Структура современного урока ФГОС
Оценка 4.9

Структура современного урока ФГОС

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
администрации
1 кл—4 кл
12.05.2017
Структура современного урока ФГОС
При проектировании урока на основе разработки его технологической карты одним из важных шагов учителя является определение структуры урока. Под структурой урока понимают совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. В структуре любого урока принято выделять инвариантную (относительно постоянную) и вариативную части.Структура современного урока ФГОС
Структура современного урока ФГОС.docx
Структура современного урока Окончание табл. 5 При проектировании урока на основе разработки его технологической карты одним из важных шагов учителя является определение структуры урока. Под структурой урока понимают совокупность элементов урока, обеспечивающих его   целостность   и   сохранение   основных   характеристик   при   различных   вариантах сочетания. В   структуре   любого   урока   принято   выделять   инвариантную   (относительно постоянную) и вариативную части. Инвариантными   компонентами   уроков   считается   оргмомент,   подведение   итогов урока и домашнее задание. Все   остальные   части   урока   вариативны   и   зависят   от   типа   урока,   содержания изучаемого материала, этапа изучения темы, от типа обучения и др. Среди них наиболее часто встречаются такие этапы, на которых дети изучают новый материал, закрепляют его, повторяют, осваивают умения и навыки (способы действия) на основе полученных знаний. В   структуре   большинства   уроков   русского   языка   традиционно   выделяются   такие специфические для данного предмета этапы урока, как минутка чистописания и словарно­ орфографическая работа. Ими принято начинать урок. В настоящее время есть разные точки   зрения   на   место   этих   этапов   в   структуре   урока.   Интересно   мнение   М.   С. Соловейчик,   которая,   не   отрицая   необходимости   названных   компонентов,   предлагает включать   их   в   урок   более   гибко,   обеспечивая   при   этом   эффективность   работы.   Для ориентировки   в   определении   этапов   проектируемого   урока   укажем   структуру   уроков, которые часто встречаются в практике обучения. Структура некоторых разновидностей уроков в разных типах обучения и образовательных системах Тип обучения / образовательная Основные этапы урока (ов) система 1 Традиционный тип  обучения (обновленный с учетом ФГОС) Комбинированный урок 2 1 Организационный момент. 2 Постановка цели урока в начале или в процессе урока. 3 Актуализация   знаний,   предметных   умений   и УУД. 4 Первичное   восприятие   и   усвоение   нового теоретического материала. 5 Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. 6 Самостоятельное   творческое   использование сформированных умений и навыков. 7 Динамическая пауза. 8 Обобщение   усвоенного   и   включение   его   в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД. 9 Рефлексия деятельности. 10 Контроль   за   процессом   и   результатом деятельности школьников Проблемно­диалогический   тип обучения (образовательная система «Школа 2100») Задачный тип обучения (образовательная   система   Д.   Б. Эльконина ­ В. В. Давыдова) Урок постановки учебной (или частной) задачи 1. Создание ситуации успеха. Окончание табл. 5 2. Создание ситуации интеллектуального разрыва. 3. Фиксация места разрыва в знаково­символической форме. 4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. 5. Рефлексия. Урок решения учебной (или частной) задачи с использованием моделирования 1. Анализ условий решения задачи. 2. Собственно решение учебной задачи, конструирование и моделирование нового способа действия. 3. Рефлексия. Уроки отработки нового или конкретизированного способа действия (предполагают большую свободу маневра) Урок тестовой диагностической работы «на входе » 1. Выполнение тестовых заданий. 2. Совместная проверка и оценка. 3. Работа с оценочным листом. Урок коррекционной работы учащихся (решение задач на отработку способа действия, контрольно­оценочные задания). Урок(и)   тестовой   диагностической   работы   «на выходе». 1. Проведение тестовой работы. 2. Проверка и анализ результатов. 3. Определение задач для дальнейшей работы. Урок проверочной работы. Урок контроля и оценки 1. Создание учебной ситуации. 2.   Контроль   и   оценка   использования   способа действия. 