ДОСТОЙНЫЕ СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА
рассказ о меценатах города Рязани
ПРИВЕТСТВИЕ
ВЕДУЩИЙ
Бери от жизни все – лозунг
Бери то, что предлагают? А что предлагают? Грубость, хамство, нравственное растление, разврат, измена, безверие, наркоманию в любом виде (от шопинга и мании еды до алкоголизма), сквернословие, развлечения. Сжимается наше родительское сердце от страха за детей, рожденных и не рожденных и за тех, кого будут ждать с особым трепетом ваши родители.
Да, интернет, телевидение, молодежная пресса, реклама настойчиво твердят: все изменилось, старая мораль устарела, целомудрие, верность, честь, доброта, долг, совесть, ответственность, любовь – это вчерашний день, в 21 веке люди живут по-другому.
Мы замечаем истерики у детей, манипулирование родителями и учителями, инфантильность, дети начали думать на иностранном языке, а русский язык искажен. На вопрос: «Какие государственные праздники современной России появились благодаря церковным?» - дети отвечают: «День святого Валентина». В ответах не названы ни День славянской письменности, ни День народного единства, ни День крещения Руси, ни День семьи, любви и верности. Такое недопустимо. Знание и понимание своих государственных праздников – это вопрос воспитания гражданственности и патриотизма.
Лозунги: «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть», «Ведь я этого достойна» - лозунги вседозволенности.
Нам очень хочется, чтобы научились различать зло, бороться с ним…
«Человек, не умеющий видеть зло, безоружен. Личность выковывается в различении добра и зла, в установлении границ зла. Когда стираются эти границы, личность начинает распадаться» Н. Бердяев.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Дом на песке»
Желаем вам…
Служить, не продавая душу,
Не больше говорить, чем слушать,
И чаще отдавать, чем брать…
Не отвернуться от больного,
Врагу не пожелать худого,
Друзей с опаской выбирать…
Ни денег не искать, ни славы,
Ни в чем себя не мыслить правым
И никого не проклинать….
Не жить по своему хотенью,
Не экономить на терпенье
Ничем другого не смущать….
Поменьше придаваться лени
и не жалеть свои колени,
И соль на сахар не менять…
До судорог не рваться к власти,
Не зариться на чьё-то счастье,
В час испытанья не предать….
В молитве находить отраду,
И не мостить дорогу к аду,
И труса мудрым не считать….
Не помня зла, пойти на встречу,
Сказать слова, какие лечат,
И свысока не поучать…
Свои грехи признать грехами,
Пустое не назвать делами,
В суетах не забыть про мать….
Прощать обыденно и просто,
Скорбей наматывая версты,
По вере жить, не унывать….
Под волей Господа смиряться!
И быть таким, а не казаться
Другой юдоли не желать…
Подай вам, Боже, благодать
ВЕДУЩИЙ рассказ «БРИЛЛИАНТОВЫЕ СЛЁЗЫ»
Появился на свет маленький человечек. Сначала новый мир испугал его, и он заплакал. Это были слезы страха. Потом он узнал родной голос мамы и успокоился. Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на ее улыбку.
Как-то ранним утром он стал разглядывать росинки на цветах, на травинках. Они светились, отражая солнечные лучи. Каждая росинка сама как бы превращалась в маленькое солнце. Это созерцание было так поразительно, что у него самого из восторженных глаз выкатились крохотные росинки-слезинки. Только роса в саду скоро испарилась, не оставив и следа, а его слёзки превратились в маленькие бриллиантики. Они изумительно переливались всеми цветами радуги, будто солнце изнутри озаряло их.
В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец. Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, крылышки у него ещё не выросли.
Мальчуган, еле-еле сам умея ходить, вышел из дома, чтобы помочь упавшему, но когда спустился с крыльца, то увидел облизывающегося чёрного кота, а рядом трепещущие пушинки.
И опять несколько слезинок-бриллиантиков скатились из его глаз. Родители бережно хранили эти сокровища. Иногда они устраивали для себя праздник: доставали бриллианты и любовались ими. Они никому их не показывали, никому не говорили, что их сынок порой плачет обыкновенными слезами — слезами обиды, каприза, а порой — драгоценными. Это была их тайна.
Они боялись, что злые люди похитят их сына и потому ни с кем не давали ему играть, боясь, что тайна будет открыта.
И мама, и папа окружили своё дитя заботой, буквально носили его на руках.
Мальчик вскоре привык к такому царственному почитанию. Ему стало казаться, что весь мир создан для него и все — его подданные. Он привык повелевать, становясь всё надменнее и холоднее. Родители видели, как меняется сын, но уже ничего не могли поделать. Им казалось, что он навсегда разучился плакать даже обыкновенными слезами. Это глубоко огорчало их. Ведь когда-то это был такой чуткий малыш.
Шли годы. Силы родителей иссякали, они старились. Их надежды, что сын будет им помощником и защитой в старости и болезнях, давно растаяли, как утренняя роса. Сын был чёрств и равнодушен ко всем, кроме себя. Он на всех поглядывал свысока, как на рабов, никого не любя, никому не сочувствуя. Сердце его окаменело.
Ни одной слезинки не проронил он, стоя у гроба своего отца. Только задумался о чём-то.
