«Системный подход к обучению на уроках математики в условиях ФГОС»
Оценка 4.7

«Системный подход к обучению на уроках математики в условиях ФГОС»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
математика
5 кл—11 кл
04.11.2023
«Системный подход к обучению на уроках математики в условиях ФГОС»
краткое описание из опыта моей работы, моего подхода к обучению математики
Тема инновационного педагогического опыта.docx

Тема инновационного педагогического опыта «Системный подход к обучению на уроках математики в условиях ФГОС»

 

Для каждого преподавателя ставится в соответствие конкретная самоцель в системе образования и не одна, а несколько. А далее выполнение нескольких задач и подзадач для данных самоцелей. Эти цели ставятся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. По ФГОС, каждый обучающийся должен не только узнать что-то новое, но еще уметь применять это новое в повседневной жизни, использовать на практике, а дальше если есть возможность, желание, открыть еще что-то новое и научное, опираясь на полученный опыт. Но для этого нужно сначала суметь эту систему выстроить так, чтобы система действительно работала и давала свои «плоды».

Основной результат обучения по математике, как правило рассматривается в результативности по итогам промежуточной аттестации, ВПР, ГИА и ЕГЭ. В настоящее время большинство задач по математике характеризуются как задачи практико-ориентированные, метапредметные, на логику и т.п. Это дает возможность учащимся рассматривать математику, с другой стороны, с другого ракурса, ориентирует на мотивацию к нашему предмету, вызывает простой человеческий интерес и это несомненно приятный момент для нас учителей.

 Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации системного подхода, способствующего систематизации учебного процесса. Системность в обучении математики предполагает соблюдение определенного порядка в рассмотрении и изучении фактов и постепенное овладение основными понятиями и положениями школьного курса математики.

Последовательность в обучении математике идет:

а) от простого к сложному

б) от представлений к понятиям

в) от известного к неизвестному

г) от знания к умению, а от него - к навыку

д) от навыков к использованию в практических ситуациях

Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладевали знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке, чтобы система проявлялась не только внешне, в соответствующем расположении изучаемого, а создавалась в сознании учеников.

Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими с тем, чтобы последующее вытекало из предыдущего, опиралось на него и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности учащихся.

Своеобразие системного подхода к обучению заключается в том, что данный принцип работы можно использовать практически на каждом уроке, и не только на уроках, но и на внеурочных занятиях, консультациях, подготовке к олимпиаде и тп.

Требование систематичности в обучении впервые было выдвинуто и обосновано Я.А.Коменским, который писал в своей “Великой дидактике”: “ Как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим”.

На необходимость систематичности в обучении указывали И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие представители прогрессивной классической педагогики.

Основа системности мышления, как показал И.П.Павлов, заключается в установлении связей, ассоциаций в представлениях и понятиях, которые усваиваются учащимися и отражают реальные связи между предметами и явлениями. И.П.Павлов придавал этому принципу особое значение, он считал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью в педагогике.

К.Д.Ушинскому принадлежит первая попытка установления психологической основы взаимосвязей между учебными предметами как различных видов образующихся при обучении ассоциаций: по противоположности, по сходству, по порядку времени, по единству места, рассудочных, по сердечному чувству.


Навыки и способности обучающихся развиваются под руководством учителя, если эти навыки развивать последовательно и системно.

Системный подход строится на основе организации самостоятельных учебных действий учащихся, обеспечивает возможность формирования и развития у них системы универсальных учебных действий. Он обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации.

Системный подход также предполагает изучение разделов курса не изолированно, а в их взаимосвязи.

Обучение по этой технологии построено в форме непрерывной дидактической игры и состоит из нескольких этапов. На первом этапе игры проводится входной контроль знаний и умений (по вопросам, связанным с изучаемой темой) для определения готовности учащихся к активной познавательной деятельности и возможной коррекции их знаний.

На втором этапе осуществляется планирование самостоятельной деятельности. Учащиеся знакомятся с карточками самоуправления, которые содержат вопросы для оценки знаний.

