Структура развивающего урока
Механизм реализации новых подходов к обучению в начальной школе становится понятным при описании типовой схемы учебного занятия, которая включает в себя следующие основные этапы:
· проверку итогов предыдущей работы;
· презентацию нового материала;
· практику под руководством учителя;
· независимую самостоятельную практику обучаемых;
· самоконтроль и самооценку результатов работы;
· подведение итогов занятия;
· определение домашнего задания;
· специальное повторение;
· контроль знаний учащихся.
Первый этап - проверка итогов предыдущей работы. Главная задача этого этапа - обеспечить готовность школьников к включению в продуктивную обучающую деятельность.
Основные действия учителя на этом этапе следующие:
· помощь ученикам при включении в работу: подготовка нескольких
вопросов на повторение;
· организация живого диалога самих школьников с целью уточнения
общего уровня усвоенных знаний;
· проблематизация учащихся перед изучением нового содержания.
Как видим, начало занятия не связано с опросом в традиционном его понимании. В основе повторения - живой диалог учащихся, в ходе которого они свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят и при этом не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение. Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе со школьниками три типа высказываний, каждое из которых позитивное:
1. Похвалить ученика.
2. Направить (уточнить).
3. Заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.
Поскольку учитель не применяет негативных суждений, учащиеся откровенно высказываются по поводу изученного содержания. Они могут допускать ошибки или неточности, которые служат учителю лакмусовой бумажкой для более точного определения содержания новой порции учебного материала и способа его выстраивания.
Для сравнения представим начало традиционного урока - опрос учащихся. Учитель задает вопрос на повторение изученного материала, ученик встает и рассказывает все, что он знает по этому поводу. При этом в процессе ответа он не думает, не рассуждает, а говорит только то, что от него хотят услышать. Чем ближе его ответ к рассказу учителя или тексту учебника, тем выше отметка.
Пристрастный опрос в начале урока несет негативную психологическую нагрузку. Дело в том, что большая часть класса в ходе такого опроса испытывает чувство тревоги, страха, общего дискомфорта, часто находится в классе с единственной установкой - предпринять все, чтобы избежать удара по самолюбию.
Выход школьника из состояния тревожности в каждом отдельном случае индивидуален, однако занимает, как правило, от нескольких часов до нескольких дней и связан с различного рода невротическими изменениями.
Между тем четырехэлементный урок сразу после 10-15-минутной проверки домашнего задания и его оценивания предусматривает изучение нового сложного учебного материала. Учитель искренне хочет научить школьников, но в то же время, сам того не желая, вызывает совершенно противоположный педагогический эффект, создавая угрозу временной необучаемости школьников.
Очевидно, что на первом этапе учебного занятия педагогу, переходящему в режим развивающего обучения, необходимо исключить одиночное опрашивание, поверхностное оценивание, сравнение учащихся друг с другом, ибо это убивает у школьника всякое желание включиться в учебный процесс.
Безоценочное начало урока будет способствовать не только формированию у школьников готовности к включению в новые познавательные процедуры, но и созданию позитивного эмоционального фона в работе учителя и учащихся, использованию самого благоприятного времени в начале занятия для главного - активного включения обучающихся в познавательную деятельность.
Второй этап - презентация нового материала.
Презентация - это дарение нового знания учителем, необходимость получения которого осознана и желаема учащимися. Она связывается с введением содержания, которое не может быть освоено учащимися без помощи учителя.
В монологе учителя с целью сообщения новых знаний материал излагается блоками, включает базовые знания, поскольку прогрессивная модель обучения предполагает организацию самостоятельной работы школьников в классе по его освоению.
Действия учителя на этом этапе работы включают выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы, систематизацию этого материала, оформление его в схемах, а также поиск приемов, способствующих активизации мысли обучающихся в процессе его освоения.
Третий этап - практика под руководством учителя.
