Методическая копилка педагогических упражнений
Оценка 4.9

Методическая копилка педагогических упражнений

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
4 кл—11 кл
04.03.2017
Методическая  копилка педагогических  упражнений
Предлагаю алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”: 1.Обязательное обозначение основных разделов урока. 2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций. 3.Структурирование всех приемов в “Конструкторе”. 4.Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”. 5.Создание собственного “Конструктора” уроков.
Публикация является частью публикации:
Упражнения для конструктора.docx
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации. Побуждать стремление к говорению, к преодолению речевого дискомфорта и неуверенности. Способствовать развитию речевых умений учащихся. Стимулировать интерес к работе с текстовым материалом, содержанием которого является проблема  Упражнение 1. РЕДАКТОРЫ Цели упражнения ­ ­ коммуникации. ­ ­ Процедура выполнения упражнения Учитель предлагает учащимся побыть в роли редакторов журнала, которым часто приходится читать  различную информацию с целью допуска к печати. Для этого учащимся предлагается текст без заглавия, который им нужно понять, реконструировать и на  основе текста, изученного ими, создать свой текст. При этом они должны попытаться определить, как этот  текст был первоначально озаглавлен. Время работы над текстом ­ 15 минут. Для выполнения работы учащиеся получают инструкцию следующего  содержания: ­ ­ ­ ­ публикации в журнале по проблеме коммуникации. После выполнения задания учащиеся обмениваются друг с другом своими текстами, при этом они сами  определяют сверстника, которому они бы доверили прочесть свой текст, читают их, обсуждают и дают им  критическую оценку. Все тексты вывешиваются на школьной доске, при этом фамилия автора каждого  текста не указывается. Все учащиеся могут подойти к доске и определить три самых лучших текста,  прикрепив к ним красный кружок. прочти и подчеркни те предложения, которые ты считаешь значимыми в данном тексте; подумай и определи заглавие к данному тексту; обсуди с соседом по парте наиболее значимые, на твой взгляд, мысли из данного текста; на основе данного текста составь свой собственный текст, который ты хотел бы предложить для  Материалы для выполнения упражнения ­ ­ ­ ­ бумага для написания собственных текстов; один экземпляр текста на каждого ученика для аналитической работы; красные кружки для открытого голосования учащихся; инструкции для работы учащихся над текстом. Развивать умение свободного речевого высказывания. Развивать умение учащихся выражать свои мысли без предварительной подготовки; Стимулировать учащихся свободно выражать свое мнение по определенным вопросам, не боясь  Упражнение 2. ЛОБОВАЯ АТАКА Цели упражнения ­ ­ критики или опровержения со стороны сверстников; ­ Процедура выполнения упражнения Прием «лобовой атаки» может быть использован в любое время урока. Если учителю необходимо  определить отношение учащихся к изучаемому вопросу или проблеме или изменить рабочую атмосферу в  классе, можно использовать прием «лобовой атаки». Это означает, что ученики должны выразить свое мнение по различным, порой совершенно неожиданным  вопросам и при этом выражаться коротко, ясно, основываясь на собственных убеждениях. Каждый ученик отвечает на вопросы, поставленные учителем, 1­2 предложениями. Вопросы учителя могут  быть рефлексивного характера, к примеру: «Как вы можете охарактеризовать работу класса в целом и свою в частности на данном уроке?»; «Что вызвало у тебя наибольший или наименьший интерес на уроке?» «Лобовой атаке» предшествует, как правило, небольшая пауза для обдумывания или разговор с партнером  по парте. Во время задания ученики садятся в круг, каждое утверждение делается в форме от первого лица.  Комментарии, вопросы или критика на этом этапе не допускаются. Дискуссия начинается тогда, когда все  ученики высказали свои точки зрения. Материалы для выполнения упражнения ­ ­ специальные тематические и рефлексивные вопросы для учащихся; музыкальное сопровождение вопросов. Развивать интерес к устному высказыванию на уроке, способствовать развитию внутренней  Способствовать развитию активности, уверенности в себе и своих силах. Формировать культуру общения учащихся, умение слушать другого человека, воспитывать  Упражнение 3. АВТОРСКИЕ ЧТЕНИЯ Цели упражнения ­ речи, способности к логическому построению устного и письменного высказывания. ­ ­ эмпатию, дружелюбие сверстников. Процедура выполнения упражнения Это упражнение по развитию коммуникативных умений учащихся с успехом может быть использовано  как во внеклассной работе, так и в работе на уроке. Оно интересно тем, что его можно успешно ис­ пользовать для развития учебной мотивации и интереса к предмету на уроках истории, географии,  литературы и других предметах. Первый вариант использования упражнения на уроке в качестве контроля домашнего  упражнения Учащимся предлагается выучить несколько параграфов довольно трудного учебного материала. Им  объявляется, что проверка домашнего задания будет достаточно необычна. Необычность заключается  в том, что учащиеся должны по материалам домашнего задания написать рассказ объемом одну­две  страницы и прочитать его вслух. Требованием к написанию рассказа является одно ­ как можно более  интересное и оригинальное изложение материала учебника. Второй вариант использования упражнения на уроке Учащимся предлагается изучить на уроке  параграф учебника и на основании изученного материала написать рассказ таким образом, чтобы  текст, написанный в учебнике, стал более интересным и легко запоминался учениками..  