Сценарий интегрированного мероприятия (игры-викторины) по дисциплине *ОП.12 Инженерная геодезия
Вид: игра-викторина по дисциплине *ОП.12 Инженерная геодезия
Цели:
Ø усиления мотивации студентов к изучению дисциплины;
Ø повышения уровня знаний студентов в области инженерной геодезии;
Ø формирования и развития профессиональных компетенций;
Ø формирования коммуникативных навыков (способность работать в команде);
Ø развития навыков анализа и рефлексивных проявлений.
Ø поощрение оригинальности, рациональности путей и способов выполнения задания;
Ø раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов студентов.
Тип мероприятия: контроль и коррекция знаний, умений, навыков студентов.
Методы проведения мероприятия: проблемно-поисковый, эвристический, наглядно-демонстрационный (интерактивный).
Ресурсы: презентации, карточки-задания, оценочный лист, калькуляторы, линейки, карандаши, транспортиры, мультимедийное проекционное оборудование, экран, ноутбук.
Литература:
Г. А. Федотов Инженерная геодезия׃ учебник для вузов. – М.׃ Высшая школа, 2006. – 463 с.
Селиханович В. Г. Геодезия: учебник для вузов. – М.: Альянс, ч. 2 ., 2006. – 544с.
Селиханович В. Г. Практикум по геодезии: учебное пособие для вузов. – М.: Альянс, 2006. – 381с.
Приветственное слово преподавателя
Для того чтобы успешно выполнить практическую работу, необходимо восстановить в памяти пройденный материал и в этом нам поможет игра-викторина. Для проведения викторины подготовлены вопросы разной категории сложности. Пусть сегодняшнее занятие пройдет в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки и принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем нашу Викторину! Будьте все внимательны!
Слово передается ведущим игры-викторины
Сегодня меж командами сраженье
Но пусть обид не будет среди нас,
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою
Уменье, знанье и веселье
Позволит вам сыграть вничью.
- Пускай кипит борьба,
Пускай сильнейший победит в соревновании.
И пусть итог игры решают наши знания!
Структура игры-викторины
Элементы |
Время |
Информация о формате игры |
2′ |
Представление команд (домашняя заготовка) |
2′ |
1 тур «Разминка» (блиц-опрос) |
5′ |
2 тур «И один в поле воин» (конкурс капитанов) |
9′ |
3 тур «Шифрограмма» (загадочное письмо) |
|
4 тур «Домашнее задание» (конкурс презентаций) ) |
6′ |
5 тур «Вам достается кот в мешке» (электронный тест) |
4′ |
Подведение итогов игры |
2′ |
Добрый день, уважаемые гости! Сейчас мы Вам расскажем о сценарии нашей игры.
Условия игры-викторины:
1. Группа делится на 2 команды. Каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название, эмблему и девиз из области геодезии. Это было домашнее задание.
2. Наша игра-викторина состоит из пяти туров. (Слайд на экране – информация о структуре игры) (Приложение У).
3. По правилам игры время подготовки к каждому туру ограничено, а правильность ответа контролируется преподавателем совместно с жюри, которое состоит из двух человек (выбирается из числа студентов).
4. Члены жюри следят за работой команд, проверяют результаты, обсуждают и оценивают командную работу. Сумма баллов каждой команды зависит от профессионализма и слаженной работы ее представителей.
5. Капитан отвечает за порядок в команде, за дачу ответов: или отвечает сам, или даёт эту возможность другому.
6. Команды должны быть вежливы по отношению к членам своей команды и по отношению к другой команде.
7. Право первого хода разыгрывается, последующее право хода получает команда, выигравшая предыдущий конкурс.
8. Команды занимают свои места, распределяют обязанности и приступают к работе.
Все сегодняшние конкурсы будут оцениваться жюри баллами, и вноситься в таблицу:
Таблица
подсчета баллов
|
Кон курс 1 |
Кон курс 2 |
Кон курс 3 |
Кон курс 4 |
Кон курс 5 |
Ито Го
|
Команда №1 |
|
|
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
|
|
Домашняя заготовка
Группа заранее разделилась на две команды равные по силам, выбрала капитанов, подготовила их названия, эмблемы, девизы (Приложение Д). Жюри оценивает соответствие названия, эмблем, девизов тематике. Наивысшая оценка этого задания 3 балла.
