Сценарий мероприятия "Безопасный Интернет
Оценка 4.7

Сценарий мероприятия "Безопасный Интернет

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
pdf
информатика
9 кл—11 кл +1
07.01.2023
Сценарий мероприятия "Безопасный Интернет
Сценарий мероприятия "Безопасный Интернет"
Безопасный Интернет.pdf

Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка внеклассного мероприятия

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ

для старших школьников и студентов первого курса всех специальностей СПО

 

 

 

 

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре, 2022

Разработка внеклассного мероприятия / \Сост.: О. А. Жбанова –

Комсомольск-на-Амуре: КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса», 2022. – 13 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия или урока нестандартной формы для студентов первого курса в группах СПО и НПО, для которых учебным планом предусмотрена дисциплина «Информатика» или «Информатика и ИКТ». Также можно подключать учащихся 9-11 классов средних образовательных школ. Мероприятие позволяет повторить и закрепить основной программный материал, воспитать чувство товарищества, коллективизма, уважения к сопернику, умение работать в команде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Цели мероприятия: образовательные:

              применение знаний, полученных на уроках информатики в жизни;

              обобщение представления учащихся об информационной картине мира, глобальной сети Интернет, опасностях, подстерегающих во всемирной паутине;

              установление межпредметных связей;

              повторение и закрепление основного программного материала в неординарных ситуациях; развивающие:

              развитие приѐмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение);

              развития у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;

              развитие     логического        мышления,

творческих  способностей,  внимания, интереса к предмету; воспитательные:

              воспитание чувства товарищества, коллективизма, уважения к сопернику, умения достойно вести спор, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

 

          

Безопасный Интернет

Ход занятия

Можно разделить обучающихся на 2 и более групп и отмечать победы каждой группы, выдавая жетоны. Можно не делить на группы, и тогда можно отмечать жетонами личные достижения каждого.

Сегодня мы поговорим на очень важную для всех нас тему.  Что это за тема помогут понять отгадки на загадки. Я вам загадываю загадки, а вы отвечаете.   

Слайд 1 Что за чудо-агрегат  

Может делать все подряд -   Петь, играть, читать, считать,  

Самым лучшим другом стать? (Компьютер.)   Слайд 2.Не зверушка, не летаешь,  а по коврику скользишь  

И курсором управляешь.   

Ты – компьютерная... (мышь).   Слайд 3. Лежит дощечка у экрана, Буквам-кнопкам она мама!

Знает русский алфавит

И английским удивит – Очень умная натура!

Это что? (клавиатура)

Слайд 4. Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног, и слегка шумит при этом.

Что за «зверь?».(системный блок) Слайд 5. В нѐм есть игры и соцсети,  Фильмы, почта, курс валют. 

Есть все новости планеты,  В нѐм танцуют и поют.

Он всех нас объединяет,  

Обо всѐм на свете знает,  

Он кино тебе покажет,  

Обо всѐм тебе расскажет.

Сетевая паутина оплела весь белый свет,   Не пройти детишкам мимо.  

Что же это? (Интернет).  

Так о чѐм мы будем говорить? 

 Слайд 6. О компьютере, интернете, безопасности в интернете. 

Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета. Надо ли их выполнять?  

Что происходит, если нарушаются правила? Приведите примеры. 

 

(Дети отвечают и приводят примеры.)

 

Среди множества правил существуют особые правила – «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ». На свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять еѐ у нас. Например, в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций, катаклизмов. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их. Ведь народная мудрость гласит: «Берегись бед, пока их нет!». 

Какие вы знаете Правила безопасности, и что будет, если их не соблюдать? 

 

(Дети отвечают: правила пожарной безопасности, поведения на дорогах, на воде и др.).

 

Сделаем вывод: чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и действовать по правилам безопасности. 

 

Интернет — интересный и многогранный мир, который позволяет узнавать много нового, общаться с людьми на разных концах света, играть в игры и делиться с другими своими фотографиями. Но и там, в Интернете, нас могут поджидать опасности. Что это за опасности?

 

(Дети отвечают).

 

Правила поведения в сети Интернет регулируются не только моральноэтическими нормами, принятыми в сообществе людей, но и законами стран, объединяемых глобальной сетью. В нашей стране это Федеральные Законы.

Слайд 8. 149-ФЗ об информационной безопасности — устанавливает основные права и обязанности, касающиеся информации и информационной безопасности. 

1)    Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.

2)    Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.

3)    Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.

4)    Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.

5)    Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.

6)    У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.

7)    Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

 

Слайд 9. 152-ФЗ — описывает правила работы с персональными данными.

1)    Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.

2)    Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.

3)    Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.

4)    Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.

5)    Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

 

Слайд 10. 98-ФЗ — определяет, что относится к коммерческой тайне компаний.

1)    Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.

2)    Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.

3)    Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.

4)    Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.

5)    Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

 

Слайд 11. 68-ФЗ — дает определение электронной подписи и описывает, как и когда ее можно применять, какой юридической силой она обладает.

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать. 

