Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся
Оценка 4.6

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
02.11.2018
Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся
Нравственное воспитание является составной частью эстетического, поскольку лежит в основе образа жизни человека, охватывающего широкий круг его ценностных ориентаций и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные и эстетические параметры ее самоусовершенствования. Одним из педагогических условий формирования эстетического образа жизни является создание эстетического пространства жизнедеятельности детей, формирующей эстетический образ жизни.
! Создание эстетического пространства.doc
И.И.Баглай учитель русского языка и литературы МБОУ «Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина»,  Сургутский район, с. Локосово Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся Нравственное   воспитание   является   составной   частью   эстетического, поскольку лежит в основе образа жизни человека, охватывающего широкий круг его ценностных ориентаций и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные и эстетические параметры ее самоусовершенствования.  В этом случае мы можем говорить об эстетическом образе жизни  Эстетический образ жизни ­ это вид жизнедеятельности, связанный с формированием нравственно­ эстетического идеала человека современного общества,   основанный   на   взаимовлиянии   эстетических   и   нравственных взаимодействий,   ежедневно   предстающих   перед   ребенком   в   разнообразных материальных и духовных формах. Одним из педагогических условий формирования эстетического образа жизни   является   создание   эстетического   пространства   жизнедеятельности детей, формирующей эстетический образ жизни. Эстетическое   пространство   ­  это   протяженность   эстетических взаимодействий,   ежедневно   предстающих   перед   ребенком   в   разнообразных материальных   и   духовных   формах   и   имеет   пять   измерений:   личностное, деятельностное, социальное, территориальное, хронологическое.  Личное   эстетическое  пространство   включает   в   себя   эстетические особенности   конкретной   индивидуальности   (духовные   потребности, художественный   потенциал,   убеждения   не   только   эстетического,   но   и нравственного характера, а также все компоненты эстетического сознания). Данная сфера эстетического пространства тесно связана с Я ­ концепцией ребенка. Эстетическое   пространство     личности   –   это,   прежде   всего, характеристика   реального   бытия   человека,   того,   что   ему   удается   сделать, совершить в своей жизни, того, чем заполнено его время. Внутренний мир личности – способности, интеллект, стремления и замыслы – представлен в образе жизни в той мере, в какой человеку удается их реализовать, раскрыть в своих делах и поступках.  Деятельностное   эстетическое   пространство  представляет практическую   реализацию   предшествующей   сферы   в   учебе,   труде,   спорте, общении,   творчестве,   будучи   связующим   звеном   между   личностью   и социумом. Сфера  социального   эстетического   пространства  образована   всеми общественными   феноменами,   окружающими   школьника   в   ходе   его разнообразной деятельности (институт семьи, образовательные учреждения, политика, идеология, религия, мораль, наука, искусство). Территориальное   эстетическое   пространство  представляет   собой историко­культурологическое   понятие   эпохи,   являясь   наиболее   обширной эстетической сферой. Хронологическое   эстетическое   пространство  представляет   собой историко­культурологическое   понятие   эпохи,   являясь   наиболее   обширной эстетической категорией.  Эстетическое   пространство   не  может   выступать   в  качестве   субъекта эстетического   воспитания   и   ставить   цель,   но   способно   оказывать формирующее и развивающее влияние.  Таким   образом,   для   создания   эстетического   пространства, оказывающего формирующее и развивающее влияние  на воспитание личности, создающего условия для формирования эстетического образа жизни, очень важным является вопрос о том, какие факторы формируют это пространство. Факторы, формирующие эстетическое пространство:  личностные ценности и жизненная позиция;  эстетические вкусы родителей;   воспитатели, педагоги;   социальная среда;  экологическая среда;   политическая среда;   духовная среда;   материальная среда;  возрастные группы;   группы по интересам; Рассмотрим каждый фактор отдельно. Личностные ценности и жизненная позиция Личностные ценности определяют цели, к которым человек стремится, составляют основу нравственных принципов, формируют жизненную позицию. Эстетические вкусы родителей.  Особая роль в создании эстетического пространства отводится не только педагогам,   но   и   родителям,   в   том   числе   их   эстетическим   интересам   и совместной   творческой   деятельности   в   общении   с   детьми.   