Сценарий
Конкурсно-игровой программы:
«Масленичные гуляния»
Пояснительная записка
Возраст: 9-10 лет
Цель: Познакомить детей с историей и основными традициями празднования
«Масленицы»
Задачи:
· расширить знания учащихся о русской культуре;
· способствовать развития интереса к народному творчеству;
· воспитание умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Планируемые результаты:
· Предметные: Учащийся
- имеет представление о празднике «Масленица»
Метапредметные
· Познавательные УУД:
- извлекать информацию из объяснений.
· Коммуникативные УУД:
- способен взаимодействовать с другими учащимися.
· Регулятивные УУД:
- способен оценивать учебные задания в соответствии с поставленной целью.
Количество участников: 10 чел.
Форма проведения: Конкурсно-игровой программа.
Форма работы: групповая.
Продолжительность: 1 час.
Средства и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, карточки с заданиями.
План подготовки
№ |
Наименование мероприятия |
сроки |
ответственный |
1. |
Написание сценария. Подбор заданий. |
февраль 2024 |
Педагог Сваина В.В. |
2. |
Разработка заданий, реквизита. |
Февраль 2024 |
Педагог Сваина В.В. |
3. |
Подготовка ведущих мероприятия |
Февраль-март 2024 |
Педагог Сваина В.В. |
4. |
Создание мультимедийной презентации для проведения конкурсно-игровой программы «Масленичные гуляния» |
Март 2024 |
Педагог Сваина В.В. |
5. |
Проведение конкурсно-игровой программы «Масленичные гуляния» |
11.03.2024 |
педагог учащиеся |
Ход мероприятия
Педагог |
Содержание |
Мультимедийное сопровождение |
|
Педагог |
Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что мы будем праздновать целую неделю? |
Слайд №1 |
|
Ответ учащихся |
Масленица! |
|
|
Педагог |
Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Каждый год масленица отмечается в разные даты, но обязательно за 7 недель до Пасхи. Праздник длится неделю и каждый день недели имеет свое название. Сегодня мы с вами познакомимся с названием всех праздничных дней, каждый день приготовил задания, и если мы справимся со всеми испытаниями, нас ждёт большой сюрприз! |
Слайд №2 |
|
1 ведущий |
Первый день называется – Встреча В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья. |
Слайд №3 |
|
Педагог |
И первый день нам принёс первые испытания Необходимо вставить пропущенные слова в пословицы и поговорки о Масленице Не житьё-бытьё, а ……. (Масленица) Масленица …. дней гуляет (Семь) Масленица идёт, блин да …. несёт (Мёд) Блины - ….. родственники. (Солнцу) Молодцы, ребята! Все справились! |
Слайд №4 |
|
2 ведущий |
Второй день, вторник – «Заигрыш» можно начинать с гуляний: катания с горок, на санях и на каруселях. Также в этот день принято заниматься сватовством: молодые люди ходят на смотрины и ищут себе вторую половину. Родители молодых активно поощряют это: если случится венчание, то только на масленичной неделе, так как в Великий пост венчаться запрещено. Сыграть свадьбу молодожёнам можно уже на Красную горку – первое воскресенье после Пасхи. |
Слайд №5 |
|
Педагог |
Второй день нам приготовил интересное испытание – нужно составить мозаику из разбросанных фрагментов, и если вы справитесь с заданием, то сможете прочитать любимую поговорку ямщика (карточка)
|
|
|
1ведущий |
Третий день масленицы – «Лакомка». В этот день стол ломится от угощений. В гости приглашают родственников, соседей и друзей. Помимо блинов, на стол подавали традиционные оладьи, пирожки со всевозможными начинками. Среди любимых блюд праздника были рыбные расстегаи и другие виды выпечки. Продолжались народные гуляния, массовые катания на санях, всюду звучало пение и смех. |
Слайд №6 |
|
Педагог |
Хотите узнать, другое название славянской Масленицы? Перед вами меню, в котором указаны блины с разными начинками. Приготовьте блины таким образом, чтобы начинки по вертикали и горизонтали совпадали. Обратите внимание на буквы, находящиеся на пересечении. Меню: |
Слайд №7 |
|
1. Блины с икрой 2. Блины с малиной 3. Блины с шоколадной пастой 4. Блины со сметаной 5. Блины с мёдом |
6. Блины с маслом 7. Блины с клубникой 8. Блины с вареньем 9. Блины со сгущённым молоком
|
||
|
Карточка: Вот мы с вами и узнали, другое название славянской Масленицы – КОМОЕДИЦА |
|
|
2 ведущий |
Четвертый день масленицы – «Разгуляй». В четверг начинаются широкие гулянья. Состязаются в силе, ловкости, выносливости. В старину проводились кулачные бои, соревнования на конях, катание на санях, взятие снежной крепости, веселые игры-забавы. |
Слайд №8 |
|
Педагог |
Четвёртое задание это – «Скакалки», это одна из весёлых игр. И хоть правила очень просты, но не все смогут справиться с заданием – здесь нужны ловкость и внимательность. Двое детей берут большую скакалку и крутят ей, а другие ребята, по очереди начинают прыгать. У кого больше прыжков, тот и выиграл. |
Слайд №9 |
|
1 ведущий |
Пятый день масленицы – «Тещины вечерки». В пятницу родители жены идут к детям – зять угощает тещу. Этот день принято проводить со своими близкими. Раньше незамужние девушки выходили с тарелками блинов на улицу, и тот кому она понравится, мог отведать угощение. |
Слайд №10 |
|
Педагог |
На тёщиных вечёрках не обходилось без песен и танцев. Какой ещё жанр песенного творчества был популярен на этих вечерах? Найдите буквы, которые встречаются только один раз, и сложите их в слово (карточка)
|
|
|
2 ведущий |
Шестой день масленицы – «Золовкины посиделки». В субботу молодые невестки уделяли внимание своим золовкам – сестрам и родственницам мужа. Девушки собирались, чтобы поесть, пообщаться и посплетничать. Кроме золовок приглашали и подруг, и свою родню, причем, если сестры мужа были замужем, то подруг приглашали замужних, и наоборот. Доброй приметой считалось сделать всем пришедшим в гости какие-то небольшие, но приятные подарки. |
Слайд №11 |
|
Педагог |
После ужина шестого дня, устраивали «целовальник» - молодая целовала своего мужа при всем честном народе, затем каждый гость подходил к ней и тоже целовал и при этом приговаривал определённые слова. Чтобы прочитать слова, соедините все части изображения. Читайте каждую вторую букву, начиная с внутренней части изображения (карточка)
|
|
|
1 ведущий |
Седьмой день масленицы – «Прощеный день». В воскресенье просят прощение у всех знакомых и родных за все обиды. Самым ярким событием масленичной недели является сжигание чучела Масленицы. Получившийся после сжигания пепел собирали и рассеивали над полем, в надежде на урожайный год. |
Слайд №12 |
|
Педагог |
У славян имелось ещё одно название для масленичного чучела. Чтобы узнать древнее имя чучела, разгадайте анаграммы, а из выделенных букв составьте слово (буквы вписывайте по порядку расположения анаграмм). Анаграмма – это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например: «липа-пила», «соль-лось»), а также при чтении слов справа налево (например: «кот-ток», «Милан-налим») слово приобретает новое значение. Карточка: Замечательно! Вы справились со всеми заданиями, а теперь и сюрприз, который спрятан в кукле – Масленице |
|
|
|
И в завершении нашего праздника поиграем с вами большой хоровод! (хоровод «Кострома») |
Слайд №13 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.