3. Рефлексия Деятельностный обучения (образовательная «Перспектива»)     метод Урок «открытия» новых знаний 1 Мотивация   (самоопределение)   к   учебной система Окончание табл. 5 деятельности. 2 Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3 Выявление места и причины затруднения. 4 Построение проекта выхода из затруднения. 5 Реализация построенного проекта. 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7 Самостоятельная   работа   с   самопроверкой   по эталону. 8 Включение в систему знаний и повторение. 9 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Урок рефлексии 1 Локализация индивидуальных затруднений. 2 Целеполагание   и   построение   проекта коррекции выявленных затруднений. 3 Реализация построенного проекта. 4 Обобщение затруднений во внешней речи. 5 Самостоятельная   работа   с   самопроверкой по эталону. 6 Включение в систему знаний и повторения. 7 Рефлексия деятельности на уроке. Урок развивающего контроля 1 Написание   учащимися   варианта контрольной работы. 2 Сопоставление объективно обоснованным   эталоном   выполнения этой работы. с     3 Оценка   учащимися сопоставления   результата в соответствии с ранее установленными критериями Как происходит выбор и оформление структуры урока? Ряд   авторов   рекомендуют   учителям,   работающим   по   определенному   УМК, ориентироваться   на   структуру   уроков,   предложенную   разработчиками   данного   УМК. Такой подход имеет место в образовательных системах Д. Б. Эльконина ­ В. В. Давыдова, «Школа   2100»,   программе   «Перспектива»,   в   которых   структура   урока   призвана реализовать (закрепить) соответствующий тип (метод) обучения. Здесь ключевые этапы урока   не   могут   быть   выделены   произвольно,   хотя   учитель   может   изменять   их   в зависимости от особенностей предметного содержания, типа урока и т.п. Есть и другой подход. Ряд авторов УМК (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко и др.) придерживаются мнения о том, что, несмотря на некоторые обязательные компоненты урока, его структура должна быть гибкой, отвечать цели, задачам, условиям проведения урока, его предметному содержанию, позиции разработчика урока. Так, в структуре уроков по русскому языку в УМК   «Гармония»   этапы   чаще   всего   определяются   в   соответствии   с   содержанием конкретных задач, решаемых на том или ином уроке. Например, в структуре урока на тему «Алфавит» выделяются следующие этапы: I. Введение в тему урока (осмысление того, что дети будут обсуждать дальше). Окончание табл. 5 II. Повторение изученного о буквах русского языка. III. «Открытие» понятий алфавит, азбука. IV. Обсуждение практической значимости знания алфавита. V. Продолжение   наблюдений   за   расположением   слов   в   словарях.   Работа   над нормами ударения. VI. Подведение итогов урока. В   условиях   введения   системно­деятельностного   подхода,   ориентированного   на формирование у учащихся универсальных учебных действий, наиболее часто включаемыми в урок компонентами становятся этап постановки учебной задачи (или проблемы); этап формулирования учебной задачи (проблемы); этап ее решения на основе наблюдений над языком, путем информационного поиска и т.п. Несмотря на то что в разных типах обучения есть формально общие этапы уроков, содержание этих этапов может быть различным. Это различие зависит от того, в рамках какого типа (метода) обучения учитель будет проектировать данный урок. Итак, обобщим сказанное о проектировании структуры урока. Этап   работы   над   проектом   урока   на   основе   разработки   технологической   карты предполагает следующие важные шаги: 1) принятие   решения   о   том,   какому   подходу   следовать   в   проектировании структуры урока; 2) уточнение   того,   какие   этапы   выделяются   в   данном   типе   урока   авторами учебника, методических рекомендаций и т.п.; 3) проектирование   этапов   урока   в   соответствии   с   выбранной   позицией,   типом урока и конкретным его содержанием. Характеристика каждого этапа урока Характеристика каждого этапа урока включает в себя: ­ указание этапа урока; ­ определение целей (результатов) каждого этапа; ­ описание деятельности основных участников образовательного процесса (учителя и учащихся); ­ представление важной визуально воспринимаемой информации (на обычной или электронной доске, на слайдах и т.