Сценарий внеклассного мероприятия
«Математический экспресс»
Цели:
Образовательная: повысить уровень развития обучающихся и расширить их кругозор; углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Развивающая: формировать интерес к математике, любознательность и желание самостоятельно пополнять свои знания, показать ценность математических знаний; развивать логическое мышление учащихся, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу; за работу своей команды.
Задачи:
· развивать мышление, память, товарищеские взаимоотношения, умение слушать друг друга, работать в группе;
· способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества;
· воспитывать, лидерские качества, навыки коллективной работы;
· активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать и поддерживать творческие способности.
Оборудование:
· мультимедийное оборудование (компьютер и телевизор);
· презентация для оформления мероприятия;
· карточки с заданиями;
· стенгазеты, выпущенные классами;
· столы, обозначающие станции;
· грамоты и призы.
Команды (например шестиклассников) собраны в актовом зале, который оформлен как вокзал отправления поездов. Старшеклассники на сцене. Начинается мероприятие с театрализованного представления.
Начальник вокзала:
Высокочтимое
учащихся собрание,
Прошу у вас достойного внимания:
Царица всех наук взойдет на трон сейчас,
Почтит своим присутствием всех нас,
Ведь подданных её не счесть,
Они во всех науках есть!
( Фонограмма 1 выходит царица всех наук – Математика)
Царица Математика:
На
днях возникла у меня идея,
Чтоб провести придворных ассамблею.
Желаю знать всю обстановку в царстве,
Как подданным живется в государстве?
Прошу придворных выстроится в ряд
И честно провести пред публикой доклад.
(звучит Фонограмма 2)
Математика:(обращаясь к первому в очереди)
Начнём
хотя бы с вас, любезный,
Ведь ваша личность всем известна!
Начальник вокзала: (объявляет)
Его высокородие – ГРАФ-ЧИСЛО!
Граф Число: (кланяется)
(в
сторону, тихо) Признаюсь, как не повезло
Пред матушкой держать ответ.
(Громко) Особых трудностей с людьми у чисел нет!
Но вот наоборот проблемы есть,
И в каждом классе их не счесть:
То записать, то прочитать не могут числа дети,
Ошибки в вычислениях случаются в ответе.
(Звучит Фонограмма 2 “Число” кланяется и уходит в конец очереди)
Начальник вокзала: (объявляет)
Барон фон Выражение!
Барон фон Выражение:
Признаюсь
честно, я – в смятении…
Заметил я, что нет в учениках старания
Со мною сделать преобразования.
Ведь формулы из них почти никто не знает,
Как скобочки раскрыть, и то все забывают.
А свойства корня, степени – есть неподъемный груз!
Ну, в общем, как контрольная – один сплошной конфуз.
(Звучит Приложение 2 “Выражение” кланяется и уходит в конец очереди)
Начальник вокзала: (объявляет)
Позвольте Вам представить князя-Уравнение!
Князь Уравнение:
Порадовать
Вас нечем, к сожалению.
Для разновидностей своих я смог создать
Простые правила, чтоб корни отыскать.
Но не хотят ученики, расстроен я,
Те алгоритмы записать себе в друзья.
(Звучит Фонограмма 2 “Уравнение” кланяется и уходит в конец очереди)
Начальник вокзала: (объявляет)
Виконт-Неравенство у нас сегодня здесь!
Математика:
Ну, может с Вашей стороны благая весть?
Виконт Неравенство:
Боюсь
расстроить Двор, а вместе с ним и Вас:
Ученики войну со мной ведут сейчас.
И хоть бываю я то строгим, то нестрогим,
Решенья жду всегда в большой тревоге.
Не знают школяры, когда мой знак менять
И при каком условии сохранять!
(Звучит Фонограмма 2 “Неравенство” кланяется и уходит в конец очереди)
Начальник вокзала: (объявляет)
Принцесса-Функция пожаловала к нам!
Принцесса Функция
Друзья,
спешила я на встречу к вам.
Скажу, что ситуация чуть лучше у меня
Но не смогла с учениками избежать проблем и я.
По формуле меня все узнают,
В расчет значения нужные берут!
Вот график начертить – случается пассаж:
Линейки нет и сломан карандаш!
(Звучит Фонограмма 2 “Функция” кланяется и уходит в коней очереди)
Начальник вокзала: (объявляет)
Приветствуем
мы делегацию фигур
Геометрической страны
Фигуры (4 чел): Бонжур!
1.Гордимся
мы происхождением нашим.
Но не тая, свои обиды скажем.
2.Нас
путают ребята без конца,
А мы ведь, в общем, разные с лица.
3.У
каждой из фигур свои есть свойства,
Но как их применить? – одно расстройство!
4.Хотим
услышать мы ответ сейчас,
Что нужно делать, чтоб запомнить нас?
Математика:
Довольно!
Грустно слышать мне
Про это безобразие в стране!
(“Фигуры” тихо кланяются и уходят в коней очереди)
Распорядитель ассамблеи:
Я
извиняюсь, в списке у меня
Ещё есть ИНТЕГРАЛ и ПРОИЗВОДНАЯ.
Вы им хотели слово дать,
Таким персонам есть, что рассказать.
Математика:
Гостям
из высшей математики я рада,
Хоть будьте Вы моей отрадой!
Интеграл: (обращаясь к Производной)
Величество ведь ждёт от нас признанья
Производная: (в ответ)
Какое разочарованье!
Но будем честными мы с нею до конца!
(Вместе, обращаясь к Математике)
Проблемы разрывают нам сердца!..
Не понимают дети в старших классах,
Умей они меня по формулам найти
Открыты им широкие пути:
на поиск оптимального решения,
на построение графика, расчет значения
мгновенной скорости, и уравнения
касательной, чтоб верно провести.
Удачно сдать ЕГЭ несложно,
Но лишь со мною, господа, возможно!
(Звучит Фонограмма 2 “Производная” кланяется и уходит в конец очереди)
Математика:
А вы что скажите, любезный интеграл?
Интеграл:
О,
если было по-другому, я б сказал.
А так мои дела на той же ноте:
Знак “минус” и в моем отчёте!
Ведь площади фигур, объёмы тел
Помочь рассчитывать я искренно хотел!
Но вот забота далеко не праздная:
Для функции найти первообразную…
(Звучит Фонограмма 2 “Интеграл” кланяется и уходит в конец очереди)
Начальник вокзала:
Величество
не может поступить иначе:
Позвольте слово молвить ГОСПОЖЕ ЗАДАЧЕ!
Госпожа Задача:
Позвольте,
Ваша Мудрость, свет пролить
На грустное моё в предмете положение:
Чтобы подумать и меня решить,
Ну не хватает у людей терпения!
Вам более я с горечью скажу,
В учебнике узрев название “ЗА-ДА-ЧА”,
В глазах ученика лишь страх и жуть,
И ступор умственный в придачу!
Терзают бесконечные сомненья:
Как в ситуации такой найти решение?
(Звучит Фонограмма 2 “Задача” кланяется и уходит в конец очереди)
Математика
Что
ж, полно, я готова присягнуть,
Во всех докладах есть одна лишь суть!
Что делать, я ума не приложу.
Хотя, постойте, вот что я решу.
Я именем своим издам Указ
И лично оглашу его сейчас!
(Звучит Фонограмма 1)
Начальник вокзала: (объявляет)
Указ Её Величества Царицы всех наук – Математики.
Математика
Чтоб воспитать в народе прилежанье,
Привить к наукам интерес и указать путь к знаниям,
Дать умным отрокам смекалку проявить,
А остальным – что знали – не забыть,
Повелеваю миром всем не ждать ни дня
И провести неделю в честь меня,
И в честь моей двоюродной сестры,
Что Информатикой недавно нарекли.
Она хоть молода, но умная девица,
И всякий, не взирая на года, с ней должен подружиться.
Ну, а сейчас порадуйте царицу:
Решите пару строк и будем веселиться!
Начальник вокзала: Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в путешествие командами 6-ых классов. Каждый класс представил команду из 10 человек. Командам заранее было дано задание придумать название команды, девиз, эмблему. Кроме того, команды должны были выпустить стенгазету, написать сочинения на темы «Математика вокруг нас». Все классы ответственно отнеслись к выполнению домашнего задания.
В игре сегодня будут участвовать не только команды, но и болельщики. Победа команд во многом зависит от игры болельщиков. Поэтому просим вас не мешать своим командам подсказками, а когда нужно – работать дружно. Все это будет оценивать компетентное жюри.
