Сценарий экологического урока "Разделяй с нами. Мир без мусора"
Оценка 4.9

Сценарий экологического урока "Разделяй с нами. Мир без мусора"

Оценка 4.9
docx
29.11.2020
Сценарий экологического урока "Разделяй с нами. Мир без мусора"
Сценарий экологического урока Разделяй с нами. Мир без мусора. Азимова Р.С..docx

Сценарий экологического урока «Разделяй с нами. Мир без мусора».

                                                     

Цель занятия — сформировать ответственное отношение к отходам и научить грамотному обращению с ними; мотивировать школьников к участию в раздельном сборе отходов.

Задачи:

• познакомить учащихся с проблемой отходов и раскрыть такие понятия, как переработка отходов, раздельный сбор, захоронение отходов, сжигание отходов, загрязнение окружающей среды;

• выяснить преимущества и недостатки разных способов обращения с отходами;

• познакомиться с технологиями раздельного сбора и переработки отходов;

• определить список доступных для школьника действий, направленных на внедрение и развитие раздельного сбора отходов;

• вдохновить учащихся на активную деятельность по решению проблемы отходов в своем городе.

Оборудование и материалы: проектор и экран, ноутбук, презентация; распечатанный раздаточный материал по числу учеников.

Ход занятия:

1.      Организационный этап и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

В начале урока учитель рассказывает учащимся о том, что их ждёт в ходе урока.

2.       Получение и усвоение новых знаний в ходе выполнения игрового задания

Ребята, здравствуйте! Из предыдущих уроков «Разделяй с нами» вы узнали довольно многое о проблеме отходов. Нужно сказать, что справиться с мусором люди пытаются уже много сотен лет, но пока ни одна попытка не привела к окончательному успеху. Иногда даже кажется, что проблема только усугубляется - условия всё время меняются, и казалось бы, найденное удачное решение уже не подходит. К тому же, чаще всего мы пытаемся бороться с последствиями вместо того, чтобы устранить причину. Поэтому сейчас мировые лидеры в поисках решения проблемы отходов составляют планы и программы на 10, 20 и даже 50 лет вперёд, прогнозируя развитие технологий, внедрение различных природоохранных законов, постепенного изменения сознания и поведения людей в быту и в бизнесе.

Сегодня я предлагаю вам поискать системные долгосрочные решения нашей непростой задачки.

У всех есть общий интерес –сохранить своё здоровье и благополучие, а вместе с этим и жизнь человечества на планете. Проблема отходов представляет серьёзную угрозу этому интересу.  Каждый человек вносит свой, пусть и небольшой, вклад, и задача начинает быстро и эффективно решаться.

 Вот простой пример. В классе после учебного дня нужно сделать уборку. Выходя из класса, каждый поставит свой стул на парту, чтобы можно было помыть пол. Сколько это займёт времени и усилий у каждого? Совсем немного. А если этим будет заниматься один человек?.. Вот так во всём. Работая эффективно вместе можно добиться гораздо больших и быстрых результатов.

Сегодня мы с вами в этом потренируемся. Вы разделитесь на 4 группы.

Нам понадобится небольшая разминка, и для начала я предлагаю ненадолго заглянуть в

историю, чтобы понять, как люди поступали с тем, что становилось им ненужным.

Проблемы мусора не существовало, пока люди вели кочевой образ жизни.

Давайте себе представим, какие отходы могли быть у древних людей?

   Да, в основном это остатки животных и растений - абсолютно природные материалы, которые можно было бросить в месте стоянки, и уже через несколько месяцев от них практически ничего не оставалось. Отходы людей были включены в природный круговорот. Да и добытого мамонта старались использовать по полной программе, почти ничего не оставляя, чтобы обеспечить себя всем необходимым в соответствии с доступными на то время технологиями.

В какой-то момент люди перестали кочевать и стали образовывать поселения и города. Давайте порассуждаем, что произошло с отходами. Изменился ли их состав и, как вы думаете, как люди с ними поступали?