п.). Для учителя наиболее ответственным и трудным шагом является проектирование основных действий участников образовательного процесса. С этой целью в нашем пособии указано   возможное   содержание   этих   действий   для   разных   этапов   наиболее распространенных типов уроков. Содержание деятельности учителя и учащихся на разных этапах уроков в образовательной системе Д. Б. Эльконина ­ В. В. Давыдова Тип урока Урок постановки учебной задачи (цель: помочь детям «увидеть» новую учебную задачу) Этапы урока 1. Создание ситуации успеха 2. Создание ситуации интеллектуального конфликта (разрыва) 3. Фиксация места  разрыва в  графической форме Деятельность учителя Предлагает вспомнить способ, который дети  недавно открыли; выполнить задание, подобное тем, которое дети выполняли на предыдущих уроках  (записать предложение с пропусками, разобрать по  составу слово, сочинить какое­то выказывание и т.  п.). Положительно оценивает достижения детей, на  фоне этих достижений четко проявится второй этап ­ разрыв Создает проблемную ситуацию, предлагает: — решить задачу, внешне похожую на  предыдущую; — объяснить то, что практически удалось  сделать легко (А каким правилом языка вы  пользовались?) Организует диалог для выявления условий, в  которых известный способ не работает. Организует  групповую или парную работу и предлагает  подумать, как обнаруженную проблему можно  зафиксировать. Организует обсуждение способов  фиксации проблемы Деятельность учащихся Реконструируют освоенный накануне способ,  выполняют практические предметные действия,  оценивают друг друга. Переживают успешность практического действия.  (Предметные действия, контроль и оценка  занимают существенную часть урока) Решают новую практическую задачу: получают  разные результаты, многие вообще решить задачу  не могут. Не могут объяснить свои практические действия.  (переживание невозможности дальнейшего  движения, потребность обсудить сложившуюся  ситуацию) Определяют условия, в которых применение  известного способа оказалось затруднительным.  Работая в группах/парах, создают варианты  графической фиксации условий, в которых не  работает известный способ. Выбирают вариант,  который устраивает весь класс, фиксируют этот  вариант в «Тетрадях открытий» 4. Формулировка  учебной задачи  учащимися и  педагогом Предлагает еще раз вернуться к словесной  формулировке познавательной задачи, которую  предстоит решить: «Ребята, как бы вы  сформулировали задачу наших последующих  действий?» Формулирует задачу и предлагает  прочитать ее в учебнике 5. Домашнее задание Дает задание рассказать взрослым о той проблеме,  Урок решения учебной  задачи (цель:  найти новый  способ,  зафиксировать  его в модели) 1. Актуализация  задачи, которая  требует решения 2. Организация  поиска решения  (часто включает  моделирование) которая возникла в классе, о задаче, которую  предстоит решать на следующих уроках Предлагает вспомнить задачу деятельности Дает задание на поиск и моделирование  закономерностей; организует групповую работу. Включает детей в диалог по анализу составленных  моделей, помогает сконструировать общую модель Формулируют с опорой на схему. Воспринимают  формулировку задачи Дети, опираясь на графическую запись,  вспоминают задачу, которая была поставлена на  прошедшем уроке, и формулируют ее Дети открывают закономерности, свойства  понятия; конструируют новый способ. Моделируют открытые свойства понятия.  Оценивают составленные модели, конструируют  общую модель 3. Рефлексия Помогает осознать найденный способ, оценить  продвижение по «лесенке знаний» на основе беседы Выполняют рефлексивную оценку, оценку своих  достижений (авторы — Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева) (Модель не является жесткой: возможны варианты при сохранении основных этапов) Модель проблемно­диалогического урока русского языка в образовательной системе «Школа2100» Этапы урока Языковая разминка (с третьего класса  комплексное повторение,  развитие умений) с  элементами актуализации  изученного Актуализация изученного Деятельность учителя Предлагает учащимся записать одно предложение,  выполнить синтаксический разбор и комплекс заданий  (группировка и объяснение орфограмм, разные виды  разбора и т. д.) Деятельность учащихся Записывают предложение в тетрадях, один ученик ­  на доске; выполняют задания. Вариант: ученики  сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их Предлагает упражнение по изученному материалу,  содержание которого соотносится с новой темой Выполняют упражнение Постановка учебной  проблемы Варианты: 1. Создание проблемной ситуации. Вступают в диалог с учителем, выполняя задание,  выявляют, осознают и проговаривают противоречие 1.1. Предлагает практическое задание на  новый материал, чтобы возник разброс  мнений учащихся (фронтально, в группах  или в парах) или разные варианты при  выполнении задания. 