Сценарий мероприятия "Детство М.Ю.Лермонтова"
Оценка 4.6

Сценарий мероприятия "Детство М.Ю.Лермонтова"

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
русская литература
4 кл—11 кл
07.04.2024
Сценарий мероприятия "Детство М.Ю.Лермонтова"
В ГБОУ средняя школа №376 Московского района существует традиция ежегодного проведения Дня реконструкции, который посвящается произведению или книге-юбиляру года. Каждый раз перед творческим сообществом школы, в которое входят не только учителя, но и ученики, встаёт задача - написать сценарий театрализованной постановки, посвящённой теме дня. Такой спектакль – это лишь часть воспитательно-образовательного события, в него также входят тематические мастер-классы, квест, праздничный обед в духе эпохи произведения, салонные игры, а также костюмированный бал. Участниками события являются все учащиеся и педагоги школы, во многом помогают родители. В 2020 году таким юбиляром стала пьеса М.Ю. Лермонтова «Маскарад», которой исполнялось 185 лет. Перед нами была поставлена задача – средствами театрализации рассказать о детстве русского классика Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы с учениками 9 класса прочитали книгу Татьяны Толстой «Детство М. Ю. Лермонтова», обсудили ключевые эпизоды, написали сценарий, распределили роли, обсудили костюмы и необходимый реквизит, провели несколько репетиций, согласовали творческие номера с отделением дополнительного образования, но в тот год весной накануне Дня реконструкции были запрещены все массовые мероприятия. Несмотря на это, у нас остался сценарий, которым мы хотим поделиться. Если кто-нибудь когда-нибудь воспользуется нашей разработкой и решит поставить спектакль, будет здорово побывать на премьере. Приглашайте!
Детство Лермонтова. Сценарий.docx

 

Аннотация.

В ГБОУ средняя школа №376 Московского района существует традиция ежегодного проведения Дня реконструкции, который посвящается произведению или книге-юбиляру года. Каждый раз перед творческим сообществом школы, в которое входят не только учителя, но и ученики, встаёт задача - написать сценарий театрализованной постановки, посвящённой теме дня.

Такой спектакль – это лишь часть воспитательно-образовательного события, в него также входят тематические мастер-классы, квест, праздничный обед в духе эпохи произведения, салонные игры, а также костюмированный бал. Участниками события являются все учащиеся и педагоги школы, во многом помогают родители.

В 2020 году таким юбиляром стала пьеса М.Ю. Лермонтова «Маскарад», которой исполнялось 185 лет. Перед нами была поставлена задача – средствами театрализации рассказать о детстве русского классика Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы с учениками 9 класса прочитали книгу Татьяны Толстой «Детство М. Ю. Лермонтова», обсудили ключевые эпизоды, написали сценарий, распределили роли, обсудили костюмы и необходимый реквизит, провели несколько репетиций, согласовали творческие номера с отделением дополнительного образования, но в тот год весной накануне Дня реконструкции были запрещены все массовые мероприятия. Несмотря на это, у нас остался сценарий, которым мы хотим поделиться.  Если кто-нибудь когда-нибудь воспользуется нашей разработкой и решит поставить спектакль, будет здорово побывать на премьере. Приглашайте!

 

Annotation.  

In Secondary School №376 of the Moskovsky District, there is a tradition of holding an annual Reconstruction Day, which is dedicated to the work or book that celebrates the anniversary. Every time the creative community of the school, in which not only teachers but also students participate, is faced with the task of writing a script for a theatrical production dedicated to the topic of the day.

 

Such a performance is only part of the educational event, which also includes spectacular thematic master classes, quests, a festive dinner, parlor games, and a costume ball. All students and teachers participate in the events, parents also help in many ways.