После этого   рассказы зачитываются  внутри  мини­групп, а лучшие  рассказы зачитываются всему  классу. Упражнение 4. КНИЖНАЯ ЯРМАРКА Цель упражнения: Развивать у учащихся интерес к чтению научно­популярной и художественной  литературы. Стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению  прочитанной литературы. Воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе  внимание своими умениями. Процедура выполнения упражнения Это упражнение можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися. При изучении определенных учебных тем весьма уместно познакомить учащихся с  дополнительной литературой, которая поможет учащимся понять изучаемый материал, она  может стать подспорьем для развития исследовательских интересов и умений учеников. Лучше  всего это упражнение использовать в самом начале изучения учебной темы. Учитель может  предложить учащимся список рекомендуемой для прочтения дополнительной литературы.  Учащимся предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать ее. Для прочтения отводится  две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится так называемая  книжная ярмарка, в ходе которой учащиеся представляют прочитанные книги. Представление  книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном  в представлении. Учащимся предлагается задавать вопросы, но нельзя ярмарку превращать в  дискуссию. В конце ярмарки можно провести «лобовую атаку» с целью изучения отношения учащихся к  проведенному упражнению. Это же упражнение можно использовать и во внеклассной работе. Классный руководитель в самом  начале года может предложить учащимся серию книг художественной литературы, которую учащимся  полезно было бы прочесть. Конечно, одно дело просто предложить книги для чтения, другое дело ­  озадачить учащихся тем, что спустя какое­то время в классе будет проведена книжная ярмарка. В  ходе такой ярмарки ребятам предлагается представить те книги, которые они прочитали с  удовольствием и с которыми они хотели бы познакомить своих одноклассников. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но познакомить сверстников с ее автором,  сделав при этом компьютерную презентацию книги и ее автора. Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем, по рекомендации  групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой. По результатам этого упражнения ребята могут составить каталог любимых книг и познакомить с ним  сверстников в других классах или рассказать о них младшим школьникам. Материалы для выполнения упражнения ­ ­ ­ список научно­популярной и художественной литературы для чтения учащихся; песочные часы; экран для презентации; Развивать творческие способности учащихся, фантазию и воображение, быстроту реакции. Воспитывать умение слушать своего товарища, коммуникативные умения, тактичность,  Упражнение 5. ЦЕПОЧКА ­ ­ доброжелательность. Процедура выполнения упражнения Это упражнение можно выполнять как на учебных занятиях, так и во время классного часа. Игровой характер данного упражнения стимулирует мотивацию учения, развивает познавательный  интерес, способствует сплочению детского коллектива. Первый вариант Изучив определенную учебную тему, учитель предлагает учащимся подумать и назвать одно ключевое  слово, которое может отразить содержание всей изучаемой темы. Поскольку в классах приблизительно 20­25 человек, в итоге получится 25 ключевых слов. Все они записываются на доску. Используя  каждое ключевое слово, необходимо составить учебный рассказ таким образом, чтобы в каждом  предложении было по одному из записанных на доске ключевых слов. Рассказ учащиеся составляют по цепочке, начиная с первого ряда. Один ученик начинает, следующий продолжает. Тот, кто назвал свое  предложение, записывает его на карточку. После того, как текст составлен, учащиеся еще раз  повторяют его, уже читая предложения со своих карточек. Упражнение 6. НА ФОТОВЫСТАВКЕ  Развивать фантазию, логическое и ассоциативное мышление учащихся, способность к  Стимулировать потребность в говорении, интерес к мнению других по одной и той же проблеме. Воспитывать уважительное отношение к своим сверстникам, коммуникативную культуру. Цели упражнения ­ построению собственных умозаключений; ­ ­ Процедура выполнения упражнения Это упражнение можно использовать при подготовке творческих заданий для работы на уроке, а также для внеклассной работы. Оно направлено на развитие говорения учащихся методом свободных  ассоциаций с использованием фотографий. Для того чтобы использовать это упражнение на уроке,  учитель готовит серию фотографий, связанных одной общей темой. Это могут быть не только  фотографии, но и карикатуры, слайды, рисунки, символы и даже формулы в виде каких­то символов.  