Когда умирающая мать попросила сына дать ей воды, тот поморщился, но принёс. Подавая, он невольно обратил внимание, как её трясущиеся руки никак не могли удержать стакан. Вода из него расплёскивалась, а сам стакан звонко ударялся об её зубы. Он впервые внимательно посмотрел на бугры, которые появились на когда-то нежных руках. Сколько же они переделали работы, заботясь о нём?
И вот теперь эти руки не могут сами даже удержать стакан.
Сын взял его и бережно поднёс к ней.
Она удивлённо и благодарно взглянула на него. Глаза её увлажнились.
Ему пришла мысль, что скоро он останется один на всем свете, и никто в мире больше не будет любить его так, как любила мать.
Он пожалел, что никогда в жизни ничем ни разу не порадовал её, не согрел добрым словом или заботой.
Она жила для него, а для кого жил он? Она была для него матерью, а был ли он для неё сыном?
Вдруг глаза его затуманились, и что-то упало в стакан. Это был маленький бриллиант.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ВЕДУЩИЙ
«Человек, жизнь которого была преисполнена радостями и удовольствиями, к которому близко не подпускали ни одно темное облачко, такой человек весьма мало расположен сочувствовать горю других: оно ему незнакомо и непонятно, он представляет его крайне туманно, в расплывающихся, неопределенных очертаниях, так что подобный образ не производит почти никакого действия на его сердце, не заставляет его сильнее сжиматься и биться».
Сын мещанина. Гаврила Васильевич Рюмин, родился в Рязани в 1752 году. Он рано лишился отца, а вскоре во время пожара сгорело все имущество семьи, и юноша, не имея никакого образования, отправился в город Владимир искать счастья. Там он торговал блинами, оладьями, пирожками. Его смекалку и pacторопность заметили содержатели винных откупов и взяли к себе в помощники. Рюмин проявил большой талант в торговых делах. Рязанский богач П.А. Мальшин приблизил его к себе и вывел на широкую дорогу предпринимательства. Гаврила Васильевич вернулся в Рязань. Занимаясь винной торговлей, он скоро составил большой капитал. В Рязани ему принадлежали небольшой винный завод, до двух десятков винных лавок и небольшой полотняный завод. Владелец 12 тысяч душ крепостных крестьян и миллионного состояния, Рюмин занимался благотворительностью. Он давал деньги на строительство церквей, на ремонт Рождественского и Успенского соборов, на просвещение и на другие цели.
Пережив бедность, Рюмин не забывал трудное время своей жизни и помогал неимущим (среди его крепостных крестьян нищих не было).
Г.В. Рюмин умел не только зарабатывать деньги, но и тратить их с умом и пользой, так, что и людям хорошо было и ему честь, слава и ордена
В отличие от других рязанских богачей, тративших деньги на свои прихоти, Гаврила Васильевич выделял значительные средства на улучшение состояния города, его общественных построек и на разные благотворительные дела.
Жертвовал Рюмин деньги и на все начинания города. Большую сумму дал на капитальный ремонт и обновление обветшавшего Христорождественского собора, который стоит на берегу р. Трубеж, слева от колокольни рязанского Кремля.
Колокольня перед Успенским кафедральным собором, что ныне украшает город, была заложена в 1789 году. При её возведении, пожертвований церковных и горожан хватило на фундамент и первый ярус. Так и стояла недостроенная колокольня до 1816 года, пока Г.В. Рюмин не пожертвовал денег на продолжение строительства. На его средства возвели второй ярус колокольни, и снова её сооружение остановилось до 1832 года.
Проезжая через Рязань Император Николай I. любовался роскошным Успенским собором, молился в нём, но опечалился недостроенной перед ним колокольней и решил пожертвовать на достройку звонницы деньги из казны.
Денег тех хватило на возведение третьего каменного яруса колокольни. А на четвёртый - железный и шпиль с православным крестом денег дал старший сын Рюмина - Николай Гаврилович Рюмин.
В 1840 году колокольня была достроена окончательно. В верхний железный ярус первоначально установили большие часы с благородным боем стоимостью 10 тысяч рублей, которые тоже оплатил Н.Г. Рюмин. Только механизм их оказался не приспособлен к рязанским морозам. Работали часы только весной и летом «при надлежащем уходе».
Николай Гаврилович Рюмин
Николай Гаврилович Рюмин достойно продолжил меценатство отца, не смотря на то, что средств имел куда меньше. Став почётным попечителем Первой Губернской Мужской гимназии (которая располагалась в двухэтажном здании с колоннами на Астраханской улице возле Лыбедского моста) Н.Г. Рюмин в 1833 году выкупил у брата Василия отцовский дом-дворец на склоне овражного парка, (ныне Художественный музей), доставшийся тому в наследство, и подарил его гимназии под Благородный пансион, для проживания детей приезжавших учиться из отдалённых уездов.
Благодарная гимназия в одном из залов Благородного пансиона вывесила портрет своего почётного попечителя. Должность попечителя мужской гимназии Николай Гаврилович занимал 37 лет до самой своей кончины в 1870 году.
А незадолго перед тем, в 1859 году в Рязани открылась женская Мариинская гимназия. В этом городу снова помог Николай Гаврилович Рюмин. Купил каменный двухэтажный дом-особняк с усадьбой на углу Мясницкой и Мальшинской улиц (Горького и Свободы ул.), отремонтировал и подарил рязанским девочкам под женскую гимназию. В этом здании сейчас располагается педагогическое училище.
