Цель: Развитие знаний детей о космосе,
известных космонавтах, и первооткрывателях космоса.
Задачи:
- развитие познавательного интереса и знаний об истории космонавтики,
- развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,
- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Описание: материал будет полезен для педагогов-организаторов, педагогов
дополнительного образования, учителей, а также воспитателей дошкольных
учреждений.
Реквизит: воздушные шары с буквами, фольга, скотч, обруч, мячи, ведра,
ориентиры.
Ход программы:
Звучит музыка, на экране
Слайд 1. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня для всей нашей страны великий день. Кто знает, как он называется и чем он знаменит?
Слайд 2. Правильно, именно в этот день 12 апреля 1961 года выведен на орбиту первый космический корабль с человеком на борту. Кто же стал 1 в мире космонавтом? (Юрий Гагарин).
Слайд3.
Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о
полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким таинственным мирам.
-В каком году совершился первый полет человека в космос?
- В 1960 году этот момент настал. Счастливчиком для роли в космонавты стал 26-летний … Как звали человека, полетевшего в космос?
- Юрий Гагарин. Его зачислили в отряд космонавтов в число летчиков, которые обладали отличными навыками управления летательными аппаратами.
Слайд 4. Требования к кандидатам (их было 20 человек) были высокие и жесткие. Здоровье должно быть отменное, выносливость и дисциплина, отличные знания и навыки на высоком уровне. Юрий Алексеевич блестяще закончил курс подготовки.
Слайд 5. И 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин
с космодрома Байконур совершает свой судьбоносный полет. Давайте посмотрим, как
это происходило(видео1).
Как вы уже смогли увидеть, в 9 часов 6 минут со стартовой площадки космодрома
Байконур была запущена ракета “Восток” под управлением Юрия Гагарина. Когда
ракета начала подъем, Гагарин сказал историческую фразу: «Поехали!». Его полет продолжался
108 минут и завершился успешным приземлением.
СЛАЙД6. После такого прорыва в освоении
космоса Юрий Гагарин получил досрочное звание майора и одновременно звание
Героя Советского Союза.
Юрий Алексеевич мечтал о новых полетах. Однако судьба распорядилась по-своему
СЛАЙД 7. 27 марта 1968 года Ю.А. Гагарин
трагически погиб в авиационной катастрофе во время тренировочного полета вместе
с инструктором, героем Советского Союза Владимиром Серегиным.
Вскоре, в 1968 году, этому празднику придали статус международного
СЛАЙД 8. София. Благодаря подвигу
Юрия Гагарина, День космонавтики сегодня отмечается с уважением и почетом тех,
кто внес вклад в развитие современных космических технологий.
Имя Юрия Гагарина будет жить, пока живет человечество. Его именем названы
улицы, площади и учебные заведения. Во многих городах есть памятник Великому
космонавту, есть музеи Гагарина. В день космонавтики во всех городах и селах
проводятся различные мероприятия.
Со дня полета Юрия Гагарина многое изменилось: и техника, и подготовка
экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу, и не
только мужчины, но и женщины.
- Кто знает первую женщину-космонавт?... Первой женщиной космонавтом считается Валентина Терешкова.
Слайд 9. По сей день она остается единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полет в одиночку, без помощников и напарников.
Слайд 10. Она также стала
первой женщиной в России, удостоенной звания генерал-майора. Валентина
Терешкова навеки вписала свое имя в историю Советского Союза, России и всего
мира.
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправиться в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!
Ну что, ребята, вы готовы испытать себя в роли космонавтов? Тогда мы смело
можем начинать нашу программу «Космос-планета-мы!».
Слайд11. И для начала проведем разминку.
Игра «Летит»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает - руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? ... Летает.
- Стол летает? ... Не летает.
- Козел летает? ... Не летает.
- Орел летает? ... Летает.
- Пулемет летает? ... Не летает.
- Вертолет летает? ... Летает.
- Ласточка летает? ... Летает.
- Бегемот летает? ... Не летает.
- Воробей летает? ... Летает.
- Цыпленок летает? ... Не летает, и т.д.
Молодцы! Вы знаете, что летает, а что не летает.
Слайд 12. Сейчас почувствуете себя в космосе в невесомости. Для этого вам нужно встать со своих мест, или выйти к нам вперед. По команде вы должны прокрутится вокруг себя 5 раз. Готовы? Тогда начали! Считаем! А теперь попробуйте сделать ласточку, это будет означать полет в невесомость. Поаплодируем всем ребятам, я вижу, что вы очень старательные и терпеливые ребята.
«Конкурс на координацию движения.»
Ведущий: Ребята, кто
скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как мы по земле, а парят в
воздухе?
Дети: им мешает невесомость.
Ведущий. Правильно. Наша планета притягивает к себе все предметы: людей,
животных, камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если бросим мяч,
то он возвращается на землю. А когда космический корабль уходит далеко от
Земли, то она уже не притягивает, и космонавты находятся в невесомости, т. е.
плавают, летают...
- Теперь я разделю вас на 2 команды, каждому подойду и дам жетончик красного или синего цвета. Цвет обозначает команду. Теперь вам надо выбрать командира команды, придумать название вашего экипажа и нарисовать эмблему.
Слайд
13.
- На полу раскидано 12 шаров, в каждом шаре спрятана буква, вам нужно
разглядеть её и сказать своему командиру. Командир должен записывать буквы, а
потом составить из этих букв название планеты. Команда …, берет шары с отметкой
синего цвета, команда … , берет шары с отметкой красного цвета.
