Сценарий литературной гостиной «Он обладал пылающей душой», посвящённой 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Сценарий литературной гостиной «Он обладал пылающей душой», посвящённой 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Медиа
docx
03.12.2019
Сценарий литературной гостиной посвящённой 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ

 

 

 

 

Сценарий литературной гостиной

«Он обладал пылающей душой», посвящённой 205-летию со дня рождения

М. Ю. Лермонтова

 

 

 

 

 

Подготовила: Далгатова Анжела Шагимардановна

   учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 8 г. Кизилюрт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов.

А Лермонтов есть Лермонтов навеки,

Ровесник новых и былых годов.

Борис Соколов.

 

Оформление: плакаты с высказываниями о Лермонтове, выставка портретов, книжная выставка, выставка «Лермонтовские места», выставка рисунков-иллюстраций по произведениям М. Ю. Лермонтова, презентация «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».

О Лермонтове.
Мы открываем дверь в волшебный мир искусства,
В нём Гении живут и Музыка звучит.
В том мире никогда Душе не будет пусто,
В том мире дух поэта сегодня говорит.
Пылающей Душой он обладал. Был молод.
Он – странник одинокий. Он для России – сын.
Его судьба такая: поэзия и ноты,
Колосс Российский пылкий – свободы господин.
Бунтарь и лирик правды, и гуманист эпохи –
Он до сих пор несёт свой Величавый Крест.
Культура воспевает о Лермонтове строки,
Который нам оставил свой негасимый Свет. (М. Колбина)

Добрый вечер, уважаемые гости, дорогие друзья! Приветствуем вас в литературной гостиной «Он обладал пылающей душой», которая посвящена 200-летию со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.

Нынешний юбилей поэта – не только благодарная память современников, но прежде всего горделивая веха в культурной жизни России. Имя Лермонтова навечно вошло в её поэтическую плеяду, плеяду гениальных стихотворцев, русских помазанников, творящих своим даром российскую звёздную судьбу. Вот уже 200 ярких и пламенных лет свободный дух Лермонтова живёт в сердце каждого русского образованного человека, входя в него с детства.

Семья.

Чтение стихотворения «Желание».

Показ герба рода Лермонтовых.

            В Общем Гербовнике Дворянских родов Всероссийской империи приводится описание Герба рода Лермонтовых: «В щите, имеющем золотое поле, находится черное Стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под Стропилом черный Цветок. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем Короною. Намет на щите золотой, подложенный красным, внизу щита Девиз: (в переводе) Жребий мой - Иисус». Этот герб красноречиво говорит о древности и величии рода.

Род Лермонтовых происходил из Шотландиии, восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. Предание гласит, что еще в юности будто бы Лермонт был унесен в страну фей. За семилетнюю верную службу он был награжден даром прорицания.

В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь и наследницу пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера". Современники рассказывали о доброте Марии Михайловны, лечившей крестьян, вспоминали, что нередко она играла на фортепьяно и пела, взяв на колени сына. "Когда я был трех лет, - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать". Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.

Чтение стихотворения «Я сын страданья…»

Воспитание.

После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.  Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне. И Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать  до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения.

Чтение стихотворения «Ужасная судьба отца и сына…»

Детство М. Ю. Лермонтова протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами, но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

Тарханы.

Учёба в Московском университете.

 

Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение. Московский университетский пансион сохранял с прежних времен направление литературное.

            Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи. В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов.

            Раннее творчество поэта заканчивается стихотворением "Нет, я не Байрон, я другой…" (1832 год). Английский писатель оказал огромное влияние на творчество Лермонтова. Он был "властителем дум" молодого поэта. Поэта привлекали герои Байрона, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но страдающие от внутреннего разлада. На восемнадцатилетнего поэта в тесном кругу друзей смотрели как на кандидата в "русские Байроны", но Лермонтов скоро осознал свою индивидуальность.

 
Чтение стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…»

 

            Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение «Парус». 

Творческая деятельность оживилась в 1835 году, когда, окончив школу, Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. В в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская".

            Чтение отрывка из драмы «Маскарад» (монолог Арбенина).

Поэтов всегда сопровождали в пути юные и прекрасные девы, вечные спутницы вечных поэтов земли. В белых чистых одеждах ведут они своих избранников по жизни: суровый Данте и нежная Биатриче, Пушкин и Наталья Гончарова, Тютчев и Елена Денисьева, Тургенев и Полина Виардо, Анна Ахматова и Николай Гумилёв…Эти земные спутницы были для них и ангелами, и музами; были не украшением, а жизнью и ярким пламенем и… высокой, холодной звездой.

            Любовь. Инсценировка.

Кавказ и его влияние на творчество М. Ю. Лермонтова.

На одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!»

