Игровой тренинг для детей подготовительной группы
Тема: «Проделки Зловреды»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день необходима консолидация общества для борьбы с терроризмом. Именно в дошкольном возрасте нужно начинать просветительскую работу в этом направлении. Одна из эффективных форм взаимодействия с детьми – игровой тренинг, он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью команды найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Тренинги по ОБЖ активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения. Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее. Ход тренинга определяется возможностями дошкольников и уровнем подготовленности. На тренингах следует рассматривать и обсуждать возможные ситуации и объяснить ребятам, как следует вести себя в сложных условиях. Цель воспитателя – научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя правильно вести в сложных ситуациях. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами. Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому дошкольников следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволит будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении опасных ситуаций. Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности. Представленный тренинг предназначен для детей подготовительной группы. Его длительность - от 25 до 30 минут. Дети в игровой форме, вместе с виртуальными персонажами, включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя собственную потребность в причастности к происходящему в нашей жизни. Использование всех видов игр в комплексе помогает эффективному и успешному освоению представленного материала. Данный игровой тренинг способствует накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, формированию ценностных ориентаций, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей.
Цель: формировать основы безопасного поведения в социуме, умение адекватно действовать в неординарных ситуациях. Задачи: 1. Формировать знания детей об опасности и способах защиты в экстремальной ситуации, о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, при террористической угрозе. 2. Закрепить навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях. 3. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Оборудование: мультимедийный экран, презентация, красочная коробочка, портативная колонка с флешкой (аудиозаписи), одноразовые тарелки с манной крупой и палочками по количеству детей. Предварительная работа: беседы о том, как вести себя с незнакомыми людьми, чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре», викторина «Знаете ли вы правила безопасности?», просмотр презентации «Подозрительные предметы вокруг нас», «Незнакомцы – хорошие и плохие люди», «Волонтёры», «Профессия – кинолог», «Спасатели МЧС». Ход: Воспитатель: Ребята, выскажите мнение о волшебстве и волшебниках. Назовите любимых сказочных персонажей. Ответы детей. Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в волшебников и волшебниц, с помощью палочек и манной крупы, нарисовать портрет доброго человека. Дети подходят к столам, на которых находятся палочки, одноразовые тарелки с манной крупой (на дне наклеена бледно-розовая бумага) и выполняют задание. Воспитатель: Молодцы, у вас получились красивые рисунки на манной крупе! Ребята! Мы живем в огромном многоликом мире людей, большинство из них живет в дружбе и согласии. Но, к сожаленью, есть и такие люди, которые творят зло. Мы поговорим о тех, кто совершает разные плохие поступки, кому нравится, когда кто-то страдает или погибает. Для этого они начинают придумывать разные способы уничтожения. Это террористы. Слайд №2 (картинка леса и замка) В густом, дремучем лесу, в мрачном замке живет злая фея Зловреда, она обижена на весь мир. Поэтому стала заниматься черным колдовством, которое начало приносить людям страдания и несчастья. К своим нехорошим делам она обманом привлекла Лису и Волка, втроем они похитили доверчивого Незнайку. Воспитатель: Дети, как же помочь Незнайке? Дети: Нужно отправиться в лес и спасти Незнайку из плохой компании, с преступными намерениями. Воспитатель: На каком транспорте можно отправиться на поиски? Дети: на велосипеде, машине, вертолете и т.д. Воспитатель: Как правильно подготовиться к длительному путешествию? Что нужно взять с собой в дорогу? Дети: карту, компас, телефон, теплые вещи, продукты и т.