Сценарий музыкально-литературного фестиваля «Песни военных лет»

  • doc
  • 26.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий музыкально-литературного фестиваля «Песни военных лет».doc

Сценарий  музыкально-литературного фестиваля «Песни военных лет»

(общешкольное мероприятие для учащихся 5-х—10-х классов)

 

Цели и задачи:

1.   пробудить интерес к жанру фронтовой песни;

2.   расширить представления о значении и роли искусства периода  Великой Отечественной войны в  культурном наследии нашей страны;

3.   развивать творческие способности школьников, способствовать развитию  их  творческой деятельности;

4.   воспитывать патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию нашей страны;

5.   формировать активную гражданскую позицию.

 

Оборудование:  компьютер, мультимедийный  проектор, колонки,  микрофоны, фонограммы песен, советские плакаты времён ВОВ.

     1 отделение

Ведущий 1

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.

Ведущий 2

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война;
Ведь эта память – наша совесть,
Она как сила нам нужна.

Ведущий 3

 В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет…

Ведущий 2

 Сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, они не утратили своего воздействия и трогают сердца величием подвига.

Ведущий 1

Песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали весь народ к борьбе во имя победы. За первые годы войны было создано около 100 песен. Их разучивали солисты, хоровые коллективы, они исполнялись перед солдатами, уходящими на фронт, и в минуты затишья. Песня стала частью жизни фронта и тыла.

Ведущий 3

Тот самый длинный день в году

           С его безоблачной погодой

           Нам выдал общую беду

           На всех, на все четыре года.

Ведущий 2

 Она такой вдавила след

           И столько наземь положила,

           Что двадцать лет

           И тридцать лет

           Живым не верится, что живы…

          Ведущий 1                          

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

 Кто знал, что между миром и войной

 Всего каких-то пять минут осталось!

 

 Звучит голос  Ю.Б. Левитана. Объявление о начале войны.

Ведущий 1. Так началась самая кровопролитная война в истории страны - страны, ещё по настоящему не оправившейся от ужасов гражданской междоусобицы, ещё не залечившей раны беспощадной коллективизации, ещё не очнувшейся от сталинского террора. До красного знамени на Рейхстаге надо было выжить 1418 дней, полных крови, пота и слёз.
      
Ведущий 3.   

Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны,  была  «Священная война». Она стала настоящим гимном советского народа. Уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.     Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

  Ведущий  2.  

Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Песня передавалась из уст в уста, ее пели и в бою, и на привале, она дарила новые силы. Да и сейчас, семьдесят лет спустя, "Священная война" известна всем и является символом нашей Победы.

(Звучит песня А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача «Священная война» в исполнении 7-2 класса)

Ведущий 1.

                          Я бы с песни начал свой рассказ,
                          Пусть узнают юные солдаты,
                          Как однажды, в предрассветный час,
                          Песни взяли в руки автоматы.
 

(Звучит песня В. Агапкина на  Слова А.Федотова «Прощание славянки» в исполнении 7-3 класса )

Ведущий 2.

          Вчера мы писали диктанты,

          Чертили на досках круги,

          А утром уже интенданты

          Нам выдали сапоги.

 Наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст!.. Как часто грезилось им—измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком—по траве, по лужам… Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками…»

Ведущий 3.

  Когда началась война, Булат Шалвович Окуджава окончил 9 класс. С первого дня войны он и его друзья осаждали военкоматского офицера, капитана Кочарова, с требованием призвать их. Он отказывался – не подошел возраст – и соглашался использовать добровольцев лишь для вручения повесток.

    (Звучит песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики» в исполнении 9-1 класса )

Ведущий 1.

Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора  К. Листова  на слова поэта А.Суркова “В землянке ”.

Ведущий 2.

Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Этой песне — по справедливому утверждению ее автора, поэта Алексея Александровича Суркова,  суждено было стать первой лирической песней  из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны».

(Звучит песня К. Листова на слова А.Суркова “В землянке ”в исполнении  8-1 класса )

   Ведущий 3.  

У многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорили, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

(Звучит песня В. Баснера на слова М. Матусовского  «На безымянной высоте» в исполнении 9-4 класса)

Ведущий 1.

Творчество и подвиг слились воедино. Стихи и песни во все времена были бойцами. А в суровые годы они особенно нужны были народу. Они помогали людям идти по огненным дорогам войны, сквозь страдания и смерть вперед к победе.

(Звучит песня Дм. и  Д. Покрасс на слова Ц. Солодаря «Казаки в Берлине» в исполнении 6-3 класса)

 Ведущий 2.