Главное, чтобы представленные фотоматериалы вызывали определенные ассоциации и побуждали  учащихся к выражению собственных мыслей, вызванных данными ассоциациями. Учитель раскладывает фотоматериалы в классе, ученики могут их рассмотреть, а затем должны  выбрать одну фотографию, которая, по их мнению, лучше всего отображает заданную тему. Ученик с фотографией возвращается на свое место и проговаривает свои ассоциации сначала про себя, а затем вслух своему однокласснику, с которым сидит за одной партой. После этого ребята садятся в круг, показывают всем свои фотографии и проговаривают вслух свои  ассоциации. Заканчивается упражнение оцениванием. Материалы для выполнения упражнения ­ серия черно­белых фотографий для ассоциаций. Упражнение 7. ЧТО ЖДЕТ ВПЕРЕДИ ИЛИ  угадай  Цели упражнения ­ к знаниям по предмету. ­ Расширять кругозор, познавательную учебную мотивацию. Развивать понятийный аппарат и предметные представления учащихся, стимулировать интерес Процедура выполнения упражнения Не для кого ни секрет, что учащиеся порой очень хотят знать, что им предстоит изучать в той или  иной теме по предмету, однако учитель не всегда дает возможность ученикам заглянуть в будущее  изучаемой темы, приоткрыть завесу таинственного и неизведанного в процессе познания. Данное упражнение позволяет предварить вопросы учащихся по изучаемой в будущем теме. Для этого  учитель предлагает учащимся обдумать тематические понятия и термины и определить, что кроется за ними. Учащиеся должны активизировать и вербализовать свои знания и представления по данной теме. Учитель отбирает подходящие ключевые понятия, которые помогут подготовить учеников к той или  иной теме. Имеет смысл проводить это упражнение перед изучением новой темы, чтобы ученики более или менее представляли, о чем пойдет речь. Учитель записывает определенные ключевые понятия на доске. Учащиеся пытаются определить, что  кроется за ними. Например, «Серебряный век «, «Ренессанс» , «Предметы  речи»и т. д. Ученики получают время на обдумывание, а затем представляют свои ассоциации либо в группах, либо перед классом, причем внимание обращается на  произношение  полных  предложений.Это  может   быть  так: ­Когда  я  слышу это  понятие,  мне  приходит  на  ум… Предложить учащимся повторить изученный учебный материал необычным способом. Развивать наблюдательность, творческие способности, познавательный интерес, учебный азарт. Упражнение 7. «Шпаргалка» Цели упражнения ­ ­ Воспитывать коммуникативную культуру учащихся Процедура выполнения упражнения Это упражнение очень полезно для закрепления учебных умений учащихся по той или иной теме, а  также для развития активного учебного говорения учащихся. Учитель предлагает учащимся игровое  задание. Они должны составить шпаргалку по изученной теме. К составленной шпаргалке  предъявляются определенные требования. Она должна быть минимальна по объему и максимальна по  содержащейся в ней информации, понятна любому, кому она попадет в руки. Учитель дает учащимся подготовить шпаргалку в течение ограниченного времени ­ 10­15 минут. При  изготовлении шпаргалки ребята могут пользоваться учебником, справочной литературой. После того, как ребята выполнили задание, они усаживаются в круг и шпаргалки передают из рук в  руки. По указанию учителя на определенного ученика путешествие «шпаргалок» прекращается и ученик, на  которого указал учитель, должен открыть незнакомую шпаргалку, прочитать ее содержание и  пересказать учебный материал, который в ней зашифрован. После этого этапа путешествие шпаргалок  вновь продолжается. Если ученик не может, поработав перед этим с учебником и справочной литературой, передать  содержание учебного материала, значит, он его просто не понимает, что подскажет учителю еще раз  вернуться к изучаемой теме и повторить трудный учебный материал. Такая работа учащимся очень нравится, они с удовольствием выполняют задание со шпаргалкой и не  против возвращаться к нему при изучении сложных учебных тем. Автор шпаргалки, которая содержит  много информации, понятна учащимся, в руки которых она попадает, должен быть поощрен хорошей  оценкой. Материалы для выполнения упражнения ­ ­ бумага для составления шпаргалок; справочная литература, учебники. Развивать умение учащихся составлять предложения и текст на основе ключевого слова. Тренировать память, внимание учащихся, быстроту реакции. Проявлять терпение и умение слышать и слушать другого человека. Упражнение 8. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО Цели упражнения ­ ­ ­ Процедура выполнения упражнения Ученики должны составить текст, в основе составления которого лежит ключевое слово. Они должны  тренироваться в слушании и повторять предложения предыдущих выступающих. В ходе выполнения  упражнения учащиеся должны учиться составлять полные предложения, при этом они должны  смотреть на своего собеседника. Учитель дает ключевое слово или тему (например, «Лондон», «Компьютер», «Социальная помощь»,  «Инвалид», «Экология» и т. д.). Ученики садятся в круг. Несколько учеников тянут жребий с  номерами. Начинает говорить на заданную тему ученик с номером 1 (одно предложение). Ученик с  номером 2 повторяет это предложение и добавляет свое. Затем ученик с номером 3 повторяет два  предыдущих предложения и добавляет свое и т. д. Причем, это должен быть не просто набор  предложений, а связный текст. Если у кого­то из ребят возникают трудности с повторением предыдущих предложений, предыдущий  ученик должен ему помочь. Сколько человек участвует в игре ­ зависит от класса и от темы. Можно организовать работу по группам: одна группа заканчивает цепочку предложений, наступает  очередь другой группы, которая получает совсем иную тему. Может быть использован и такой вариант, если класс достаточно большой: класс делится на группы по 6 человек, назначается один наблюдатель  в  каждую  группу, и ученики описанным  выше  способом  строят связный рассказ Материалы: ­карточки с номерами; ­подбор тем и ключевых слов Обучать учащихся ведению дискуссии. Способствовать развитию творческих способностей, конструктивного мышления, поиску  Стимулировать стремление к совместному принятию решений, совместной творческой  Упражнение 9. СНЕЖНЫЙ КОМ Цели упражнения ­ ­ различных идей для решения поставленных задач. ­ деятельности. Процедура выполнения упражнения Учитель предлагает учащимся принять участие в упражнении, которое имеет название «Снежный  ком». В ходе поэтапной «мозговой атаки» ученики должны выработать свои идеи по определенной теме или  проблеме, а затем представить и обсудить их в больших группах. Ученикам предлагается тема для «мозговой атаки». Темы могут быть самые разные, они должны  учитывать возраст учащихся, их интеллектуальные и познавательные интересы и возможности. Для  выполнения задания учащиеся имеют лишь небольшой отрезок времени ­ 4­5 минут. В данной идее или теме каждый ученик должен найти: ­ ­ ­ ­ ­ Затем класс делится на группы по 3 человека, деление на группы происходит путем жеребьевки.  Таким образом, в каждой группе будет представлено 15 различных пунктов, основанных на одной идее или проблеме. За 10 минут участники каждой группы должны выбрать 4 наиболее важных пункта из 15 данных. При  этом должна вестись обоснованная, конструктивная и справедливая дискуссия. Ребята должны  общаться на основе правил ведения конструктивной беседы. Учитель выступает в роли наблюдателя за обсуждением в каждой группе. На следующем этапе беседа ведется уже в группах по 9 человек. За определенное время участники группы должны в ходе дискуссии отобрать 5 наиболее важных  пунктов для последующей презентации перед классом. Каждая группа выступает перед классом и  приводит свои аргументы в защиту своей позиции. В конце определяются преимущества каждой идеи и определяется та из них, которая наиболее существенна, за которую выскажется большинство  учащихся класса. Упражнение заканчивается оцениванием вклада каждого ученика в выполняемое задание. Материалы для выполнения упражнения ­ ­ три причины происходящего; три цели (почему такое происходит, кому это необходимо); три преимущества; три недостатка; три возможных пути решения проблемы или выхода из ситуации. идеи для мозговой атаки; плакат с правилами ведения конструктивной беседы. Упражнение 10.«Аквариум» Название этой стратегии подобрано очень точно, поскольку предполагается, что одна группа учащихся наблюдает за другой, меньшей по размеру группой подобно тому, как мы наблюдаем за  рыбками через прозрачное стекло аквариума. Чтобы организовать такое наблюдение, я поставил в  центре класса круг из пяти парт. Затем, я попросил пять учащихся — по принципу случайного выбора  — сесть за эти парты. А их одноклассникам было предложено обступить эту группу, образовав. таким  образом, еще один замкнутый круг. После этого я задал сидящим вопрос: Представьте, что Гамлет не  убил Полония. Смог бы он ­таким образом избежать жизненной трагедии?Пожалуйста, обоснуйте свое  мнение. Пятерка в “аквариуме” начала предлагать и обосновывать различные возможные исходы пьесы, а остальные лишь тихонько наблюдали и слушали. Один из обсуждавших предположил, что Принц  Датский навсегда покинет родину; другой решил, что он поднимет армию против короля­предателя;  третий был уверен, что свойства личности Гамлета таковы, что трагический конец все равно  неизбежен. В какой­то момент я остановил дискуссию во внутреннем круге и попросил наблюдателей  высказать свои мнения. Этот прием позволяет критически оценить как ход дискуссии, так и  соображения, высказанные ее участниками.После  дискуссия оценивается  сначала  наблюдателями,а   потом участниками. Оценочный лист Уважаемый наблюдатель! 1 2 критерии, которые тебе помогут быть объективным и справедливым (см. Таблицу 0). 3 ­1. 4 отрицательно). 