Внук Гаврилы Васильевича Рюмина достойно продолжил меценатство отца и деда. Эмигрировав в Швейцарию после революции 1917 года, он завещал несколько миллионов франков на устройство университета в Лозанне. В здании университета, построенного на деньги рязанского богача, был установлен его бюст, и в память этого дара одна из улиц Лозанны получила название Авеню Рюмина.
Семья Рюминых является известной семьей благотворителей. Сочувствие, понимание, милосердие касается не просто……
Сегодня не так просто и многие жертвуют, не называя своих имен…..
ВЫСТУПЛЕНИЕ О Рязани
ВЕДУЩИЙ о Рязани
Древний город в самом центре России. Старина все еще живет в нес островками, - где-то они относитльно большие, где-то совсем маленькие. Они – предмет гордости рязанцев.
Мы любуемся колокольней Рязанского кремля, вонзившей шпиль с православным крестом в голубизну неба. Бросаем взгляд на Христорождественский собор в его нынешнем облике. Проходим мимо колонн старинного здания, близ моста через р. Лыбедь, где теперь расположен Политехнический институт, мимо углового двухэтажного cтapинного здания на перекрёстке улиц Горького и Свободы, в котором теперь педучилище. Посещаем старинный дворец Художественного музея на улице Свободы.
Наконец, прогуливаясь по овражным аллеям векового Городского парка в центре города между сторон Астраханской, Свободы и Садовой улиц, или чудом уцелевшего лесного массива на берегу обширного пруда - Центрального городского парка - вряд ли мы задумываемся о том, кому мы, потомки, обязаны многому сохранившемуся, дошедшему до нас из глубины прошлого Рязани, с чьими именами всё это связано. Вспомнить же добрым словом о деяниях живших до нас в городе людей - наш долг перед их памятью.
Без имени
Благотворители Рязанского общества Живаго
История рода Живаго в Переяславле Рязанском начинается со стрельца Иванки Живого, который жил в конце XVI века. С него же ведется и история предпринимательской деятельности семьи Живаго.
Сергей Афанасьевич Живаго (22.09. 1794 -3.08.1866) оставил самый заметный след в истории Рязани.
В 1804 году, как только в Рязани была открыта мужская гимназия, 10-летний Сергей Живаго сразу был туда определен. 28 ноября 1804 года его зачислили в первый класс. Мы не знаем, закончил ли молодой Живаго гимназию, но сам факт учебы купеческого сына в учебном заведении подобного рода в начале XIX века был явлением если и не исключительным, то, во всяком случае, незаурядным.
Заниматься торговлей С.А. Живаго начал в Рязани, а в 1821 году (возможно, и раньше) Сергей Афанасьевич переexaл в Москву. В 1822 году на Тверской, в доме князя Ю.В. Долгорукого он открыл небольшой магазинчик военных вещей. Недалеко от магазина находилась такая же небольшая фабрика "волочильная, меди позолоченной, посеребренной и эполетная". Продукция этой фабрики и продавалась в магазине. Дело пошло хорошо, но Сергей Живаго не спешил разрывать связи с Рязанью, продолжая формально числиться в рязанском купечестве. Так продолжалось в течение почти 10 лет, пока в 1830 году он не записался официально в московские 3-ей гильдии купцы Кошельной слободы, предварительно отделившись от отца и выписавшись из рязанских "купеческих детей".
Можно предположить, что решение окончательно перебраться в Москву было принято в связи с намерением уже немолодого купца жениться. В жены Сергей Афанасьевич присмотрел себе юную Катеньку Москвину, представительницу известного московского купеческого рода. Екатерина Александровна Живаго (1813-1886) была на 19 лет моложе своего супруга. В январе 1834 года у Живаго родилась дочь Елизавета, но недолго она радовала своих родителей. Девочка умерла в младенческом возрасте, после чего детей у Сергея Афанасьевича и Екатерины Александровны к их большому огорчению больше не было.
В последние годы жизни Сергей Афанасьевич - отошел от дел. Его место занял племянник Василий Живаго, сын брата Ивана. Сергей Афанасьевич полюбил Василия "за исполнительность и аккуратность" и, не имея наследников, решил передать 18-летнему юноше свое дело. Василий жил в доме дяди на правах сына. Кроме него в семье Живаго воспитывались две племянницы - дочь покойного брата Семена, Елена Живаго, и дочь умершей в 1839 году в Петербурге сестры Марии, Екатерина Александренко. Обе девочки прожили у заботливых родственников до замужества.
Имя почетного гражданина Рязани С.А. Живаго значилось среди благодетелей Вознесенской церкви Казанского монастыря, на нужды которой он вместе с другими дарителями жертвовал богато украшенные посуду, напрестольные кресты и многое другое.
При рассмотрении общественной деятельности С.А. Живаго нельзя не заметить его большой интерес к различным кредитно-финансовым нововведениям. В 1863 г., с выходом положения об общественных банках, по инициативе С.А. Живаго был создан городской банк в Рязани, получивший имя своего основателя. Банк был создан с благотворительной целью: прибыль должна была направляться на устройство и содержание необходимых городу учреждений, определенных самим Сергеем Живаго. Значение банка в обустройстве города и поддержании его малоимущих жителей огромно. Банк, учрежденный Сергеем Афанасьевичем, не только прославил его имя, но и увековечил фамилию Живаго в истории Рязани. Как свидетельствуют очевидцы, Сергей Афанасьевич очень дорожил своим детищем и в последние годы, будучи серьезно больным, более всего утешался и оживлялся разговорами о рязанском банке.