 Песни военных лет. Они поражают пронзительным лиризмом. Звучит песня – и уходит суровая усталость, и тает дым пороховой. Земли родной окопный запах вдыхается, как луговой настой.

(Звучит песня М. Ножкина «Последний бой»  в исполнении 7-1 класса)

Ведущий 3.  

Песня о Катюше обрела почти легендарную популярность. Написанная еще в мирное время, эта песня в годы войны пелась повсюду. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу. Ее знают во всех странах и поют на разных языках.

Ведущий 1.

Враг дрожал, услышав о "Катюше",
Мощь "Катюш" вела солдат вперед.
Песню боевую ты послушай,
Что сложил и пел о ней народ.

           (Звучит песня М.Блантера на слова М. Исаковского «Катюша» в исполнении  7-4класса)

Ведущий 2.

Я бы с песни начал свой рассказ,
У которой трудное начало,
Сколько раз, холодных, зимних раз
Нас в землянке песня согревала.

Ведущий 3.  
Эту песню называли народной, ее знали, любили в годы войны и пели все - от мала до велика, на фронте и в тылу.

(Звучит песня   М.Блантера на слова М. Исаковского «Огонек» в исполнении  8-2 класса )

Ведущий 1

  Я бы с песни начал свой рассказ,
  С той нехитрой песни сокровенной,
  Что, как символ радости неслась
  Над Софией, Будапештом, Веной.
  Пешим ходом и в грузовике,
  Жарким днём и зимнею порошей,
   Мы её носили в вещмешке,
   Самой ценной, самой лёгкой ношей.
   И быстрей, чем вести из газет,
   От Москвы к высотам Сталинградским,
   Песня шла по кругу, как кисет,
   С самым крепким табаком солдатским.

Ведущий 2.

 «5 апреля 1942 года.
Вечером в клубном зале школы — концерт джаз-ансамбля Ленинградского ДКА под руководством Шульженко и Коралли…
Они— одни из немногих, выступавших в Ленинграде в самые тяжелые дни. Выступают они и сейчас в прифронтовой полосе, принося  людям, идущим рядом со смертью, радость и имеют, несомненно, право на самые большие награды… Тяжелый воздух. Тяжело раненые. Сдержанные стоны. Слабый свет. Маленькая школьная сцена с остатками детских декораций. Раненые послали записку. По их просьбе Шульженко исполнила «Синий платочек»…»

(Звучит песня Ежи Петерсбурского на стихи Якова  Галицкого «Синий  платочек» в исполнении Толубеевой Марии )

 

2 отделение

Ведущий 1.

 Сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, они не утратили своего воздействия и трогают сердца величием подвига.

Ведущий 2.

Песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали весь народ к борьбе во имя победы. За первые годы войны было создано около 100 песен. Их разучивали солисты, хоровые коллективы, они исполнялись перед солдатами, уходящими на фронт, и в минуты затишья. Песня стала частью жизни фронта и тыла.

Ведущий 3.

Пока на фронте грохотали артиллерийские орудия, в тылу дымили трубы заводов, круглосуточно выпуская так необходимые на фронте боевую технику и снаряды, работали госпитали, выхаживая раненых, а  Кинооператоры снимали фильмы. В начале 40--х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы». Песня  про трех танкистов — “Экипаж машины боевой” стала лейтмотивом картины.

 Шла пехота, шли в атаку танки,
Но никто не дрогнул в этот трудный час.
"Три танкиста, три веселых друга "...
Эту песню вспомним мы сейчас.

(Звучит песня  братьев Покрасс на слова Бориса Ласкина «Три танкиста» в исполнении 5-1 класса)

Ведущий 1.

В 1940 году  поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и «Смуглянка», прозвучавшая в кинофильме «В бой идут одни старики»

(Звучит песня «Смуглянка»  в исполнении 10-1 класса)

Ведущий 2.

В годы Великой Отечественной войны литература и  искусство были душевными поверенными героического народа. .Казалось бы, тяготы и страдания военного времен не оставляют места для юмора, шуток и смеха... И тем не менее они всегда сопровождали солдата . В 1945 году на экраны страны выходит замечательный фильм: «Небесный тихоход.»

Три друга-летчика поклялись не влюбляться до конца войны. Но военная служба познакомила их с неотразимыми летчицами женской эскадрильи. И друзья один за другим начали сдавать свои позиции, любовь оказалась сильнее этих мужественных асов.

(Звучит песня В. Соловьёва-Седого на стихи А. Фатьянова «Перелётные птицы» в исполнении  5-2 класса)

 

Ведущий 2.

В фильме также звучит песня  Василия Соловьева-Седого на слова Алексея Фатьянова и Сергея Фогельсона "Пора в путь-дорогу..."