Представление жюри.
Оглашение правил игры:
- за правильный, полный, без подсказки ответ на вопрос – 2 балла. На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса. Снимается 1 балл за некорректное поведение участников и болельщиков.
Начало движения
1. Станция “Веселые вопросы”
1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?
Ответ: 50.
2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?
Ответ: 5 минут.
3. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40
мин. Как это объяснить?
Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.
4. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?
Ответ: 16 кг.
5. У Магомеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец
осталось у Магомеда?
Ответ: 9 овец.
6. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь
одного, но оба переправились. Как это могло случиться?
Ответ: Они подошли к разным берегам.
7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
Ответ: 30 км.
8. Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут
сделаны все уколы?
Ответ: через 1 час.
9. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по
апельсину. Как это могло случиться?
Ответ: дед-отец-сын.
10. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?
Ответ: 8 детей.
2. Станция «Занимательные задачи с действиями и скобками»
Задание 1: расставить знаки действия, скобки.
7 7 7 7 7 7 7=6
7 7 7 7 7 7 7=7
7 7 7 7 7 7 7=8
7 7 7 7 7 7 7=10
7 7 7 7 7 7 7=49
ОТВЕТ:
(7+7+7+7+7+7):7=6
(7*7-7*7+7*7):7=7
777:777+7=8
7:7+7:7+7:7+7=10
7+7+7+7+7+7+7=49
7 Х 8 = ? ( 56 )
9 Х 6 = ? ( 54 )
3. Станция « Математика в стихах».
Два сына и два отца
Съели по два яйца.
По сколько яиц съел каждый?
(по одному)
О какой фигуре идет речь?
Мне служит головой вершина.
А то , что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
(угол)
О какой фигуре идет речь?
Я – невидимка! В этом суть моя.
Хотя меня нельзя измерить,
настолько я ничтожна и мала.
(точка)
Двое пошли – 3 гвоздя нашли.
Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?
(скорее всего ничего не найдут)
Мельница 12 мер овса
Размелет в полтора часа.
Теперь скажи : в какой же срок
16 мер исполнить ей урок?
(2 часа)
4. Станция «Мысли логически».
Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина –
Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
(Владимир Николаевич)
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнца?
(нет, так как будет ночь)
Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м.
По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
(7 дней)
Вчера мой знакомый попал под дождь. Ни шляпы , ни зонта он с собой не взял.
Укрыться от дождя было негде. Когда он добрался домой , вода с него лилась
ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Почему?
(он был лысым)
Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее наполнить два мешка, которые столь
же велики, как и мешок в котором находиться пшеница ?
(Надо один пустой мешок вложить в другой такой же, а затем в него насыпать
смолотую пшеницу.)
5. Станция «Найди закономерность».
1. Продолжи ряд чисел: 3, 7, 11, 15, 19, …
( 23, 27, …)
2. Найдите лишнее слово: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр
(Килограмм)
3. Продолжи ряд чисел: 4, 5, 8, 9, 12, 13, …
(16)
4. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день
заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
(На 19 день)
6. Станция «Спичечная»
1.
Перед вами два квадрата. Переложите четыре спички так, чтобы получилась три квадрата
Задание |
Ответ |
||||
|
1 способ
|
2 способ
|
2.
Весы построены из 9 спичек так, что они не уравновешены. Нужно переложить 5 спичек так, чтобы весы были уравновешены.
Задание |
Ответ |
|
|
3. Переложите три спички так, чтобы рыба поплыла в обратном направлении.
Задание |
Ответ |
|
|
4.
Передвиньте 4 спички так, чтобы образовались 5 треугольников.
Задание |
Ответ |
|
|
5. Переложите в звезде 6 спичек так, чтобы получить 3 равных и
одинаково расположенных четырехугольника.
Задание |
Ответ |
|
|
III Этап подведения итогов игры и вручение призов
Учитель: Вот и закончился наш конкурс. Вы еще раз убедились, что в математике много интересного и удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико-математический факультет университета, а известный математик В.Я. Буняковский был поэтом. Математику любили Лермонтов и Пушкин, Гоголь и Толстой.
Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное. Мир полон тайн и загадок. Но разгадать их могут только пытливые.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.