 Да, состав изменился. Люди стали делать запасы и вести торговлю – появились новые инструменты, а также сосуды и ёмкости для хранения и транспортировки этих запасов. Они служили долго, но всё равно время от времени разбивались, и от них нужно было как-то избавляться. Рядом с Афинами археологи нашли самую древнюю свалку, сохранившуюся до наших времён. Она представляла собой гору осколков от глиняных амфор, в которых перевозили масло. Природе стало требоваться больше времени, чтобы справиться с тем, от чего избавлялись люди. Чем больше инструментов и материалов осваивал человек, чем больше изобретал вещей и технологий, тем разнообразнее становились отходы, их количество росло и продолжает расти. Мы перестали сами делать вещи, поэтому нас практически не интересует, откуда они берутся. Вещи перестали быть долговечными, да и мода всё время заставляет приобретать что-то новое. Но что делать с ненужными вещами, чтобы не заполнить свалками всю планету?

Интересно, что в 21 веке мы до сих пор не смогли остановить распространение свалок, от которых сами же и страдаем. Наши способы обращения с отходами мало чем отличаются от тех, которые применялись сотни лет назад. Чаще всего мы просто прячем мусор, думая, что таким образом избавляемся от него.

На сегодняшний день эта схема выглядит так.

 Бо́льшая часть отходов оказывается на свалках, а вот предотвращению и повторному использованию уделяется не так много внимания. Задача человечества – как можно скорее перевернуть этот треугольник, чтобы попасть в желаемое будущее без отходов.

Давайте немного освоимся в этой иерархии и для разминки разберем несколько исторических действий в области борьбы с отходами по этим критериям. Я буду рассказывать короткие истории, а вам нужно будет определить, каким уровням пирамиды отвечало решение правителя, а каким нет.

              История первая.

Согласно одной из самых распространенных версий, широкополая шляпа появилась в Средние Века из-за антисанитарии в городах Европы. В те времена нечистоты выливали из окон, часто пачкая проходящих под ними горожан. Такая шляпа служила пусть и не очень надёжной, но всё же защитой для сохранения чистоты головы и костюма. В 1270 году французский король Людовик IX, получивший на свою голову порцию помоев во время прогулки, предпринял попытку усилить волшебное действие шляпы и издал закон, обязывающий предупреждать о том, что из окна будут выливать помои.

Каким пунктам в иерархии отвечало это решение?

     Вы правы - вообще никаким. Такой указ совсем не решал проблему отходов. Горожане не поддержали это нововведение, а некоторые получали особое удовольствие от возможности окатить какого-нибудь вельможу содержимым своей ночной вазы. В ХIII веке горожане ходили в капюшонах, а затем в моду вошли парики, которые требовалось защищать от грязи ввиду высокой стоимости. Тогда и появились первые широкополые шляпы. Считается, что реверанс и обычай снимать шляпу перед дамой также относятся к дурному запаху и грязи, которые убирали подальше от нежного женского носа. Вот так, оказывается, людям средневековья носить шляпы и делать реверансы было проще, чем перестать вываливать мусор прямо из окон.

               История вторая.

В 1762 году в Петербурге было завершено строительство Зимнего дворца, после которого вся площадь была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом — он приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен. Как вам такое решение и на какие ступени современной иерархии попал Пётр III?

    Это остроумное решение попадает прямо в середину нашего треугольника и нацелено на то, чтобы скопившиеся отходы были повторно использованы. Очень неплохое решение. Многие люди и сегодня пользуются этой идеей. Когда они понимают, что им самим вещь уже не нужна, но ей мог бы вполне пользоваться кто-то другой, они оставляют её рядом с мусорными контейнерами или в подъезде, чтобы её можно было забрать. При желании всегда можно найти того, кому пригодится ненужная вам, но годная к использованию вещь.

                   История третья.