Представление команд:
Ø команда «Третье измерение» - капитан команды (фамилия и имя);
Ø команда «Нулевой цикл» - капитан команды (фамилия и имя).
Слово капитану команды «Нулевой цикл»
«У строителей есть такое
понятие – нулевой цикл. Так называются работы, связанные с разбивкой здания на
территории строительной площадки, рытьем котлована и сооружением его фундамента.
Работа трудоемкая, впоследствии скрытая от глаз, но ее необходимо выполнить
прежде, чем начать возводить здание»
Слово капитану команды «Третье измерение»
«На плоскости можно передать
лишь 2 измерения – длину и ширину. А при изображении рельефа необходимо точно
отображать и высоту над уровнем моря. От этого зависит проектирование и
размещение населенных пунктов, гидротехнических сооружений, газопроводов и других
объектов народного хозяйства»
Разыгрываем право первого хода:
Отвечает первой та команда, которая первая поднимает руку. За правильный ответ команде вручается одна фишка (Приложение Ф).
Вопросы для розыгрыша:
1.Дорога имеется - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя, луга есть - косить нельзя. В реках, морях воды нет …
2. Страны без людей, города - без домов, лес - без деревьев, моря - без воды. Что такое? …
3.Бежать, бежать - не добежать. Лететь, лететь - не долететь …
4. Старший среди них – экватор. И от севера до юга
Эти линии, ребята, Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели, Что же это? …
5. У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками …
6. Глобус делит ровная - Линия условная.
Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг …
7. Глобус весь пересекают, сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны пролегли …
8. Прибор этот верно Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка на север укажет …
1тур «Разминка» (блиц–опрос)
Разминка относится к контролю знаний по теоретической части. Это задание состоит из вопросов, которые относятся к заданию открытой формы (ответьте на поставленные вопросы.).
Командам предлагается ряд вопросов первого уровня сложности (узнавание, простейшие воспроизведения знаний) (Приложение Е).
Если, отвечающая команда не знает правильного ответа на вопрос, право ответа переходит к команде соперника. За правильный ответ команде вручается одна фишка.
По окончании конкурса командам объявляют количество набранных фишек.
Члены жюри записывают результаты в таблицу, которые затем дублируются на экране.
Критерии оценивания:
5 баллов - 90 -100% (9-10)правильных ответов,
4 балла - 75-89 % (7-8) правильных ответов,
3 балла - 60-74% (5-6) правильных ответов,
2 балла - 4 и меньше правильных ответов.
2 тур «И один в поле воин» (конкурс капитанов)
Конкурс капитанов. Капитанам предлагается решить три учебно-тренировочных задания третьего (продуктивного) уровня сложности (не-типовые вопросы и задачи, но без получения новых знаний) (Приложение Ж).
Критерии оценивания:
За каждое решённое задание – 4 балла
Максимальное количество – 12 баллов
3 тур «Шифрограмма» (расшифровать загадочное письмо)
Пока капитаны выполняют задание, команды расшифровывают загадочное письмо (Приложение З).
Критерии оценивания:
За выполненное задание – 2 балла. Команда, первая расшифровавшая письмо, получает дополнительно 2 балла.
4 тур «Домашнее задание» (конкурс презентаций)
Командам было дано задание, самостоятельно подготовить презентации на тему: «Назначение теодолитных ходов» и «Определение дирекционных углов сторон теодолитного хода» (Приложения И,К). В презентации необходимо осветить следующие вопросы:
1. Назначение теодолитных ходов, их виды;
2. Связь между углами теодолитного хода и дирекционными углами его сторон.
Наивысшая оценка этого задания 10 баллов.
5 тур «Вам достается кот в мешке» (электронное тестирование)
Пока идет представление презентаций, остальные члены команды готовят ответы на вопросы электронного теста и затем представляют их на экране (Приложение ). Правильность ответов оценивает компьютер.
