Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
02.11.2018
Эстетическое и нравственное воспитание в разные исторические эпохи осуществлялись присущими им формами и средствами, причем зачастую рассматривались во взаимосвязи. В педагогике категория «взаимосвязь», как правило, применяется при анализе различных педагогических явлений, которые проявляются на социально-педагогическом, организационно-педагогическом и психолого-педагогическом уровнях. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания – объективная закономерность, проявляющаяся как в жизни, так и в искусстве, это позволяет ввести понятие «нравственно-эстетическое» воспитание.
! Взаимосвязь нравсвенного и эстетического.doc
И.И.Баглай
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина»,
Сургутский район, с. Локосово
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся
в системе общего образования
Эстетическое и нравственное воспитание в разные исторические эпохи
осуществлялись присущими им формами и средствами, причем зачастую
рассматривались во взаимосвязи.
Рассмотрим состояние и актуальность проблемы взаимосвязи
эстетического и нравственного воспитания.
В философии взаимосвязь трактуется как категория, выражающая тот
факт, что все предметы и явления находятся в бесчисленных связях между
собой в процессе изменения материального мира, а каждое отдельное явление
связано с другими множеством переходов, отношений, воздействий.
В педагогике категория «взаимосвязь», как правило, применяется при
анализе различных педагогических явлений, которые проявляются на
социальнопедагогическом, организационнопедагогическом и психолого
педагогическом уровнях.
Мы будем рассматривать взаимосвязь как педагогическое явление,
функционирующее на личностном уровне, которое необходимо учитывать при
определении содержания, форм, методов воспитания, а также подразумевать
под понятием «взаимосвязь» связь между двумя или несколькими предметами
или явлениями, взаимодействующими и переходящими одно в другое.
Изучая многообразные проявления взаимосвязи нравственного и
эстетического воспитания, мы выделили восемь периодов эволюции
теоретических взглядов на проблему взаимовлияния эстетического и
нравственного воспитания
Эволюция теоретических взглядов на взаимовлияние
нравственного и эстетического воспитания
Период
Античность
(6 в. до н. э. –
4 в. н. э.)
Средневековье
(5 –12 вв.)
Ренессанс
(13 –16 в.в.)
17 век
Базовые
ценности
эпохи
Гармония
Эстетические
ценности эпохи
Утилитарная
Вера
Религиозная
Человек
Разум
Антропоцентрич
еская
Рационалистичес
кая
18 век
Чувства
Интуитивистская
Нравственный идеал эпохи
Разумная, счастливая, гармонично развитая и социально
значимая личность
Бог – высшее благо.
Человек ищет опору во вне, в боге.
Отдельная личность абсолютная ценность: его физическая,
духовная красота, нравственное величие, достоинство
Холодный рационализм, утилитаризм, система норм,
выражающих реальные изменчивые отношения полезности.
Гармония интересов достижима благодаря разуму, возможности
которого в сфере оптимизации социальных отношений
безграничны. Свобода, автономия воли, субъективный мир 19 век
Прогресс
Идеологическая
20 век
Свобода
Субъективная
человека.
Справедливость, человеколюбие, стремление к своему и
чужому счастью, индивидуальное нравственное совершенство в
сочетании с социальной деятельностью.
В центре внимания сам человек, его право на жизнь, право на
сохранение телесной и психологической целостности, право на
уважение человеческого достоинства
Конец
20 в. – начало
21 в.
Стабильнос
Аксиологическая Человек современно образованный, нравственный,
ть
предприимчивый, готовый самостоятельно принимать решения
в ситуации выбора, способный к сотрудничеству и
межкультурному взаимодействию, обладающий чувством
ответственности за судьбу страны, мира, цивилизации в целом
Приведенная выше таблица наглядно представляет существующую
взаимосвязь базовых ценностей, понимания эстетических ценностей и
нравственных идеалов эпохи.
Периоды отличает введение новых
категориальных понятий, продвигающих эстетику, нравственные нормы по
пути усложнения и обогащения теории.
На основе обзора литературы мы выявили, проблема взаимосвязи
эстетического и нравственного воспитания всегда вставала перед
теоретиками и практиками во всем мире:
1) эстетическое и нравственное воспитание рассматриваются как
составные части воспитательного процесса;
Эстетическое воспитание, понимаемое как развитие восприятия
красоты во всех ее проявлениях, может способствовать развитию и
гармонизации сознания человека на разных уровнях, может стать фактором
нравственного воспитания и наоборот, нравственное воспитание, понимаемое
как соблюдение нравственных норм по отношению к себе, другому человеку,
обществу может стать фактором эстетического воспитания. Нравственность
отражается в форме понятий добра и зла,
справедливости и
несправедливости, долга, ответственности, достоинства и т.д. моральные
отношения, оценивает поступки человека, групп людей, их действия.