 

In 2020, a hero of the year was the play by M.Yu. Lermontov "Masquerade", which celebrated its 185th anniversary. We were given the task to tell about the childhood of the Russian classic Mikhail Yuryevich Lermontov using theatrical means.  Together with 9th grade students we read Tatyana Tolstaya’s book “The Childhood of M.Yu. Lermontov”, discussed key episodes, wrote a script, assigned roles, discussed costumes and props, held several rehearsals, coordinated creative performances with the department of additional education, but that year in the spring on the eve of Reconstruction Day  all public events were prohibited. Despite this, we have a script that we want to share. If someone decides to use our material and stage a perfomance, we will be happy to attend the premiere. Invite us!

 

Ключевые слова: театрализация, детство русского классика, день реконструкции, воспитательно-образовательное событие, сценарий

Keywords: theatricalization, Russian classic’s childhood, Reconstruction Day, educational event, script

 

 

Детство М.Ю. Лермонтова

Действующие лица:

Елизавета Алексеевна Арсеньева (EA), Миша Лермантов , М.Ю. Лермонтов, Мария Михайловна Лермантова (ММ), Юрий Петрович Лермантов (ЮП), Андрей Соколов (АС), Аркадий Алексеевич Арсеньев, художник, гости, люди из народа

 

Сцена 1

Молодая девушка сидит за столом, задумчивая, мечтательная. Делает записи в дневнике. На фоне звучат стихи на французском.  (на сцене)

ММ- Любовь-вся моя наука.

Её зовут пить чай.

ЕА-Машенька, иди чай пить! (Спускается в зал)

 

Сцена 2

Письмо

За столом: ЕА, ММ. Подносят письмо на серебряном подносе. ЕА встает и читает письмо, ММ подглядывает из-за плеча. ЕА, прочитав записку, становится хмурой.

ММ- Не мне ли письмо, матушка? От кого?

ЕА- Как ты любопытна, девочка! Кто много знает, тот скоро состарится.

ММ побледнела и огромные глаза выжидательно глядели на мать.

ЕА- Да от Анны Васильевны.

ММ- От Лермантовой?

ЕА- Да, да.

ММ- Что же она пишет?

ЕА- Приглашает в Кропотово на свои именины второго числа.

ММ заулыбалась.

ММ (покашливая) – А какого Вы мнения, матушка, об Юрии Петровиче Лермантове?

ЕА- Нельзя выходить замуж за такого Адониса. Мужчине даже неудобно быть таким красивым. А пожелаешь венчаться тайно – прокляну и лишу наследства.

ММ ахнула и села на диван, прикрыв лицо руками.

ЕА- Известно всем, что Юрий Петрович игрок, мот и вертоправ!

ММ- Я прошу Вас, маменька, вспомнить, что прошло только два года с тех пор, как папенька покончил земные счеты!.. Прощайте! Мне остаётся одно: последовать его примеру. А Вы сидите себе на ваших деньгах, владейте имением и радуйтесь, что своим характером вы уморили свою дочь.

ММ хочет выйти из комнаты. ЕА побледнела и испугалась.

ЕА- Маша! Маша, вернись! Я на все согласна.

ММ вернулась и успокоила ЕА.

ЕА (успокоившись)- Я не желаю этого брака, но ты настаиваешь, так выходи за него, но помни: если ты будешь несчастлива, то пеняй на себя!

Выход Юрия Петровича. Невесте надевают фату. Гости бросают лепестки под ноги новобрачным.

ЮП- Дорогие гости, спасибо, что вы с нами в этот радостный день! Давайте танцавать!

                                                                                                                                                                 Танец.

Сцена 3

После танца ММ снимают фату, а ЮП дают оружие и он уходит строевым шагом (на войну). ММ берет альбом и ручку, сочиняет. (Стихотворение ММ)

ММ-

О, злодей, злодей – чужая сторона,

Разлучила с другом милым ты меня,

Разлучила с сердцем радость и покой,

Помрачила ясный взор моих очей,

Как туманы в осень солнышко мрачат…

Но с любовью ты не можешь разлучать,

Она в сердце глубоко лежит моем.

 

Вбегает ЕА.

