Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Оценка 4.8
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
02.11.2018
Проблема формирования эстетического образа жизни учащихся сегодня особенно актуальна. Современное общество заинтересовано в личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях. Потребностью практики определяется необходимость разрешения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания учащихся, представленной в разработке модели, результатом которой является формирование эстетического образа жизни.Проблема формирования эстетического образа жизни учащихся сегодня особенно актуальна. Значимость проблемы определяется тем, что в современном российском обществе существенно изменились условия функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультурная жизнь молодежи в целом. Современное общество заинтересовано в личности целостной, нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях.
! Модель ЭОЖ 1.doc
И.И.Баглай
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина»,
Сургутский район, с. Локосово
Структурнофункциональная модель формирования эстетического
образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь
решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного
нравственного и эстетического воспитания
Проблема формирования эстетического образа жизни учащихся
сегодня особенно актуальна. Значимость проблемы определяется тем, что в
современном российском обществе существенно изменились условия
функционирования образовательных учреждений,
средств массовой
информации,
религиозных
организаций, а также социокультурная жизнь молодежи в целом.
Современное общество заинтересовано в личности целостной,
нравственной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в
самых разных жизненных ситуациях и явлениях.
молодежных общественных объединений,
В связи с этим возникало противоречие между потребностью общества
в эффективной системе нравственноэстетического воспитания, а также
требованиями к формированию эстетического образа жизни учащихся и
существующим недостаточным уровнем педагогического и научно
методического обеспечения взаимосвязи нравственного и эстетического
воспитания учащихся.
Потребностью практики определяется
необходимость разрешения проблемы обеспечения эффективности
взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания учащихся,
представленной в разработке модели, результатом которой является
формирование эстетического образа жизни.
включающая целевой,
содержательный,
В ходе нашего исследования мы установили, что эффективное
формирование эстетического образа жизни учащихся в системе
нравственноэстетического воспитания может быть обеспечено, если:
разработана и внедрена в воспитательный процесс структурно
функциональная модель формирования эстетического образа жизни
учащихся,
организационно
деятельнностный и оценочнорезультативный компоненты;
формирование эстетического образа жизни учащихся осуществляется
комплексом средств нравственного воспитания, к ним мы относим знаковые
средства духовной культуры,
средства
интеллектуальной и творческой деятельности.
В нашем понимании эстетический образ жизни это вид жизнедеятельности,
связанный с формированием нравственноэстетического идеала человека
современного общества, основанный на взаимовлиянии эстетических и
средства коммуникации, нравственных взаимодействий, ежедневно предстающих перед ребенком в
разнообразных материальных и духовных формах.Error: Reference source not
found
В ходе исследования разработаны педагогические основания организации
процесса нравственноэстетического воспитания с учетом положений
культурологического, системного, деятельностного, личностноориентированного
подходов, которые позволяют создать предметную среду жизнедеятельности
учащихся, сконструировать структурнофункциональную модель формирования
эстетического образа жизни учащихся.
Основания разработки структурнофункциональной модели формирования
Таблица 1
№Основания
1
Эстетический
образ жизни
2
Эстетическое
пространство
3
Факторы,
формирующие
эстетическое
пространство
1
2
3
4
5
4
5
Сферы
жизнедеятельност
и человека
Средства
нравственного
воспитания
эстетического образа жизни учащихся
Содержание
Вид жизнедеятельности, связанный с формированием нравственно
эстетического идеала человека современного общества, основанный на
взаимовлиянии эстетических и нравственных взаимодействий,
ежедневно предстающих перед ребенком в разнообразных
материальных и духовных формах
Протяженность эстетических взаимодействий, ежедневно предстающих
перед ребенком в разнообразных материальных и духовных формах и
имеет пять измерений: личностное, деятельностное, социальное,
территориальное, хронологическое
Личностные ценности и жизненная позиция
эстетические вкусы родителей
воспитатели, педагоги
социальная среда
экологическая среда
политическая среда
духовная среда
материальная среда
возрастные группы
группы по интересам
культурная среда
Труд и подготовка к трудовой деятельности (рабочее или учебное
время); досуг (время, свободное от непреложных забот и
обязанностей); быт (время, которое тратится на работу по дому, уход
за собой и т.д.)
Знаковые средства духовной культуры;
средства коммуникации;
средства интеллектуальной и творческой деятельности
Основными компонентами структурнофункциональной модели
формирования эстетического образа жизни учащихся являются:
целевой (социальный заказ, цель, задачи воспитания), содержательный
(направления деятельности, выбор средств нравственного воспитания);
организационнодеятельностный (апробация программы «Общее эстетическое
развитие учащихся», определение методов воспитания, реализация личностно ориентированного подхода к учащимся с учетом их индивидуальных
особенностей);
оценочнорезультативный (определение уровней формирования эстетического
образа жизни учащихся, разработка критериев).
