Сценарий мероприятия -игры на тему: «Профилактика делинквентного (противоправного) поведения "
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт.
Цель: в ходе игры вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны; развивать коммуникативные навыки, умения анализировать, сравнивать.
Ход мероприятия
1 ТУР. РАЗМИНКА.
1. Назовите основной закон государства. (Конституция)
2. Из скольких разделов состоит Конституция РФ? (Из 2 разделов)
3. Что такое право, чем оно отличается от морали? (Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Мораль – система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Тесная связь с государством – основное отличие права от морали)
4. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)
5. Что такое алиби? (В УК – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если в момент преступления он находился в другом месте)
6. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений УК предусматривает уголовную ответственность с 14 лет)
2 ТУР. ВИКТОРИНА.
1.В какой стране был принят первый документ, регламентирующий права человека?
А) Англия; б)+Франция; в) Германия.
2. Тайное хищение имущества именуется: а) грабёж; б) кража; + в) мошенничество.
3. Бессмысленное уничтожение ценностей называется: а) разбой; б) вандализм; + в) вымогательство.
4. Систематическое нанесение побоев, это: а) хулиганство; б) истязание; + в) клевета.
5. Каким законом на Руси была отменена кровная месть: а) Правда Ярославича; б) Правда Ярославичей; + в) Иван III.
6. Как называется стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями, которое карается законом? А) мазохизм; б) садизм; + в) нарциссизм.
7. С какого возраста наступает yгoловная ответственность? А) с 14 лет; + б) с 18 лет; в) с 21 года.
8. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнения учащегося?
А) да; б) нет; в) всё зависит от того, о чём спор. +
9. Как вы думаете, каким законом можно наказать учащихся, которые ходят в школе без сменной обуви?
3 ТУР «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ» или «ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ».
1. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
2. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
1. Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
3. Ученик Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки.
Вопрос: Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Ответ: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
4. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Вопрос: Как можно расценить их поведение?
Ответ: это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20. 20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
5. Десятиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ответ: (эти ребята совершили преступление) Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
4 Тур Конституционное право.
Блиц опрос:
*Что означает слово « Конституция» в переводе с латинского - (установление)
*Когда в нашей стране была принята первая Конституция-(1918г)
*Кто или что является носителем и единственным источником власти в России - (народ)
*Каким государством по форме правления, в соответствии с Конституцией РФ, является Россия. (Демократической республикой)
*Органом государственной власти, осуществляющим исполнительную власть является - (правительство)
*Орган государственной власти, осуществляющим законодательную власть является - (Федеральное Собрание).
*В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, несовершеннолетним считается человек, не достигший возраста (18 лет)
*Какое образование в РФ в соответствии с Конституцией является обязательным (основное общее).
*Способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности называется - (дееспособностью)
*Правоспособностью человек обладает с момента (рождения)
*Правонарушение может быть выражено только действием или - (бездействием)
*Конституция — это (основной закон страны)
Совокупность представлений о добре и зле, справедливости - (мораль)
Конечно, закон и порядок во многом обеспечивают сохранность жизни и здоровья людей, но в выработке нравственной культуры, а, следовательно, в обеспечении собственной безопасности громадную роль играет самовоспитание, а воспитывать себя способен лишь тот, в ком жива главная нравственная категория – СОВЕСТЬ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.