ЕА- Ну, Маша, пляши! Уходят французишки из Москвы. У нас в деревне уже поют: Наш Кутузов выгнал французов!

Входит ЮП. ММ бросается ему на шею.   

 

Сцена 4

Стихотворение о рождении Лермонтова

М. Ю. Лермонтов (со сцены)

Желанный сын, любви взаимной плод,

Предмет забот мучительных и нежных,

У них родился. В доме весь народ

Был восхищен, и три дня были пьяни

Все на подбор, от кучера до няни.

А между тем печально у ворот

Всю ночь собаки выли напролет.

И, что страшнее этого, ребенок

Весь в волосах был, точно медвежонок.

Старухи говорили: это знак,

Который много счастья обещает.

Выходят ЕА, ММ и маленький Лермонтов (мальчика несёт на руках А. Соколов) на сцену.

ММ становится плохо и она ложится на кушетку. Умирает.

ЕА (в ужасе) - Маша? Машенька, что с тобой? Маша! Тебе опять плохо? (Андрею С.) Доктора! Андрей, зови доктора!

Андрей оставляет ребенка на полу у подножия кровати. ЕА понимает, что случилось и склоняется над дочерью, плачет. Занавес закрывается.

 

Сцена 5

В зал выходят ЕА с ребенком за руку и ЮП.

ЕА- Ты? В Кропотово?

ЮП- Да. Я решил осесть, заняться хозяйством, растить сына.

ЕА- Не отдам Мишу. Она мне его завещала. Он-мой! Он, слава Богу, не в тебя! И на какие средства его растить будут?

ЮП- Прокормлю как-нибудь. На черном хлебе и молоке ребенок только здоровее станет.

ЕА- Вы слыхали? Хочет вести к себе Мишу и черным хлебом кормить! Не отдам! Лишу наследства внука своего. Отдалю от всякого участия в моем имении.

ЮП- Да Бог с тобой. Но видеться мне с ним не запретишь!

Все уходят.

 

Сцена 6

Первые рифмы

В доме ЕА гости. Ходят парами, общаются, смеются. Миша сочиняет первые рифмы.

Миша- Окошко-кошка стол-пол.

ЕА- Что же Миша- стол-пол?

Миша отворачивается, недовольный тем, что бабушка его не понимает.

АА- А может он в стихи играет? Ведь стол и пол-рифма, кошка и окошко-тоже.

Гости- А сколько ему?

АА- Немного больше трех с половиной.

Гость- Рано. Разве кто на счет рифмы в таком раннем возрасте понимает?

Гость- Ведь он говорить еще толком не умеет. Умный малый!

ЕА- Просим веселиться, дорогие гости!

                                                                                                    Выходят все “гости” на танец.

Сцена 7

Портрет

Миша рисует мелом. ЕА приглашает художника написать портрет внука, художник хвалит рисунки мальчика.

ЕА- Мишенька, я пригласила художника. Он твой портрет рисовать будет.

Художник идет следом за ЕА, ставит мольберт, готовит краски. Показывает Мише, как надо встать, даёт в руку Мише мелок.

Играет музыка, художник рисует Мишу. (30 сек)

ЕА хочет посмотреть на портрет, но художник ей не дает.

Художник- Елизавета Алексеевна, портрет готов. Теперь можно и смотреть.

ЕА (глядя на портрет) - Руки похожи, очень похожи. Это ты подметил, что у него руки особенные. Личико тоже похоже, только здесь он выглядит отроком, а не трехлетним.

-Выражение лица мальчика слишком взрослое. Ребенок на картине хочет сказать: “Я уже многое знаю. Хочешь, расскажу?”

- Вот наша благодарность, прикажу портрет повесить тотчас. (даёт деньги)

Художник, выходя из комнаты, нечаянно натыкается на рисунки мальчика.

Худ- Сколько, Вы говорите, Мишеньке лет?

ЕА – Немногим больше трёх с половиной.

Худ - Очень талантливо для столь юного возраста. Пусть не бросает это дело.