Потомственный почетный гражданин и московский купец 1-й гильдии Сергей Афанасьевич Живаго скончался 3 августа 1866 года и был похоронен в Покровском монастыре Москвы (район Таганки).
В своем завещании он распорядился, используя прибыли банка, выстроить в городе здание, открыть и содержать в нём ремесленное училище для мальчиков. Ремесленное училище было открыто в 1875 году в огромном новом здании на Полевой улице, которое сохранилось до наших дней. Его воспитанники "выходили в люди", приобретая нужные профессии, и работали потом рабочими, мастерами на заводах, в железнодорожных, слесарных мастерских, чертежниками, помощниками машинистов и т.п. Здесь ежегодно обучалось около 100 подростков. После революции училище продолжало выполнять свои функции, правда, уже на других принципах финансирования и воспитания.
Согласно того же завещания в 1901 году был открыт и содержался на прибыли банка в новом двухэтажном каменном здании на Дворянской (Полонского) улице - первый в городе дом «родовспоможения», а в здании рядом - приют для «несчастнорожденных» младенцев.
Кроме того, банк Сергия Живаго, до 1917 года выдавал пособия бедным рязанским девушкам при выходе замуж. На деньги банка при Казанском женском монастыре в Рязани открыто было четырёхклассное училище для девочек и там же женская больница.
Из пяти сыновей Афанасия Живаго в Рязани остался единственный - Михаил Афанасьевич (6.11.1792 - 21.02.1858). По старшинству он унаследовал дело отца - торговал в отцовских лавках в суконной линии гостиного двора. Состоял в рязанском купечестве 3-ей гильдии.
По семейной традиции Михаил Афанасьевич, как и его предки, состоял в приходе Симеоновской церкви и был более чем прилежным прихожанином. В 1839-1841 годах он избирался старостой этой церкви. Поскольку старостами, как правило, избирали тех, кто более других жертвовал на храм, можно предположить, что пожертвования М.А. Живаго были немалыми. Кроме того, на деньги М.А. Живаго и мещанина В. Харина был обновлен Архангельский собор в рязанском Кремле.
У Михаила Афанасьевича и его жены, Александры Михайловны, было всего двое детей - сын Иван и дочь Александра. Дочь прожила свой век в девичестве.
Иван Михайлович Живаго (1836-1907) достиг больших вершин в области педагогики. Впоследствии его назовут "честью фамилии". В 17 лет он закончил с золотой медалью рязанскую гимназию и, как один из лучших учеников, был занесен на "золотую доску" гимназии. После гимназии юношу зачислили на историко-филологический факультет Московского университета, по окончании которого в ревизских сказках рязанских купцов за 1858 год против его имени была сделана запись "уволен по ученой части", то есть с этого времени Иван Живаго рязанцем уже не значился. Еще студентом Иван Живаго давал частные уроки. В числе его учеников был молодой Рюмин (возможно, сын известного рязанского благотворителя Н.Г. Рюмина). После университета в течение девяти лет он преподавал в разных учебных заведениях, зарекомендовав себя талантливым педагогом-новатором. В 1866 году Общество любителей коммерческих знаний избрало его на должность инспектора (руководителя) Московской Практической академии коммерческих наук. С академией будет связана большая часть жизни Ивана Михайловича Живаго - 30 лет он стоял во главе этого учебного заведения. Организация учебной и воспитательной работы при нем была превосходной. Иван Михайлович отменил наказание розгами, ввел в программу гимнастику и танцы. При нем академия "не знала бед с наглядными пособиями", три ее библиотеки регулярно пополнялись новыми книгами. Больница при академии была оснащена всем необходимым.
Несмотря на сверхзагруженность делами в академии, Иван Михайлович Живаго успевал заниматься наукой: издавал учебные пособия, составлял к ним примечания и словари, делал переводы.
Был он приобщен и к общественной деятельности. Его дядя, Сергей Афанасьевич Живаго, назначил племянника пожизненным почетным директором Общественного городского банка Рязани и почетным попечителем всех благотворительных учреждений этого банка. Помимо этого Иван Михайлович избирался гласным Московской думы и в другие общественные учреждения. Иван Михайлович скончался 4 января 1907 г. и был похоронен рядом с супругой, умершей пятью годами раньше, на кладбище Алексеевского монастыря в Москве.
Четверо сыновей Ивана Михайловича Живаго окончили разные учебные заведения, но остались верны педагогической деятельности отца.
После Михаила Афанасьевича Живаго в гильдейских списках рязанского купечества продолжал числиться самый младший из братьев, Иосиф Афанасьевич Живаго (1.04.1811-3.07.1889). Но купечество Иосифа Живаго было исключительно формальным. На деле И.А. Живаго торговлей никогда не занимался. Средства к существованию, и немалые, давали Иосифу Афанасьевичу ценные бумаги, которые он хранил в различных московских банках и жил на проценты. Первоначальный же капитал, очевидно, был получен им в наследство от отца.
