Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Детство, опалённое войной…»
Составитель: Кузьмичева Наталья Юрьевна, учитель истории, обществознания МБОУ Лицей №12 г. о. Химки
Цель: привить уважение прошлому, сострадание, чувство благодарности и гордости за свой народ.
Оборудование: рисунки детей – узников концлагерей, три группы детей в одежде определенного цвета: черно-белая (партизаны и подпольщики, труженики тыла, серая – дети – «остарбайтеры», черная со звездой Давида – узники концлагерей.
Музыка: Священная война, из фильма «Список Шиндлера», «Детский лагерь Саласпилс»( клип)
Ход композиции
Ведущий: поколению 40-х годов, испытавших на себе все ужасы войны посвящается, поколению 2000-х - посвящается.
Звучит Священная война
Сценка «Собрание»
Мальчики, одетые в белые рубашки сидят за столом и обсуждают новости
Чтец 1: Сестру в Германию угнали. Спрятать мы ее не успели.
Чтец 2: А нас из собственного дома в сарай жить выгнали. Сестра кричать и плакать стала: «Это наш дом!» Офицер так ее пнул и толкнул, что она упала и больно о печку ударилась.
Чтец 3: А я слышал, что в городе радио заработало. Передача из Москвы. Партизаны передают. Слышал, в Москве парад был и врут немцы, что Москву захватили. А еще сам слышал как партизаны мосты и дороги взрывают.
Чтец 4: Ребята, а может и нам как-то начать бороться с этими извергами?
Чтец 1: Да что мы можем? К партизанам бежать? Где ж их искать?
Чтец 3: Я знаю, что мы будем делать! Давайте писать листовки и клеить их повсюду.
Начинают писать листовки
Все: Люди! Поднимайтесь все на борьбу с врагами! Смерть фашистам!
Ведущи1: многие мальчишки бежали на фронт, участвовали в боях. Их называли сынами полков.
Портретный ряд
Звучит
Сцена 2 Дети – «остербайтеры»
Первая группа уходят в глубь сцены, садятся спиной на сцене.
Выходят дети в сером
Звучит «список Шиндлера»
Чтец 5: Мой товарищ читал о том, что его сестру угнали в Германию на заработки. Ей было всего 14 лет. Мы договорились, что писать правду не дадут, тогда если будет не очень тяжело пиши «Живу нормально», а если будет сильно плохо, пиши – «Живу хорошо». Через несколько месяцев пришло письмо. Все слова вымараны черной краской. Остались лишь слова – «живу хорошо»
Чтец 6: Из далеких времен проступает картина:
Дети, стоящие на площади,
Как рабы в Риме.
Сытая публика ходит и выбирает…
Кому работник на ферму?
Пусть за свиньями убирает,
С ними и поест заодно из корыта
«Русиш швайн» каждый раз он слышит
«Шнель, шнель…»
И дверь закрыта.
Чтец 7: А эти дети пойдут на завод.
Они большие – им шестнадцатый год.
Будут работать.
Плата – побои
Краюшка хлеба да миска помоев.
Мечты и радости – все забыто…
«шнель, шнель…»
«Русиш швайн!»
И дверь закрыта
Сцена 3. Дети – узники концлагеря. Звучит песня «Детский лагерь Саласпилс»
Вторая группа уходят в вглубь сцены, садятся спиной, выходит третья группа в черном со звездой Давида
Чтец 8: В планах фашистов было уничтожить всех евреев, цыган, две трети славян, оставшихся превратить в рабов.
Чтец 9: Ну а как же дети? Они же только начинают жить? Дети становились расходным материалов для раненых солдат Вермахта.
Чтец 10: Во время сортировки некоторые малыши даже хотели попасть в донорский концлагерь. Были наслышаны, что здесь немцы не бьют, моют чуть ли не каждый день, а на обед дают сладкое. Умирать было не больно — обескровленные дети просто засыпали. Навсегда. Тем, кто еще подавал признаки жизни, немецкие врачи из гуманности обмазывали губы ядом.
Чтец 11: Детские концлагеря – фабрики смерти, но дети, есть дети. Они хотели играть, рисовать, учиться. Концлагерь Освенцим, сюда было отправлен 15 тысяч детей.
Чтец 12: преподаватель Фридл Диккер –Брайдейсова учила детей рисовать в еврейском гетто в Терезине, когда ее и многих детей отправили в Аушвиц Фридл старалась сохранить обрывки тканей, бухгалтерские ведомости, огрызки карандашей, остатки краски, чтобы хватило всем, кто хотел рисовать.
Чтец 13: Она хотела, чтобы фантазии детей уносили их из ада и дети творили! За колючей проволокой они мечтали о Свободе! Спасибо, Фридл!
Чтец 14: практически все ученики Фридл погибли, задушенные газом «Циклон Б». У нас остались только тысячи их рисунков, которые были найдены советскими войсками, освобождавшими Освенцим.
Ребята из всех групп встают и выносят по очереди рисунки под песню «Детский лагерь Саласпилс»
Ведущий: Уроки прошлой войны нужно помнить, чтобы защитить будущее.
Мальчикам, играющим в войну
Я в больших ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.
Ты смотри внимательней, дружок, -
Тот без рук, а этот вот без ног.
Третий черный, зубы лишь как мел,
Видно, в танке заживо сгорел.
На четвертом – ордена как щит,
Он в Берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В сорок третьем утонул в Днепре.
У шестого на глазах слеза.
Семьдесят пять лет как вышибло глаза.
Горсть солдат ребятам протяну –
Не играйте, мальчики, в войну
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.