ЕА- Я выпишу ему альбомы и краски из Москвы, он меня и сам об этом просил. Возьмем с собой на Кавказ, ведь мы скоро уезжаем.

ЕА- А завтра у нас состоится домашний театр, приходите смотреть, будет интересно.

Сцена 8

Домашний театр

Выходят ЕА, Миша, Художник, АА, гости

                                                                                  Представление домашнего театра.

ЕА- Надеюсь, представление вам понравилось, а мы с Мишенькой через два дня едем на Кавказ, здоровье поправлять, а в моё отсутствие я велела разобрать старый дом и построить новый. Говорят, что ежели дом новый построить и вещи новые поставить, так жизнь новая явится!   И Мишенька будет всегда при мне. Да и всё здесь мне напоминает о рано ушедшем муже моём и о дочери любимой.

                                                           Гости прощаются, расходятся, благодарят хозяйку.

ЕА-До свидания, увидимся только осенью теперь. На новоселье. Обязательно приходите!

М- Как же я Кавказ люблю, бабушка! Скорее бы отправиться туда!

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Всё небо юга да утесы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся, как тени,
Как над главой огромных привидений
Колеблемые перья, — и луна
По синим сводам странствует одна.


Сцена 9

Новоселье

Народ кричит (девочки из ансамбля)

                            - Барыня с внуком вернулись!

                            - Дом новый освещают! Праздник сегодня!

                            - Новоселье!

 

         Выступление народного ансамбля “Я на печке молотила”

 

                                               Народный танец

 

ЕА- Конечно пляшут они неплохо, но можно бы и лучше. Вот батюшка мой так обучал своих дворовых пляске, что их потом императорский театр купил. И плясали, и пели, и представляли.

 

                                               Представление домашнего театра

 

ЕА- А какие маменька устраивала вечеринки, приуроченные к датам именин и рождений…

                                   

Сцена 10

 Разговор о книгах

 

Миша- Бабушка, Христина говорит, что есть на свете русские книги, что у мамы было много книг и у дедушки. Где они?

 

ЕА- Ох, душенька, это не книги, а вздор!

 

Миша- Мама любила вздор, что это ты такое говоришь, бабушка!

 

ЕА- Ох, Мишенька, не терзай меня, я не так сказала… Когда научишься читать, я тебе куплю книг, каких только ты захочешь! Но сейчас тебе рано- ты маленький.

 

Миша- А вот ты большая, а что-то мало читаешь!

 

ЕА- Читаю, Мишенька, когда время есть, читаю… Больше всего люблю священные книги и псалтырь.

 

Миша- Это про что?

 

ЕА- Ты этого еще не поймешь. В общем, там сказано, как надо жить человеку. Если он проживет жизнь добрым, справедливым, честным человеком, то он попадет в рай. А если будет лгать, воровать, драться, не слушаться старших, то его черти потащат в ад и станут припекать и поджаривать на огне.

 

Миша- А что такое псалтырь?

 

ЕА- Все, голубчик мой, вопросов на сегодня достаточно. Скоро мы отправимся в Москву и купим новых книг, и всего, чего пожелаешь.

 

Сцена 11

 

Миша сидит и листает книгу, смотрит картинки (живо представляет образы и события романа). Представление домашнего театра

 

Сцена 12-13

День рождения

Миша дарит Долгую рощу крестьянам

 

   ЕА напомнила Мишеньке, что приближается его восьмой день рождения.

 

ЕА- Мишенька, скоро твой день рождения. Что тебе хочется, драгоценный мой? Что тебе подарить?

 

Миша- Ты может и не захочешь делать мне такой подарок… Бабушка, разреши один день управлять

твоим имением!

 

ЕА- (смеется) Ну хорошо, Миша!

 

Миша- Мне можно будет делать все, что я хочу?

 

ЕА- Ну разумеется!

                                                      Миша садится за стол и начинает писать.

 

Сцена 13

На праздник собираются гости, ЕА беседует с гостями.