Кавказ – одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М.Ю. Лермонтова. Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил.

Чтение наизусть стихотворения «Кавказ».

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.

Чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы.

Чтение наизусть отрывка из поэмы «Демон».

            Известность, признание и всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические январские дни 1837 года.

Звучит фоном музыка.

Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот – дома, где жил Пушкин.

Вихри снега, подхваченные метелью, пролетали в тот вечер над его кровлей и бились в большие окна, где передвигались то темные фигуры людей, то огонек свечи, поспешно зажигаемый чьей-то рукой и так же поспешно исчезавший. Дверь подъезда беспрерывно открывалась, принимая и выпуская посетителей. Они входили и, пробыв несколько минут, возвращались убитые горем…

Лермонтов остановился перед подъездом, не решаясь войти…

Стук колес кареты, заглушенный глубоким снегом, уже давно смолк за мостом, а Лермонтов все еще не двигался. Потом он отошел в темный угол у подъезда и заплакал, прижав голову к стене. Никто не слышал, как он бормотал невнятно:

-Погиб… Погиб поэт! Дивный гений угасает…

…Лермонтов возвращался к себе на Садовую поздно ночью. Он шел, не видя ничего, и сердце его горело от гнева и горя. Никогда еще он не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках есть верное оружие – его поэтическое слово.

Чтение наизусть стихотворения «Смерть поэта».

Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.

На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов.

Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.

Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимали совсем иначе.

А 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом, состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. К счастью, дуэль окончилась бескровно. Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду.  

 

Вторая ссылка на Кавказ позволила Лермонтову  окунуться в боевую жизнь и на первых же порах отличиться, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием».

Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы РОМАНУ. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе. Первое издание романа было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.

Чтение отрывка из предисловия к роману «Герой нашего времени».

Дуэль.

 Дуэли появились в России в первые десятилетия 18 века среди иностранцев, а затем вошли в обычаи у русского дворянства, несмотря на законы, запрещавшие поединки. Во времена Лермонтова дуэль приравнивалась к уголовному преступлению.

Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.

            «Когда они отошли от дому на порядочное расстояние, Мартынов подошёл к Лермонтову и сказал ему:

– Лермонтов, я тобой обижен, моё терпение лопнуло: мы будем завтра стреляться…

Лермонтов громко рассмеялся:

- Ты вызываешь меня на дуэль?… (все офицеры захохотали, Мартынов взбесился).   

Тут видя, что дело идёт к ссоре, офицеры подступили к ним и стали говорить, чтобы они разошлись»…

И вот настал роковой вторник – 15 июля 1841 года. Из дневниковой записи: «Лермонтов хотел казаться спокойным, но на его лице выражалось болезненное состояние. Он поднял пистолет и опустил его тотчас же: «Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах… Мартынов задрожал, но промолчал. Лермонтов… поднял пистолет и выстрелил вверх над головой». Затем грянул выстрел Мартынова. Поэт упал…
«Мы подбежали, говорили мне бывшие в толпе, он едва дышал; пуля пробила руку и правый бок. По увещеванию секундантов, Мартынов подошёл к Лермонтову и сказал: «Прости, Лермонтов!». Последний хотел  что – то сказать, повернулся и умер со своей ужасною погубившею его улыбкою».

 

Видео, стихотворение «Ангел» читает И. Кваша.

 

 

Гений человека.

 

Для чего приходят Гении на Землю? Гении приходят в этот мир, чтобы подарить человечеству прекрасную частицу себя, оставить людям свои неповторимые поэтические и художественные творения, открыть доселе неизвестные красоты мира.

В России 2014 год объявлен Годом Культуры. Пространство культуры уникально по своей природе. Оно существует на Земле много миллионов лет и, именно, Человек наполнил его и продолжает наполнять всем самым прекрасным и ценным, что хочет выразить его Душа в Любви ко всему, что он переживает истинно.
             Культура – это сам Человек. Она не существует отдельно от нас, она является нашим лицом, нашим образом жизни, нашей способностью думать глубоко и каждодневно менять себя в лучшую сторону, а не наоборот.
              Гений Культуры живёт в Сердце каждого из нас. Для этого Гения не существует ни времени, ни лет, потому что он соткан из лучей Мира, Добра и Любви. Сохраняя в себе эти качества, любой Человек способен привносить в этот мир Гармонию и в каждодневных трудах взращивать в себе Своего Гения. Рано или поздно этот Гений закружит его в своём божественном Танце Красоты и никогда не отпустит из своих объятий.
              Вот для чего приходят в этот мир Гении. Они приходят, чтобы научить нас Любить Красоту в себе, Культуру в себе и кружиться с нами в Вечном Танце, что человечество назвало Вальсом.

 

Звучит вальс из музыки к драме «Маскарад».

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)