Иосиф отличался от своих братьев не только отсутствием деловой активности, но и особой глубиной религиозного чувства. Он состоял действительным членом Православного миссионерского общества. Опека церквей и разного рода богоугодных заведений была главным делом его жизни. Иосиф Афанасьевич был заботливым попечителем Рязанского ремесленного училища, основанного на деньги брата, Сергея Живаго. Его портрет работы неизвестного художника долго хранился в стенах училища. В своем завещании Иосиф Живаго оставил Рязанскому ремесленному училищу крупную сумму - 26 тысяч рублей, из которых 15 тысяч предназначались на общие нужды училища, 6 тысяч рублей и фамильные иконы - для училищной церкви, 1 тысяча - церковнослужителям той же церкви и 4 тысячи - смотрителям и учителям училища.
Что касается пожертвований И.А. Живаго на рязанские церкви, монастыри и богоугодные заведения, то одно только число этих заведений - а их было семь - говорит само за себя. Суммы в размере от 1 до 5 тысяч рублей были завещаны: Николаевской богадельне при Скорбященской церкви, на содержание и украшение храма Симеона Столпника и в пользу его священнослужителей, Троицкому и Ольговскому монастырям близ Рязани. Пожертвования также завещались городским и общественным учреждениям Рязани, в том числе Рязанскому обществу миссионерства для распространения христианства в Японии, городской управе для выдачи пособий "самобеднейшим жителям ежегодно перед праздником Святой Пасхи" и банку Живаго для выплаты служащим банка вознаграждений перед праздником Пасхи.
Последний раз Иосиф Афанасьевич Живаго записался в рязанское 3-ей гильдии купечество в 1889 году. 3 июля того же года он скончался в возрасте 78 лет и был захоронен в Покровском монастыре Москвы.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ВЕДУЩИЙ рассказ «День ангела» или о престарелых
Врезалась в мою память одна встреча, о которой мне хочется рассказать. Мне пришлось посетить дом престарелых с миссионерской миссией, благотворительным концертом, где выступали мои студенты….
Но уйти сразу из обители печали у меня не
получилось. Просто невозможно было проходить мимо комнат, из глубины которых на
меня глядели обитательницы дома престарелых с детской радостью и выраженным
желанием пообщаться. Беседуя с бабушками (по возрасту приходился им правнуком)
и расспрашивая их о прожитом, я осознавал, как непостижима человеческая судьба,
находящаяся единственно в руках Божиих. А еще меня поражало душевное богатство
сердец, доброта, детская наивность и любовь.
И только через часа полтора, испытывая внутреннее удовлетворение и радость от сознания важности выполненного дела, наконец, собралась я уходить.
Навстречу мне по коридору катилась
небольшая тележка, на которой обычно развозят по палатам еду. Было как раз
обеденное время. Тележку подталкивала очень пожилая женщина, как мне
показалось, лет восьмидесяти, а может быть, и более того. Передвигалась она
неспешно и с великим трудом, то и дело останавливаясь, тяжело и прерывисто
дыша. Судя по халатику, впрочем, опрятному и чистенькому, я понял, что это одна
из насельниц дома престарелых. Небольшого росточка, средней полноты, какая-то
вся кругленькая, она напоминала бы девочку, если бы не совершенно седые волосы.
Лицо ее было очень светло. Мы поздоровались. Я успел заметить выражение
кротости, спокойствия и деловитости одновременно. Старческую немощь выдавало
мелкое дрожание головы и рук. "А вы не были на концерте?" - сразу
спросила я, почувствовав в ней отзыв на взгляд. - "Смотрела, слушала,
очень хотелось поговорить.Ах, очень бы желала, но мне некогда - я должна
покормить моих". - "А кто это ваши?" - "Да лежачие, их
здесь шестеро, а еще две этажом ниже", - отвечала она совершенно спокойно
и кротко. "Что же, их и покормить некому?" - продолжаю с удивлением.
"Кому же кормить, милая моя, персонал поставит тарелку да уйдет, а они,
бедненькие, и руки выпростать из-под одеяла не могут без сторонней помощи. Я и
вызвалась их обедом кормить. Вот какую мне карету доверили", - сказала она
с мягкой и приятной улыбкой, указывая на тележку с тарелками. "Как вы
сами-то себя чувствуете?" - "Слава Тебе, Господи, вот только задыхаюсь
немного; что-то последние две недели совсем тяжко: метр-полтора провезу обеды -
и уже отдохнуть надо, иначе ножки не пойдут. Вы уж простите, меня ждут они.
Дай вам Бог здоровья, спасибо, что не забываете нас".
Кивнув, она двинулась с тележкой дальше, унося любовь в своем сердце.
Эта старушка в простоте и чистоте христианской совести ежедневно совершала подвиг, вовсе не задумываясь о великости дела, на себя возложенного. Гордости и тщеславия у нее вовсе не было. В словах праведницы я не заметила ни намека на осуждение порядков в заведении, бессердечности сестер и тому подобного, просящееся на уста. Она просто забыла себя. А Господь продлевал дни жизни рабы Своей, забывшей и себя, и свои собственные недомогания ради желания подкрепить пищей силы тех, кого она называла "своими". Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Жива ли она еще, эта маленькая старушка? Убеждена, что жива. Любовь сильнее смерти.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Бароны фон - Дервизы
Фон-Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. И фамилия у них была самая простая – Визе, без дворянской приставки «фон». А появилось это «фон» с непременным артиклем «дер» позднее, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии. Так и появились у нас русские дворяне с немецкой фамилией фон Дервиз (Фон-Дервиз).
