Сценарий классного часа "Символы России" 3-4 класс (Разговоры о важном)

  • docx
  • 26.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий классного часа Символы России 3-4 класс (Разговоры о важном).docx

Классный час «Символы России» (Разговоры о важном) 3-4 класс

Тема: «Что может герб нам рассказать».

 

           Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлечь внимание к истории Российского государства, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать историческую память и ответственность за судьбу Родины; развивать познавательную активность.                      

           Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

           Планируемые результаты:

Личностные:

проявление интереса к истории государства Российского, уважения к символике Российской Федерации;

осознанное использование понятий «историческая память», «преемственность поколений»;

выполнение правил совместной коммуникативной деятельности.

Метапредметные:

умение описывать особенности герба как символа государства;

проявление активности в диалоге, умение аргументировано высказывать свое мнение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе иллюстративной и вербальной информации; анализ воображаемых ситуаций. Занятие предполагает оценку видеофрагментов, презентационных материалов.

Комплект материалов:

– сценарий;

– методические рекомендации;

– интерактивные задания;

– презентационные материалы;

– видеоролик;

 – бумага А4, карандаши, цветные мелки, фломастеры.

 

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с обсуждения государственных символов Российской Федерации. Видеоролик рассказывает об одном из главных символов нашей страны – о государственном гербе России. Просмотр видеоматериала помогает ввести обучающихся в тему занятия. Знакомство с историей появления российской символики будет закреплено и расширено в последующей беседе.

Часть 2. Основная

Во время беседы обсуждается информация, которая заинтересовала обучающихся при просмотре видеоролика, школьники делают вывод о важности исторических знаний, знаний о символике государства.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов занятия.

 

Сценарий занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание занятия

Мотивационный

5 мин

Вступительное слово

Каждую неделю в школе проходит церемония поднятия государственного флага нашей страны с исполнением государственного гимна. Это государственные символы страны. К государственным символам относится еще и герб страны.

А что мы знаем о гербе?

Почему такое большое значение придается государственным символам?

Просмотр видео (приложение 1)

Основной

20 мин

      А теперь рассмотрим герб Российской Федерации. (приложение 2)

Ответьте на вопросы:

Что изображено на гербе Российской Федерации?

Почему на гербе изображена эта птица?

Что держит она в своих лапах?

Примерные ответы детей: «На гербе изображен орел, двуглавый, смотрит в разные стороны!», «Орел – птица самая смелая, сильная, как само государство!», «Все уважают орла».

«В лапах у орла символы власти – скипетр и держава; мы читали об этом на уроке «Окружающего мира».

     Двуглавый орел символизирует независимость, могущество и единство Российского государства.

У России величавый

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он — России дух свободный. (Степанов В.)

         Величественную птицу венчают три короны – символ единства нашей страны. В когтях левой лапы орел держит золотой шар с крестом, именуемый державой, когти правой – сжимают укороченный жезл. Скипетр считается символом независимости. Держава выступает эмблемой могущества и целостности.

Цветовое значение на гербе является немаловажной частью символики. Каждый цвет имеет особое значение. Например: красный – цвет храбрости, мужества, отваги, пролитой крови защитниками Родины; золотой – богатство во всех смыслах: материальные, природные достояния, духовные ценности; синий – небо, свобода, верность, честь; белый – чистота, благородство; черный – символ зла.

Интерактивное задание. Установление соответствия

Приложение 3

Мы с вами обсудили, какое значение имеют цвета на государственных символах.

А кто вспомнит, какой государственный символ нашей страны включает только три цвета: белый, синий и красный?

Примерные ответы детей: «Флаг, конечно!», «Да, российский флаг».

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. (приложение 2)

Российский флаг размещается на государственных зданиях, на домах в дни государственных праздников. Флаг, как и герб, показывает принадлежность к стране. Гимн – торжественная песня, прославляющая нашу страну. Флаг и гимн объединяют людей внутри страны и показывают единство граждан для людей из других государств.

А где вы видели российский флаг, слышали гимн? Примерные ответы детей: на школьных праздниках, по телевизору.

Просмотр иллюстраций (приложение 4)

Под флагом в тяжелые для нашей страны времена солдаты вставали на ее защиту.

Флаг и гимн России – символы победы российских спортсменов в важных спортивных соревнованиях. Флаги России развеваются в руках болельщиков в знак поддержки российских спортсменов.

Российский флаг устанавливают российские альпинисты, когда покоряют самые высокие горные вершины.

Флаг размещен даже на борту космического корабля.

А какого цвета российский флаг?

Примерные ответы детей: белый, синий, красный. Российский флаг еще называют триколор.

Как вы думаете, почему используют такое слово? Кто догадается?

Примерные ответы детей: «Знаю, слышал, триколор – это флаг», «Есть слово три».

Цвета российского флага – белый, синий, красный. Всего три цвета.

Поэтому иногда его так называют – триколор, это значит, три цвета.

Как вы думаете, на что похожи цвета нашего флага?

Где в природе вы встречаете такие краски?

Что они обозначают?