2) цели и задачи воспитания зависят от эпохи и конкретно
экономических отношений, уровня развития эстетической,
нравственной и педагогической мысли;
3) основным достижением предшествующего развития является
формирование средств, форм и методов эстетического и
нравственного воспитания.
Практическая работа в сфере эстетического и нравственного воспитания
подрастающего поколения вскрыла ряд проблем.
Ключевой, на наш взгляд, является проблема неэффективности
взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания. Сегодня мы не
видим результата, бьем тревогу, говоря о массовой бездуховности молодого
поколения.
Можно предположить, что причиной неэффективности массы
приложенных усилий стали не методы и приемы решения педагогических задач, а их «размытость», и неопределенность цели, к достижению которой
нужно стремиться.
Отсутствие четких ответов на подобные вопросы связано, по всей
вероятности, с тем, что многие годы уделялось недостаточное внимание
системной взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания. К
сожалению, до сих пор в психологии и педагогике окончательно не разрешен
вопрос относительно природы, смысла, цели и методов системного
эстетического и нравственного воспитания. Проблема усугублялась тем, что
программы предметов эстетического цикла не имели единой направленности.
Подготовка педагогических кадров не велась комплексно, что снижало
качество подготовки педагогов,
сказывалось на
что,
эффективности воспитательного процесса.
безусловно,
Обозначение этих проблем и поиск путей их решения привлекают и
сегодня внимание многих исследователей. Такое внимание к проблеме
эстетического и нравственного воспитания, по всей вероятности, вызвано
острой жизненной необходимостью скорейшего решения возникших в данной
области проблем.
Причинами неэффективности взаимосвязи эстетического и нравственного
воспитания учащихся, на наш взгляд, являются:
1) отсутствие четкого представления о конечном результате
системной взаимосвязи эстетического и нравственного
воспитания;
2) категориальный аппарат эстетического и нравственного
воспитания исчерпывающе не сформулирован и не доведен до
сведения ни педагогов, ни воспитанников;
3) педагог зачастую сам не обладает теми качествами, которые
должен развить в воспитаннике;
4) оторванность целей и задач эстетического и нравственного
воспитания от жизни. Цели эстетического и нравственного
воспитания и жизненные цели воспитанников находятся в разных
плоскостях;
5) преобладание чисто обучающих методик (знания, умения, навыки)
над воспитательными, предполагающими, в первую очередь,
укрепление и развитие духовнонравственных и ценностно
ориентационных устоев учащихся (воспитание, развитие чувств).
Ряд этих причин можно дополнить или сократить, все они являются
проблемными, вызывающими ряд противоречивых мнений. Выявились они в
результате многолетней педагогической практики, и по масштабу
распространения в области воспитания и образования на данный момент
составляют проблемы взаимосвязи эстетического и нравственного
воспитания, которые требуют своего решения. Пути решения задач эстетического и нравственного воспитания имеют
много общего, что позволяет говорить о сущности взаимосвязи нравственного
и эстетического воспитания.
Мы выявили, что сущность взаимосвязи эстетического и нравственного
воспитания заключается в следующем:
1) эмоции человека отражают окружающий мир в форме
непосредственного эстетического переживания, нравственного
осмысления явлений и ситуаций;
2) поступки неразрывно связаны с эстетическими и нравственными
ценностными ориентациями, мироощущением;
3) эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное
происхождение и отражены в духовной культуре человечества, в
произведениях искусства, литературы.
4) новое поколение воспринимает культуру через нравственное и
эстетическое воспитание во всех его формах, в процессе
освоения различных видов искусства, приобщения к культуре
своего народа и народов мира.
Основа взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания видится
в путях реализации воспитательных процессов: признанием личности как
целостности и соответствующей организацией системы нравственно
эстетических воспитательных воздействий и взаимодействий, в основе
которых лежит культура, искусство, гуманизация, эстетизация жизни ученика.
Пути осуществления взаимосвязи эстетического и нравственного
воспитания реализуются через:
1) потенциал учебного процесса (особенно важная роль отводится
предметам гуманитарного цикла);
2) путем организации разнообразных форм и видов учебной и
внеучебной воспитательной работы;
3) на основе приобщения к художественно – творческой деятельности
в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры;
4) путем освоения опыта и культуры общественного поведения.
Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания – объективная
закономерность, проявляющаяся как в жизни, так и в искусстве, это позволяет
ввести понятие «нравственноэстетическое» воспитание.
Мы будем понимать под нравственноэстетическим воспитанием
формирование сознательной, духовно развитой, гармоничной личности,
имеющей стойкий моральнонравственный облик, способной к эстетическому
восприятию и преобразованию окружающей действительности по «законам
красоты», самосовершенствованию.
Сущность взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания будет
формировании
заключаться в формировании жизненной позиции,
эстетического образа жизни учащегося. Под эстетическим образом жизни учащихся мы понимаем вид
жизнедеятельности, связанный с формированием нравственноэстетического
идеала человека современного общества, основанный на взаимовлиянии
эстетических и нравственных взаимодействий, ежедневно предстающих перед
учащимся в разнообразных материальных и духовных формах.
Error: Reference source not found
информационных (обмен информацией),
В ходе нашего исследования мы установили, что эффективное
формирование эстетического образа жизни учащихся в системе нравственно
эстетического воспитания может осуществляться при следующих
педагогических условиях:
деятельность всех участников образовательного процесса должна
подчиняться единой цели обеспечение эффективного нравственно
эстетического воспитания личности учащихся;
решение задач обучения, развития и воспитания в процессе образования
должно носить комплексный характер с учетом единой цели;
для обеспечения взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания
необходимо установление связей между всеми элементами педагогической
системы:
организационно
деятельностных (методы совместной деятельности), коммуникативных
(общение).
На наш взгляд, правильно выбранные средства нравственно
эстетического воспитания в соответствии с целью воспитания определяют
педагогический процесс формирования эстетического образа жизни учащихся.
При определении комплекса средств нравственного воспитания,
используемых в системе нравственноэстетического воспитания, мы
опирались на классификацию И.П. Пидкасистого [4, с. 416]:
1) знаковые средства духовной культуры (т.к. они обеспечивают
сохранность эстетической и нравственной информации и ее
циркуляцию, способствуют воспитанию внимательности, формированию
представлений, развитию абстрактного мировоззрения, нравственных,
духовных, эстетических и других качеств личности);
2) средства коммуникации (т.к. они служат ориентацией в социальном
окружении, объясняют причинноследственные связи в природе и в
обществе);
3) средства интеллектуальной деятельности (т.к. они способствуют
воспитанию навыков, привычек, установок, убеждений, нравственно
эстетическому развитию учащихся).
Для формирования нравственноэстетических основ поведения,
эстетического образа жизни учащихся использовался комплекс средств
нравственного воспитания (табл. 1).
К знаковым средствам нравственного воспитания мы относим
репродукции картин, фотографии, рисунки, слайды, факты из жизни великих людей, иллюстрированные примеры из литературы, сюжеты художественных и
документальных фильмов, репродукции картин, произведений искусства,
факты из жизни великих людей, притчи, пословицы, поговорки,
иллюстрированные примеры из литературы, сюжеты художественных и
документальных фильмов, музыкальные фонограммы, репродукции картин и
т.д. Комплекс средств нравственного воспитания
Цель
Представленность средств
Предполагаемый результат
Таблица 1
Репродукции картин, фотографии,
рисунки, слайды, факты из жизни
великих людей, сюжеты
художественных и
документальных фильмов,
иллюстрации к произведениям,
тексты произведений и др.
Когнитивный критерий:
а) ученик обладает прочностью и полнотой знаний о
нравственных нормах и эстетических явлениях;
б) присуща устойчивая ориентация на этические знания;
в) обладает мотивацией на практическую направленность
в получении теоретических и практических знаний
Средства
воспитания
Знаковые средства
духовной
культуры
Средства
коммуникации
Обеспечивают сохранность
эстетической и нравственной
информации, способствуют
воспитанию внимательности,
формированию
представлений о жизни,
развитию абстрактного
мировоззрения,
нравственных, эстетических
и других качеств личности
Служат ориентацией в
социальном окружении,
объясняют причинно
следственные связи в
природе и в обществе
Литературные тексты, диалоги,
тренинги общения, ролевые игры,
обсуждение выбора, этические и
нравственные беседы и др.
