Структура изучения предмета «Окружающий мир»
Оценка 5

Структура изучения предмета «Окружающий мир»

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
окружающий мир
3 кл
02.04.2018
Структура изучения предмета «Окружающий мир»
Школьный курс биологии неоднороден, однако представляет собой систему взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных системой терминов.Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словесно выражаются через термины. Наука терминология зародилась только в середине 19 в. Терминология четко определила соотношение в котором находится слово, термин и понятие. Термин-это слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин выполняет 2 функции: служит названием понятия и отражает содержание понятия. Что же такое понятие? Понятие –форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений. Термины и понятия находятся в определенных коррелятивных отношениях )соотносительные понятия ) , которые заключаются в следующем: термин входит в определение понятия, но определения понятия не сводится к термину. Можно сказать ,что качество усвоения научного языка биологии связано с системой терминологической работы, состоящей из следующих методов и приемов:Структура изучения предмета «Окружающий мир»
Структура изучения предмета «Окружающий мир».docx
Структура изучения предмета «Окружающий мир» Многие годы начальные школы страны работали по единым программам и учебникам  природоведения, которые выполняли роль стандартов. Это объединяло педагогическое  пространство в государстве. Растущая в последние годы вариативность начального естественно­научного образования  породила ряд проблем. Множество программ и учебников, действующих в начальной  школе, дают учителю возможность выбора, но при этом образование страдает из­за  отсутствия согласованной содержательной основы. Предмет «Окружающий мир» ­ это основы естественных и социальных наук. Цель курса  окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к  рациональному постижению мира.  Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального  отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса  окружающего мира.  Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Очень важно с самых первых шагов  ребѐнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой  возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых  шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и  хозяйства человека в нѐм.  В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических  курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс  «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся  младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его  биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре.  Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование  целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений,  формирование представления о месте и роли в нѐм человека, развитие эмоционально­ ценностного отношения к нему.  В рамках непрерывных программ Образовательной системы «Школа 2100» был разработан  интегрированный курс «Окружающий мир» (авторы А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан ).  Этот курс можно считать переходным «от репродуктивного» к «развивающему». Авторы  предлагают не ограничиваться узким кругом начальных естественно­научных знаний, а  давать ответы на любые вопросы ребенка об окружающем мире. Они отбирают для  рассмотрения обширный круг вопросов, который, безусловно, невозможно усвоить в  начальной школе. Но авторы и не ставят такой задачи, «ведь один из основополагающих  принципов, на котором построены учебники в Образовательной системе «Школа 2100», –  принцип минимакса. Он позволяет отобрать небольшой объем важнейших понятий,  который должны усвоить все ученики. Усвоение достигается путем многократного и  непрерывного использования полученных знаний. А остальные знания могут усвоить те  школьники, кого они заинтересовали» [37] . Главная цель изучения курса – воспитание человека, осознающего свое место и место  человечества в окружающем мире. Средством реализации поставленной цели является ознакомление школьников с  элементарной целостной картиной мира и развитие умения пользоваться ею . Процесс  обучения, по мнению авторов, должен сводиться к выработке навыка истолкования  собственного опыта. Это достигается тем, что школьники учатся использовать полученные  знания в процессе выполнения конкретных теоретических и практических заданий. Главным способом осмысления мира является решение проблемных творческих задач.  