Впервые что-то похожее на урны для мусора было установлено в 1884 году в Париже. Это событие произошло благодаря распоряжению префекта департамента Сена Эжена Рене Пубеля. Он постановил, чтобы каждый домовладелец передавал своим арендаторам емкость с крышкой для установки возле дома. Кроме того, он распорядился, чтобы по всему городу были расставлены городские ведра для мусора. В результате в Париже стала поддерживаться чистота посредством бидонов из-под масла и вина и ящиков, обитых жестью. Но на этом инновации градоначальника Пубеля не закончились. Он также распорядился, чтобы мусор распределялся по трем типам: продовольственные отходы; бумага и ткани; фаянс, стекло и раковины устриц. Непослушание распоряжения Пубеля грозило большими штрафами.

Что вы скажете об этой инициативе?

Это явно заявка на переработку отходов. Объедки забирали крестьяне и использовали в качестве корма для животных и удобрения почвы. Бумага и ткани отправлялись на переработку для производства новых бумажных изделий. А стекло и керамика могли быть использованы в строительстве. Так для свалки практически ничего не оставалось.

Однако инициатива Пубеля вызвала противодействие домовладельцев, чьи расходы увеличивались. Новые контейнеры стали иронично называть по фамилии префекта «пубель». В настоящее время этот термин не имеет эмоциональной окраски и повсеместно

применяется во французском языке для мусорных ёмкостей. Хотя слово «урна» во французском языке также есть, но оно употребляется в значениях «избирательная урна» и

«урна для праха». Использование урн быстро распространилось по всем районам и городам Франции. А после этого систему уличного сбора мусора позаимствовали и все другие развитые страны. В России урны на улицах впервые появились в Москве лишь в 20-е годы ХХ века.

До 21 века все попытки решения проблемы мусора сводились к тому, чтобы в поле зрения людей было чисто. Но сегодня этого совсем не достаточно. Нам нужно серьёзно поработать с верхними ступенями иерархии и найти способы предотвратить и снизить количество образующихся отходов. Ну что ж, пора включить коллективный разум и браться за дело. Сейчас нам нужно разделиться на 4 группы.

3.      Ролевая игра

В ходе работы в группах школьники учатся:

● общаться, слушать и слышать друг друга;

● сотрудничать для решения поставленной задачи;

● вырабатывать единое решение;

● аргументированно доказывать свою точку зрения.

ОБ ИГРЕ:

В игре принимают участие 4 игрока. Они играют подростков, которые стремятся улучшить экологию города.

Цель игры

Побеждает игрок, который набрал как можно больше победных баллов. При этом если загрязнение города достигло 10, проигрывают все игроки.

Начало игры:

Перед началом игры необходимо:

1)      Разложить игровое поле

2)      Определиться с фишкой, которой будете играть

3)      Поставить пластиковую крышку на цифру 5 на шкале загрязнения

4)      Поставить пластиковую крышку на цифру 1 на шкале игровых дней

В начале каждого игрового дня:

1)      Каждый игрок должен взять 1 карточку – квест.

2)      В каждом доме должен быть мусор (мусор = пластиковая крышка)

3)      Также мусор должен появляться на карте города в общественных местах по формуле: уровень загрязнения в городе: 2, округляя в бОльшую сторону (Например, уровень загрязнения – 5, делим на 2. Получается 2,5. Значит на поле должно появиться 3 единицы мусора )

Шкала загрязнения состоит из 10 делений, где 1 - это чистый город, а 10 – это грязный. Уровень загрязнения повышается в случае, если к концу игрового дня на поле остается мусор. 1 деление = 1 оставленный в городе мусор. Также уровень загрязнения увеличивается на 1, когда кто-то сжигает мусор на МСЖ

*Мусор к концу дня может находиться в: контейнере для сортировки отходов, простом контейнере, на свалке, на МСЖ (мусоросжигающий завод), на сортировочном заводе и перерабатывающем заводах

Игра продолжается в течение нескольких игровых дней (рекомендовано 5). Это занимает примерно 35-40 минут.

Игровой день делится на четыре фазы: утро, день, вечер, ночь. В каждой фазе игроки ходят по очереди, начиная с дома №1. Когда последний игрок завершает свой ход, фаза меняется на следующую.

