СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Оценка 4.8

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
история
Взрослым
14.02.2017
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Современная система образования страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведено всего одно- два занятия в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.Статья
Иваненко О.Н.....выступление конференция.doc
О.Н. Иваненко Областное   государственное   бюджетное   профессиональное   образовательное учреждение «Братский медицинский колледж» Г.Братск СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ Современная система образования страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведено всего одно­ два занятия в неделю,   хотя   уровень   сложности   изучаемого   материала   достаточно   высок.   Форсированное прохождение материала препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала. Современный   преподаватель   нередко   сталкивается   с   тем,   что   историческое   преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на занятии студент забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно­следственная связь. Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы цельные темы. Если материал всей темы   просто   предлагается   на   нескольких   занятиях   через   рассказ,   лекцию,   беседу,   то   это   в большинстве случаев запутывает студента, в его голове образуется каша из множества мелких подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учащимся, приводят к получению нового качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий ­ вот главная суть структурно­логических схем на занятиях по истории. Применение   структурно­логических   схем   предполагает   и   решение   ещё   одной   немаловажной задачи   ­   существенное   сокращение   учебного   материала,   появляется   время   для   изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки ­ портреты, творческие задания. Применение структурно­логических схем на занятиях по истории, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно­следственных связей. Студенты     достаточно   быстро  и   легко   усваивают   то,   что   конкретно   стоит   за  тем  или   иным элементом   структурно­логических   схем.   Они   достаточно   легко   и   цельно   запоминают   материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо   необходимо   выделить   значение   структурно­логических   схем   для   слабых   студентов. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие учащиеся часто теряются, замыкаются в себе и, в конечном итоге, теряют всякий интерес к предмету. Структурно­логическая схема, в таком случае, становится опорой. Она позволяет без помощи преподавателя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. По мере работы со структурно­логическими схемами студенты выходят на новый уровень: они начинают   самостоятельно   составлять   структурно­логические   схемы.   Естественно,   такая   работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе преподавателя. Данный приём позволяет сжато записать любую лекцию. Строить   преподавание   истории   на   использовании   одних   только   структурно­логических   схем нельзя.   Знание   истории   означает,   кроме   всего   прочего,   некоторую   эмоциональность   и   усвоение множества фактов. Но система структурно­логических схем интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой   частью   данной   системы   является   рефлексия,   как   один   из   компонентов   учебной деятельности   студентов,   что   реально   повышает   уровень   понимания   и   осмысления   изучаемого материала.   Структурно­логические схемы позволяют варьировать темпы прохождения материала и его  структуру,   в   соответствии   с  индивидуальными   особенностями   усвоения   исторических   знаний. Системность   в   подборе   приемов   и   методов   создает   комплекс   взаимозависимых   дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии студентов при изучении истории.  Наиболее существенными элементами системы структурно­логических схем можно обозначить: 1. Блочное модульное построение учебного материала; 2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания; 3.   Преобладание   самостоятельной,   творческой   деятельности   на   занятиях   под   руководством преподавателя по усвоению знаний и умений; 4.   Организация   самоконтроля   и   внешнего   контроля   формирования   учебной   деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии. Система структурно­логических схем, по сравнению с традиционной формой обучения, имеет ряд преимуществ:  Гибкость   (подвижность   элементов   структуры   проблемного   модуля,   возможность дифференцирования   и   индивидуализации,   интеграции   содержания   обучения;   технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений студентов; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);  Концептуальная   и   организационная   простота,   которая   позволяет   достигать   реальных результатов в решении задач, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;  Систематическая   (от   занятия   к   занятию,   от   темы   к   теме)   самостоятельная   деятельность студентов при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие студентов.  Список литературы: 1. Агафонов С. В. История России в таблицах: 6­11 кл.  – М.: АСТ: Астрель, 2008 2. Данилов А. А.  История России в таблицах. ХХ век. 9 ­ 11 кл. – М.: Дрофа, 2002 3. Козиев С. Ш., Бурдина Е. М. История России в таблицах и схемах. – М.: «Лист Нью», 2006 4. Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: X ­ XVIII вв.: 10 ­ 11 кл. – М.:  Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 5. Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: XX век: 11 кл. – М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2002 6. Фортунатов В. В., Снигирев С. В., Фирсов А. Г. Отечественная история в схемах и комментариях. –  СПб.: Питер, 2008

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017