Операциональный критерий:
а) ученик поступает согласно нравственным нормам и
эстетическим ценностям;
б) испытывает потребность в результате нравственно
эстетической деятельности
Личностный критерий:
а) развита самооценка личностных достижений
б) сформированы личностные мотивы общения с
эстетическими объектами
в) ученик ориентирован на нравственное поведение
Витагенный критерий:
а) сформирована потребность к нравственному и
эстетическому самосовершенствованию
б) испытывает потребность в нравственной и
эстетической самореализации
Средства
интеллектуальной
и творческой
деятельности
Способствуют воспитанию
навыков интеллектуальной
деятельности, убеждений,
нравственноэстетическому
развитию учащихся.
Таблицы, схемы, коллажи,
викторины, кроссворды,
сочинения, доклады, рефераты,
коллективное творчество,
индивидуальное, исследования и
др. К средствам коммуникации мы относим те средства, которые
представлены словом и помогают развить коммуникативные навыки
учащихся.
К средствам интеллектуальной и творческой деятельности,
способствующим творческому развитию учащихся, мы относим технические
средства обучения (магнитофон, видеомагнитофон и др.), учебники и учебные
пособия, результаты собственной коллективной, групповой и индивидуальной
творческой деятельности и др.
Обобщая содержание методических положений, мы следующим образом
представляем взаимосвязь основных компонентов методики формирования
эстетического образа жизни учащихся (схема 1):
Цель: формирование эстетического образа жизни учащихся
Задачи: формировать необходимые для данной деятельности качества
Принципы: интегративность, историчность, творческая инициатива, самостоятельность
Методы: проблемный, эвристический, исследовательский
Формы: уроки художественного направления, интеллектуального, исследовательского
Средства нравственного воспитания: знаковые средства духовной культуры,
коммуникации, интеллектуальной и творческой деятельности
Результат: Эстетический образ жизни
Схема 1. Взаимосвязь компонентов методики
Диагностика уровня формирования эстетического образа жизни учащихся
после проведения экспериментальной работы показала, что разработанная
система формирования эстетического образа жизни учащихся является
необходимой и достаточной. Учащиеся экспериментальных групп, в которых
реализовывались необходимые педагогические условия, использовался
комплекс средств нравственного воспитания, показали более высокий уровень
формирования эстетического образа жизни по сравнению с группами, в
которых эксперимент не проводился (табл. 2).
Таким образом, цель, содержание и построение образовательного
процесса по данной методике помогают сформировать эстетический образ
жизни учащихся средствами нравственного воспитания, распространяющийся
на все сферы
их жизнедеятельности (учеба, досуг, быт, участие в
общественных организациях), создание собственного образа Я, отношение к
образу другого Я, отношение к образу мира; выразить свою нравственно эстетическую оценку явлениям действительности и позицию в любой
деятельности.
Данные уровней формирования эстетического образа жизни учащихся
на нулевом и итоговых срезах
Таблица 2
Группа
ОГ1
ОГ2
ОГ3
ОГ4
Количество учащихся на данном уровне (% от общего числа учащихся)
Высокий уровень
Низкий уровень
нулевой
нулевой
13,6
44,7
6,00
53,00
51,74
9,56
7,00
51,3
Средний уровень
нулевой
41,7
41,00
38,7
41,7
итоговый
30,00
48,00
11,00
11,00
итоговый
45,00
38,00
32,75
42,00
итоговый
25,00
14,00
56,25
48,00
Литература
1. Есикова Т.В. Духовные ориентации детского рисунка в нравственно –
эстетическом воспитании младших школьников: Дис… канд. пед. наук.
– Уфа. 1999 г.
2. Козлов А. А. Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа
жизни. М.: Издательство политической литературы. 1986 с. 20.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года // Учительская газета, 2002, № 31
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8000
тыс. слов и фразеологических выражений 4ое изд., доп., М.:
Азбуковник, 1999. – с. 78
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов и пед. колледжей
/Под ред. И.П.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России,
2000 – 640 с.
6. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия.
Опыт философии педагогики. М.: Знание, 1978. 128 с.
7. Ряховских Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития
творческого потенциала будущего учителя: Дис… канд. пед. наук. –
Оренбург, 1998
8. Система эстетического воспитания школьников/Под ред. С.А.
Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений. –М.: ШколаПресс, 1997. 512
10.Тарасенко Е.Н.
Формирование
эстетической культуры
старшеклассников: Дис… канд. пед. наук. – Оренбург, 2002.
11.Щуркова Н.Е. Общие закономерности и принципы воспитания. В кн.:
Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.:1998. – 402 с.
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания учащихся в системе общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.