Структурные компоненты психологического консульт
Оценка 4.9

Структурные компоненты психологического консульт

Оценка 4.9
docx
30.05.2021
Структурные компоненты психологического консульт
Структурные компоненты психологического консульт.docx

Лекция 2. Структурные компоненты психологического

консультирования

                                     Вопросы для обсуждения  

1. Компоненты и стадии структуры психологического консультирования.

2.Этапы психологического консультирования как структурные составляющие психологического консультирования

3.Модели структуры психологического консультирования:

 

1. Компоненты и стадии структуры психологического консультирования

Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консультант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой условное деление, цель которого - понимание всего процесса консультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий.

Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности:

-специфические цели и задачи;

-временные аспекты;

-приемы и техники работы консультанта, особенности его поведения;

-особенности поведения и состояния клиента;

-уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств. Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в целом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования.

Общая модель структуры консультирования - эклектическая модель (В.Е. Gilland). Эта общая модель структуры консультирования охватывает шесть стадий (схема 1).

1. Исследование проблемы предполагает установление контакта (raport) с клиентом и достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания через конкретные понятия. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают трудности, неясности в формулировке проблемы.

3. Идентификация альтернатив - стадия обсуждения возможных альтернатив решения проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения проблемы, которые считает подходящими и реальными, после чего консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список альтернатив решения проблемы.

4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению, интервала необходимого для изменения времени, степени устойчивости уменьшения деструктивного, дезорганизующего поведения клиента. Предусматриваются средства и способы проверки реалистичности выбранного решения («репетиция действий», ролевые игры).

5. Деятельность - последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с понимаем возможности неудачи в достижении цели. Клиент усваивает, что частичная неудача в деятельности не должна останавливать его в реализации плана решения проблемы, следует связывать все действия с достижения конечной цели.

6. Оценка и обратная связь - оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.

 

2. Этапы психологического консультирования как структурные составляющие психологического консультирования

 

Психологическая помощь во всех своих разновидностях (от консультирования до внемедицинской психотерапии), проходит несколько стадий.

I. Начальный этап.

Этап вхождения в ситуацию психологической помощи

Ориентировка в проблеме, установление контакта и рабочих отношений, принятие решения о проживании предложенного курса консультативного или психотерапевтического процесса - по времени этот этап может занять одну встречу или развернуться в продолжение нескольких консультативных бесед. Дело в том, что подчас формальное согласие войти в ситуацию психологической помощи не означает фактического принятия ее клиентом. И только после завершения процесса принятия личности психолога-консультанта клиент сможет принять саму ситуацию психологической помощи.

Соответственно, основные задачи психолога на первом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:поддержка мотивации клиента к совместной работе;разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий (например, «вернуть мужа»);выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь;пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы;проработка, при необходимости, собственных затруднений, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.

Со стороны клиента первый этап работы может сопровождаться сомнениями, колебаниями, сопротивлением, проявляющимися в нежелании принять определение ситуации психологом, в агрессивном, враждебном либо, наоборот, чрезмерно зависимом отношении, возникновении сексуального интереса, - т.е. всей той гаммой переживаний, которая характерна для проявления защит, препятствующих установлению доверительных и уважительных рабочих отношений.

II. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи

Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами. Это пространство для возникновения и проявления специфических психологических феноменов, свойственных консультативной и психотерапевтической работе, формируемых той или иной психотерапевтической или консультативной парадигмой и техникой.

Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них:

обеспечение эмоционального отреагирования;

прорабатывание и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;

создание условий для инсайта и катарсиса;

подкрепление желаемого направления действий (переобучение);

анализ при необходимости явлений переноса и контрпереноса;

обеспечение условий для глубинной личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора и т.д.

Со стороны клиента эта стадия характеризуется чрезвычайно напряженными и насыщенными переживаниями, обилием личностного материала, всплывающего во всем своем многообразии во время и в промежутках между консультативными беседами и психотерапевтическими сеансами. Критериями успешного прохождения данного этапа могут служить спонтанно возникающие чувства облегчения и благодарности. Далее наступает следующий этап.

III. Этап вхождения в новый опыт

Это стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем. На данном этапе психологической помощи клиент переводит свое новое постижение себя и мира в пространство действий, формирует и формулирует новые мотивы и цели, новые жизненные ценности и стратегии, испытывает удивление, сомнение, восторг, ощущение преодоления прежних препятствий, нахождение выхода и - вместе с тем - сомнения, желания поддержки, потребность понять, «что же со мной было». Это этап расставания с собой прежним и возврата к «подлинному себе».

Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:

эмоциональная и экзистенциальная поддержка;подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий;санкционирование возможности иного способа (действий, отношений, смыслополагания) бытия.

Со стороны клиента типичными проявлениями могут стать чувства неуверенности в своих силах, колебания от грусти к радости, страх предстоящей разлуки с психологом («Как же я теперь буду без вас?») и подобные чувства, связанные с вхождением в иное семантическое пространство, в иные способы бытия.

IV. Последний этап - этап вхождения в повседневность, обогащенный новым опытом

Это заключительная стадия основной психологической консультативной и терапевтической работы. Как и завершение любого дела, где, как известно, конец - делу венец, данный этап чрезвычайно важен во многих отношениях. Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом-психотерапевтом:подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и консультативного (терапевтического) процесса;анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении максимально возможной самостоятельности и самодостаточности;переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку глубже понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;нахождение «золотой середины» между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоционального отстранения от клиента.