д. Воспитатель: Каких специалистов приглашают на поиски человека? Дети: Волонтёров, солдат, сотрудников МЧС и кинологов. Воспитатель: Отправляемся в путь на поиски Незнайки, (аудиозапись «Шум леса»). Мы вошли по тропинке в лес. Глубоко вдыхайте носом свежий воздух, а выдыхайте его ртом. Динамическая пауза «Путешествие в лесу» Здравствуй, лес, прекрасный лес! (широко развести руки в стороны) Полный сказок и чудес! (повороты вправо, влево с вытянутыми руками) Кто в глуши твоей томиться? Что за зверь? Какая птица? (дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваются при этом вправо, влево.) Только в лес мы вошли – (маршируют) Появились комары (имитируют укусы комаров, легко похлопывают руками по разным частям тела) Дальше по лесу шагаем (маршируют) И медведя мы встречаем. (раскачивание туловища из стороны в сторону) Снова дальше мы идем (маршируют) Перед нами водоем. (руки в стороны) Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее. (прыжки) Раз-два, раз-два, Позади теперь вода! Руки выше поднимаем, Дышим ровно, глубоко, Ветер дует нам в лицо. (машут себе в лицо ладонями) Закачалось деревцо (руки подняты вверх, покачиваются вправо, в лево.) Ветер, тише, тише, тише. (приседают, руки вперед) Деревцо все выше, выше. (плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки). Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая коробочка, лежит под елью. А можно ли ее брать в руки? Дети: Незнакомые предметы трогать нельзя, мы не знаем, кто ее положил и что в ней находится. Воспитатель: Правильно, эту коробочку трогать нельзя, она может таить в себе опасность. Ее могли подбросить террористы и положить в нее взрывное устройство. Поэтому, если вы увидели какой-то подозрительный предмет: пакет, красивую сумочку, мобильный телефон или игрушку, то ни в коем случае нельзя не только брать, но даже подходить к таким предметам. Ребята, а что же нужно делать, если вы найдете такие предметы? Дети: Сообщить взрослым, а они потом позвонят в полицию или специальную службу, которая определит опасный предмет или нет. Воспитатель: Дети, по какому номеру телефона нужно позвонить, чтобы сообщить о происшествии, или попросить о помощи? Дети: 112 – номер службы спасения, откуда приедут специалисты и разберутся с опасными предметами. Игра-релаксация «Деревья» (выполняется под спокойную музыку) Воспитатель: Посмотрите вокруг нас лес! Деревья, окружающие нас, очень красивы, а цветы издают изумительный аромат. Все деревья в сказочном лесу необычные, так как обладают волшебной силой. Давайте представим, себя каким-нибудь деревом. Ваши ноги превратились в корни и вы устойчиво стоите на земле. Руки стали ветвями, ветки качаются под дуновением легкого, теплого ветерка. Вы тянетесь высоко, высоко, к самому солнышку. (После игры педагог спрашивает каждого ребенка, в какое дерево он превратился и почему). В лесу можно встретить незнакомых людей. А вы знаете как нужно вести себя с незнакомыми людьми? Дети: Разговаривать с незнакомыми людьми опасно, нельзя садиться к ним в машину, и брать у них сладости, игрушки и т.д. Воспитатель: Незнакомые люди могут оказаться преступниками. Они внешне выглядят как обычные люди, даже могут быть симпатичными и дружелюбными, часто просят о помощи – это уловка преступника, особенно похитителя. Чаще преступники обращают внимание на детей, которые гуляют одни. Можно ли детям одним гулять на улице? Дети: Ходить на прогулку можно только с взрослыми. Воспитатель: Если вам предлагают конфеты, мороженое, игрушки или что-то еще интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте незнакомцам, не соглашайтесь никуда с ними идти или съездить. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать к прохожим или в ближайший магазин, аптеку, банк и обратиться к взрослым. Игра «Наоборот» Педагог называет слова, а дети подбирают к ним противоположные: добрый -злой, грубый - ласковый, нападать - защищать, обижать - заступаться, война -мир, страх - смелость, враг - друг, угроза - защита. Воспитатель: Вот мы и подошли к таинственному и зловещему замку. В нем находятся фея Зловреда, Серый Волк и Рыжая Лиса, они держат мальчика взаперти. Незнайку взяли в заложники. Слайд № 3 (картинки Зловреды, Лисы, Волка и Незнайки) Воспитатель: Как нужно вести себя, если вы оказались в заложниках у террориста? Дети: Нужно вести себя спокойно, пока не приедут спасатели. Воспитатель: Правильно. Нужно стараться не раздражать захватчика, не кричать, не плакать, не возмущаться, не делать резких движений, не вступать в споры, выполнять его требования. Постараться успокоиться и ждать освобождения. Опытные люди всегда придут на помощь. Ребята, Незнайка попал в беду, из-за того, что был доверчив и не знал правил безопасности! Заключительная часть:
Рефлексия (обратная связь). Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось и почему?
Дети рассказывают о том, чему научились.
(высказывание мнений каждого ребёнка).
Воспитатель: Мы помогли Незнайке, а злая фея Зловреда, серый Волк и рыжая Лиса будут наказаны по закону, за преступление. Ребята, будьте внимательны, осторожны и бдительны!
Использованные информационные источники:
https://edu-time.ru/pub/138227
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/trening-skazochnyy-les-dlya-detey-starsh.8913697/
https://ropkip.ru/publication/297023
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.