Практика под руководством учителя проводится с целью установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового содержания школьниками. С этой целью учитель задает вопрос и приглашает учеников отреагировать на него (поднять руки, если учебный материал понят, ответить хором на поставленный вопрос, пробует индивидуальные ответы),-затем корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что школьники что-то недопоняли.
Четвертый этап - независимая самостоятельная практика учащихся.
Имеется в виду групповая дискуссия по изучаемой проблеме, причем не учащихся с учителем, а между школьниками. Педагогу отводится роль -«спикера», организатора обмена мнениями. Его задача - быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, удерживая тему обсуждения, помогая ученикам самостоятельно сформулировать выводы.
В процессе организации независимой практики педагог имеет право на реализацию трех функций:
1. Задать вопрос.
2. Переадресовать его от одного учащегося к другому.
3. Резюмировать с целью выделения основных выводов темы и подведения итогов ее изучения.
Этот этап занятия немного похож на традиционный опрос тем, что учитель задает вопросы, выслушивает ответы учащихся, реагирует и уточняет подробности, но это только внешний рисунок. Смысл независимой практики заключается в том, что основное содержание изученной части темы школьники должны раскрыть самостоятельно.
Групповая дискуссия на уроке является ценнейшим инструментом познания, эффективным способом активного обучения учащихся в классе. Поэтому, если сразу после объяснения нового материала не предусматриваются различные виды проявления активности самих учащихся по его осмыслению, такое построение учебного процесса считается неэффективным, поскольку 80 % информации, не подкрепленной практической деятельностью самого человека по ее освоению, стирается из памяти в тот же день.
Пятый этап - самоконтроль и самооценка результатов работы.
Ведущей становится ориентация на применение индивидуальных эталонов, введение самооценки школьниками полученных результатов.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но также изучение всей темы, раздела, учебного предмета в целом.
Шестой этап - подведение итогов учебного занятия.
Подведение итогов работы должно быть тесно связано с когнитивными целями, поставленными до проведения занятия. Сравнение целей с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог занятия.
Седьмой этап - информация о домашнем задании.
Активная позиция школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр его познавательных усилий переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания значительно сокращается и включает, как правило, задания творческого характера на выбор.
Необходимо составить таблицы-экраны «Затраты
времени на выполнение домашних заданий», где можно определить точные затраты времени на приготовление домашнего
задания по каждому предмету, а также
затраты времени на выполнение домашнего задания по дням недели.
Дозировки:
Домашние задания даются учащимся с учетом
возможности их выполнения в следующих временных
пределах:
в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа;
во 2-м классе - до 1,5 часа;
в 3-4-х классах - до 2 часов;
Рекомендации по выполнению домашних заданий:
1. Давать задание на дом с подробной консультацией по его выполнению.
2. Научить работать с текстом, находить главную мысль прочитанного, составлять план ответа, отвечать на вопросы после прочтения текста, делать краткий пересказ.
3. Творческие задания по возможности задавать на несколько дней и не требовать их точного выполнения на следующий день.|
4. Объем письменной домашней работы не
должен превышать
третьей части объема работы, выполненной в
классе.
5. По возможности домашнее задание, дозировка его объема должны быть дифференцированными (кому-то из ребят легче выполнять задания по русскому языку, кому-то по математике, кто-то медленно читает, и от этого разное время тратится на выполнение домашних заданий).
Исследованиями определена несколько «болевых точек» важнейшей для начальной школы дидактической проблемы: всегда ли домашняя работа ученика целесообразна и выполняет свои функции; к чему ведет отсутствие дозированности домашних заданий; каковы их особенности и отличия от классных заданий.
В связи с этими вопросами хотелось бы обратить внимание на следующие положения:
- многие учителя продолжают задавать домашнее задание первоклассникам, особенно детям, которые в чем-то отстают, при этом забывают, что неуспевающие школьники обычно имеют слабое здоровье и увеличение учебной нагрузки отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном состоянии.
