Моздокский Центр детского творчества
Сценарий познавательно- развлекательного мероприятия «В гостях у ос».
Составитель:
методист- Штарк К.А.
Моздок, 2017
Познавательно- развлекательное мероприятие «В гостях у ос».
Место и время проведения: 31 октября 2017 года, в 10:00, на базе Моздокского ЦДТ
Участники: учащиеся начальных классов школ города Моздока.
Цель:
- активный поиск и приобретение обучающимися знаний об образе жизни одиночных ос, населяющих Моздокский район, особенностях их образа жизни, необыкновенно сложного и интересного поведения, экологических и сезонных адаптаций, биологическом разнообразии.
Задачи:
- активизация познавательного интереса в процессе изучения жизни ос, развитие и проявление творческих способностей детей;
- воспитание бережного отношения к природе; обучение детей отличать виды ос, пробуждение интереса к изучению их сложного поведения; развитие логического мышления младших школьников.
- создание условий (игровых моментов), способствующих проявлению смекалки, быстроты реакции, чувства товарищества и командного духа.
Оборудование: подписанные фотографии (или изображения) некоторых представителей одиночных ос (на листах формата А4), ноутбук, коллекции одиночных ос, обитающих в Моздокском районе, коллекция с примерами мимикрии в мире насекомых, гнездо бумажных ос, листы бумаги, с названиями ос и их добычи (для игр).
Ход мероприятия.
- Открытие мероприятия. Построение и представление команд.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? (Сегодня мы познакомимся с одиночными осами, населяющими Моздокский район, их разнообразием, образом жизни, экологией и сложными формами поведения).
А для начала я предлагаю Вам разгадать несколько загадок.
Где сладко, там она кружит, –
Как пчела.
Она и жалит, и жужжит, –
Как пчела.
И попадается в компот, –
Как пчела.
Вот только мёду не даёт, –
Как пчела.
Встреча с
ней - одна беда,
Нос - как острая игла,
В щель забьется, вроде спит,
Только тронешь - зажужжит…
В дуплах держимся мы комом
И жужжим аж до зимы.
Самых разных насекомых
Тащим в соты-гнёзда мы…
Не надо на неё сердиться:
Она так талией гордится,
Всем выставляя напоказ,
И тем, запугивая нас.
Вот полосатеньким снарядом
Она летает где-то рядом.
Вокруг я слышу голоса:
«Ой, осторожно. Ой, …
Скажите, пожалуйста, а чем, на самом деле, кусает оса и бывает ли у ос мёд?
Ребята, расскажите, что вы знаете об осе. Как окрашена оса (предостерегающая окраска- для демонстрации примеров мимикрии использовать коллекцию)? Сколько у неё ног? Сколько глаз? Сколько крыльев? Где находится жало? Что такое жало? Все ли осы имеют крылья? Все ли осы имеют жало? (Познакомить детей с изображением ос-немок, самки которых бескрылы и похожи на больших неуклюжих муравьёв). Чем питаются осы?
Краткий рассказ ведущего об осах с демонстрацией коллекций и цветных изображений. Обязательно нужно донести детям информацию об осах, которая позволит им принимать правильные решения в играх, следующих далее, по плану мероприятия, и проверить насколько слушатели усвоили эту информацию.
Игра «Осиное гнездо». Проводится по подобию игры «Муравейник». Перед игрой детям демонстрируется настоящее гнездо бумажных ос. Все осы в гнезде должны быть сильными, ловкими, смелыми и умелыми, а также выполнять самые разные поручения и решать самые разные задачи. Командам предлагается последовательно пройти несколько спортивных конкурсов.
1. «ПРИСЕДАЙКА» Присесть 10 раз. 2. «ПЕРЕПРАВА» 3. «СКАКАЛОЧКА» Выполнить 10 прыжков через скакалку. 4. «КЕГЕЛЬБАН» Сбить 3 кегли с 5 м.
Дети, слушают краткий рассказ ведущего о нескольких видах ос, обитающих в Моздокском районе. Ведущим демонстрируются фотографии и изображения этих ос, используется коллекция. (Роды ос: церцерис, бембекс, сфекс, аммофила).
Игра «Осы и их добыча». Часть 1. Проводится по подобию игры «Охотники и утки». На «охотников» развешиваются листки, с названиями ос, на «уток» - листки, с названиями какого-то конкретного вида добычи, который соответствующая оса запасает для своих личинок. Задача «ос» попасть мячом именно в ту «добычу», которой питаются её личинки. «Церцерисы» должны попасть в «жуков», «бембексы» - в «мух», «сфексы» - в «сверчков», а «аммофилы» - в «гусениц».
Часть 2. Участники делятся на восемь групп: «церцерисы», «бембексы», «сфексы», «аммофилы», «жуки», «мухи», «сверчки», «гусеницы». Группы ос размещаются в центре зала, группы их «жертв» - по переферии. «Добыча», по очереди, убегает (вокруг зала) «осы» - догоняют. Обязательное условие- «осам» нужно правильно поймать как можно больше представителей той добычи, которой питаются их личинки.
Пойманная «добыча» рассаживается на лавку. Те, кто не пойман- возвращается в свою группу, стоящую в центре зала.
- Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.