СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
история
Взрослым
14.02.2017
Современная система образования страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведено всего одно- два занятия в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.Статья
Иваненко О.Н.....выступление конференция.doc
О.Н. Иваненко
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Братский медицинский колледж»
Г.Братск
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Современная система образования страдает от насыщенности учебных программ: один предмет
сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведено всего одно два занятия в
неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное
прохождение материала препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы.
Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории,
где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.
Современный преподаватель нередко сталкивается с тем, что историческое преподавание
страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на занятии студент забывает ещё
до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинноследственная связь. Так появилась идея
изучать исторический материал блоками, которые включали бы цельные темы. Если материал всей
темы просто предлагается на нескольких занятиях через рассказ, лекцию, беседу, то это в
большинстве случаев запутывает студента, в его голове образуется каша из множества мелких подтем.
Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учащимся,
приводят к получению нового качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие,
единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий вот главная
суть структурнологических схем на занятиях по истории.
Применение структурнологических схем предполагает и решение ещё одной немаловажной
задачи существенное сокращение учебного материала, появляется время для изучения
дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки портреты, творческие
задания.
Применение структурнологических схем на занятиях по истории, что немаловажно, приводит к
изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания параграфа или пункта
темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинноследственных связей.
Студенты достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным
элементом структурнологических схем. Они достаточно легко и цельно запоминают материал
объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.
Особо необходимо выделить значение структурнологических схем для слабых студентов.
Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной
цепочке темы. Такие учащиеся часто теряются, замыкаются в себе и, в конечном итоге, теряют всякий
интерес к предмету. Структурнологическая схема, в таком случае, становится опорой. Она позволяет
без помощи преподавателя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и
всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
По мере работы со структурнологическими схемами студенты выходят на новый уровень: они
начинают самостоятельно составлять структурнологические схемы. Естественно, такая работа
невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или
рассказе преподавателя. Данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.
Строить преподавание истории на использовании одних только структурнологических схем
нельзя. Знание истории означает, кроме всего прочего, некоторую эмоциональность и усвоение
множества фактов. Но система структурнологических схем интересна тем, что позволяет удачно
сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.
Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной
деятельности студентов, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Структурнологические схемы позволяют варьировать темпы прохождения материала и
его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний.
Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических
условий, содействующих быстрому продвижению в развитии студентов при изучении истории.
Наиболее существенными элементами системы структурнологических схем можно обозначить:
1. Блочное модульное построение учебного материала;
2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на занятиях под руководством
преподавателя по усвоению знаний и умений;
4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности,
усвоения учебного материала на основе рефлексии.
Система структурнологических схем, по сравнению с традиционной формой обучения, имеет ряд
преимуществ:
Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля,
возможность
дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая
динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания
достижений студентов; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей
учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
Концептуальная и организационная простота, которая позволяет достигать реальных
результатов в решении задач, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность
студентов при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально
разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у
учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной
литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность,
целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие студентов.
Список литературы:
1. Агафонов С. В. История России в таблицах: 611 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008
2. Данилов А. А. История России в таблицах. ХХ век. 9 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
3. Козиев С. Ш., Бурдина Е. М. История России в таблицах и схемах. – М.: «Лист Нью», 2006
4. Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: X XVIII вв.: 10 11 кл. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
5. Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: XX век: 11 кл. – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2002
6. Фортунатов В. В., Снигирев С. В., Фирсов А. Г. Отечественная история в схемах и комментариях. –
СПб.: Питер, 2008
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.