(Звучит песня "Пора в путь-дорогу..." в исполнении 6-1 класса)

Ведущий 3.

1945 год. Уже был виден свет грядущей Победы. Советская армия освобождала народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей все чаще стали появляться улыбки. Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен – “Дороги”. В песне отразилась и тоска по родным местам, и  вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь, идя по страшным дорогам войны.

(Звучит песня  А. Новикова на слова  Л. Ошанина  «Эх, дороги» в исполнении 8-5 класса)

Ведущий 1.

Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкали песни, потому что они крепили армейскую сплоченность и фронтовую дружбу, напоминали бойцам о доме, о родных и любимых,  песни позволяли солдатам, хоть ненадолго, вернуться в мирное время, выразить свои чувства, расслабиться, сделав передышку.

(Звучит песня Н. Богословского на слова В. Агатова «Темная ночь» в исполнении 6-2 класса)

Ведущий 2.

Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

«Мы будем помнить». Своё стихотворение исполняет Дмитрий  Калашников 5 -2 класс

Ведущий 3.

  Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма

(Звучит песня Э.Колмановского на сл. К. Ваншенкина «Алеша» в исполнении  5-4 класса)

1-й чтец:        

Они к нам не придут, не постучат,
И всё ж, хотя нам это всем известно,
Мы за столом для них оставим место,
Нальём бокалы им… Пускай стоят!

        2-й чтец:

Мы – внуки их, нам больше повезло,
           Мы – будущее их, нас миновало…
           Зато как после нам их не хватало
           И как без них нам было тяжело!

        3-й чтец:

Не ждут их больше матери назад,
           Состарились их жёны и невесты
           Под мирным небом всходят повсеместно
           Цветы и травы, где они лежат.

      4-й чтец:  

Но памяти о них навек верны,
           За счастье жить мечтаем, честь по чести,
           И вспоминаем, не сговариваясь, песни,
           Что распевались ими в дни войны

Звучит «Послевоенное танго» (Музыка А. Журбина сл.  В. Шлёнского) в исполнении  9-2 класса и Буровой  И. Ю., учителя математики

Ведущий3.

Победная весна, как ярко солнце светит!

Она пришла победная весна!

Мирному небу радуются дети.

И мирная настала тишина.

Солдат, ты победил и где б ты ни был,

Запомни этот светлый вальс Победы!

(Звучит песня   «Майский вальс» (Слова  М. Ясень, музыка И. Лученок ) в исполнении  6-4 класса)

Ведущий 1.

Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем. Эта песня—судьба, песня—жизнь.

(Звучит песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» в исполнении 10-2 класса)

Ведущий 2.

 Как дорог нам миг тишины,

Сто верст прошел солдат дорогою войны!

И пусть гремит торжественный салют!

Тебя, солдат, дороги мира ждут!!!

Ждет новая весна, любимая, родные,

И ждут березки сердцу дорогие!

И для тебя, солдат, крик птицы в мирном небе,

Миг радости и счастья - День Победы!!!

(Звучит песня Д. Тухманова на слова В. Харитонова «День Победы» в исполнении  8-3 класса)

Ведущий 3.

Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли! Конечно же, появлялись новые песни, рассказывающие о радости и надежде на новую, возрожденную после военных лет, жизнь. Радуясь и веря в будущее, помня и храня память, сочиняли и сочиняют новые песни!

(Звучит песня Елены Плотниковой «О той весне» в исполнении 6-5 класса)

Ведущий 1

Песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать ближе к тем великим людям, кто смог выстоять в ужасные годы войны, помогают помнить и чтить память погибших, быть сильнее, мужественнее, человечнее.

Звучит стихотворение ученицы 5-4 класса  Жуковой Валерии в исполнении автора

 Звучит песня С. Туликова на слова Я. Белинского, «Не стареют душой ветераны» исп. Шалая Елена Валентиновна и Ким Марк Валерьевич - педагоги дополнительного образования

Ведущие

Наш фестиваль подошёл к концу!

Большое спасибо гостям и участникам нашего праздника!

Здоровья, долгих лет жизни дорогим ветеранам!

С праздником! С Днём Победы!

 

Интернет - ресурсы:

1.   http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15369/

2.   http://www.rodb-v.ru/news/obyavleniya/istoriya-voennykh-pesen/

3.   https://ru.wikipedia.org/wiki/

4.   http://xn----8sbfamuoinpqxs7a.xn--p1ai/tvorcheskoe-nasledie-s-vikulova/stikhotvoreniya-sergeya-vikulova/

 


Скачано с www.znanio.ru