5 6 участником. В конце попробуй выставить оценку и обосновать ее. Затем можешь обсудить свои впечатления с другими учениками, которые наблюдали за тем же  Оцени поведение наблюдаемого тобой ученика по таблице («+» ­ положительно; «­» ­  Попробуй объективно оценить участие в дискуссии одного из добровольцев. Для того, чтобы тебе было легче выполнять это упражнение, обрати внимание на следующие  Оценивай своих товарищей, используя следующую шкалу: + 3; + 2; + 1; 0 ­ точка отсчета­ 3; ­ 2; Активен Придерживается темы Обращается к другим  участникам Г оворит четко Дружелюбен Ведет беседу Внимательно слушает Исходит из  предыдущего  выступления Смотрит на участников Привносит собственные идеи Воодушевляет других Способствует  продвижению беседы Говорит полными  предложениями 0 Неактивен Отклоняется от темы Заботится только о себе Г оворит нечетко Агрессивен Не проявляет  инициативу Не слушает Ни с кем не  церемонится Смотрит на учителя Бессмысленно  повторяет Отпугивает других Тормозит беседу Г оворит обрывками  фраз Говорит убедительно Готов пойти на компро­ мисс Говорит умеренно Втягивает других в  беседу Говорит понятно Говорит коротко и ясно Говорит оживленно Дает другим  высказаться Несет чушь Несговорчив Говорит слишком много Думает только о себе Г оворит пространно Г оворит без умолку Г оворит скучно Прерывает других насекомое сестра страх Упражнение 11.«Образ  текста» Цель: привлечь и удержать внимание  учащихся в классе Проведение:  1.Для начала учитель знакомит учащихся со списком слов и фраз, взятых непосредственно из текста,  который им предстоит читать. Например, перед чтением новеллы “Метаморфоза” Франца Кафки на  доске появились следующие слова: Грегор спать утро 2.Затем она просит учеников написать сюжетный рассказ или описание, которое включало бы в себя  эти слова. Идея данной стратегии состоит в том, что слова заранее создают некое впечатление, образ  предстоящего текста, а учащиеся пробуют восстановить текст  целое своими догадками,  предположениями и творческим воображением. Всем, кто испытывает затруднения при записи,учитель позволяет объединиться с кем­то из одноклассников и продиктовать ему свой рассказ. Когда рассказы  записаны, учащиеся,исключительно по желанию — зачитывают свои произведения вслух, и класс  обсуждает сходства и различия получившихся текстов. Вот рассказ одного из учащихся: Жил да был несчастливый человек по имени Грегор. Несчастье его заключалось в том, что  каждую ночь, когда он спал, его обязательно жалило какое­то насекомое. Однажды утром,  когда он пробудился, его сестра увидела большое красное пятно от укуса. Ее охватил страх, и  она тут же отвела брата к доктору. 3.Обсудив рассказы, учащиеся естественно стремятся выяснить, чьи предположения оказались  ближе к истине. 4.Именно в этот момент  учитель читает вслух начало новеллы «Метаморфоза», а учащиеся следят за текстом по своему экземпляру книги. Учительница просит учеников обратить  особое внимание на то, совпадают ли их собственные рассказы­впечатления с событиями,  описанными Кафкой. Упражнение 12.«Никто не  отмолчится» Цель: вовлечь  всех  обучающихся  класса  в  обсуждение  по  прочитанному  тексту. Проведение:1. После  прочтения  текста учитель предлагает  всему  классу  вопрос. Но, перед тем, как  выслушать ответы на вопрос, заданный всему классу, учитель просит учащихся повернуться к соседям  по парте и в течение 60 секунд обсудить возможные ответы. 2. Во время обсуждения учитель проходит  между  рядов с  тем,чтобы  услышать,все  ли уч­ся   принимают  участие в  обсуждении. Вывод:  таким  способом  достигается  эффект  большего  по  сравнению  с  обычным  опросом  участия. Даже «молчуны» задействованы  в  процессе. Упражнение 13. «Соавторы» Цель:  повышение мотивации  к  выполнению  домашнего  задания  учащимися средних  и  младших   классов. Проведение: Учитель дает  задание  учащимся выбрать либо одного из родителей, либо любого  другого родственника или соседа, который был бы готов читать и давать отзыв на написанные  учеником тексты. В  таком  случае  родитель  становился  домашним критиком . Письмо к потенциальным домашним критикам ОТКЛИК НА НОВОГОДНЮЮ ИСТОРИЮ Поздравляем! Этот юный автор выбрал Вас на роль ПЕРВОГО читателя этой сказки,  написанной специально к Рождеству. Это значит, Вы — особенный человек. Как Вы знаете, развитие творческого письма у детей сложнее всего совместить со школьным  учебным планом. Как ни один другой предмет, письмо требует динамичности мышления. Кроме  этого необходи ма совокупность определенных навыков. Посмотрев на сочинение, Вы поймете,  что для подобной публикации ребята должны были развить навыки рисования, дизайна и  компьютерного набора. Желание поделиться с Вами своим творением и просьба написать | отзыв на Рождественскую  сказку — ценный подарок, который преподносит Вам юный писатель. Он вложил в эту работу  много души и труда. Возможность ее обсудить способствует еще большему развитию его  навыков, увеличению багажа знаний, повышению самооценки. Пожалуйста, найдите время прочесть сказку и поговорить с ее автором. | На бланке, расположенном на обратной стороне этого листа, указаны опорные пункты Вашего отзыва. Если у Вас мало времени, просто продиктуйте Ваш отзыв автору — он согласен  поработать стенографистом. Счастливого Рождества! ФИО  учителя    2.Структурированный  ответ  представлен  на  обратной  стороне  листа. 1. Вам понравился  текст  сочинения? 2.Вас  напугала  или  расстроила  какая­то  часть  сочинения? 3.Рассмешило  ли  вас  что­то? 4.Какая  часть  сочинения  вам  понравилась  более всего? 5.Прокомментируйте  ту  часть  сочинения, которую  считаете  особо  интересной. 6.