Ведущий: Чтобы отправиться в полет, космонавт проходит множество
испытаний. И одно из них, это умение разгадывать шифр. Сейчас перед вами
таблица с цифрами. Каждая буква соответствует определенной букве алфавита. Вам
необходимо разгадать предложение по цифрам. В уме просчитать буквы и разгадать
зашифрованное послание. Итак, внимание на экран.
Слайд 14. Поехали! Кто все отгадает первое слово, поднимает руку! За каждое правильное слово, 1 балл.
Конкурс
«Шифровальщик»
Зашифрованные
телеграммы:
3, 15,10, 14, 1, 15, 10, 6 Внимание
17, 16, 19, 1, 5, 12, 1 Посадка
15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1 Невозможна
31, 17, 10, 5, 6, 14,10, 33 Эпидемия
19, 17, 1, 19, 1, 11, 20, 6, 19, 30 Спасайтесь
Ведущий: Молодцы, ребята, ответ получен. Зашифрованным предложением
получилось «Внимание! Посадка невозможна, эпидемия, спасайтесь!».
Ведущий: Испытание на невесомость мы прошли. Разгадывать зашифрованные
слова получилось, ну теперь мы можем отправиться в космос и примерить на себя
костюм космонавта?
-Скажите, ребята, как он называется?
-Да, без скафандра в открытый космос нам нельзя.
Слайд 15. Поэтому предлагаю
соорудить его самим. Для этого конкурса нам необходимы 9 игроков. Вам дается
фольга (бумага А4) и скотч. 1 игрок станет космонавтом, а двое других будут
помощниками. Ваша задача обмотать фольгой космонавта и прикрепить это скотчем.
Кто сделает это лучше и надежнее тот и побеждает.
Надежность костюма проверим, сделав несколько шагов в невесомости (дети в
«скафандрах» делают несколько шагов).
Ведущий: Теперь у нас есть скафандры. И мы смело можем отправиться в
космос. Кстати, первым человеком, который побывал в открытом космосе, был
Алексей Леонов. Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного
корабля "Восход-2". Экипаж корабля состоял уже из двух человек.
Командир аппарата был Павел Беляев, а пилотом назначили Алексея Леонова.
Специально только для данной миссии был сделан скафандр "Беркут",
который его в последствии и подведет.
Ну а мы надеемся, что у нас в полете ничего плохого не произойдет, поэтому
отправимся для начала на самую маленькую планету, под названием Плутон.
Слайд 16. Для этого конкурса нам нужно 2 команды по 6 человек. Каждому из вас дается обруч. 1 игрок залезает в обруч, т.е. как бы входит в открытый космос. Вы бежите до ориентира – это будет планета Плутон. На ней вы должны взять кусочек земли, чтобы передать ученым для более подробного изучения планеты. Кусочком земли или породы станет мяч. Вы его зажимаете между ногами и бежите передавать эстафету следующему игроку. Заканчиваете свой полет, передав эстафету следующему игроку и положив мяч в корзину. Кто быстрее слетает на Плутон и соберет больше материала, тот и побеждает.
Ведущий: Мы продолжаем наш полет в солнечную систему, где мы можем
повстречаться с неземными существами. И нам нужно быть готовыми к встречи с
ними. Давайте попробуем с ними подружиться. Итак, следующий конкурс
«Инопланетяне».
Слайд 17. Приглашаю экипажей ко мне. Каждому члену экипажа, надо с закрытыми глазами подойти к листу ватмана, нарисовать одну часть тела, развернуться и уйти к своему экипажу.
- Ну что ж, посмотрим, что у нас получилось, смотрите какие у вас самые настоящие инопланетяне.
Ведущий: Скажите, а можно ли сосчитать звезды на небе?
Дети: Нет!
Ведущий: А почему? ... А мы с вами это сделаем! Конкурс «Кто быстрее соберет звезды» Мне нужно по 2 человека из экипажа. Вот видите сколько звезд. Давайте соберем звезды, но время вам дается только 5 секунд! Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем сколько звезд вы насобирали. Одна звезда 1 балл.
Ведущий: Отлично мы сегодня потрудились, и я предлагаю закрепить знания
о космосе. Проведем конкурс «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя
проверь!» Я задаю вам вопрос, а вы должны правильно на него ответить. Один
правильный ответ 1 балл.
1. Назовите дату 1 полета в космос. (12 апреля 1961 г.)
2. Кто стал первым человеком, отправившимся в космос? (Ю.А. Гагарин)
3. Как назывался его корабль? (Корабль «Восток»)
4. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты?
Где он находится? (Байконур, Казахстан)
5. Какая планета в солнечной системе самая большая? (Юпитер, больше Земли в 13
раз) Какая маленькая? (Плутон)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
7. Назовите первую русскую женщину-космонавт. (Валентина Терешкова)
8. Как звали собак которые первыми вернулись из космоса? (Белка, Стрелка)
9. Как называют американских космонавтов? (Астронавты)
10. Кто был вторым, после Гагарина, советским космонавтом? (Герман Титов)
11. Перечислите планеты солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон)
12. Может ли звезда упасть? (Нет)
13. Какие падающие тела мы называем «падающими звездами» (Метеориты)
14. Как называется оптический прибор для исследования космических тел?
(Телескоп)
15. Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)
Ведущий: Молодцы, ребята! На этом наша программа подходит к концу и
завершить я бы хотела ее словами космонавта Юрия Гагарина: «Облетев Землю в
корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета, люди, будем хранить, и
преумножать эту красоту, а не разрушать ее». Давайте будем выполнять
завет первого летчика-космонавта. На этом мы с вами заканчиваем!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.