ВАЖНО! Если игрок не возвращается домой до конца фазы «ночь», то утром остается дома (пропускает 1 фазу (3 действия)).

Каждую фазу у игрока есть 3 действия. Каждое из них можно потратить на перемещение или активацию события. Двигаться можно только в соседние клетки. По диагонали двигаться нельзя!

Если 2 игрока оказываются в одной локации, между ними происходит интеллектуальная дуэль.

Дуэль

Дуэль проходит в форме викторины, в рамках которой игрокам предлагается ответить на вопросы об экологии. Каждый дает свой ответ. Тот, кто ответил правильно, тот решает на какую их соседних клеток отправить своего соперника. Если оба ответили правильно, то дуэль продолжается, если такое случилось второй раз, то на 3 вопрос игроки отвечают на скорость.

Если оба игрока ответили неправильно, то каждый из игроков возвращается обратно на 1 клетку, не становясь снова на одну клетку.

       Где взять вопросы? 

- Вы можете воспользоваться списком вопросов, который мы предоставляем с игрой

- Если вопросов не хватает, предлагаем перейти по хештегу #по_маршруту_мусора_викторина социальной сети вконтакте , где периодически выпускаются новые вопросы

 

Процесс переработки мусора: после того. Как мусор попал на свалку, МСЖ, сортировочный завод, перерабатывающий и в контейнер для смешанных отходов, его следует убрать с поля.

В пункте rонтейнер для раздельного сбора, мусор накапливается. Когда наберется 3 единицы мусора, их можно отправлять на сортировочный или перерабатывающий завод.

ВАЖНО! Не сортированный мусор (т.е тот, который не был в контейнере для раздельного сбора) нельзя отправлять на сортировочный и перерабатывающий заводы. 

Как набирать победные баллы

Чтобы заработать победные баллы, игроки должны собирать мусор, относить его в контейнеры (общий или для раздельного сбора мусора) и переносить мусор на мусороперерабатывающий, сортирующий или мусоросжигательный заводы.

Контейнер для раздельного сбора

2 балла

1 единица мусора

Контейнер для смешанных отходов

1 балл

1 единица мусора

Сортировочный завод

1 балл

1 единица мусора (3 несортированных = 1 сортированному)

Перерабатывающий завод

2 балла

1 единица мусора

Мусоросжигательный завод

2 балла

(+1 уровень к загрязнению)

1 единица мусора

Свалка

1 балл

1 единица мусора

Квест

3 балла

 Выполнение

 

4.      Подведение итога.

5.      Рефлексия

Вне зависимости от того, какую профессию вы решите выбрать, вы всегда можете внести вклад в решение глобальных экологических проблем. Вы сами, ваши идеи, мысли и действия очень нужны миру. То, какие поступки вы совершаете каждый день, какие проекты придумываете и реализовываете, создаёт ваше будущее и будущее всего человечества.

Помните об этом и предлагайте свою помощь другим людям и природе. Я благодарю вас за участие в уроке.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий экологического урока «Разделяй с нами

Сценарий экологического урока «Разделяй с нами

Проблемы мусора не существовало, пока люди вели кочевой образ жизни

Проблемы мусора не существовало, пока люди вели кочевой образ жизни

В ХIII веке горожане ходили в капюшонах, а затем в моду вошли парики, которые требовалось защищать от грязи ввиду высокой стоимости

В ХIII веке горожане ходили в капюшонах, а затем в моду вошли парики, которые требовалось защищать от грязи ввиду высокой стоимости

До 21 века все попытки решения проблемы мусора сводились к тому, чтобы в поле зрения людей было чисто

До 21 века все попытки решения проблемы мусора сводились к тому, чтобы в поле зрения людей было чисто

ВАЖНО! Если игрок не возвращается домой до конца фазы «ночь», то утром остается дома (пропускает 1 фазу (3 действия))

ВАЖНО! Если игрок не возвращается домой до конца фазы «ночь», то утром остается дома (пропускает 1 фазу (3 действия))

Свалка 1 балл 1 единица мусора

Свалка 1 балл 1 единица мусора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020