Изложение сравнительно полной картины мира должно придать творческий  исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать  вопросы, помогающие осмыслить их опыт. В 1 классе изучается предмет «Я и мир вокруг». Цель его изучения – показать всеобщую взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом дети  познают мир, сравнивая его с собой как наиболее известным объектом. Разрабатывая  содержание программы для 1 класса, авторы руководствовались правилом «от близкого – к далекому». Вначале дети знакомятся с ближайшим окружением (домом, школой, улицей,  городом), а затем узнают о значении природы и ее компонентов. Глобальный подход к изучению природы, лежащий в основе построения программ  последующих лет обучения, требует знания «языка», на котором можно говорить о нашем  общем доме – Земле, поэтому во 2 классе дети изучают язык географических карт.  Этот курс называется «Наша планета Земля». Школьники учатся «путешествовать» по  карте и знакомятся с законами и правилами, позволяющими ориентироваться в  окружающем мире, объяснять его устройство. К сожалению, в основу программы для 2 класса не положен краеведческий принцип  обучения. Несомненно, круг общения современных школьников расширился, благодаря  телевидению, компьютеру и возможности свободно передвигаться по планете. Но не надо  забывать слова В. Г. Белинского, которого удручало, что в школьном обучении мы все  глядим «куда­то вдаль и не видим, что у нас под носом делается». Он советовал: «… Давайте детям больше и больше созерцать общего, мирового, но преимущественно  старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления… Общее является  только в частном: кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человече  ству» [38] . Курс окружающего мира А. А. Вахрушева и др. разработан с экологических позиций.  Наиболее экологизированной является программа для 3 класса. В 3 классе курс представлен двумя книгами – «Обитатели Земли», в которой изучается  биосфера, ее история, роль живых организмов в поддержании круговорота веществ, и «Мое Отечество» (авт.д. Д. Данилов, С. В. Тырин, Н. В. Иванова), посвященная нашей стране –  России и ее национально­государственным ценностям и достижениям. В 4 классе ученики познают мир, пользуясь книгами «Человек и природа» и «Человек и  человечество». Из первой дети узнают о строение организма человека, его месте в  биосфере Земли и происхождении рукотворного мира. Во второй раскрываются новые  уровни знаний об обществе и психологическом мире человека. Естественно­научное содержание учебников­тетрадей довольно сложное. Учителю,  работающему в данной системе, необходимо хорошо знать биологию, экологию,  эволюционную теорию, географию. При необходимости возможно организовать  консультацию предметников как для учителя, так и для родителей. Главная мысль курса по изучению окружающего мира – «человеческая экосистема  медленно, но закономерно “поедает” и засоряет всю биосферу продуктами своей  жизнедеятельности», что приводит к экологическому кризису, угрожающему  существованию человечества. Единственная разумная стратегия – вписывание своей  хозяйственной деятельности в исторически сложившийся круговорот веществ в биосфере»  [39] . Изучение окружающего мира в системе Л. В. Занкова может идти по одной из двух  программ, разработанных авторскими коллективами: программе Н. Я. Дмитриевой, А. В.  Козакова и программе И. П. Товпинец. Они основаны на принципах развивающего  обучения, предусматривающих обучение детей на высоком уровне трудности, ведущую роль теоретических знаний, прохождение материала быстрыми темпами, осознание  школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся (и сильных и слабых).  Курс Н. Я. Дмитриевой и А. В. Козакова «Мы и окружающий мир» носит  интегрированный характер. Его содержание составляют материалы из астрономии,  географии, биологии и истории. По мысли авторов от 1 к 4 классу должна прослеживаться  цепочка взаимодействий, которая включает следующие звенья: единство неживой и живой  природы; роль развития человека и общества на разных этапах истории; постепенное  высвобождение человека из­под власти природы; вмешательство человека в природу. В 1  классе она дается в самом общем виде, но здесь уже закладывается исторический подход к  рассматриваемым явлениям. Во 2 классе на первый план выступают пропедевтические знания основ наук, изучающих  неживую и живую природу (астрономии, географии, биологии) и методы познания мира. Курс 3 и 4 классов насыщен историческим содержанием, которое авторы пытаются связать  с вопросами естествознания. Прослеживается путь развития человеческого общества, в  процессе которого человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливал  влияние на природу, что привело к нарушению экологического равновесия. В программах  подчеркивается, что только согласование развития человеческого общества с законами  природы поможет избежать необратимых экологических катастроф. В соответствии с принципом дифференциации, предложенным Л. В. Занковым в книге  «Обучение и развитие», «…т. е. расчленения целого на многообразные формы и ступени,  возникновения различий в процессе движения содержания», отбор содержания предмета  осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения . Мироведческий подход  позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это  далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей» [40] . Урок в образовательной системе «Школа 2100» С целью активизации познавательной деятельности детей при изучении курса проводятся  уроки с использованием групповой и индивидуальной работы, применением игр и игровых  ситуаций. Работу по формированию знаний предлагается вести в несколько этапов: 1. Непосредственное наблюдение за объектами и явлениями природы. Постановка  проблемной ситуации. 