Сценарий детско-родительского мероприятия: Игровая гостиная «Преодолеем страх»
Цель мероприятия: способствование развитию родительской компетентности в отношениях с ребёнком, испытывающим чувство страха.
Задачи:
познакомить родителей на практике с арт терапевтическим приёмом работы с детскими страхами.
информировать родителей о закономерностях развития эмоциональной сферы ребёнка;
Ожидаемые результаты:
Снижется уровень эмоционального напряжения, связанного с переживанием страхов, у детей и родителей;
Сформируется у родителей адекватное отношение к возникновению детских страхов.
Участники: дети, родители детей старшей группы, воспитатели.
Форма проведения: театрализованная деятельность, игровая деятельность, арт- терапия (рисование). Просмотр мультфильма
Оборудование: Ширма, кукла страха, кукла Анна, карандаши, фломастеры, бумага, телевизор, доступ в интернет или флешка скаченным мультфильмом.
Вводное слово ведущего
«Дорогие дети и родители, мы очень рады, что вы пришли сегодня поучаствовать в нашей игровой гостиной, она посвящена очень важной теме, мы сегодня будем говорить о разных страхах, больших и маленьких. Сначала мы предложим вам посмотреть небольшое кукольное представление, а затем будем вместе играть и рисовать».
1. Знакомство. «В первую очередь предлагаем вам познакомиться». (Дети и родители знакомятся друг с другом). Упражнение «Ласковое слово».
2. Театрализованное представление. Дети и родители сидят полукругом, перед ширмой. Воспитатели разыгрывают кукольное представление. Театральные куклы: кукла страха, кукла Аня.
Декорации, реквизит: макет города, фонарики, темная ширма фонарик для мерцания цвета.
Сказка для дошкольников: «Страшный Страх»
В темном лесу жил маленький Страх Страшный. И такой он был интересный - боялся всего сам. Треснет где ветвь, а он, аж подпрыгивает. Но каждую ночь он должен был ходить в город и пугать детей - работа у него такая была, и он ее вежливо выполнял. Пока добирался, весь потел и дрожал, как лист на ветру, так ему было страшно.
Других пугал Страх для того, чтобы не испугали его. Но он не знал, что другие и не собирались его пугать. Поэтому продолжал свое дело, ответственно относился к работе. Побеждая пугливость, страх каждый вечер ходил в город.
В городе высились большие, высокие здания, в каждом из которых было по 100 квартир. И каждую квартиру, где жили дети, надо было обойти и напугать малышей воем, мерцанием света или просто черной темнотой. Все детки начинали бояться. Прятались под одеялом, бежали друг к другу в кроватки, включали свет или просили родителей с ними спать. Представляли себе различные ужасы, монстров, чудовищ, людоедов.
В одной из квартир жила смелая девочка Аня. Ей надоело бояться и скрываться от страха. Хотя Аня и была смелой, но все же ей было не по себе. И решила она однажды узнать, что это за страх такой всех пугает. Взяла с собой фонарик и палку, чтобы проучить того, кто всем детям по вечерам не дает покоя. Оделась в темный плащ, в сапожки и вышла в подъезд. Через некоторое время увидела странного человечка. А может и не человечка, а гномика. Тот стоял посреди двора так, чтобы было удобно работать и захватить побольше окон детских комнат.
Аня заметила, что Страх выглядел странно, весь дрожал и постоянно бормотал что-то себе под нос. У него были короткие и сухенькие ручки, кривоватые ножки, на голове большая меховая шапка, хотя на улице была весна. Такой вид вызвал у Ани сожаление к этому старому дедушке, а не страх или ужас. Даже захотелось познакомиться со стариком.
Аня, как воспитанная девочка, сделала шаг из темноты навстречу и поздоровалась:
- Добрый вечер, дедушка!
-Здравствуйте - испуганно ответил Страх Страшный и сел на землю, ноги отказались его держать.
- А что вы здесь делаете в такое позднее время? - спросила Аня.
- Я ... я ... я ... работаю ... - запинаясь, ответил Страх.