 

Слайд 12. 187-ФЗ — описывает правила защиты IT-инфраструктуры на предприятиях, работающих в сферах, критически важных для государства. К таким сферам относится здравоохранение, наука, оборона, связь, транспорт, энергетика, банки и некоторая промышленность.

 ФЗ-32 от 4 марта 2022 года Госдума приняла законопроект о наказаниях за распространение недостоверных сведений о действиях российских военных. Законопроект вводит в уголовный кодекс новую статью, по которой виновным грозит до 3 лет лишения свободы, организованной группе – до 10 лет, с тяжкими последствиями – до 15 лет.

 

Слайд 13-16

Сейчас я буду предлагать вам свои высказывания – утверждения.

Ответы могут быть разные, но их нужно будет обосновать.

Утверждение № 1 – Чем больше ты расскажешь о себе в Интернете, тем больше друзей у тебя появится. 

Утверждение № 2 – Если меня оскорбят в Интернете или будут угрожать моей жизни, я обращусь за помощью.  

Утверждение № 3 – Антивирус необходим для защиты компьютера от интернет мошенников. 

Утверждение № 4 – Я пользуюсь информацией о своих друзьях в Интернете без их согласия и размещаю их фотографии и данные у себя на страничке. 

Слайд 17. Цветик семицветик. Читают дети.

3) А теперь давайте выделим основные правила, которые нам надо соблюдать при работе в сети Интернет.  «Мы хотим, чтоб Интернет   Был вам другом много лет!  Будешь знать СЕМЬ правил этих –  Смело плавай в Интернете». 

Игра «Цветик-семицветик» - участникам предлагается оторвать от цветка лепесток и прочесть правило, написанное на обратной стороне. 

Правило 1. Никогда не публикуйте в сети и не сообщайте свое настоящее имя, адрес, школу, класс, номер телефона. Если вы разместите слишком много информации о себе, она может попасть в руки таких незнакомцев, которые захотят вас обидеть. 

«Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ 

Вас попросит рассказать 

Информацию о школе, 

О друзьях и телефоне,

Иль к страничке доступ дать – 

Мы на это НЕТ ответим, 

Будем все держать в секрете!» 

Правило 2. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернет; под маской виртуального друга может скрываться злой человек. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.  «Злые люди в Интернете  Расставляют свои сети. 

С незнакомыми людьми 

Ты на встречу не иди!» 

Правило 3. Не сообщайте никому свои пароли, не посылайте СМС в ответ на письма от неизвестных людей. Будьте осторожны с вложениями и ссылками в сообщениях электронной почты. 

«Иногда тебе в сети 

Вдруг встречаются вруны. 

Обещают все на свете 

Подарить бесплатно детям:  Телефон, щенка, айпод   и поездку на курорт.  Их условия не сложны: 

СМС отправить можно 

С телефона папы, мамы –  И уже ты на Багамах.   Ты мошенникам не верь,  Информацию проверь». 

Правило 4. Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернет, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

«Если что-то непонятно, 

Страшно или неприятно,  Быстро к взрослым поспеши,  Расскажи и покажи. 

Есть проблемы в Интернете? 

Вместе взрослые и дети  Могут все решить всегда  Без особого труда». 

Правило 5. Для того, чтобы избежать встречи с неприятной информацией в Интернет, установите на свой браузер фильтр или попросите сделать это взрослых – тогда ты сможешь смело путешествовать по интересным тебе страницам. 

«Как и всюду на планете 

Есть опасность в Интернете. 

Мы опасность исключаем, 

Если фильтры подключаем». 

Правило 6. Не скачивайте и не открывайте незнакомые файлы, не подумав или не спросив разрешения родителей, учителей. Если же решили что-то скачать, проверьте файл с помощью антивирусной программы перед тем, как открыть его. 

«Не хочу попасть в беду –  Антивирус заведу! 

Всем, кто ходит в Интернет,  Пригодится наш совет». 

Правило 7. При общении в Интернете вы должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не надо писать и говорить оскорбительные слова, нельзя опубликовывать в сети чужие фотографии и сведения без разрешения хозяина. «С грубиянами в сети  Разговор не заводи.  Ну и сам не оплошай – 

Никого не обижай». 

 

Слайды 17-23

Сейчас вспомним несколько понятий, связанных с безопасностью в интернете. Нужно составить из данных сочетаний букв слова и объяснить их значение.

1.     Гллинтро      (троллинг)

Троллинг (от англ. trolling — ловля на блесну) — размещение на различных интернет-ресурсах провокационных статей, либо сообщений с целью развития конфликта между пользователями с сопровождением взаимных оскорблений и т.п. 

Лицо, которое занимается троллингом, именуют троллем, изначально это слово происходит именно от рыболовного термина троллинг, а не от мифологических троллей.

Главной целью троллинга является саркастическое, провокационное, подстрекательское или юмористическое содержание сообщений тролля, чтобы привлечь других пользователей к дискуссии.

Методы борьбы с троллингом просты, и заключаются в том, чтобы не обращать внимания на сообщения тролля, так как, ответ на троллинг, способствует неизбежному развитию обсуждения темы, вызовет агрессию у наблюдателей и тролль получит именно то внимание, которое он и хотел.