- домашнее задание не должно дублировать классную работу, его выполнение не должно превращаться в тренировку только памяти - желание запомнить как можно лучше текст учебника. Это должна быть работа по применению, использованию тех знаний, которые ученик получил в массе. Это особенно важно учитывать, так как репродуктивная работа снижает интерес к знаниям, не развивает самостоятельность, а именно она и является основным условием, обеспечивающей целесообразность и успешность выполнения домашней работы.
Лучший вариант домашней работы - творческий и дифференцированный ее характер. Совсем не обязательно, когда все дети получают одно и то же задание. Наоборот, работа в классе по обсуждению домашних заданий будет значительно интереснее и продуктивнее, если эти задания разные. В этом случае возникает учебный диалог: школьники могут дополнить высказывания друг друга, предложить другие способы решения одной и той же задачи, поспорить и порассуждать.
Восьмой этап Специальное повторение
Используется повторение нескольких видов. В процессе недельного повторения в течение 20 минут первого урока по предмету на неделе учитель вместе с учащимися останавливается на основных понятиях, изученных за прошлую неделю. Помесячные повторения используются для концентрации внимания учеников на материале, изученном за последний месяц. Главная задача этого этапа работы - обобщение, систематизация знаний, выделение основных идей курса.
Девятый этап Контроль усвоения знаний учащимися
В ходе учебного занятия он осуществляется с помощью различного рода проверочных, контрольных работ, тестов, которые используются как по усмотрению учителя, так и по предложению администрации и вышестоящих организаций.
Поскольку любое занятие есть система, искусственно создаваемая учителем ради достижения конкретной цели, то из этого набора элементов учебного занятия можно создать самые разнообразные комбинации. Причем следует иметь в виду, что в живом процессе обучения несколько этапов могут быть объединены в один, а время, отводимое на каждый из них, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Но как бы ни была гибка педагогическая среда, следует помнить, что исключение или перешагивание любого из этапов учебного занятия способно привести к снижению результата педагогического процесса, поскольку в этом случае искажаются психологические процедуры, заложенные в его основе.
Предлагаемая схема учебного занятия должна варьироваться и при обучении учащихся разных способностей.
Так, при обучении школьников со слабыми способностями применяется поддерживающее обучение. Суть его заключается в том, что новая информация выдается педагогом небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися.
На уроке это выглядит следующим образом. Учитель делает короткую презентацию, включает в обсуждение нового содержания самих школьников, затем продолжает изложение нового материала и вновь привлекает учеников к самостоятельному осмыслению услышанного.
Для того чтобы слабый ученик почувствовал ответственность за свою работу, предлагаются задания, выполнение которых позволит ему проводить самооценку полученных результатов и чувствовать «продвижение» в учебе, поскольку слабые учащиеся больше других нуждаются в создании ситуации успеха.
При обучении учащихся со средними способностями учителю достаточно часто приходится в ходе работы менять цели обучения, изменять темп, содержание нового материала. Некоторым ученикам нужно дать одно задание, другим - предложить несколько на выбор, а кого-то -увлечь инициативными проектами. Вариативные задания стимулируют работу учащихся и создают условия для их выполнения в темпе, удобном для школьников.
В работе с хорошо успевающими и одаренными учащимися используется вариант занятия, стимулирующий к самостоятельной познавательной деятельности. Презентации могут быть длиннее и содержательнее. Во время дискуссий учитель поддерживает интенсивный темп работы, задает вопросы, которые требуют от школьников более высокого уровня самостоятельного мышления.
Следует помнить, что для одаренных учащихся отметка мало что значит. Если учитель хочет, чтобы эти учащиеся буквально бились над решением задачи, важно чаще включать механизм самооценки, создавать возможность для самостоятельного исправления допущенных ошибок.
Только качественное изменение стратегии обучения будет способствовать успешному решению задач развития самостоятельности и творческих способностей учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.