Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока.
Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.
Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.
Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяется последовательность его изучения и методические приёмы обучения.
Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.
Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационнойОдним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока.
Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.
Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.
Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяется последовательность его изучения и методические приёмы обучения.
Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.
Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной
Структура урока по физической
культуре
Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является
вопрос о построении урока.
Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как
основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном
подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении
возможной нагрузки на уроке.
Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с
последовательным изучением программного материала.
Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал,
определяется последовательность его изучения и методические приёмы обучения.
Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной
деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть
соответствующим образом подготовлен.
Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны
занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение
основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся,
создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач.
Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим
напряжением и активностью занимающихся.
После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного
эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в
построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное
завершение занятия.
Таким образом, в построении каждого урока различаются три части:
- первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных
задач урока, условно называется вводной;
- вторая часть – направленная на выполнение основных задач урока, условно называется
основной;
- третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется
заключительной.
Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне
зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и
содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.
Типовая структура урока, которая принята в РФ, служит основой для построения конкретного
урока в соответствии с его задачами.
Типовая структура урока
Вводная часть – 5-10 мин.
Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить организм
занимающихся к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.
Содержание: элементы строя, гимнастические перестроения, ходьба в сочетании с
дополнительными движениями рук, ног, туловища, бег, прыжки, общеразвивающие итанцевальные упражнения, игры.
Основная часть – 25-30 мин.
Задачи: решение основных задач урока – изучение нового, повторение с целью
совершенствования в выполнении пройденного материала, овладение учащимися
двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости.
Содержание: ОРУ без предметов и с предметами, танцевальные упражнения, ходьба, бег,
метания, прыжки, лазанье и перелезание, висы, акробатические упражнения, равновесие, игры
с большой подвижностью и др.
В основную часть урока может быть включён любой материал из программы данного класса.
Заключительная часть – 3-5 мин.
Задачи: обеспечит постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями
во второй части урока, к относительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать
задание на дом, организованно перейти к новым действиям (организованный уход из зала).
Содержание: построение, ходьба, ходьба с песней, ритмические и танцевальные упражнения,
дыхательные упражнения, спокойные игры, заключительное слово учителя, задание на дом.
Вводная часть урока
Хорошая организация учащихся – необходимое условие полноценного проведения урока.
По звонку на урок дети должны быть построены. После построения дежурный в присутствии
учителя подаёт команды «Равняйсь!», «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель
приветствует детей. Начиная с 3 класса дежурные отдают рапорт учителю. С этого
организационного момента должен начинаться каждый урок.
Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчёта, со свободных действий
учащихся, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока и эмоционального
состояния детей (например, после контрольной работы или эмоционального урока лучше
применить игры или упражнения типа заданий, и наоборот, если дети пришли на урок слишком
спокойными, с ними можно сразу изучать новый материал – элементы строя и перестроения).
В начале вводной части учитель знакомит школьников с задачами урока. Учитель включает в
урок упражнения, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с
задачами и содержанием урока. Упражнения подбираются такие, которые в сумме
обеспечивали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы
детям, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) применяются как средства общей подготовки и как
подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения
обычно проводятся в конце вводной части урока.
Игры во вводной части урока применяются, как правило, организующие, с элементами строя, не
вызывающие резкого возбуждения.
Частично вводная часть может быть использована для изучения нового материала, состоящего
из элементов строя и гимнастических перестроений.
Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает задача
хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается количество ОРУ, темп выполнения
предлагается более быстрый и времени на вводную часть урока затрачивается несколько
больше.
Во вводную часть уроков лыжной подготовки , как правило, входят: построение учащихся,организованный переход и передвижение на лыжах к месту занятий, ОРУ, «разогревание»
организма детей путём проведения игр или произвольного передвижения на лыжах.
Основная часть урока
Резкой границы между вводной и основной частью урока нет.
Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной.
Само название, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются
основные педагогические задачи урока.
В основную часть урока можно включить любой программный материал.
ОРУ применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для
подготовки к другим основным видам упражнений.
Упражнения с предметами и для осанки могут быть включены для решения частной задачи –
овладения этими видами движений.
Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражнения в лазанье, равновесии, висах,
акробатические упражнения, переползание вводятся в основную часть урока для решения
конкретных педагогических задач, а также с целью значительного физиологического
воздействия.
На уроках всегда проводятся подвижные (спортивные) игры. Они обычно включаются в
основную часть урока. Часто игры становятся средством решения одной из конкретных задач
основной части урока, а иногда занимают по времени почти всю основную часть, и изучение их
становится единственной конкретной задачей урока.
Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества
движений в основную часть урока включается от двух до четырёх видов физических
упражнений.
В основной части уроков лыжной подготовки имеет место передвижение на лыжах, спуски и
подъёмы на склонах, игры на лыжах.
Большое значение имеет правильное расположение практического материала внутри основной
части.
В начале основной части изучается новый материал и упражнения, требующие наибольшего
внимания и точности выполнения. Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на
организм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется
принцип постепенного нарастания нагрузки.
Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый
материал не включается в основную часть урока, то совершенствование пройденного
начинается с менее знакомых упражнений.
Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части
урока практикуется усложнение условий выполнения упражнений.
Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональное состояние детей (прежде
всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтобы
повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отразилось на
выполнении технически трудных и точных движений.
На уроках физической культуры регулярно учитывается степень усвоения учащимися
пройденного материала. По большинству видов физических упражнений это делается в
основной части урока. При этом вначале осуществляется подготовка к выполнению
упражнений, а затем проводится учёт знаний, умений и навыков.Заключительная часть урока
Правильно проведённая основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное
возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.
Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности,
организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки,
начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока.
Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путём применения
простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных
игр.
В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные
стороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом.
Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки).