Тема инновационного педагогического опыта «Системный подход к обучению на уроках математики в условиях ФГОС»
Для каждого преподавателя ставится в соответствие конкретная самоцель в системе образования и не одна, а несколько. А далее выполнение нескольких задач и подзадач для данных самоцелей. Эти цели ставятся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. По ФГОС, каждый обучающийся должен не только узнать что-то новое, но еще уметь применять это новое в повседневной жизни, использовать на практике, а дальше если есть возможность, желание, открыть еще что-то новое и научное, опираясь на полученный опыт. Но для этого нужно сначала суметь эту систему выстроить так, чтобы система действительно работала и давала свои «плоды».
Основной результат обучения по математике, как правило рассматривается в результативности по итогам промежуточной аттестации, ВПР, ГИА и ЕГЭ. В настоящее время большинство задач по математике характеризуются как задачи практико-ориентированные, метапредметные, на логику и т.п. Это дает возможность учащимся рассматривать математику, с другой стороны, с другого ракурса, ориентирует на мотивацию к нашему предмету, вызывает простой человеческий интерес и это несомненно приятный момент для нас учителей.
Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации системного подхода, способствующего систематизации учебного процесса. Системность в обучении математики предполагает соблюдение определенного порядка в рассмотрении и изучении фактов и постепенное овладение основными понятиями и положениями школьного курса математики.
Последовательность в обучении математике идет:
а) от простого к сложному
б) от представлений к понятиям
в) от известного к неизвестному
г) от знания к умению, а от него - к навыку
д) от навыков к использованию в практических ситуациях
Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладевали знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке, чтобы система проявлялась не только внешне, в соответствующем расположении изучаемого, а создавалась в сознании учеников.
Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими с тем, чтобы последующее вытекало из предыдущего, опиралось на него и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности учащихся.
Своеобразие системного подхода к обучению заключается в том, что данный принцип работы можно использовать практически на каждом уроке, и не только на уроках, но и на внеурочных занятиях, консультациях, подготовке к олимпиаде и тп.
Требование систематичности в обучении впервые было выдвинуто и обосновано Я.А.Коменским, который писал в своей “Великой дидактике”: “ Как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим”.
На необходимость систематичности в обучении указывали И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие представители прогрессивной классической педагогики.
Основа системности мышления, как показал И.П.Павлов, заключается в установлении связей, ассоциаций в представлениях и понятиях, которые усваиваются учащимися и отражают реальные связи между предметами и явлениями. И.П.Павлов придавал этому принципу особое значение, он считал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью в педагогике.
К.Д.Ушинскому принадлежит первая попытка установления психологической основы взаимосвязей между учебными предметами как различных видов образующихся при обучении ассоциаций: по противоположности, по сходству, по порядку времени, по единству места, рассудочных, по сердечному чувству.
Навыки и способности обучающихся развиваются под руководством учителя, если эти навыки развивать последовательно и системно.
Системный подход строится на основе организации самостоятельных учебных действий учащихся, обеспечивает возможность формирования и развития у них системы универсальных учебных действий. Он обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации.
Системный подход также предполагает изучение разделов курса не изолированно, а в их взаимосвязи.
Обучение по этой технологии построено в форме непрерывной дидактической игры и состоит из нескольких этапов. На первом этапе игры проводится входной контроль знаний и умений (по вопросам, связанным с изучаемой темой) для определения готовности учащихся к активной познавательной деятельности и возможной коррекции их знаний.
На втором этапе осуществляется планирование самостоятельной деятельности. Учащиеся знакомятся с карточками самоуправления, которые содержат вопросы для оценки знаний.
На третьем этапе организуется учебная деятельность. С помощью системно-структурного анализа и синтеза достигается теоретическое обобщение знаний, они выстраиваются в систему с иерархическими взаимосвязями, образуя целостную картину.
Эта технология сочетает структурирование учебного материала и обучение школьников методом научного познания.
Технология обучения на основе системного подхода решает следующие проблемы:
1. Формирование навыков активного системного мышления на основе самостоятельного поиска информации и решения проблемных вопросов.
2. Учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся через реализацию сотрудничества, разноуровневых заданий, карточек самоуправления.
3. Постепенный переход обучения в самообучение.
4. Значительное сокращение времени на изучение темы.
5. Систематический контроль знаний и умений, возможность обучения без учебников.
Ведущими принципами системного обучения являются:
— опора на сознание, мышление, речь; формирование системного мышления; систематизация учебного материала;
— строгая логичность в изучении материала на уроке, в учебнике, в организации учебного процесса; осуществляется системно-модельный метод обучения на всех ступенях образования (детский сад — школа — вуз — послевузовское обучение);
— использование для обучения до предела сжатой информации (формулы, модели, системные схемы, алгоритмическая таблица и т.д.);
— ориентация на совершенное знание, на четкое владение учебным материалом, на достижения эффективности обучения, стремление к сокращению сроков обучения по всем дисциплинам на всех ступенях образования;
— использование блочного метода обучения как основного в подаче материала; расширение знаний по спирали как внутри темы, предмета, так и внутри всей системы образования;
— использование для обучения моделей мысли — базисных моделей предложений как наикратчайшего пути к знаниям в любых областях; внедрение окрыляющего, вдохновляющего обучения (за счет внедрения системно-модельного метода, позволяющего быстро увидеть результаты);
— использование принципов трех «Р»:
• разум (программы, учебные пособия, отбор учебного материала и способы его подачи);
• радость (желание учиться, быстрый успех, вера в свои силы, снятие страха и т.д.);
• рационализм (организация учебного процесса — комплектование групп, время занятий, организация процесса обучения дома и в учебном заведении);
— органичное совмещение трех форм обучения:
• обучение под руководством преподавателя;
• самообучение;
• дистанционное обучение;
— использование совершенно новых форм организации обучения и воспитания:
• не по классам, а по навыкам;
• сверхускоренное обучение;
• сверхинтенсивное обучение;
— широкое применение системы алгоритмов:
• в организации учебного процесса (алгоритмы долговременного запоминания материала, алгоритмы повторения материала перед экзаменом, алгоритмы проведения урока, тренинг и т.д.).
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):
Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает логические способности детей.
Качество знаний обучающихся по математике в моих классах в среднем в 2021 году составило 63%, в 2022 году 55%, в 2023 году 56%, 32% учащихся получили «4» и «5» на итоговой аттестации по математике в форме ГИА в 2023 году, 81% качества знаний выпускников 11-х классов показали на итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 2023 году.
Ученики показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах, становятся призерами и победителями, участвуют в школьных, районных и муниципальных олимпиадах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.