Кто  из  героев  текста,на  ваш  взгляд,  представлен  более  ярко и  интересно? 7.Поднял  ли  написанный  текст  настроение  вам? 8.Заставил  ли  текст  о  чем­то  задуматься? 9.Хотели  бы  вы  почитать другие  сочинения  этого  автора? 10.Какой  совет  бы  вы  могли  ему  дать? Упражнение 14.« Т­ таблица» Цель:  обучать  уч­ся  умению  структурировать  текст, работать  с  разделением  информации  на   главную  и  второстепенную, на сопоставление  фактов,  образов,находить  связь  между различными  фактами и данными,  интерпретировать  информацию. Одинакова  хороша  для  любых  текстов. Проведение: Такие таблицы можно заполнять индивидуально или в небольших группах. Делать это следует, используя ранее обретенные знания и анализируя информацию, полученную из различных источников. Если время ограничено, одни учащиеся могут определять аргументы “за”, а другие — “против”. При обсуждении в большой группе преподаватель может заполнить такую же таблицу на доске ­ те пункты, по   которым   достигнуто   общее   согласие.   Таким   образом,   каждый   учащийся   получит   возможность сравнить свои аргументы с аргументами других участников обсуждения. Например, составляем  таблицу «Предсказания» Стратегия,   известная   как   таблица  предсказаний    используется   следующим   образом:   преподаватель читает рассказ с остановками  и, после  прочтения  каждого  небольшого  отрывка, просит учащихся попытаться предсказать, что произойдет дальше. Кроме этого, их просят обосновать — почему они считают   так,   а   не   иначе.   Учащиеся   размышляют   над   контекстом,   учитывают   время   и   место происходящих в рассказе событий, анализируют их причины и последствия, черты характера героев, их поведение и т.д. Когда учащиеся запишут предсказания и обоснования в таблицу, преподаватель продолжает чтение, и учащиеся узнают, что на самом деле происходит дальше. Таблица 4 ОТРЫВОК 1 Что, по Вашему мне­ нию, произойдет? На чем Вы основываете свое предположение? Что   случилось   на самом деле? Что, по Вашему мне­ нию, произойдет? На чем Вы основываете свое предположение? Что   случилось   на самом деле? ОТРЫВОК 2 Перерывы в чтении следует делать между ключевыми эпизодами рассказа, чтобы позволить учащимся предсказать   ход   событий.   Этот   метод   развивает   у   школьников   способность   предсказывать, основываясь на конкретных предпосылках, и выявляет их творческое начало. Также  составляются  сравнительные  таблицы ,когда  те  или  иные  явления,факты,отдельные  предметы соспоставляются   для   выявления сходств   и различий. Сравнение   может   быть   по   цвету,форме, характеру,поведению  и  т.п. Таблица  понятий:для  сравнения  двух  и  более  понятий(например части  речи  и  члены  предложения, суффиксы  и  постфиксы  и  т.п.) Таблица  признаков:  ее  используют для фиксации свойств нескольких  конкретных   объектов.Первая колонка – название  объекта, все  остальные ­  свойства  объекта. Например, Свойство Значимая  часть  слова Формообразующая  часть  слова Функция Образование  слов Место Пример Образование форм слова В  конце  слова окончание Перед корнем Приставка Упражнение 15. «Кластер» Способы  применения: 1.Синквейн   в   начале   урока   на   стадии   вызова,   перед  объяснением новой темы, учащимся предлагается определить тему  синквейна, то есть угадать слово, стоящее в первой строке: ___(эпитет)__________________ Образный, яркий Можно  описывать ,помогает  представить Используется  в  переносном  значении синоним 2.На   этапе   обобщения знаний ,подведение   под   понятие   через обратное. После   объяснения темы учащимся предлагается  объединиться  в  группы ­  в соответствии со своим (положительным или отрицательным) мнением о герое, например, о Колумбе. Каждая группа получает от учителя синквейн, который   противоречит   их   мнению.   Учащиеся     синквейна ,опровергнуть  или  согласиться  аргументированно с его  положениями.   должны,   используя     содержание   Колумб, Лживый, бездушный, Командовал, торговал, обогащался. Делал все для достижения цели. Авантюрист. Колумб, Смелый, настойчивый, Открывал, торговал, обогащал. Воссоединил мир и потряс человечество. Герой. 3. На  уроках  чтения и  на  классных  часах синквейн позволяет обогатить  словарный  запас  уч­ ся,подготовить  его к  краткому  пересказу,  сформулировать  идею  текста. Упражнение 16.«Перекрестный опрос» Цель:  учить  обучающихся  составлять  вопросы В ходе перекрестного опроса ученики, опираясь на продуманную цепочку вопросов, учатся   самостоятельно   определять   цель   чтения   практически   любого   текста   (в стандартной   ситуации   цели   чтения   указываются   учителем).   Этапы   перекрестного   оп­ роса: Этап 1.  Ученики   вместе   с   учителем   читают   только   название   и   первое   предложение вступительной части текста и просматривают все относящиеся к ней иллюстрации. 2этап.Учитель  предлагает   ученикам   задать   ему   сколько   угодно   вопросов   по названию   текста,   первому   предложению   и/или   иллюстрациям.   При   этом   учитель переворачивает   свою   книгу   обложкой   вверх,   ученики   же   могут   по­прежне му пользоваться   текстом.   