Павел Григорьевич Фон-Дервиз, как и его предки, родился на юге Рязанской губернии – в городе Лебедянь, в семье директора Гатчинского сиротского института. И начал он свою деятельность с государственной службы, как и его родитель. Но в России начинается новое время, и талантливый, предприимчивый Павел Григорьевич оставляет в 1857 году свое интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. Дело это было новым не только для Фон-Дервиза, но и для всей России. Строились дороги, шли по ним поезда, и их паровозы тянули за собой не только свой состав, но и всю российскую экономику.
Он и его компаньоны задумали построить железную дорогу от Москвы до Саратова, житницы России, на что и была получена в 1859 году лицензия от правительства – с тем, чтобы вести туда дорогу через Рязань, Моршанск с отдельной веткой до Пензы. Но в России разразился биржевой кризис и требуемых денег собрать не удалось. Сторонник всего передового и патриот Рязанской губернии, барон Павел Григорьевич Фон - Дервиз в 1863 году вложил огромный капитал в постройку железной дороги от Москвы до Рязани и одним этим навсегда должен быть памятен рязанцам, которые пользуются этой дорогой до сих пор.
Именно тогда Павел Григорьевич Фон-Дервиз стал председателем правления общества Московско-Рязанской железной дороги. Так его упорство и труды были отмечены и вознаграждены.
Потом были в жизни Павла Фон-Дервиза и другие проекты, другие дороги. Пришло вскоре время, когда его стали называть «русским Монте-Кристо», стали говорить о нем – «богат, как Крез». Он действительно стал одним из богатейших людей России: он имел недвижимость в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имения в Рязанской губернии.
Фигура Павла Фон-Дервиза примечательна не только своим предпринимательским талантом, удачливостью, удивительной успешностью, но и своей трагичностью. Судьба, столь благосклонная к нему в делах, вдруг ударила его в самое сердце, ударила по самому больному. Детей Павла Григорьевича Фон-Дервиза одного за другим поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их. Бросил все, увез их во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, знаменитую виллу Вальрозе, которая сохранилась и поныне. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя.
Но всех своих детей ему спасти не удалось. Его любимице, 16-летней Вареньке, в Германии была сделана операция – и неудачно... Павел Григорьевич решил похоронить ее в склепе Владимирской больницы, которую построил сам, на свои средства и назвал в память одного из своих сыновей, умершего ранее. (Теперь это известная московская детская Русаковская больница.) Но даже и это ему самому сделать не удалось. Он приехал на вокзал и ждал поезд из Германии с телом дочери. Пришел поезд, гроб с телом его любимой Вареньки внесли в здание вокзала. Павел Григорьевич встал, сделал шаг навстречу ему – и упал. Не выдержало сердце...
Его вдова Вера Николаевна целиком отдала себя благотворительности и оставила по себе самую добрую память: организовала сначала один приют, потом – другой, который вырос до гимназии (известная московская «гимназия Фон-Дервиз», что в Гороховском переулке), построила немало домов для вдов и одиноких матерей, где они жили за символическую плату на полном обеспечении, организовала дачу для беднейших учениц петербургских гимназий.
Интересна судьба и двух оставшихся в живых наследников Павла Григорьевича, его сыновей – Сергея и Павла. Первому в момент кончины отца было 24 года, второму – 11 лет.
Старший сын, Сергей Павлович Фон-Дервиз с 1887 до 1900 г. был почётным попечителем 1-ой мужской гимназии в Рязани. На его деньги в 1889-1890 годах был возведён дополнительный корпус гимназии на Астраханской улице (ныне Политехнический институт). Среди её выпускников - имена, которыми гордится Россия: поэт Я.П. Полонский, историк А.Н. Попов, литературовед В.И. Шенрок, светила медицины А.Я. Кожевников, А.И. Поспелов, художник П.М. Боклевский, геолог А.Д. Архангельский. С рязанской гимназией связано имя основоположника космонавтики К.Э.Циолковского.
Преподаватели и ученики 1-й Мужской гимназии положили начало краеведению в Рязанской губернии. До 1917 года краеведческой деятельностью успели позаниматься свыше 200 человек. В стенах гимназии, в местном музее - рождался будущий Рязанский краеведческий музей.
Сергей Павлович, построил на рязанской земле, в п. Кирицы, замечательную усадьбу. К строительству своего дворца он привлек молодого и начинающего творческий путь зодчего Федора Шехтеля (автора проекта здания Ярославского вокзала в Москве). Так он дал ему возможность сделать хороший старт и утвердиться в профессии. Шехтель создал удивительный по красоте и очень своеобразный ансамбль, вне всяких стилей и в то же время очень стильный. И дом, и парк при нем сохранились до наших дней, стали памятниками архитектуры и реставрируются в наши дни. А сохранились они благодаря поистине мистическому совпадению – в 1938 году там был открыт детский туберкулезный санаторий, в котором лечат тот самый недуг, который унес жизни детей Фон-Дервизов.
Деловую эстафету принял у Сергея его младший брат – Павел. Он тоже не готовил себя к деловой карьере – был штаб-ротмистром лейб-гвардии гусарского полка и бравым красавцем.
Выйдя в отставку, Павел Павлович переехал из столицы в Рязанскую губернию, где в Пронском уезде у него было отцовское имение. Там Павел Григорьевич хотел реализовать свои большие планы – построить церковь, конный завод, школу и даже картинную галерею. Но не успел... Теперь в эти владения приехал его сын Павел Павлович.
