Задания 1-3
Работа с микротекстом
Автор разработки: Шаповалова Т.В., учитель русского языка и литературы КГАНОУ КЦО
Хабаровск 2025
Хлопотный, трудный
Прихоть, причуда
Суть, сущность
Выразительный, своеобразный
Любезность, похвала
Уточнение, пояснение
Определённо, предметно
Установление, утверждение
Отвратительный, страшный
Преклонение, почитание
Проверь себя
1
3
2
4
1
3
1
4
3
Поджелудочная железа представляет собой орган, имеющий удлиненную форму, дольчатое строение и локализующийся в брюшной полости. Анатомически поджелудочная железа состоит из головки, тела и хвоста. Эта железа относится к железам смешанной секреции.
Поджелудочная железа не только выполняет важную функцию в пищеварительном процессе, но и является источником гормонов, регулирующих углеводный обмен организма. В качестве экзокринной железы она вырабатывает поджелудочный сок, который богат белковыми, углеводными и жировыми ферментами и поступает в двенадцатиперстную кишку. В качестве эндокринной железы она образует и выделяет в кровь гормоны, например, инсулин и глюкагон, которые действуют совместно и регулируют энергоресурсы организма.
Инсулин необходим для транспорта глюкозы (она является основным источником энергии для клеток организма человека), а также калия и аминокислот внутрь клеток. Сам инсулин проникать в клетки не может, поэтому свою функцию осуществляет посредством взаимодействия с рецепторами на поверхности клеток.
Глюкагон регулирует поступление глюкозы в кровь, а инсулин заставляет ткани впитывать глюкозу; соответственно, уровень сахара в крови повышается <…> понижается. Любое нарушение в выработке этих гормонов может стать причиной сахарного диабета – опасной для жизни человека болезни.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст написан в научном стиле – этим обусловлено широкое использование терминов (секреция, углеводный обмен, аминокислоты и др.).
2) Гормоны инсулин и глюкагон, производимые поджелудочной железой, совместно регулируют уровень сахара в крови, поэтому нарушение в выработке этих гормонов может привести к сахарному диабету.
3) Автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых эпитеты (дольчатое строение, смешанной секреции, сахарного диабета).
4) Жанр текста – рецензия, в ней даётся комментирование основных положений (толкование авторской мысли, собственное дополнение к мысли, высказанной автором, выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.), обобщённая аргументированная оценка явления, выводы о значимости работы.
5) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова, вставная конструкция.
4.Рецензия – это критический отзыв о каком-нибудь сочинении (в том числе и научном), спектакле, фильме (или другом произведении
125
3.Автор не прибегает к использованию художественных средств выразительности, это обусловлено стилевой принадлежностью текста; перечисленные прилагательные не являются эпитетами, поскольку не представляют собой образные, яркие определения
Читатели Блока обыкновенно представляют его себе печальным человеком, далёким от простых и обыденных радостей жизни. В стихах его изредка проявляется юмор, а весёлости нет и следа.
Но между тем в живом, настоящем Блоке было много светлого юмора и самой непосредственной, детской весёлости. До знакомства с ним поэт Андрей Белый представлял его себе болезненным, хилым юношей и был поражён и даже разочарован, увидав здорового, сильного и красивого человека, да ещё в хорошо сшитом костюме и со спокойной манерой держать себя. Всё это совершенно не соответствовало его представлению о поэте-мистике, погружённом в заоблачные миры.
Познакомившись с Блоком, А. Белый узнал его с новых сторон. <...> при всей тонкости его проникновений в душу Блока и при всей духовной близости обоих поэтов он так и не разглядел в Блоке того, что особенно бросалось в глаза близким художника. Блок прежде всего ребёнок – простодушный, невинный и милый.
В своей речи о символизме, прочитанной в «Обществе ревнителей художественного слова», он произнёс: «Художник должен быть трепетным в самой дерзости, зная, чего стоит смешение искусства с жизнью, и оставаясь в жизни простым человеком». Этот завет свой он и исполнил. Он был в жизни простым человеком. А затем поэт продолжил: «Но есть неистребимое в душе, там, где она младенец». В его душе это «неистребимое» проявлялось и в ясности его улыбки, и в уменье радоваться всяким житейским пустякам, а также солнцу, шуткам, да ещё в уменье играть и шалить, которое было ему в высшей степени свойственно.(По М.А. Бекетовой)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к научному стилю, так как основная цель автора – сообщить научную информацию о символизме.
2) Автор выражает своё ироничное отношение к Андрею Белому, используя градацию («болезненным, хилым юношей», «ребёнок – простодушный, невинный и милый»).
3) Выразительность тексту придают синтаксические средства, среди которых – однородные члены предложения, обособленные члены предложения, сложные предложения.
4) Наряду с общеупотребительной лексикой (человек, душа) в тексте используются термины (искусство, поэт, юмор).
5) Особенностью публицистического текста является использование цитирования (в последнем абзаце), инверсии (В стихах его изредка проявляется юмор…), лексического повтора («при всей тонкости его проникновений в душу Блока и при всей духовной близости обоих поэтов»).
35
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.