Подведение итогов игры
На завершающем этапе викторины подводятся итоги с выявлением команды победителей, а также награждение наиболее активных студентов. Грамотное подведение итогов игры помогает участникам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать соответствующие выводы.
1. Анализ деятельности студентов во время игры-викторины.
2.Оглашение результатов конкурсов жюри и обоснование выстав-ленных оценок студентам.
Приложение Д
Представление команд:
Слово капитану команды «Нулевой цикл»
«У строителей есть такое понятие – нулевой цикл. Так называются работы, связанные с разбивкой здания на территории строительной площадки, рытьем котлована и сооружением его фундамента. Работа трудоемкая, впоследствии скрытая от глаз, но ее необходимо выполнить прежде, чем начать возводить здание»
Слово капитану команды «Третье измерение»
«На плоскости можно передать лишь 2 измерения – длину и ширину. А при изображении рельефа необходимо точно отображать и высоту над уровнем моря. От этого зависит проектирование и размещение населенных пунктов, гидротехнических сооружений, газопроводов и других объектов народного хозяйства»
Приложение Е
Вопросы на разминку:
|
КОМАНДА 1 |
|
КОМАНДА 2 |
1 |
На сколько градусов отличается обратный дирекционный угол от прямого… |
1 |
Графическое представление приращения координат … |
2 |
Назовите в какой четверти находится дирекционный угол α = 195°… |
2 |
Какие значения может иметь градусная величина румба… |
3 |
Назовите знаки приращения координат во II четверти? |
3 |
Приращение координат – это… |
4 |
Формула зависимости дирекционного угла и румба в III координатной четверти… |
4 |
Назовите различие между прямым и обратным румбом… |
5 |
Координаты последующей точки равны… |
5 |
Угловое значение дирекционных углов в IV координатной четверти… |
6 |
Перечислить координаты четвертей и их название… |
6 |
Формула зависимости дирекционного угла и румба во II координатной четверти… |
7 |
Дайте определение понятия «азимут»… |
7 |
Дайте определение понятия «дирекционный угол»… |
8 |
Румб направления определяется по … |
8 |
С помощью обратной геодезической задачи определяются … |
9 |
С помощью прямой геодезической задачи определяются |
9 |
Назовите знаки приращения координат в III четверти? |
10 |
Склонение магнитной стрелки – это … |
10 |
Сближение географических меридианов – это… |
Ответы на вопросы для разминки:
|
КОМАНДА 1 |
|
КОМАНДА 2 |
1 |
Обратный дирекционный угол отличается от прямого на 180° |
1 |
Приращения координат представляют собой проекции отрезка на соответствующие оси координат |
2 |
Дирекционный угол α = 195° находится в III координатной четверти |
2 |
Градусная величина румба имеет значения в пределах от 0° до 90° |
3 |
Приращения координат во II четверти имеют знаки׃ ∆Х – ; ∆У + |
3 |
Приращение координат – это разница между координатами последующей и предыдущей точек |
4 |
Формула зависимости дирекционного угла и румба в III координатной четверти׃ r = α – 180° |
4 |
Прямой и обратный румб в одной и тойже точке данной линии равны между собой по численному значению, но имеют индексы противоположных четвертей |
5 |
Координаты последующей точки равны координатам предыдущей точки плюс соответствующие приращения |
5 |
Угловое значение дирекционных углов в IV координатной четверти находится в пределах от 270° до 360° |
6 |
Координаты четвертей имеют следующие названия׃ I(СВ) 0°-90°; II(ЮВ) 90°-180°; III(ЮЗ) 180°-270°; IV(СЗ) 270°-360° |
6 |
Формула зависимости дирекционного угла и румба во II координатной четверти׃ r = 180° – α |
7 |
«азимут» - горизонтальный угол, который отсчитывают от северного направления географического меридиана по ходу часовой стрелки до заданного направления |
7 |
«дирекционный угол» - горизонтальный угол, который отсчитывают от северного направления осевого меридиана по ходу часовой стрелки до заданного направления |
8 |
Румб направления определяется по по четверти, в которой находится |
8 |
С помощью обратной геодезической задачи при известных координатах точек находят длину горизонтального проложения, румб и дирекционный угол |
9 |
С помощью прямой геодезической задачи через известную координату исходной точки определяют координату второй точки данного направления линии |
9 |
Приращения координат в III четверти имеют знаки׃ ∆Х – ; ∆У – |
10 |
Склонение магнитной стрелки – это угол, образованный между магнитным и истинным меридианом |
10 |
Сближение географических меридианов – это разница между истинным меридианом и дирекционным углом |
Приложение Ж
Конкурс капитанов!