2. Усвоение готовой информации или совместное открытие знаний. 3. Применение знаний и умений в знакомой ситуации. 4. Творческое применение знаний в новой ситуации. 5. Подведение итога. В 1 классе урок строится на основе жизненного опыта детей и включает следующие этапы: – введение к уроку (актуализация опыта или практическая работа); – объяснение правила учителем; – практикум по применению знаний; – подведение итогов работы. На первом этапе учитель задает проблему, играющую роль мотивации учебной  деятельности. Ученики предлагают свои пути решения проблемы, которые им  подсказывает жизненный опыт.  На втором этапе урока рассказ учителя помогает «установить связь вещей в маленьком  мирке». При этом большая часть работы человечества по открытию законов природы  опускается, и информация сообщается детям в готовом виде – в виде правила, наводящего  порядок в окружающем мире. Самая продолжительная часть урока посвящена самостоятельному применению  полученных знаний при выполнении заданий в учебнике тетради. Очень важен последний этап работы, на котором обсуждаются результаты работы и выясняется главное  содержание изучаемой темы. В последующих классах схема урока усложняется.  На первом этапе предлагается знакомить учащихся с новым опытом. Это может  происходить путем разыгрывания проблемной ситуации или демонстрации опыта,  результаты которого нужно объяснить. Второй этап состоит в совместном открытии знаний, знакомстве с законами,  выведенными учеными. Это происходит во время учебных дискуссий и работы с  учебником­тетрадью. Третий этап посвящен практикуму по применению полученных знаний как в знакомой  ситуации, так и в новых, нестандартных ситуациях. Число заданий в учебнике­тетради  избыточно, поэтому ученики могут выбрать задания для работы самостоятельно в  зависимости от интереса и возникших вопросов. На четвертом этапе подводятся итоги работы, задается домашнее задание. Урок в системах развивающего обучения Структура урока в системе Л. В. Занкова может существенно варьироваться. Цели урока  подчиняются не только формированию и проверке ЗУН, но и развитию свойств личности  ребенка. Урок строится в форме сотрудничества учителя и учащихся.  Основная методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной  активности учеников. Эта цель достигается посредством создания проблемных ситуаций,  составления и обсуждения плана урока вместе с учащимися, создания атмосферы  заинтересованности каждого ученика в работе класса, опоры на субъектный опыт  учеников, стимуляции детей к выполнению задания различными способами, высказыванию  своей точки зрения без боязни ошибиться, использования на уроке разноуровневого  дидактического материала, дающего ученику свободу выбора, оценивания (правильно­ неправильно) не только конечного результата, но и всего процесса деятельности.  Можно выделить следующие особенности урока в системе Занкова:  – гибкая структура, конкретизация целей, методов и средств обучения в зависимости от  назначения урока и его тематического содержания; – ход познания – «от учеников»; – преобразующий характер деятельности детей: наблюдают, сравнивают, классифицируют,  группируют, выясняют закономерности; – самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями; – включение ориентировачно­исследовательской реакции, творческой инициативы  учеников путем использования эффекта неожиданности заданий; – помощь и поощрение со стороны учителя; – организация учителем коллективного поиска, создание ситуаций общения с помощью  вопросов и заданий, пробуждающих самостоятельную мысль учеников, инициативу в  выборе способов работы; – создание обстановки для естественного самовыражения детей.

Структура изучения предмета «Окружающий мир»

Структура изучения предмета «Окружающий мир»

Структура изучения предмета «Окружающий мир»

Структура изучения предмета «Окружающий мир»

Структура изучения предмета «Окружающий мир»

Структура изучения предмета «Окружающий мир»

Структура изучения предмета «Окружающий мир»

Структура изучения предмета «Окружающий мир»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018