- Давайте познакомимся, - смело продолжила Аня.
У Страха в голове мелькнула мысль о том, что, наконец, у него появится друг или просто человек, с которым можно будет поговорить и поделиться своими мыслями. Говорили они весь вечер, пили чай с печеньем дома у Ани. Страх Страшный рассказал о своей нелегкой жизни, работе.
Аня внимательно слушала и думала:
- Надо же как, если бы я продолжала бояться и не осмелилась бы на отчаянный шаг, то до сих пор дрожала бы в своей кроватке под одеялом. А так я встретила Страх, познакомилась с ним и подружилась. Узнала, что сам Страх не такой уж и страшный, а даже приятный.
А сколько он знает интересных историй о лесных жителях!
В ту ночь и много ночей спустя дети спали спокойно. Страх Страшный теперь работал сказочником. Ему очень нравилась его работа. Детки ждали его и внимательно слушали истории о приключениях, а потом спокойно засыпали.
Ведущий: А, страхи живут рядом с тобой? (ответы детей)
1. Беседа «о страхе».
Вопросы для детей:
«Ребята, а про что эта история?». «Что почувствовал Аня, когда услышал
незнакомый, странный звук из коридора?». «А, что такое страх?» «А когда люди боятся?» «А какой бывает страх?»
2. Игра «Покажи страх большой и маленький».
Участвуют дети и родители.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду называть какой-то страх, а вы будете
показывать, какой он для вас большой или маленький (продемонстрировать, как нужно ранжировать руками). А родителей мы попросим погрузиться в свои
детские воспоминания, вспомнить, чего они боялись, когда были мальчиками и девочками и тоже присоединиться к нашей игре». Ведущий называет страхи, а дети показывают руками, насколько велик для них названный страх.
Перечень страхов (из теста «Страхи в домиках»): когда остаешься дома один, каких-то людей, заболеть, какого-то сказочного персонажа: Бабы Яги, Кощея, Бармалея, колдуньи, чудовищ, приведений, страшных снов, темноты, собак, пауков, того, что тебя накажут, врачей.
3. Арт терапевтический приём «Нарисуй страх».
Инструкция для детей: «Сейчас мы с вами говорили про страх, а теперь давайте нарисуем его, как он для вас выглядит?».
Инструкция для родителей: Нарисовать что-то или кого-то (образ), который побеждает страх.
После того, как страх нарисован, дети и родители соединяются в пары. Дети рассказывают, что за страх они нарисовали, а родители показывают свой рисунок и рассказывают, как они этот страх преодолеют, победят. Затем ведущий предлагает окончательно победить страх, «наказать» его: посадить под замок (нарисовать его в клетке с замком), заштриховать, разорвать листок, посмеяться над ним, поймать в ловушку и т.д. В завершение дети и родители в парах вместе рассказывают о своих рисунках всем участникам.
Результат: ведущий подводит итог, сообщает о том, что метод рисования страхов, с которым они сегодня познакомились, является доступным и достаточно эффективным для преодоления детских страхов, предлагает использовать его при необходимости.
4.Просмотр мультфильма «Ничуть не страшно»
Два брата отправляются в ночное путешествие за цветами для подарка своей маме. Их пытаются напугать три Страха, но мальчики смело преодолевают все препятствия, и тогда Страхи решают помочь им вернуться обратно.
Итог: просмотр вместе с родителями мультфильма,
Результат игровой гостиной: Ведущий наша игровая гостиная на сегодняшний день закрывается, хочется сказать всем участникам огромное спасибо, также вашему вниманию предлагается буклет с рекомендациями.
Ведущий предоставляет слово желающим высказаться. Оставить отзыв о мероприятии.