КОМАНДА №1
Задание 1.
Перевести румбы линий в азимуты: ЮЗ : 16º35', СВ : 83º00'.
Задание 2.
Определить азимут магнитный АМ, если известны азимут истинный АИ =76°28′ и склонение магнитной стрелки δ = +6°52′.
Задание 3.
Определить азимут истинный АИ и азимут магнитный АМ, если известны дирекционный угол α = 95°40′, склонение магнитной стрелки δ = -2°30′, угол сближения γ = +3°10′.
КОМАНДА №2
Задание 1.
Определить румбы линий, если даны азимуты:
А1=283º00', А3=103º 40'
Задание 2.
Определить азимут магнитный АМ, если известны азимут истинный АИ =342°30′ и склонение магнитной стрелки δ = -8°00′.
Задание 3.
Определить азимут истинный АИ и азимут магнитный АМ, если известны дирекционный угол α = 233°33′, склонение магнитной стрелки δ = -3°05′, угол сближения γ = +2°45′.
Ответы на задания для конкурса капитанов
КОМАНДА №1
Задание 1.
Воспользуемся формулами зависимости между истинными азимутами и румбами.
·заданное направление румба с углом 16°35' находится в юго-западной части (ЮЗ). От южного направления меридиана угол составляет:
r = АИ - 180°
АИ = r + 180° = 16°35' + 180° = 196°35'
·заданное направление румба с углом 83°00' находится в северо-восточной части (СВ). От северного направления меридиана угол составляет:
r = АИ
АИ = 83°00'
Задание 2.
Воспользуемся формулой зависимости между магнитным и истинным азимутами׃
АИ = АМ ± δ
Так как в задании склонение магнитной стрелки δ - восточное (положительное), которое находится к востоку от географического меридиана, истинный азимут будет больше магнитного, таким образом׃
АИ = АМ + δ → АМ = АИ – δ = 76°28′ - 6°52′
Вспомним, что 1°= 60′
АМ = 76°28′ - 6°52′ = 75°(60′+28′) - 6°52′ = 69°36′
Задание 3.
Воспользуемся формулами зависимости между магнитным и истинным азимутами, а также между истинным азимутом и дирекционным углом׃
АИ = АМ ± δ → АИ = АМ - δ → АМ = АИ + δ
АИ = α ± γ → АИ = α + γ
Находим׃
АИ = 95°40′ + 3°10′ = 98°50′
АМ = 98°50′ + 2°30′
Вспомним, что 1°= 60′
АМ = 98°50′ + 2°30′ = 100°(50′+30′=60′+20′) = 101°20′
КОМАНДА №2
Задание 1.
Воспользуемся формулами зависимости между истинными азимутами и румбами.
·заданное направление с углом 283°00' находится в северо-западной части (СЗ). От северного направления меридиана угол составляет:
r = 360°- АИ
r = 360°00' - 283°00' = 77°00'
r = СЗ : 77°00'.
·заданное направление с углом 103°40' находится в юго-восточной части (ЮВ). От южного направления меридиана угол составляет:
r = 180°- АИ
r = 180° - 103°40'
Вспомним, что 1°= 60′
r = 179°60' - 103°40' = 76°20'
r = ЮВ : 76°20'.
Задание 2.
Воспользуемся формулой зависимости между магнитным и истинным азимутами׃
АИ = АМ ± δ
Так как в задании склонение магнитной стрелки δ - западное (отрицательное), которое находится к западу от географического меридиана, истинный азимут будет меньше магнитного, таким образом׃
АИ = АМ - δ → АМ = АИ + δ = 342°30′ + 8°00′ = 350°30′
Задание 3.