Вскоре рязанские дворяне избрали его уездным предводителем дворянства и почетным мировым судьей. Там же он учредил гимназию и стал председателем ее попечительского совета, а также почетным смотрителем городского училища. В 1905 году Павла Павловича избирают почетным гражданином города Пронска. Его имение было в числе образцовых, а его конные заводы – едва ли не лучшими в России (их только в одной Рязанской губернии была тогда чуть не сотня). Павел Фон-Дервиз разводил тяжеловозов, верховых и рысистых лошадей, в том числе скакунов арабской, английской и орловской пород, которые закупались казной для полков русской гвардейской кавалерии.
Один из его заводов, Старожиловский, которому в 1995 году исполнилось 100 лет, здравствует и поныне. Фон-Дервизов там помнят: на юбилейные торжества, которые почтили своим присутствием все конезаводчики России, приезжала и дочь Павла Павловича – последняя из этой знаменитой семьи.
Павел Павлович был так же, как его отец, знаменит своими «чудачествами». Вчерашний блестящий гусар, а ныне помещик и крупнейший конезаводчик, которого искренне любили крестьяне и работники, сдал экстерном экзамены за весь курс математического факультета и стал преподавать математику в им же учрежденной гимназии. Последний выпуск рязанская гимназия Фон-Дервиза сделала в 1919 году, когда уже шла Гражданская война в России, а сам Павел Павлович к тому времени носил другую фамилию – Луговой. Как и многие русские немцы, в годы германской войны, он счел непатриотичным носить немецкую фамилию и сменил ее на русскую.
Он, как и отец
, страстно любил искусство – оперу и живопись. В своем самодеятельном театре не только ставил оперы («Евгений Онегин» и другие), но и пел в них главные партии.
Когда начались «эксцессы» всякого рода (все-таки 1919 год), его предупредили об опасности, и он пешком ушел из своего имения. Арестовали его в Петрограде и отправили в Москву, в Бутырскую тюрьму. Там он и погиб бы, как и многие его «братья по классу», если бы за него не вступились бы его ученики. Дело кончилось тем, что сам В.И. Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту.
В 1920 году он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. Одним из курсантов, которые слушали эти лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков.
В конце своей жизни Павел Павлович обосновался в деревне Максатиха нынешней Тверской области, где стал работать сельским учителем. Там же и умер в 1943 году в возрасте 73 лет, до последних своих дней трудясь над собственным учебником математики.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
У К. Ушинского есть рассказ «Слепая лошадь»
Давно, уже очень давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял не морском берегу богатый торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец УСЕДОМ, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.
Уседом был очень богат и жил роскошно; может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно все, что можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и серебре, ходили только в соболях и парче.
В конюшнях Уседома было много отличных лошадей, н не было коня, более быстрого и красивого, чем Догони-Ветер. Никто не смелсадиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.
Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес…
ВЕДУЩИЙ Заставить вот так быть благородным, добрым, сострадательным, уметь не закрываться от чужой боли, чужого горя, - невозможно
ВЫСТУПЛЕНИЕ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,……..
Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.
ДОБРО – МИЛОСТЬ – ЗЛО
Делать добро поспешай.
Доброму делу не кайся.
На свете не без добрых людей.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Милостивому человеку и Бог подает.
Немилостивому мил не будешь.
У кого желчь во рту, тому все горько.
Другие дарители
Купец-пароходчик И.А. Салтыков
Для своей задумки, рязанский пароходчик И.А. Салтыков облюбовал местечко среди густых деревьев на окраине Рюминой рощи, принадлежавшей уже тогда городу. Он построил на свои средства прекрасный больничный комплекс из четырёх двухэтажных корпусов красного кирпича, с высокими потолками в палатах и массой света из удлинённых окон на итальянский манер. Кроме этого были построены и вспомогательные здания. Больница была оснащена первоклассным по тем временам оборудованием. В 1912 году И.Д. Салтыков подарил больничный комплекс родному городу. Рязанцы назвали эту новую больницу «Салтыковской».
8 декабря 1914 года, Салтыковскую больницу в Рюминой роще, где лечились раненые воины, посетил русский Император Николай II и остался очень доволен щедрым подарком Салтыкова городу и высказал своё царское «Спасибо!» вызванному по этому случаю дарителю.
Вскоре после 1917 года, новые городские власти присвоили больнице имя наркома Семашко, никакого отношения к ней не имевшего, а имя истинного дарителя-патриота Рязани было незаслуженно забыто. И только в 2006 году на главном корпусе больницы была установлена мемориальная доска в честь И.Д. Салтыкова.
Петр Алексеевич Мальшин
В бытность свою купец, впоследствии Надворный советник Пётр Алексеевич Мальшин задумал построить богадельню для престарелых солдат-инвалидов. И в начале 1800-х годов построил красивое каменное здание с колоннами на углу Курганской и Малышинской (Маяковского и Свободы) улиц, которое стоит там и поныне. Пожертвовал на строительство и содержание инвалидов 50 тысяч рублей, по тем временам деньги не малые.