Это взаимодействие представляет собой педагогическую сущность эстетического воспитания   детей   и   является   условием   для   создания   эстетического пространства,  оказывающего   формирующее   и   развивающее   влияние     на развитие личности. Педагогическое   использование   эстетических   интересов   и   занятий родителей в семейном воспитании создает новые возможности для создания оптимальных условий эстетического развития детей. Родители   создают   духовную   и   материальную   среду   жизни   ребенка, следовательно, первыми определяют формирование его духовных интересов и направление его творческой активности.  Родители могут управлять эстетическим  развитием детей сознательно и целеустремленно,   для   этого   необходимо   создать   комплекс   оптимальных педагогических  условий:  1)   повышения   уровня   эстетической   и   педагогической   культуры родителей; 2)  использование традиций и средств народной педагогики; 3)  организация общения и совместного творчества; 4)  одобрительное отношение к увлечению детей.  Чем   выше   уровень   эстетических   интересов   родителей,   тем   больше возможностей   для   соприкосновения   ребенка     с   искусством,   с   красотой окружающего мира (природой, миром человеческих отношений, культурными ценностями человечества). Роль воспитателей,  педагогов в создании эстетического  пространства. Создание   эстетического   пространства   может   достигаться   или самовоспитанием,  или   воздействием   извне,  или   тем   и  другим   вместе.     Но каковы бы ни были эти способы, наилучшими пространством для них (для наиболее эффективного их применения) было, есть и будет прикосновение с искусством.   В   школе   оно   может   быть   представлено   предметами эстетического   цикла,   при   этом   важная   роль   отводится   воспитателям   и педагогам.   эстетика, Во­первых,   комплексное   введение   в   образовательный   процесс предметов   эстетического   цикла   (живопись,   хореография,   музыка,   театр, риторика,   мировая   художественная   культура, художественный   труд)   позволит   устранить   тот   дисбаланс   между   работой левого   и   правого   полушарий,   который   неизбежно   возникает   у   детей   в современной школе, ориентированной преимущественно на интеллектуальную деятельность ученика.   этика, Во­вторых,   предметы   эстетического   цикла   учат   видеть   скрытые смыслы,   формы,   «неожиданные   сближения»   (по   слову   Пушкина),   цвета   и звуки. Для воспитания культуры общения и понимания это обстоятельство имеет едва ли не решающее значение. В­третьих,   занимаясь   активно   творчеством   на   уроках   эстетического цикла,   ученик   раскрывает   в   себе   не   только   так   называемые   креативные (творческие) способности, но учится терпению, вниманию, наблюдательности, развивает   воображение   и   приучает   себя   к   кропотливому   труду, направленному на воплощение творческого замысла. В­четвертых, на уроках эстетического цикла происходит нравственное воспитание учащихся, так как формируется умение чувствовать Прекрасное и отличать истинные ценности от ложных, учатся проявлять сдержанность  и такт,   сохраняя   свое   человеческое   достоинство,   не   умаляя   достоинства других,   жить   в   гармонии   с   природой,   людьми,   развивают   творческий потенциал. Социальная среда. Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение,   формы   стихийно   складывающейся   жизни   в   социальной   среде. Свободное   общение   со   сверстниками   является   сильным,   необходимым   и вместе с тем проблематичным фактором формирования личности.  При формировании эстетического образа жизни необходимо учитывать существующую   подростковую   культуру,   при   этом   требуется   адекватная педагогическая позиция. Педагог должен знать её, знать привычки, нормы, ценности воспитанников – их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно,   допускать,   что   учащиеся   имеют   право   иметь   свои   взгляды, культуру.   Вместе   с   тем   педагог   должен   сделать   так,   чтобы   учащиеся   от молодежной   культуры,   во   многом   маргинальной,   шли   к   культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности, нормы общества, в котором живут. Это тем более так, потому что, взрослея, подростки все же в   массе   усваивают   и   наследуют   общечеловеческие,   базовые   ценности   и проходят свой жизненный путь, как и их отцы.  Экологическая среда. Создание   экологической   среды,   формирующей   эстетическое пространство,  осуществляется в неразрывной связи с умственным развитием учащихся, воспринимающих себя   как часть мироздания, приобщающихся к познанию   мира;   с   трудовым   воспитанием,   помогающим   реализовать экологические   убеждения   детей   в   действительности;   с   эстетическим, развивающим   чувствование   красоты   природы   и   стимулирующим природоохранную   деятельность   учащихся;   с   нравственным,   формирующим чувство ответственности к природе и людям    политической   сознательности, Политическая среда Создание   политической   среды   предполагает   развитие   политического сознания,   политического   мышления. Политическое   сознание   сопровождается   политическими   переживаниями, эмоциями,   Активно развивающиеся в процессе общественных отношений политическое мышление и   чувства   формируют   политические   потребности.   