 

2.            Риувс             (вирус)

Компью́ терный ви́рус — вид вредоносных программ, способных внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы и распространять свои копии по разнообразным каналам связи. Методы борьбы – специальные антивирусные программы.

 

3.            Лорапь           (пароль)

Пароль - условное слово или произвольный набор знаков, состоящий из букв, цифр и других символов, и предназначенный для подтверждения личности или полномочий.

 

4.            Змовл             (взлом)

Взлом Компьютерный — несанкционированное проникновение в компьютерную сеть или в чужой компьютер с целью извлечения выгоды, использования чужих данных, удовлетворения личного любопытства и т.д.

 

5.            Гшифин         (фишинг)

Фишинг (phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернетмошенничества, целью которого является получение идентификационных данных пользователей (логины и пароли к банковским картам, учетным записям).

Чаще всего фишинг представляет собой массовые рассылки писем и уведомлений от имени известных брендов, банков, платежных систем, почтовых сервисов, социальных сетей. Такие письма, как правило, содержат логотип, сообщение и прямую ссылку на сайт, внешне неотличимый от настоящего. По ссылке требуется перейти на сайт «сервиса» и под различными предлогами ввести конфиденциальные данные в соответствующие формы.

В ответ на письмо с просьбой «подтверждения» учетной записи или любой другой схожей просьбой эксперты советуют пользователям связаться с компанией, от имени которой отправлено сообщение, чтобы проверить его подлинность. Кроме того, рекомендуется самостоятельно вводить URL-адрес организации в адресную строку вместо использования любых гиперссылок.

 

6.            Кейф               (фейк)

Фейк — это недостоверная информация, любой обман в интернете, фальшивка. 

Цель: привлечь внимание аудитории и получить трафик.

Фейк вызывает эмоциональный отклик, потому его создатели играют на чувствах аудитории, могут использовать шокирующие заголовки, интригующие изображения.

 

Слайды 24-29

Ну и на последок для предложенных сказок (по названию) нужно сформулировать подходящее правило безопасности в интернете. 

-                     «Красная шапочка» (Не разговаривай с незнакомцами). 

-                     «Волк и семеро козлят» (Под маской виртуального друга может скрываться злой человек). 

-                     «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Опасайся мошенников. Не сообщай никому свои пароли, не посылай СМС в ответ на письма от неизвестных людей). 

-                     Мойдодыр (Проверяй компьютер на вирусы, пользуйся антивирусными программами). 

-                     «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» (При встрече с неприятной (грязной) информацией в сети, выйди из Интернет). 

-                     «Морозко» (Будь вежливым при общении в сети, не груби, тогда и к тебе будут относиться так же). 

 

Ребята, если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником, ведь в Интернет можно искать информацию, читать книги, посещать виртуальные музеи, играть, общаться с друзьями и конечно, учиться.

Раздать участникам памятку (буклеты) «Безопасный интернет – детям!». Предлагается пройти тест на знание правил поведения в интернете дома.

 

 

 

 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Разработка внеклассного мероприятия / \Сост

Разработка внеклассного мероприятия / \Сост

Цели мероприятия: образовательные : • применение знаний, полученных на уроках информатики в жизни; • обобщение представления учащихся об информационной картине мира, глобальной сети

Цели мероприятия: образовательные : • применение знаний, полученных на уроках информатики в жизни; • обобщение представления учащихся об информационной картине мира, глобальной сети

Безопасный Интернет Ход занятия

Безопасный Интернет Ход занятия

Есть все новости планеты, В нѐм танцуют и поют

Есть все новости планеты, В нѐм танцуют и поют

Дети отвечают: правила пожарной безопасности, поведения на дорогах, на воде и др

Дети отвечают: правила пожарной безопасности, поведения на дорогах, на воде и др

Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость

Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость

Слайд 10 . 98-ФЗ — определяет, что относится к коммерческой тайне компаний

Слайд 10 . 98-ФЗ — определяет, что относится к коммерческой тайне компаний

ФЗ-32 от 4 марта 2022 года Госдума приняла законопроект о наказаниях за распространение недостоверных сведений о действиях российских военных

ФЗ-32 от 4 марта 2022 года Госдума приняла законопроект о наказаниях за распространение недостоверных сведений о действиях российских военных

Правило 1. Никогда не публикуйте в сети и не сообщайте свое настоящее имя, адрес, школу, класс, номер телефона

Правило 1. Никогда не публикуйте в сети и не сообщайте свое настоящее имя, адрес, школу, класс, номер телефона

С телефона папы, мамы – И уже ты на

С телефона папы, мамы – И уже ты на

Всем, кто ходит в Интернет,

Всем, кто ходит в Интернет,

Пароль - условное слово или произвольный набор знаков, состоящий из букв, цифр и других символов, и предназначенный для подтверждения личности или полномочий

Пароль - условное слово или произвольный набор знаков, состоящий из букв, цифр и других символов, и предназначенный для подтверждения личности или полномочий

Золотой ключик, или Приключения

Золотой ключик, или Приключения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2023