Ответы детей: «Белый похож на молоко», «На поле незабудок», «На цветки розы», «Белый – цвет снега, тишина, спокойствие», «Синий – цвет моря, оно очень красивое», «Красный – на цветках или яблоках», «Красным рисуют сердечко».

Каждый цвет флага имеет свое значение. Например: Красный цвет (червлень) – символ храбрости, мужества, любви.

Голубой цвет (лазурь) – символ верности и красоты, цвет неба.

Белый цвет (серебро) – символ чистоты и невинности. Повторите, какие цвета у российского флага?

Примерные ответы детей: «Белый, синий и красный!» Правильные цвета – белый, синий и красный.

Значение белого цвета – чистота, значение синего – верность и красота, красного – мужество, храбрость и любовь.

Задание: нарисуйте российский флаг (детям предлагаются листы бумаги, карандаши, цветные мелки, фломастеры и пр.)

Расскажите, какая полоса должна быть наверху? Какая самая нижняя полоса? Какая в середине?

Надо запомнить: сверху – белый, в середине – синий, ниже всех – красный.

А когда поднимают российский флаг?

Ответы детей: «На больших праздниках», «Мы в школе поднимаем и гимн поем».

Предлагаю оформить выставку из ваших рисунков.

А теперь, представьте – космонавт улетает далеко от родной земли. И с ним в корабле – флаг нашей страны. О чем он ему напомнит?

Ответы детей: «О Родине», «О красоте, силе, мужестве».    Флаг объединяет людей внутри страны и демонстрирует единство граждан для внешних людей, государств. В дни государственных праздников на домах всегда вывешивается государственный флаг. Флаг нашей страны установлен во всех зарубежных посольствах, на крыле автомобилей послов России тоже развевается российский флаг.

Заключительный

5 мин

Подведение итогов

О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

Что вам больше всего запомнилось?

Какое значение имеют государственные символы для страны?

       Каждый гражданин нашей страны должен знать, уважать и гордиться государственными символами России

Главный вывод: флаг, герб, гимн – незыблемая составляющая страны, неразрывно связаны с её историей, традициями и ментальностью. Важные сакральные элементы государственности. Знать и чтить их – означает уважать себя и свою страну.

 

Приложение 1

Текст видео

            У каждой страны есть свои государственные символы. Это герб, гимн, флаг.               

            Знаете ли вы, что такое герб?

            Это особый отличительный знак государства, области, города, изображенный на флагах, монетах, печатях.

            Герб каждой страны имеет свою историю создания.

            Возникновение российского герба связано с активным использованием княжеских печатей на Руси в древности.

          Давным-давно Древняя Русь состояла из множества княжеств. У каждого князя был свой отличительный знак, который изображался на печати, клейме, монетах этого княжества.

           Позже стали появляться гербы как символы государственности.

           Рассмотрим герб Российской Федерации. Изображение на российском гербе появилось давным-давно, более 500 лет назад. Это золотой двуглавый орел.   

          Двуглавый орел символизирует независимость, могущество и единство Российского государства.

            О государственных символах слагаются стихи и песни. Поэт Владимир Орлов писал:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

 

Приложение 2

Дополнительная информация о цветах и фигурах, используемых в геральдике.

Щит – основа герба. Существуют разные формы гербов, от простых до самых замысловатых.

Существует три способа деления щита: вдоль, поперек и по диагонали (слева или справа).

В гербах существует всего 7 цветов:

Красный цвет (червлень) – символ храбрости, мужества, любви.

Бордовый цвет (пурпур) – символ достоинства, силы и могущества.

Жёлтый цвет (золото) – символ богатства, справедливости и великодушия.

Зелёный цвет (зелень) – символ надежды, радости и изобилия.

Голубой цвет (лазурь) – символ верности и красоты.

Чёрный цвет (чернь) – символ печали, благоразумия и смирения.

Белый цвет (серебро) – символ чистоты и невинности.

Фигуры на гербах бывают трех видов:

Естественные – изображения предметов, созданных самой природой (лев, орел, лилия, медведь, конь и т. д.)

Искусственные – это изображение предметов, которые созданы руками человека (меч, подкова, копье и т. д.)

Фантастические – изображения фантастических существ и животных (дракон).

 

Приложение 3

Интерактивное задание. Установление соответствия

 

Красный

Цвет храбрости, мужества, отваги, пролитой крови защитниками Родины

Золотой

Богатство во всех смыслах: материальные, природные достояния, духовные ценности

Синий

Небо, свобода, верность, честь

Белый

Чистота, благородство

 

Приложение 4

 

 

 

Федор Конюхов

покорил                  Эверест

Рекордный прыжок

Елены         Исинбаевой

Российский

Космический корабль «Орел»

 

Российский экипаж впервые в мире приземлился на дне Ледовитого океана в точке Северного полюса

 

Знамя Победы над Рейхстагом

 

Молодогвардейцы в Краснодоне во время фашистской оккупации ночью, в канун 25-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях города.

 

Использованный материал: https://razgovor.edsoo.ru/topic/26/grade/34/


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также