Классный руководитель
Здравствуйте, дорогие мои девятиклассники, поздравляю вас с началом нового учебного года, переломного года в вашей школьной жизни. Желаю вам успешно сдать ОГЭ и правильно сделать самый первый самый значимый выбор в своей жизни: остаться в школе и пойти в 10 класс, либо покинуть стены школы и получать дальнейшее образование за ее пределами.
Школьная жизнь как сказка, выражаясь современным языком, чем дальше, тем страшнее. И сейчас вы стоите на перекрестке выбора своего жизненного пути, как в сказке помните: налево пойдешь….
Вот и вам предстоит сделать этот нелегкий выбор, получайте свои «стрелы судьбы» (распечатать), не палите куда попало, а стреляйте со смыслом, со знанием дела. Итак, раз, два, три… (ученики приклеивают стрелы в том направлении, как хотят поступить по окончании 9 класса)
Посмотрим, посмотрим, что же мы имеем на сегодняшний день:
……человек хотели бы остаться в школе и пойти в 10 класс
……человек намерены покинуть стены школы и продолжить обучение за ее пределами, при условии, что сдадут ОГЭ соответственно
…...еще не знают, как поступят.
Давайте подробно поговорим о каждой дороге по отдельности.
1. Дорога «Направо пойдешь в 10 попадешь»
Давайте назовем все плюсы и минусы этой дороги (ученики называют, а учитель все плюсы и минусы фиксирует на доске). А самый главный плюс в том, что вы здесь продолжите учиться, дружить, совместно проводить досуг. Но еще за время пребывания в школе свалятся испытание, такое как ЕГЭ, где будут проверяться все ваши знания, накопленные за годы, проведенные в школе.
2. А сейчас познакомимся с дорогой, которая ведет за пределы школы, и заманчиво манит пойти по ней. А какие у этой дороги плюсы и минусы на ваш взгляд? (как и в предыдущем случае все записывается на доске).
3. И наконец, 3 дорога. Несколько учеников из нашего класса еще не решили, останутся они в школе, либо покинут ее в этом году. Я хочу, чтобы вы помнили, что до принятия решения у вас еще есть время, а именно: 264 дня.
"Я и мир профессий"
Слайд № 1
Недалек тот час, когда вы получите аттестат об общем среднем образовании и вступите в новую пору своей жизни, в “возраст самоопределения”. Прежде для вас главным была учеба и разностороннее развитие, – это ваш багаж, который поможет вам в дальнейшей жизни. Сейчас вы стоите на распутье, вам необходимо задуматься о выборе профессии.
Сделать это не просто. Советами вам могут помочь родители, братья, сестры, друзья и другие люди, к советам которых вы прислушиваетесь и которым вы доверяете.
Слайд № 2
Мир профессий очень велик. Сейчас в мире насчитывается более 70 000 профессий. Самые первые профессии появились с возникновением трудовой деятельности человека и были: рыболов, охотник и т.д. Некоторые профессии “отмирают”, и наоборот возникают новые. За последние 10 лет появились такие профессии, как брокер, дилер, маклер и исчезли – истопник, трубочист и многие другие.
Слайд № 3-4
Сейчас
мы попробуем узнать, насколько у вас развито логическое мышление и попробуем
разгадать анаграммы “Расшифруй профессию”.
Слайд № 5
Все профессии, которые существуют, можно разделить на группы по определенным признакам или говорят, что их можно классифицировать.
По классификации все профессии делятся на группы:
· Человек – техника
· Человек – природа
· Человек – знаковая система
· Человек – художественный образ
· Человек – человек
Слайд № 6
В группе профессий “человек – техника” преобладает профессиональная деятельность, связанная с техникой. Профессии – слесарь, токарь, наладчик и др.
Слайд № 7
В группе профессий “человек – природа” доминирующее место занимают профессии, связанные с природой, животным миром. Основные профессии: агроном, животновод, флорист, ландшафтный дизайнер и др.
Слайд № 8
В группе профессий типа “человек – знаковая система” преобладает профессиональная деятельность, связанная с числами, буквами, схемами. Основные профессии: ученый, бухгалтер, экономист, чертежник, музыкант, учитель, журналист и др.
Слайд № 9
В группу “человек – художественный образ” входят профессии, представители которых заняты искусством – это писатели, музыканты, композиторы, художники, фотографы и др.
Слайд № 10
И к последней группе относится деятельность человека, связанная с общением и людьми. Это может быть педагог, врач, продавец, психолог, социолог и др.
Слайд № 11-12
Давайте попробуем классифицировать предложенные профессии сами.
Слайд № 13
Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, непрестижными, несовременными. И это правильно. Так как же выбрать, ту единственную, которая будет только твоя?
Существует много подходов к выбору профессии. Давайте рассмотрим несколько.
Слайд № 14
Психологи советуют: при выборе профессии учитывать три фактора “хочу”, “могу” и “надо”.
Слайд № 15
Фактор “хочу” – это ваши желания, интересы, склонности.
Слайд № 16
Фактор “могу” - это ваши знания, способности, состояние здоровья, возможности личности…
Слайд № 17
Фактор “надо” - это, прежде всего, потребность рынка труда в кадрах.
Слайд № 18
Рациональное соотношение этих образов “хочу”, “могу”, “надо” - является формулой выбора профессии.
Люди, умудренные жизненным опытом, предлагают нам самый простой способ выбора профессии – жизненный. Что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
- Востребованность на рынке труда (смогу ли я устроиться на работу по профессии, есть ли вакансии)
- Доходность будущей профессии (достойной ли будет оплата, есть ли перспектива роста заработной платы?)
- Требования к способностям личности (умственным и физическим), состоянию здоровья
- Учитывать нервно-эмоциональную напряженность выбираемой профессии
- Положительное влияние на семейную жизнь (каков режим работы, вахтовый метод, длительные командировки и т.д.)
- Общение (индивидуальная или коллективная работа)
- Возможность карьерного роста (важно это для меня или нет).
Я предложила вам советы по способу выбора профессии. Выбрав профессию сейчас, ее потом можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, и при этом обладать нужными качествами и способностями.
Слайд № 19
Игра «Азбука профессий» (работа в парах)
Учащиеся получают карточки с буквами А, Б, Г, К, М, О, П, С. Надо написать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы.
Слайд № 20-22
Где же можно приобрести профессию?
· Курсы
· Производство
· Колледж – полное профессиональное образование (среднее специальное)
· Академия– готовят специалистов с высшим образованием
· Университет – готовят специалистов с высшим образованием
· Аспирантура и докторантура – готовят научные кадры.
Слайд № 23-25
В нашей школе, начиная с 10 класса обычно предлагаются следующие профили.
Слайд № 26-27
А теперь мы проведем тест и узнаем, какие черты личности у вас преобладают.
Игра “Нарисуй яблоко”
Посмотрите на экран. И расшифруйте свой рисунок.
Слайд № 28
Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.
Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс, и он может продолжаться всю жизнь.
Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет»
У вас у каждого есть в жизни мечта, и сейчас я хочу, чтобы вы написали свою мечту на бумажном стикере (прикрепить на ватман сердечки).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.