На основе теоретических исследований такая модель разработана (схема 1).
Эффективность разработанной структурнофункциональной модели
формирования эстетического образа жизни учащихся заключается в том, что в
результате её разработки выявлены связи и последовательность организации
учебной деятельности педагога и учащихся.
Социальный заказ: повышение уровня нравственноэстетического воспитания учащихся
Целевой блок
Схема 1
Цель воспитания: формирование эстетического образа жизни учащихся
Error: Reference source not found
Задачи: формировать необходимые для данной деятельности качества
Мотивационноценностное
Теоретические знания и
практические умения
Рефлексивнотворческая
позиция
Развитие потребности в
результатах собственной
нравственноэстетической
отношение
Развитие личностных
мотивов изучения нравст
енных норм и общения с
эстетическими объектами
Знакомство с
нравственными
ценностями и
эстетическими явлениями
деятельности
Error: Reference source not foundError: Reference source not found
Направления воспитательной деятельности
Эстетическое воспитание
Нравственное воспитание
Содержательный блок
Нравственно – эстетическое
самовоспитание
Средства нравственного воспитания
Error: Reference source not found
Знаковые средства
духовной культуры
Средства коммуникации
Средства интеллектуальной и
творческой деятельности.
Error: Reference source not found
Организационно – деятельностный блок
Педагогические основания для формирования эстетического образа жизни учащихся
Внедрение
программы «Общее
эстетическое развитие
учащихся»
Использование
средств нравственного
воспитания для
формирования жизненной
позиции
Реализация личностно
ориентированного подхода с
учетом индивидуальных
особенностей учащихся
Оценочно – результативный блок
Уровни формирования эстетического образа жизни учащихся
Error: Reference source not found
1ый уровень низкий
2 –ой уровень – средний
3й уровень высокий
Критерии формирования эстетического образа жизни учащихся
Когнитивный
Операциональны
Личностный
Витагенный теоретические
нравственно
эстетические
знания
йпрактические
умения
ориентация на
эстетическую
деятельность и
нрав
ственное поведение
рефлексивно –
деятельностная позиция
нравственноэстетического
совершенствования
Результат: Эстетический образ жизни
плановопрогностическую,
К функциям участников воспитательного процесса мы относим
информационноаналитическую,
организационно
исполнительскую, контрольноисполнительскую, регулятивнокоррекционную.
Особенностью выполнения функций при формировании эстетического образа
жизни учащихся является то, что в это процессе выделяются и рассматриваются
две стороны: активная деятельность учителя (воспитателя) и активная
деятельность учащегося (воспитуемого).
Учащиеся экспериментальных групп, в которых была реализована
структурнофункциональная модель формирования эстетического образа
жизни учащихся, показали более высокий уровень формирования
эстетического образа жизни по сравнению с группами, в которых
эксперимент не проводился. Таким образом, мы можем заявить о
достаточно высоком уровне эффективности предлагаемой структурно
функциональной модели формирования эстетического образа жизни
учащихся.
Полученные результаты теоретического исследования и
экспериментальной работы позволяют считать, что поставленные в работе
задачи в целом решены. В ходе исследования нами разработана структурно
функциональная модель формирования эстетического образа жизни
учащихся средствами нравственного воспитания;
разработана и
апробирована авторская программа «Общее эстетическое развитие
учащихся»; разработаны и опубликованы методические рекомендации по
формированию эстетического образа жизни учащихся, которые могут быть
использованы в массовой практике, в образовательном процессе.
В то же время наше изыскание не исчерпывает содержания
рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами
в полной мере, однако общий подход к построению структурно
функциональной модели формирования эстетического образа жизни
учащихся средствами нравственного воспитания представляется нам
достаточно ясно, а выявленные педагогические основания апробированы на
практике и дали положительные результаты.
Литература
1. Козлов А. А. Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа
жизни. М.: Издательство политической литературы. 1986 с. 20. 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года // Учительская газета, 2002, № 31
3. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия.
Опыт философии педагогики. М.: Знание, 1978. 128 с.
4. Система эстетического воспитания школьников/Под ред.
С.А.
Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
5. Тарасенко
Е.Н.
Формирование
эстетической
культуры
старшеклассников: Дис… канд. пед. наук. – Оренбург, 2002.
6. Щуркова Н.Е. Общие закономерности и принципы воспитания. В кн.:
Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.:1998. – 402 с.
Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Структурно-функциональная модель формирования эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания как путь решения проблемы обеспечения эффективности взаимосвязанного нравственного и эстетического воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.