Дифференциация и индивидуализация учебной деятельности, групповые и коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности.
Милевская Татьяна Евгеньевна
Известно, что по своим способностям, уровню восприятия темы, а главное, по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать учащихся с крайними, противоположными друг другу уровнями мотивации к учебной деятельности (от очень высокого до очень низкого). В данной ситуации мы вынуждены выбирать формы и методы обучения, направленные на достижения результатов каждым учащимся. Но при этом часто учащимся с низкой мотивацией уделяется недостаточное внимание, а учащиеся с высокой мотивацией выпадают из поля зрения.
Эти негативные явления известны давно. Поэтому перед нами всегда возникали и возникают идеи дифференцированного обучения в каждом классе.
Всех учащихся в классе, при изучении учебного предмета «Математика», я условно разделяю на три группы:
I группа – учащиеся с высоким темпом продвижения в
обучении: самостоятельное нахождение решений; применение нетрадиционных
способов решения.
II – группа учащиеся со средним темпом продвижения; овладение новыми знаниями
не вызывает особых затруднений; выполнение типовых заданий, опираясь на
указание учителя.
III – группа учащиеся с низким темпом обучения, нуждающиеся в дополнительных
разъяснениях; не проявляют способностей к самостоятельному нахождению решений и
т.д.
В работе с учащимися первой группы я делаю упор на самостоятельность учащихся, основными формами обучающей деятельности являются лекции, семинары. Им предлагают задания творческого характера, учитывают их познавательные интересы. При этом поощряю опережающую учебную работу, самостоятельное усвоение знаний, работу с учебной литературой. Это способствует тому, что в дальнейшем, перейдя на 3 ступень обучения, учащиеся осознанно остановят свой выбор на профиле с углубленным изучением математики. Такая организация учебной деятельности является необходимой ступенькой в условиях перехода к профильному обучению.
Для занятий со II условной группой комбинирую различные виды деятельности. Усвоение новых знаний идёт под доминирующим влиянием педагога. Использую творческие задания, которые предплагают фронтальную работу: ответы на проблемные вопросы, составление заданий и упражнений. Учащимся даются многовариантные задания, а также различные виды тестов. В работе с этой группой учащихся важно помочь им сделать правильный выбор в жизни. Помочь им раскрыться, не растеряться в условиях перехода к профильному обучению. На мой взгляд, именно учащиеся этой условной группы имеют затруднения при выборе профиля обучения, при выборе профессии. И на этапе организации допрофильного обучения наша задача помочь им в этом в этом выборе.
С учащимися, имеющими низкий уровень мотивации к учебной деятельности, для развития интересов к учению планирую ситуацию успеха: предлагаю обучающие практические работы, обсуждение материала в парах постоянного состава, что позволяет учащимся «раскрыться», оценить свои знания, совершенствовать свою речь. При работе с учащимися с низкой мотивацией к учебной деятельности бывает важно просто дать понять объяснить, что математика – это не их судьба. Получив некоторые азы математической культуры можно вполне стать достойным гражданином и найти себя в другой сфере жизни, быть хорошим семьянином и отцом.
Составляя план учебного занятия, я стараюсь предусмотреть форму работы и задания для каждой условной группы.
Важным этапом допрофильной подготовки учащихся в 9-х классах считаю подготовку к экзаменам. Так 45 учащихся 9 классов посещают кружок на платной основе «Повторяем Математику». На занятиях разбираю задания разного уровня сложности, стараюсь обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Основным содержанием работы учащихся по учебному предмету «Математика», конечно, является решение задач, которое предназначены для выработки соответствующих умений. Анализ задачного материала учебников и содержания дидактических материалов показывает, что системы упражнений содержат по каждой теме значительное число задач среднего уровня сложности, и лишь небольшое число задач повышенного уровня сложности, а остальные дублируют друг друга. Поэтому в своей практике я использую уровневые карточки. Они составлены в трёх вариантах, различающихся по уровню сложности заданий. Эти различия проявляются в содержании, объёме и структуре заданий, характере числового материала, видах соответствующих умственных операций. Кроме того, варианты различаются по характеру той методической поддержки, которую учащиеся получают для выполнения заданий; ответы, указания, пошаговые инструкции, промежуточные данные для самоконтроля.
Вариант 1 рассчитан на учащихся с низким уровнем мотивации к обучению. Главная задача учащихся, работающих по этому варианту, состоит в достижении обязательного уровня математической подготовки, определённого стандартом математического образования. Задания здесь достаточно просты по содержанию и форме предъявления. Во многих из них предлагается закончить решение, заполнить пропуски, выбрать верный ответ и т.п. Особенностью варианта 1 является широко представленная методическая помощь. Нередко задания здесь сопровождаются алгоритмическими предписаниями, промежуточными ответами для самоконтроля, указаниями.
Вариант 2 несколько усложнен по сравнению с вариантом 1. Он не только способствует достижению учащимися обязательного уровня математической подготовки, но и создаёт условия для овладения алгебраическими знаниями и умениями на более высоком уровне. Как и в варианте 1, к некоторым заданиям варианта 2 даются указания и данные для самоконтроля, однако методическая помощь представлена здесь в меньшем объёме.
Вариант 3 рассчитан на учащихся с высокой мотивацией к обучению. Он даёт им возможность достаточно интенсивно овладевать основными знаниями и умениями и научиться применять их в разнообразных усложнённых ситуациях. Здесь встречаются задания, требующие не только свободного владения приобретёнными знаниями и умениями, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности.
Чаще всего, я не навязываю учащимся определённый вариант, а даю им право выбора. Каждый из них вправе сам выбрать вариант задания, согласно своему уровню усвоения данной темы. Но отдельным учащимся могу дать рекомендации по выбору варианта, так уровень самооценки у них бывает завышен.
Возможность выбрать уровень усвоения помогает избежать перегрузки учащегося. С другой стороны, я смогу направить его усилия в область интересов, способствуя развитию ребёнка, полному раскрытию его способностей с целью дальнейшего самоопределения. Думаю, это поможет учащемуся осознанно подойти к выбору профиля изучения математики на повышенном уровне, перейдя на 3 ступень общего среднего образования.
Для систематического контроля использую и такую форму, как зачёт. Провожу зачёты тематические и текущие. Тематические – в конце изучения темы, текущие – в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
Работа ведётся следующим образом: перед изучением нового раздела математики учащимся сообщаю «календарь» работы по темам этого раздела, сроки самостоятельных, контрольных работ, зачётов.
Во время изучения нового материала обращаю внимание учащихся на те вопросы, которые пойдут в зачёт. На учебных занятиях по повторению решаются задачи как подобные тем, что есть в зачётах, так и задачи повышенного уровня сложности. Контрольные работы проводятся по четвертям после проведения соответствующего зачёта по теории. Таким образом, нет внезапности проверки знаний, заранее всем известно, когда и по какой теме будет дана работа.
Так же, я считаю, что домашнее задание является одним из средств индивидуализации в обучении. Если домашнее задание используется для закрепления нового материала, для применения полученных знаний я задаю единое домашнее задание. В другой ситуации применяю дифференцированное домашнее задание. Для учащихся, которые уже овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же – требование заниженное. Я освобождаю этих ребят от обязательного домашнего задания и советую им поработать над заданием повышенного уровня сложности.
В своей педагогической практике я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения. На уроках я использую мультимедийные презентации, онлайн-тесты для поверки знаний. С этой целью в кабинете установила дополнительный компьютер для учащихся с 3G модемом. Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Это в свою очередь обеспечивает повышение качества знаний по предмету, что особенно важно в условиях перехода к профильному обучению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.