Первой встрече с клиентом консультант должен уделить особое внимание, даже если в этот день было много посетителей. Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами - страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду.

Первая встреча начинается со знакомства. Сразу бросается в глаза и свидетельствует о характере клиента то, как он входит в кабинет - твердым шагом, демонстрирующим решимость и смелость, или нерешительно, неохотно, что говорит о страхе, стеснительности, сомнениях. Рукопожатием консультант с первых минут встречи проявляет дружелюбие, заинтересованность и готовность помочь, поскольку пожатие руки принято считать символом единения двух людей. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.

Eisenberg и Delaney (1977) указали на важнейшие цели первой консультативной встречи:

Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы.

Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания.

Настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи.

Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем.

Обозначить проблемы для дальнейшей работы.

 

3.Модели структуры психологического консультирования:

1.эклектическая модель Р. Кочюнаса;

2.четырехступенчатая модель;

3.шестишаговая модель А. Блазера.

Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы:

1.этап исследования проблем клиента, предполагающий:

-установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т.п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне;

-формирование климата обоюдного доверия;

-поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;

-поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рассмотрение проблемы им самим;

2.этап двумерного определения проблем, включающий:

-уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание своих интерпретаций и гипотез;

-определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением;

-в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы - возврат на стадию уточнения и прояснения;

3.этап идентификации альтернатив, включающий:

-обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом;

-побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

4.этап планирования, содержащий:

-сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;

-осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;

-составление плана реалистичного решения проблемы;

-разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения;

5.этап деятельности, включающий:

-последовательную реализацию выбранного плана действий;

-учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты;

-обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведение клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

6.этап оценки и обратной связи, включающий:

-оценку клиентом совместно с консультантом полученного результата и уровня достижения поставленной цели; обобщение достигнутых результатов;

-анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных более глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы. Четырехступенчатая модель психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы:

-установление раппорта, «присоединение» консультанта к клиенту;

-ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы;

-терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы.

Шестишаговая модель А. Блазера включает в себя следующие технические этапы:

1.этап установления раппорта, характеризующийся: «формированием доверия;

частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет от него клиент;

использованием этого приема только на данном этапе;

2.этап составления жалобы, включающий:

-анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием «все плохо»), явной, скрытой;

-стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую:

-отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы);

-отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (консультант: «Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощущаете…»);

-изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом;

3.этап анализа проблемы, включающий:

-наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит проблему и интерпретации консультанта и замкнется в себе;

-анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоциональных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента;

-анализ истории возникновения проблемы, то есть время возникновения, длительность протекания на данный момент, динамика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью;

-функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней позитивного для клиента;

-построение гипотез, их проверка и подтверждение;

-вербальную активность консультанта, использование различных вопросов, техник «разговорения» клиента, побуждение клиента к осознанию своей проблемы;

4.этап формулирования проблемы, включающий:

-подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы «Я понял», а не к пассивному восприятию им интерпретаций консультанта;

-выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа «Чего ты теперь хочешь?», детализация того, что конкретно хочет клиент;

-конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (например, покупка новой квартиры как решение конфликтов с родителями не входит в компетенцию психолога);

5.этап проработки проблемы, включающий:

-«движение» клиента в проблеме, расширение взгляда на проблему, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений;

-использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента;

-перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осуществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования);

-обратную связь по поводу результатов;

6.этап завершения, характеризующийся «отсоединением» клиента в случае позитивного для него решения проблемы, когда консультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть самостоятельным и обходиться без помощи специалиста.

 

К семинару:

1Этика практического психолога (доклад) Определения: этика, мораль, право. Кодексы 

психолога профессиональной этики и стандарты практической работы.   Принятие этически верных решений. Этические вопросы в особых консультационных ситуациях. Закон и  консультирование. Виды некорректного поведения  консультанта.: 

2.Этапы и структурные компоненты консультирования по Г.С.   Абрамовой 

3.Содержание и форма регистрационного журнала в консультировании.   

5.Документация психолога- консультанта 

 


 

Лекция 2. Структурные компоненты психологического консультирования

Лекция 2. Структурные компоненты психологического консультирования

Оценка и обратная связь - оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы

Оценка и обратная связь - оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы

Со стороны клиента эта стадия характеризуется чрезвычайно напряженными и насыщенными переживаниями, обилием личностного материала, всплывающего во всем своем многообразии во время и в промежутках между…

Со стороны клиента эта стадия характеризуется чрезвычайно напряженными и насыщенными переживаниями, обилием личностного материала, всплывающего во всем своем многообразии во время и в промежутках между…

Eisenberg и Delaney (1977) указали на важнейшие цели первой консультативной встречи:

Eisenberg и Delaney (1977) указали на важнейшие цели первой консультативной встречи:

Четырехступенчатая модель психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы: -установление раппорта, «присоединение» консультанта к клиенту; -ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы; -терапевтическое…

Четырехступенчатая модель психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы: -установление раппорта, «присоединение» консультанта к клиенту; -ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы; -терапевтическое…

Чего ты теперь хочешь?», детализация того, что конкретно хочет клиент; -конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (например, покупка…

Чего ты теперь хочешь?», детализация того, что конкретно хочет клиент; -конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (например, покупка…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021