1.2. Одновременно предлагает  противоречивые факты или теории. 2. Подводящий к теме диалог (система вопросов  и заданий, выводящая на формулировку темы  урока) Формулирование  проблемы, планирование  деятельности Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать? Записывает на доске  основную проблему, вопрос или тему, план Формулируют учебную проблему (вопрос или  тему), называют этапы работы Поиск решения проблемы  (открытие нового знания),  формулирование правила  (определения) Развитие умений —  применение нового знания Итог урока Домашнее задание Варианты: 1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы: ­ Какие есть предложения, версии? (Все версии  принимаются с одобрением). Фиксирует на доске  версии в виде схем, ключевых слов и т. д., организует  обсуждение. 2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к  формулировке правила или определения 1. Просит детей самостоятельно прочитать про  себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать («Проговариваем коллективно по  ходу выполнения упражнения»). 2. Предлагает самостоятельно выполнить одно  упражнение ­ Какая была проблема (вопрос, тема)? План? ­ Выполнили ли план? ­ Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья)  версия подтвердилась? ­ Как оцениваете свою работу? И т.д. Предлагают свои версии (фронтально или в  группах). По окончании работы сверяют свой результат с  правилом (определением учебника). Отвечают на  вопросы, формулируют правило или определение,  сверяют с учебником Читают про себя, объясняют и выполняют с  проговариванием. Выполняют индивидуально или в парах, по  окончании работы объясняют, проговаривают, как  действовали Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода Тип урока Урок открытия нового знания Этапы урока; задачи 1. Мотивация (самоопределение) к деятельности (организационный момент): включение учащихся в деятельность на личностно­ значимом уровне 2. Актуализация знаний: повторение изученного материала,  необходимого для «открытия» нового; выявление затруднений в индивидуальной работе каждого 3. Постановка учебной задачи (учебной проблемы): принятие учебной задачи, обсуждение проекта ее решения 4. Открытие нового знания (поиск решения, построение проекта выхода из затруднения) в образовательной системе «Перспектива» (автор — Л. Г. Петерсон) Деятельность учителя Добрые пожелания, предложение пожелать друг другу удачи; предъявление образца выполнения домашнего задания Задания на предметном материале; задание, приводящее к проблемной  ситуации Деятельность учащихся Хлопки в ладоши с соседом по парте; проговаривание девизов, стихов и др.; самопроверка домашнего задания по образцу Выполнение заданий; столкновение с затруднением (проблемная ситуация) Методы: возникающий из проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог Методы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию нового знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Формы работы : групповая или парная 5. Первичное закрепление:  проговаривание нового знания,  запись в виде опорного сигнала 6.  Самостоятельная   работа   с самопроверкой   по   эталону;  вывод   о том, что умеет каждый 7. Включение нового задания в  систему заданий и повторение 8. Рефлексия деятельности (итог  урока): осознание учащимися своей  учебной деятельности; самооценка  результатов своей деятельности и  деятельности всего класса Формы работы: фронтальная, работа в  парах Комментирование, обозначение знаковыми символам выполнение самоконтроль,     Письменное заданий, самооценка Выбирают и выполняют  задание на вновь изученное.  Новые знания используют  вместе с изученным ранее Отвечают на вопросы Два­три типовых задания для  самостоятельной работы; задания для  самоконтроля Задания на выбор (выбрать те, которые  содержат новый алгоритм или новое  понятие). Задания на повторение Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким  способом? Какие получили результаты?  Что нужно сделать еще? Где можно  применить новое знание? Что на уроке у  вас хорошо получалось? Над чем надо  поработать?

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС

Структура современного урока ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017