Миша выходит, начинает свою речь. Достает сложенный лист.

 

Миша- Дорогие крестьяне! Сегодня день моего рождения. Бабушка разрешила мне один день управлять своим имением, как я хочу. Поэтому объявляю свою волю. Я намерен подарить крестьянам Долгую рощу, чтобы они срубили её и выстроили себе новые дома.

 

Гости оглядываются. Миша передает крестьянам лист, где написано, что он дарит крестьянам Долгую рощу. Достает карандаш и предлагает крестьянам расписаться. Андрей Соколов хватает Мишу за руку и тащит домой. К ним подходит ЕА.

 

ЕА- Что произошло?

 

АС- Миша подарил крестьянам Долгую рощу! (показывает ЕА Мишин лист с крестиками, которые поставили крестьяне)

 

ЕА- (схватившись за голову) Не стоило его отпускать в деревню, ой, не стоило! Вишь, чем дело кончилось! Так мы и сами по миру пойдём! Немедленно позовите Аркадия Алексеевича! (ЕА в шоке).

АА- Лизонька, не переживай, что-нибудь придумаем!

      

Сцена 14

Финал

АА: Сестрица, слыхали, эх Ваш внучек рассуждает. Мол, в русских народных сказках больше поэзии, чем во всей французской словесности. Этим он очень рассердил своих учителей.

 

ЕА: Да, Миша стал теперь резко и самостоятельно защищать свои мнения. Недавно вот отказался переписывать стихи французских классиков в альбом. Зачем, говорит, их переписывать, если я знаю их наизусть?!

 

АА: Надо отметить, что разительные перемены произошли в мальчике в этом году. И болеть перестал, удивляет всех своей ловкостью и силой. На коньках как научился кататься!

 

Миша (вбегая в комнату): Бабушка, Бабушка я вальс на коньках научился танцевать!

 

ЕА: Радость ты моя, любимый мой, какой же ты молодец! Как же я буду жить тут без тебя, когда ты в Москву уедешь!

 

Миша: Когда же я, наконец, в Москву поеду! Скорее бы!

 

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!

 

Везде прекрасен божий свет.

Отечества для сердца нет!

Оно насилья не боится,

Как птичка вырвется, умчится.

Поверь мне, – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам!

 

 

Авторы сценария: Кожакова Елена Александровна, учитель английского языка высшей категории, педагог дополнительного образования в ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга   email: 24hel-05@list.ru

Рожковская София, в 2020 году - ученица 9 класса школы №376, в 2024 году- студентка 2 курса Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, факультет иностранных языков, кафедра лингвистики и перевода

 

Сценарий разработан по книге Татьяны Толстой «Детство Лермонтова»

 

https://librebook.me/detstvo_lermontova/vol2/1

 

Лермонтов в детстве. Неизвестный художник


 

Скачано с www.znanio.ru

Аннотация. В ГБОУ средняя школа №376

Аннотация. В ГБОУ средняя школа №376

Ключевые слова: театрализация, детство русского классика, день реконструкции, воспитательно-образовательное событие, сценарий

Ключевые слова: театрализация, детство русского классика, день реконструкции, воспитательно-образовательное событие, сценарий

ЕА - Нельзя выходить замуж за такого

ЕА - Нельзя выходить замуж за такого

Сцена 4 Стихотворение о рождении

Сцена 4 Стихотворение о рождении

Сцена 6 Первые рифмы В доме

Сцена 6 Первые рифмы В доме

ЕА - Я выпишу ему альбомы и краски из

ЕА - Я выпишу ему альбомы и краски из

ЕА - Конечно пляшут они неплохо, но можно бы и лучше

ЕА - Конечно пляшут они неплохо, но можно бы и лучше

Миша - Ты может и не захочешь делать мне такой подарок…

Миша - Ты может и не захочешь делать мне такой подарок…

Миша : Когда же я, наконец, в

Миша : Когда же я, наконец, в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2024