной задачи;

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления.

- подведен итог урока;

- проведена рефлексия учебной деятельности;

- соответствие методов обучения и процедур оценивания;

- проведен анализ результатов, соотнесение его с проблемой;

- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;

- адекватность самооценки, оценки учителя.

Регулятивные:

- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других (в том числе группы);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные:

- передавать информацию посредством мимики и пантомимики/интонации;

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.

Личностные:

- умение оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ - М.: Просвещение, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура урока решения проектной задачи

Структура урока решения проектной задачи

Структура урока решения проектной задачи

Структура урока решения проектной задачи

Структура урока решения проектной задачи

Структура урока решения проектной задачи

Структура урока решения проектной задачи

Структура урока решения проектной задачи

Структура урока решения проектной задачи

Структура урока решения проектной задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2020