На третьем этапе организуется учебная деятельность. С помощью системно-структурного анализа и синтеза достигается теоретическое обобщение знаний, они выстраиваются в систему с иерархическими взаимосвязями, образуя целостную картину.

Эта технология сочетает структурирование учебного материала и обучение школьников методом научного познания.

Технология обучения на основе системного подхода решает следующие проблемы:

1. Формирование навыков активного системного мышления на основе самостоятельного поиска информации и решения проблемных вопросов.

2. Учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся через реализацию сотрудничества, разноуровневых заданий, карточек самоуправления.

3. Постепенный переход обучения в самообучение.

4. Значительное сокращение времени на изучение темы.

5. Систематический контроль знаний и умений, возможность обучения без учебников.

Ведущими принципами системного обучения являются:

— опора на сознание, мышление, речь; формирование системного мышления; систематизация учебного материала;

— строгая логичность в изучении материала на уроке, в учебнике, в организации учебного процесса; осуществляется системно-модельный метод обучения на всех ступенях образования (детский сад — школа — вуз — послевузовское обучение);

— использование для обучения до предела сжатой информации (формулы, модели, системные схемы, алгоритмическая таблица и т.д.);

— ориентация на совершенное знание, на четкое владение учебным материалом, на достижения эффективности обучения, стремление к сокращению сроков обучения по всем дисциплинам на всех ступенях образования;

— использование блочного метода обучения как основного в подаче материала; расширение знаний по спирали как внутри темы, предмета, так и внутри всей системы образования;

— использование для обучения моделей мысли — базисных моделей предложений как наикратчайшего пути к знаниям в любых областях; внедрение окрыляющего, вдохновляющего обучения (за счет внедрения системно-модельного метода, позволяющего быстро увидеть результаты);

— использование принципов трех «Р»:

• разум (программы, учебные пособия, отбор учебного материала и способы его подачи);

• радость (желание учиться, быстрый успех, вера в свои силы, снятие страха и т.д.);

• рационализм (организация учебного процесса — комплектование групп, время занятий, организация процесса обучения дома и в учебном заведении);

— органичное совмещение трех форм обучения:

• обучение под руководством преподавателя;

• самообучение;

• дистанционное обучение;

— использование совершенно новых форм организации обучения и воспитания:

• не по классам, а по навыкам;

• сверхускоренное обучение;

• сверхинтенсивное обучение;

— широкое применение системы алгоритмов:

• в организации учебного процесса (алгоритмы долговременного запоминания материала, алгоритмы повторения материала перед экзаменом, алгоритмы проведения урока, тренинг и т.д.).

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):

   Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает логические способности детей.

   Качество знаний обучающихся по математике в моих классах в  среднем в 2021 году составило 63%, в 2022 году 55%, в 2023 году 56%, 32% учащихся получили «4» и «5»  на итоговой аттестации по математике в форме ГИА в 2023 году, 81% качества знаний  выпускников 11-х классов показали на итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 2023 году.

Ученики показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах, становятся призерами и победителями, участвуют в  школьных, районных и муниципальных олимпиадах.


 

Тема инновационного педагогического опыта «Системный подход к обучению на уроках математики в условиях

Тема инновационного педагогического опыта «Системный подход к обучению на уроках математики в условиях

Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладевали знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке, чтобы система проявлялась не только внешне, в соответствующем расположении изучаемого,…

Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладевали знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке, чтобы система проявлялась не только внешне, в соответствующем расположении изучаемого,…

Навыки и способности обучающихся развиваются под руководством учителя, если эти навыки развивать последовательно и системно

Навыки и способности обучающихся развиваются под руководством учителя, если эти навыки развивать последовательно и системно

Ведущими принципами системного обучения являются: — опора на сознание, мышление, речь; формирование системного мышления; систематизация учебного материала; — строгая логичность в изучении материала на уроке,…

Ведущими принципами системного обучения являются: — опора на сознание, мышление, речь; формирование системного мышления; систематизация учебного материала; — строгая логичность в изучении материала на уроке,…

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023