Ученикам   рекомендуется   задавать   вопросы,   которые,   по   их мнению, мог бы задать учитель. (Это позволяет детям работать в “щадящем” режиме, то есть не уточняя, известныли  им  самим  ответы  на  вопросы). 3   этап:   Вежливо   и   полно   ответив  на   все   вопросы,   учитель   берет   со   стола   книгу, ученики   же,   наоборот,   переворачивают   свои   книги   обложками   вверх   После   этого учитель   задает   ученикам   встречные   вопросы   по   названию,   первому   предложению   и иллюстрациям   столько,   сколько   нужно,   чтобы   привлечь   внимание   к   основным моментам   текста   и   определить   цель   чтения.   Последний   вопрос   (не   только   при обсуждении   первого   фрагмента,   но   и   на   последующих   этапах   работы   над   текстом) должен звучать так: “О чем, как вам кажется, пойдет речь дальше?” Этап   4.  По   той   же   модели   прорабатываются   следующие   предложения:   вопросы учеников,   вопросы   учителя,   завершающий   вопрос   “О   чем   пойдет   речь   дальше?” Количество разобранных таким образом предложений определяет учитель: как только будет   сформулирована  приемлемая  цель   чтения,   перекрестный   опрос   прекращается. (При этом, однако, вся работа не должна занимать более десяти минут). Этап   5.  По   завершении   перекрестного   опроса   ученикам   предлагается   продолжить чтение текста про себя, работая на достижение совместно сформулированной цели. Этап  6.   Когда   текст   дочитан   до   конца,   учитель   задает   вопрос,   позволяющий   оценить проделанную работу: “Правильно ли мы выбрали цель чтения?” Почему именно такой вопрос?   Во­первых,   он   позволяет   избежать   так   называемого   “настроя   на   подтверж ­ дение”.   Во­вторых,   он   помогает   перенести   акцент   обучения   с   анализа   конкретного текста на разработку эффективных стратегий самостоятельного чтения и обучения. И в­третьих,   это   помогает   закреплению   в   учениках   важнейшей   метакогнитивной привычки   самостоятельно   контролировать   понимание   текста   и   эффективность использования учебных стратегий. Кроме   того,   в   ролевой   игре   участникам   приходится   репетировать,   практиковаться, постоянно   возвращаться   к   одним   и   тем   же   задачам   (что   в   любой   другой   ситуации дети делают неохотно), а повторение, как известно, “мать учения”. Упражнение17. « Стратегия 5К» Цель: нацелена на усовершенствование процесса познания, она учит внимательнее читать и  глубже вдумываться в прочитанное. Стратегия, как явствует из ее названия, осуществляется в четыре  этапа: 1 ­ПРОЧИТАЙ текст, выдели для себя основу  сюжета; 2­ПЕРЕФРАЗИРУЙ   текст,выдели  в  нем  только  самую  главную  информацию, вырази  ее  своими   словами; 3­Выдели  в  тексте  информацию,  содержащую  позицию  автора  ,иначе найди основные мысли автора, подумай,согласен  ли  ты с  его точкой зрения ,кратко  объясни,почему; 4­ПРОКОММЕНТИРУЙ текст с разных точек зрения, запиши свои комментарии;  5­ПОРАЗМЫШЛЯЙ   над   тем,   что ты  только   что написал,  —  сначала  перечитай  сам, затем   покажи   одноклассникам   и   выясни   их   мнение   и,   наконец,   познакомься   с   их комментариями   к   тому   же   тексту.   Предложи     подобную     трактовку     из     опыта   своей жизни. Приемы  комментария: 1. комментарий­  реконструкция. Кратко  излагается  только суть  текста(сюжет). Исходный  текст. Однажды знойным летним днем двое путников долго шли по пыльной пустынной дороге.   Наконец   им   встретилась   большая   чинара,   под   раскидистыми   ветвями которой   можно   было   укрыться   от   солнца.   Путники   очень   обрадовались   и остановились передохнуть. Удобно устроившись в тени, один из путников взглянул наверх   и   сказал,   обращаясь   к   своему   приятелю:   “Вот   никчемное   дерево!   Ни цветов   ,ни     плодов­     какой     от   него     прок?»   Но   вместо   приятеля   путнику ответила   сама     разгневанная   чинара:»   Ах   вы     неблагодарные!     Не     вы     ли прячетесь в   тени   моей   листвы    от   палящего   солнца?   И   наслаждаетесь  моей прохладой,меня  же  хаете  и  называете  никчемным  деревом!» Комментарий №1 Путники   укрываются     от     солнца       под     большим     деревом.Они     критикуют     его за   то,что на   нем   нет  ни  плодов,ни   цветов.Тогда   дерево говорит  им ,что  они неблагодарные,потому  что  прячутся в  тени его  листвы и  его  же  критикуют. 2.Комментарий­   телеграмма  .     В     нем     излагается     только     самая     главная информация. Комментарий №2. Путники  прячутся  от  жары  в  тени  дерева и называют  его бесполезным.Дерево  в  ответ  укоряет  их за  неблагодарность. 3.Критический     комментарий  .     В     нем     читатель   сначала     формулирует     точку зрения     автора,затем     определяет,     в   чем     он     сам     с    ним     согласен,а    после     кратко объясняет,почему Комментарий №3 Не     все,что     произносится,звучит     как     критика.путники     ворчат     от усталости,  чинара  же  слишком  обидчива. 4.Комментарий­   намерение.   Читатель   в   нескольких  словах должен   растолковать позицию  автора,  т.