Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Оценка 4.8

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Оценка 4.8
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
02.11.2018
Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Проблема формирования эстетического образа жизни учащихся сегодня особенно актуальна. Современное общество заинтересовано в личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях. Потребностью практики определяется необходимость разрешения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания учащихся, представленной в разработке модели, результатом которой является формирование эстетического образа жизни.Проблема формирования эстетического образа жизни учащихся сегодня особенно актуальна. Значимость проблемы определяется тем, что в современном российском обществе существенно изменились условия функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультурная жизнь молодежи в целом. Современное общество заинтересовано в личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях.
! Модель ЭОЖ 1.doc
И.И.Баглай учитель русского языка и литературы МБОУ «Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина»,  Сургутский район, с. Локосово Структурно­функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания Проблема   формирования   эстетического   образа   жизни   учащихся сегодня особенно актуальна. Значимость проблемы определяется тем, что в современном   российском   обществе   существенно   изменились   условия функционирования   образовательных   учреждений,   средств   массовой информации,   религиозных организаций,   а   также   социокультурная   жизнь   молодежи   в   целом. Современное   общество   заинтересовано   в   личности   целостной, нравственной,   эстетически   развитой,   ощущающей   и   создающей   красоту   в самых разных жизненных ситуациях и явлениях.   молодежных   общественных   объединений, В связи с этим возникало противоречие между потребностью общества в   эффективной   системе   нравственно­эстетического   воспитания,   а   также требованиями   к   формированию   эстетического   образа   жизни   учащихся   и существующим   недостаточным   уровнем   педагогического   и   научно­ методического   обеспечения   взаимосвязи   нравственного   и   эстетического воспитания   учащихся.   Потребностью   практики   определяется необходимость   разрешения   проблемы   обеспечения   эффективности взаимосвязанного   нравственного   и   эстетического   воспитания   учащихся, представленной   в   разработке   модели,   результатом   которой   является формирование эстетического образа жизни.    включающая   целевой,   содержательный, В   ходе   нашего   исследования   мы   установили,   что   эффективное формирование   эстетического   образа   жизни   учащихся   в   системе нравственно­эстетического воспитания может быть обеспечено, если: ­   разработана   и   внедрена   в   воспитательный   процесс   структурно­ функциональная   модель   формирования   эстетического   образа   жизни учащихся,   организационно­ деятельнностный и оценочно­результативный компоненты; ­   формирование   эстетического   образа   жизни   учащихся   осуществляется комплексом средств нравственного воспитания, к ним мы относим знаковые средства   духовной   культуры,   средства интеллектуальной и творческой деятельности.          В нашем понимании эстетический образ жизни ­ это вид жизнедеятельности, связанный   с   формированием   нравственно­эстетического   идеала   человека современного   общества,   основанный   на   взаимовлиянии   эстетических   и   средства   коммуникации, нравственных   взаимодействий,   ежедневно   предстающих   перед   ребенком   в разнообразных   материальных   и   духовных   формах.Error:   Reference   source   not found           В ходе исследования  разработаны педагогические основания организации процесса   нравственно­эстетического   воспитания   с   учетом   положений культурологического, системного, деятельностного, личностно­ориентированного подходов,   которые   позволяют   создать   предметную   среду   жизнедеятельности учащихся, сконструировать структурно­функциональную модель формирования эстетического образа жизни учащихся.  Основания разработки структурно­функциональной модели формирования Таблица 1 №Основания 1 Эстетический образ жизни 2 Эстетическое  пространство 3 Факторы, формирующие эстетическое пространство 1 2 3 4 5 4 5 Сферы жизнедеятельност и человека Средства нравственного воспитания эстетического образа жизни учащихся Содержание Вид   жизнедеятельности,   связанный   с   формированием   нравственно­ эстетического идеала человека современного общества, основанный на взаимовлиянии   эстетических   и   нравственных   взаимодействий, ежедневно   предстающих   перед   ребенком   в   разнообразных материальных и духовных формах     Протяженность эстетических взаимодействий, ежедневно предстающих перед ребенком в разнообразных материальных и духовных формах и имеет   пять   измерений:   личностное,   деятельностное,   социальное, территориальное, хронологическое Личностные ценности и жизненная позиция эстетические вкусы родителей воспитатели, педагоги социальная среда экологическая среда  политическая среда духовная среда  материальная среда возрастные группы группы по интересам культурная среда                                                                      Труд   и   подготовка   к   трудовой   деятельности   (рабочее   или   учебное время);   досуг   (время,   свободное   от   непреложных   забот   и обязанностей); быт (время, которое тратится на работу по дому, уход за собой и т.