Приложение
Страх возникает у ребенка тогда, когда он не может адаптироваться к каким – то новым признакам или событиям. В отличие от младенцев, которые в основном боятся лишь громких звуков, неожиданных резких движений, сильной боли и незнакомых людей или животных, у детей в возрасте от года до трех более широкий диапазон страхов. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и в туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки или медленно сдувающийся воздушный шарик – это все может вызывать страх. У некоторых детей возникает страх перед животными и машинами, многие боятся спать в одиночестве. Формирование чувства страха. Все, кто имеет дело с детьми, утверждают, что некоторые страхи им только во благо. В самом деле. Если ребенка не приучили остерегаться горячих предметов. Больших собак или движущихся машин, он постоянно будет подвергаться серьезным опасностям. Однако нередко родители сознательно или бессознательно приучают детей бояться того, чего бояться вовсе не следует. Если ребенок видит, что родители или другой близкий человек испытывает страх перед |
каким-то предметом или явлением, то он тоже начинает бояться их. Иногда страхи могут появляться в самых обычных условиях, в рамках повседневного общения с окружающими. Например, быстро выскочившая и бросившаяся навстречу ребенку соседская собака может так сильно напугать его, что он еще долго будет вздрагивать, завидев любую собаку. Иногда родители, не справляющиеся с раскапризничавшимся ребенком, пугают его полицейским или домовым. Взрослые, прибегающие к таким удобным, но вредным для детей приемам воспитания, часто провоцируют появление боязни того, чего не только не стоит опасаться, но, напротив, следует уважать и почитать. Как нелегко потом переубедить ребенка! Замечено, что к такому способу прибегают те, кто теряет контроль над воспитательным процессом и в растерянности хватается за остатки власти. Но внешний контроль подобного рода лишь мешает детям формировать и развивать механизм внутреннего контроля – самоконтроль. Преодоление страха. Обычно страхи со временем исчезают сами. По мере освоения более тонких способов мышления дети начинают понимать, что маска или новая прическа не изменяют человека внутренне. Что пылесос не может схватить ребенка, а вода в туалете или в ванной не уносит детей с собой. Благодаря появлению новых мыслительных операций, ребенок может адаптироваться к новой информации. спокойнее относиться к ней, он начинает |
разбираться, чего следует бояться, а чего - нет. Чрезмерная родительская опека – не лучшее средство преодоления страхов. Стремление родителей побыстрее избавить ребенка от страха перед чем-то, неумение объяснить понятным ему языком причину этого чувства часто приносят нежелательный результат. Часто повторяемые назидания и упреки вроде «что ты ведешь себя как маленький», когда ребенок в страхе бежит от паука или жука, едва ли помогут ему пересилить себя, свою боязнь. Небрежно брошенные заверения типа - « нечего его бояться, он не страшный» тоже, как правило, не срабатывают. Более эффективным способом избавления детей от страхов является постепенное приучение их (если это возможно) к общению с предметами или людьми, вызвавшими это ощущение, а также стимулирование детей к самостоятельному поиску средств борьбы с ним. Весьма эффективен и наглядный пример взрослых. Например, спокойная реакция матери на молнию или поломку в электросети лучше всего поможет ребенку избавиться от боязни. Бесстрашие взрослых и сверстников вызывает у ребенка желание подражать им. Так, если окружающие не боятся соседской собаки, гладят ее и играют с ней, то и у детей не возникает страха перед животным. Иногда справиться со страхом или подготовиться к сложным ситуациям детям помогают чтение книг и игра в куклы с элементами драматизма, острыми приключенческими сюжетами. Обычно |
хорошего примера, терпеливого объяснения, тонкого понимания состояния ребенка бывает достаточно, чтобы помочь ему преодолеть страхи.
Мир открывает все двери перед тем, кто преодолевает в себе страх неудачи! В страхе больше зла, чем в предмете, которого боятся. Цицерон Человек боится только того, чего не знает; знание побеждает всякий страх. Белинский В.Г. Страху свойственно преувеличивать истинные значения факта. Гюго В. Страх – эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой направленности. Страх возникает при предвосхищении страданий. При неосознанности или неопределенности источника опасности возникает состояние тревоги. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности. В случае, когда страх достигает силы аффекта
|
(панический страх, ужас), он способен навязать стереотип поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Страх выступает и как средство воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как регулятор поведения.
|
Страхи у детей и пути их преодоления
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.