Они   проявляются   как нужда человека в политическом знании, текущей информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к общественно­политической деятельности   политическими   чувствами   высшего   порядка. Духовная среда Духовность   рассматривается   как   определенная   позиция   целостного сознания   –   нравственного,   политического,   религиозного,   эстетического.   В последнее   время   духовность   употребляется   в   обозначении мировоззренческих,   жизнеориентирующих   мотивов   поведения   личности. Духовная среда заключается  в том, что в сознании человека присутствует определенное   представление   об   идеале   личности,   отношении   человека   к человеку, человека к власти, об идеальной модели совершенного общества или государства  Материальная среда Формирование   эстетического   образа   жизни   учащихся   требует организации   материальной   среды   по   законам   красоты,   приносящей эстетическое наслаждение, радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение:   убранство   помещений,   опрятность   костюма,   сервировка   стола… При   этом   важно   вовлечь   детей   в   активную   деятельность   по   созданию   и сохранению   красоты   материально   мира   собственной   жизни.   Красота,   в созидании   которой   принимает   участие   ребенок,   кажется   ему   особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным её  защитником   и   пропагандистом.  Поддержание   красоты   во   всем,  ставшее прочной традицией, является условием не только нравственно­эстетического воспитания   учащихся,   но   и   формирования   эстетического   образа   жизни   в целом. Возрастные группы Каждый   возрастной   период   детской   жизни   можно   рассматривать   как своеобразное и полноценное проявление жизненных сил. Детство и юность не только и не просто фазы становления взрослости, но и полноценные циклы осуществления жизни детской индивидуальности, личности. Учет возрастных особенностей   при   формировании   эстетического   образа   жизни,   позволит   на каждом   этапе   взросления   подбирать   адекватные   виды   деятельности: умственную,   трудовую,   игровую,   общественно­полезную,   художественную, оздоровительную. Группы по интересам Группы по интересам в настоящее время возможны по направленности и содержанию   деятельности,   по   формам   организации,   по   длительности существования,  группы   могут   создаваться   на   основе   различных   ценностей. При формировании эстетического образа жизни важно учитывать интересы подростков, развивать самостоятельность, способность каждого делать свою жизнь,   ценной, самодостаточной.   быть   личностью   интересной,   отвечать   за   себя,    это вид жизнедеятельности, связанный с формированием нравственно­ эстетического идеала человека современного   общества,   основанный   на   взаимовлиянии   эстетических   и   нравственных   взаимодействий, ежедневно предстающих перед ребенком в разнообразных материальных и духовных формах.     Эстетический образ жизни  Эстетическое пространство  протяженность   эстетических   взаимодействий,   ежедневно   предстающих   перед   ребенком   в   разнообразных материальных   и   духовных   формах   и   имеет   пять   измерений:   личностное,   деятельностное,   социальное, территориальное, хронологическое                                        ­ личностные ценности и жизненная позиция; Факторы, формирующие эстетическое пространство ­ эстетические вкусы родителей;                                         ­ воспитатели, педагоги;                                         ­ социальная среда;                                        ­ экологическая среда;                                         ­ политическая среда;                                         ­ духовная среда;                                         ­ материальная среда;                                        ­ возрастные группы;                                         ­ группы по интересам;                                        ­ культурная среда.                                                                        Таким образом, создание эстетического пространства является одним из педагогических   условий   формирования   пространства   жизнедеятельности детей, формирования  эстетический образ жизни учащихся. Литература 1. Кононенко   Б.И.   Большой   толковый   словарь   по   культурологи.   –   М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003.­512 с. 2. Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций/Учебн. Пособие для студентов педагог.   Учебн.   Заведений   и   слушателей   ИПК   и   ФПК.­;   4­ое   изд., перераб. И доп.­М.: Юрайт, 2000.­523с. 3. Тарасенко Е.Н. Формирование эстетической культуры  старшеклассников: Дис… канд. пед. наук. – Оренбург, 2002. 48 с.

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся

Создание эстетическое пространства как условие формирования эстетического образа жизни учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018