д.) Знаковые средства духовной культуры; средства коммуникации; средства интеллектуальной и творческой деятельности Основными   компонентами   структурно­функциональной   модели формирования эстетического образа жизни учащихся являются:  ­   целевой   (социальный   заказ,   цель,   задачи   воспитания),   содержательный (направления деятельности, выбор средств нравственного воспитания); ­  организационно­деятельностный  (апробация   программы  «Общее   эстетическое развитие   учащихся»,   определение   методов   воспитания,   реализация   личностно­ ориентированного   подхода   к   учащимся   с   учетом   их   индивидуальных особенностей); ­ оценочно­результативный  (определение уровней формирования эстетического образа жизни учащихся, разработка критериев).  На основе теоретических исследований такая модель разработана (схема 1).     Эффективность   разработанной   структурно­функциональной   модели формирования эстетического образа жизни учащихся заключается в том, что в результате   её   разработки   выявлены   связи   и   последовательность   организации учебной деятельности педагога и учащихся.       Социальный заказ: повышение уровня нравственно­эстетического воспитания учащихся Целевой блок Схема 1 Цель воспитания: формирование эстетического образа жизни учащихся Error: Reference source not found  Задачи: формировать необходимые для данной деятельности качества Мотивационно­ценностное Теоретические знания и практические умения Рефлексивно­творческая позиция Развитие потребности в результатах собственной нравственно­эстетической отношение Развитие личностных мотивов изучения нравст­ енных норм и общения с эстетическими объектами Знакомство с нравственными ценностями и эстетическими явлениями деятельности Error: Reference source not foundError: Reference source not found                  Направления воспитательной деятельности Эстетическое воспитание Нравственное воспитание Содержательный блок Нравственно – эстетическое самовоспитание Средства нравственного воспитания Error: Reference source not found Знаковые средства духовной культуры Средства коммуникации Средства интеллектуальной и творческой деятельности. Error: Reference source not found Организационно – деятельностный блок Педагогические основания для формирования эстетического образа жизни учащихся Внедрение программы «Общее эстетическое развитие учащихся» Использование средств нравственного воспитания для формирования жизненной позиции Реализация личностно­ ориентированного подхода с учетом  индивидуальных особенностей учащихся Оценочно – результативный блок Уровни формирования эстетического образа жизни учащихся  Error: Reference source not found 1­ый уровень ­ низкий 2 –ой уровень – средний 3­й уровень ­высокий Критерии формирования эстетического образа жизни учащихся Когнитивный Операциональны Личностный Витагенный теоретические нравственно­ эстетические знания йпрактические умения ориентация на эстетическую деятельность и нрав­ ственное поведение рефлексивно – деятельностная позиция нравственно­эстетического  совершенствования Результат: Эстетический образ жизни   планово­прогностическую,             К   функциям   участников   воспитательного   процесса   мы   относим   информационно­аналитическую,   организационно­ исполнительскую,   контрольно­исполнительскую,   регулятивно­коррекционную. Особенностью   выполнения   функций   при   формировании   эстетического   образа жизни учащихся является то, что в это процессе выделяются и рассматриваются две   стороны:   активная   деятельность   учителя   (воспитателя)   и   активная деятельность учащегося (воспитуемого).  Учащиеся   экспериментальных   групп,   в   которых   была   реализована структурно­функциональная   модель   формирования   эстетического   образа жизни   учащихся,   показали   более   высокий   уровень   формирования эстетического   образа   жизни   по   сравнению   с   группами,   в   которых эксперимент   не   проводился.   Таким   образом,   мы   можем   заявить   о достаточно   высоком   уровне   эффективности   предлагаемой   структурно­ функциональной   модели   формирования   эстетического   образа   жизни учащихся.     Полученные   результаты   теоретического   исследования   и   экспериментальной  работы позволяют  считать, что поставленные  в работе задачи в целом решены. В ходе исследования нами  разработана структурно­ функциональная   модель   формирования   эстетического   образа   жизни учащихся   средствами   нравственного   воспитания;   разработана   и апробирована   авторская   программа   «Общее   эстетическое   развитие учащихся»;   разработаны   и   опубликованы   методические     рекомендации   по формированию эстетического образа жизни учащихся, которые могут быть использованы в массовой практике, в образовательном процессе.         В   то   же   время   наше   изыскание   не   исчерпывает   содержания рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в   полной   мере,   однако   общий   подход   к   построению   структурно­ функциональной   модели   формирования   эстетического   образа   жизни учащихся   средствами   нравственного   воспитания   представляется   нам достаточно ясно, а выявленные педагогические основания апробированы на практике и дали положительные результаты. Литература 1. Козлов   А.   А.   Лисовский   А.   В.   Молодой   человек:   становление   образа жизни. М.: ­ Издательство политической литературы. 1986 с. 20. 2. Концепция   модернизации   российского   образования   на   период   до   2010 года // Учительская газета, 2002, № 31 3. Разумный   В.А.   Система   образования   на   рубеже   третьего   тысячелетия. Опыт философии педагогики. ­ М.: Знание, 1978.­ 128 с. 4. Система   эстетического   воспитания   школьников/Под   ред.   С.А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с. 5. Тарасенко   Е.Н.   Формирование   эстетической   культуры старшеклассников: Дис… канд. пед. наук. – Оренбург, 2002. 6. Щуркова   Н.Е.   Общие   закономерности   и   принципы   воспитания.   В   кн.: Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.:1998. – 402 с.

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания

Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018