Воспользуемся формулами зависимости между магнитным и истинным азимутами, а также между истинным азимутом и дирекционным углом׃
АИ = АМ ± δ → АИ = АМ - δ → АМ = АИ + δ
АИ = α ± γ → АИ = α + γ
Находим׃
АИ = 233°33′ + 2°45′
Вспомним, что 1°= 60′
АИ = 233°33′ + 2°45′ = 235°(33′+45′=60′+18′) = 236°18′
АМ = 236°18′ + 3°05′ = 239°23′
Приложение З
Шифрограмма (загадочное письмо).
Команда №1 Перед вами загадочное письмо, состоящее из чисел: 030, 270, 060, 300, 240, 210, 000, 210, 120, 330, 150, 030, 180, 240, 000, 120, 090.
Если
вы знаете, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, то можете
расшифровать это письмо.
Команда
№2 Перед
вами загадочное письмо, состоящее из чисел: 240, 330, 120, 270, 000, 210, 120,
330, 150, 030, 180, 240, 000, 120, 090.
Если вы знаете, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, то можете расшифровать это письмо.
Ответы для задания «Шифрограмма».
Команда №1 Перед вами загадочное письмо, состоящее из чисел: 030, 270, 060, 300, 240, 210, 000, 210, 120, 330, 150, 030, 180, 240, 000, 120, 090.
Если
вы знаете, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, то можете
расшифровать это письмо.
Ключом для расшифровки служит шкала компаса.
Каждое число письма представляет собой значение азимута. Подставляя вместо значений азимутов соответствующие буквы, получим текст.
(Ответ: Азимут сто градусов)
Команда
№2 Перед
вами загадочное письмо, состоящее из чисел: 240, 330, 120, 270, 000, 210, 120,
330, 150, 030, 180, 240, 000, 120, 090.
Если вы знаете, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, то можете расшифровать это письмо.
Ключом для расшифровки служит шкала компаса.
Каждое число письма представляет собой значение азимута. Подставляя вместо значений азимутов соответствующие буквы, получим текст.
(Ответ: Угол сто градусов)
Приложение С
Самоанализ деятельности студентов во время игры-викторины
(слайд на экране)
Приложение Т
|
Приложение У
Приложение Ф
Вопросы для розыгрыша права первого хода
1.Дорога имеется - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя, луга есть - косить нельзя. В реках, морях воды нет (географическая карта)
2. Страны без людей, города - без домов, лес - без деревьев, моря - без воды. Что такое? (карта)
3.Бежать, бежать - не добежать. Лететь, лететь - не долететь (горизонт)
4. Старший среди них – экватор. И от севера до юга
Эти линии, ребята, Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели, Что же это? …(параллели)
5. У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками …(глобус)
6. Глобус делит ровная - Линия условная.
Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг (экватор)
7. Глобус весь пересекают, сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны пролегли …(меридианы)
8. Прибор этот верно Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка на север укажет (компас)
Приложение Р
Домашнее задание
«Построение плана теодолитного хода»
Строим план участка съемки в масштабе 1:500.
Последовательность работ при построении плана такая:
На листе бумаги форматом А4 карандашом вычеркиваем координатную сетку плана. Она представляет собой сетку квадратов со стороной 5 см. Сетка вычерчивается тонкими линиями. По оси X (вверх) вычерчивается четыре квадрата, а по оси У (по правую сторону) три квадрата.
Потом выполняется оцифровка линий координатной сетки. Линиям придается значение координат кратное 25 метрам.
Для нанесения точек на план в значениях координат необходимо откинуть десятые и сотые доли, а оставшиеся метры необходимо с учетом масштаба плана разделить на 5 (то есть перевести в сантиметры). С помощью линейки координаты X необходимо отложить вверх, или вниз от координатной линии 0,00, а координаты У необходимо отложить по правую сторону от координатной линии 0,00.
Возле каждой нанесенной точки необходимо проставить ее номер, а потом соединить точки, согласно с их порядковым номером. В результате построения получится четырехугольник, стороны которого должны иметь заданные в исходных данных длины с учетом масштаба плана.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.