е.  объяснить,ради  чего  текст  написан Комментарий   №4.   Автор   хочет     донести     до     читателя     мысль     о     том,     чтобы мы     повнимательнее     относились     к     своим     словам,окружающим     нас   людям     и вещам,особенно  если сталкиваемся  с  ними  или  пользуемся  ими  постоянно 5.Творческий   комментарий  . Предложение    лучшего   или   альтернативного  решения или  точки  зрения согласно  личного  опыта. Комментарий №5.  ­Эта  история  натолкнула  меня  на  мысль,  что  мы  иногда  несправедливы  к учителям.Они     так     много     нам     дают,но     стоит     им     допустить       малейшую оплошность­     мы     тут     же     бросаемся     их     обвинять     или     критиковать.А     ведь они  тоже  обычные  люди. Упражнение 18.«Пирамидная  история» Цель:  обучение  критическому  мышлению. Применение:     развития     уроки   лексике,грамматике   речи,   закрепление     изученных     тем     по Проведение: 1.На  доске  в  начале  урока  вывешивается или  чертится  на  доске  схема 1._______                 2.____________              3________________            4___________________           5_____________________         6_______________________       7__________________________     8_____________________________ Объясняется     ученикам,     что     все     вместе     с     помощью     «пирамиды»     будут     писать историю. 2.Объявляются  правила  работы  по  заполнению  «пирамиды»: ­ Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку). 1 На уроке нужно быть внимательными и активными. 2 Необходимо быть терпимыми к мнению друг друга. 3 Не следует перебивать говорящего, нужно уметь слушать. 3.После того, как правила установлены, прошу заполнить пирами    ду по нижеследующим пунктам: 1 Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, любой неодушевленный предмет). 2 Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества). 3 Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и т.д.). 4 Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, бедность, встретить, любовь). 5 Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории). 6 Шесть слов, описывающих втррое событие (что происходит с героем и его окружением по ходу  7.Семь   слов,   описывающих   третье   событие   (что   предпринимается   для     решения     этой сюжета). проблемы). 8.Восемь слов, описывающих решение проблемы. Из предлагаемых учениками вариантов выбираем наиболее популярный и вписываем в пирамиду.  Например:  Тема  урока  :»Прошедшее  время  глаголов» Джина (собака). Умная, добрая. 1 2 Скулить, рана, печаль, взгляд. 3 Деревня, озеро, куст. 4 5 Голод, дрожать, холод, бросать, терять. 6 Лапа, кровь, консервная банка, нос, еда. 7 Дом, бежать, лаять, машина, дорога, слезы, просить. 8 Кормить, пальто, конура, прогулка, строить, охранять, пастух,кости. После того, как таблица заполнена, предлагается ученикам сочинить свою историю по ключевым словам пирамиды. В процессе создания текста ученики могут менять формы слов (число, падеж, время и т.п.), менять слова местами и даже заменять существительные на глаголы, прилагательные и т.д. Например, если в пирамиде есть слово  печаль,  то его можно изменить на  печальный, печально  или  печалиться.  Главное — придерживаться   основных   значений   слов.   Это   позволяет   ученикам   чувствовать   себя   более   свободно   в процессе   написания   своей   истории.  Еще   одно   условие   —   употребить   как   можно   больше   глаголов   в прошедшем простом времени. Ученики сочиняют в течение 10­15 минут, после чего каждый готовит презентацию своего рассказа. Пример  работы  по  «пирамиде» «У   меня   есть   собака.   Ее   зовут   Джина.   Она   очень   верная   и   умная.   Прошлым   летом мы   с   семьей   ездили   в   деревню   к   бабушке.   Однажды   мы   пошли   купаться   на   озеро   и услышали,   что   кто­то   скулит   недалеко   от   берега.   В   кустах   мы   нашли   маленького щенка,   который   скулил   от   голода   и   дрожал   от   холода.   Мы   подумали   ,   что   он   или потерялся,   или   его   выбросили.   Тогда   мы   взяли   щенка   на   руки   и   увидели,   что   его   лапа была   в   крови.   Ранка   была   небольшая.   Неподалеку   мы   нашли   консервную   банку.   На   носу у щенка  оставались  остатки  пищи.  Папа  увидел  большую собаку,  которая смотрела  на нас печальным взглядом. Мы взяли щенка и пошли к домику. Большая собака бежала за нами.   Когда   она   перебегала   дорогу,   ее   чуть   не   сбила   машина.   Собака   остановилась возле ворот и начала лаять. Ее глаза были полны  слез и просили вернуть  ей щенка. Мы решили взять обоих. Щенка назвали Джеком, а собаку Джиной. Бабушка накормила их, мама залечила ранку. Папа построил будку, а я принёс старое пальто. Мы очень лю бим гулять   со   своими   новыми   друзьями.   Джина   охраняет   дом,   Джек   пасет   гусей.   Самое любимое их лакомство — большая косточка».

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений

Методическая копилка педагогических упражнений

Методическая  копилка педагогических  упражнений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017