На этом его благотворительная деятельность не закончилась, в 1807 году он пожертвовал деньги на возведение красивой, с колоннами по бокам, каменной церкви на Скорбященском кладбище. С тех пор службы в Скорбященской кладбищенской церкви - единственной в городе никогда не запрещались. Храм благополучно сохранился до наших дней. Возле алтаря он и был похоронен в 1821 году, под гранитным памятником с медным распятием. Была церковь, когда строилась, далеко за городом, а теперь оказалась едва ли не в центре Рязани.
Заключение.
Мы упомянули лишь о некоторых рязанских меценатах. Написать обо всех невозможно. Потому что, одни дарители из христианской скромности не желали, чтобы знали их имена и оставались инкогнито. Память о других стёрло время последовавших событий и утрата документов.
В устоявшемся рязанском обществе до 1917 года, распространено было также дарить колокола, иконы и жертвовать драгоценности разным церквям, класть в банки определённые суммы, а проценты с них - завещать как стипендии или премии от имени Дарителя ученикам гимназий. Устраивались благотворительные вечера, концерты, распродажи и лотереи в пользу определённых лиц или начинаний города.
Рязанское купечество имеет богатую историю и уходит корнями в далекое прошлое. За несколько веков существования профессионального купечества в Рязани сложились торгово-промышленные династии. Отдельные фамилии, такие как Рюмины, насчитывали до 8 поколений, занимавшихся предпринимательской деятельностью. Предприниматели инициировали и субсидировали строительство больниц, богаделен, ночлежных домов и прочих необходимых городу заведений. При деятельном участии купечества, а зачастую и по его инициативе, в Рязани были сохранены и отстроены многие историко-архитектурные памятники, большей частью древние соборы и церкви.
А что сделали потомки для сохранения и увековечивания памяти меценатов, подаривших городу больницы, гимназии, училища, церкви и соборы? Практически ничего! В городе нет улиц, которые носили бы их имена. Подаренные здания не только не названы в их честь, но и не имеют мемориальных досок. Мы думаем, что город Рязань только выиграет оттого, что его жители будут знать свою историю и имена предпринимателей - благотворителей. Тогда, может быть, и современные деловые люди начнут вкладывать свои капиталы в родной город.
Когда мы говорим и думаем о русских деловых людях прошлого, будь то Г.В. Рюмин, С.А. Живаго, П.А. Мальшин или П.Г. Фон-Дервиз, мы невольно оглядываемся на жизнь сегодняшнюю. Невозможно уйти от этих сравнений и параллелей – не в пользу, конечно, дня настоящего.
Все они мечтали жить и работать только в России, где, как они планировали, должны были работать их капиталы на благо Отечества.
Интересно, что напишут о наших новейших предпринимателях, которые предпочитают жить за границей, отправлять деньги в иностранные банки?
Надеемся, что история рязанского купечества может являться своеобразным пособием для современных представителей торгово-промышленного мира.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ВЕДУЩИЙ В КОНЦЕ Спасибо, что ваши сердца чутко откликаются на призыв к милосердию и состраданию…. Я очень благодарна вам, что вы внимательно слушали, активно участвовали в беседе.. Мне показалось сегодня, что мы творим что-то вместе, становимся единомышленниками…Необходимо вооружиться любовью…и делать добрые дела.
Когда горит костер, никакая мошкара к нему не приблизится. Но стоит ему погаснуть, как полчища комаров обрушиваются на тебя и ничем от них не отбиться. Так и в человеке: когда в сердце его огонь — все мелкое, личное отступает”.
Любовь к отдельному человеку перерастает в любовь ко всем людям, к обществу, к государству. Человек любящий готов сострадать людям, переживать чужое горе, чувствовать боль другого человека. А Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости….
Во славу Божию – так говорят православные.
ВЫСТУПЛЕНИЕ О любви????
Многие
многого ищут в этой земной и скоротечной жизни. Одних манит слава и
человеческое признание, других - деньги и власть над людьми, третьи упоены
собственной телесной красотой и питают ею ненасытимую гордость своего сердца.
Но хотим мы этого или нет, дни земной жизни очень скоро иссякнут, словно вода,
пробежавшая меж пальцев. Как исчезает воспоминание о стаявшем снеге и как не
задерживается в ушах шум опавших листьев, унесенных осенним ветром, так душа,
приближающаяся к исходу, не найдет ни опоры, ни утешенья в том, что было и что
прошло. Страшно, други мои, предстать пред лицем Вечности с пустотой в сердце,
когда все земные приманки и удовольствия окажутся зияющей темной ямой, влекущей
в свои бездонные недра душу, подавившую в себе при жизни на земле жажду правды
и голос святого состраданья! За что зацепиться тогда, где найти точку опоры?
"И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя
ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей".
Дела любви, свершаемые во имя Господа Иисуса
Христа, и составляют подлинную пищу души, уже здесь, прежде кончины, даруя ей
благодать Божию. Когда мы будем умирать, единственно о чем пожалеем, так это о
том, что мало любили, не были столь щедры на милость, как подсказывала нам
совесть. Посему, дорогие, у нас просто нет времени искушаться гордыней или
унынием! Сейчас осталось время только на молитву и дела Христова милосердия.
ВЕДУЩИЙ Нам даровано
Богом умножать в этом мире любовь, черпая силы у Источника любви - Христа
Спасителя. И не о великих делах подобает думать, а о самых маленьких и, с
первого взгляда, незначительных. Единая улыбка, добрый приветливый взор, малое
слово ободрения и утешения - уже дело пред Господом! Удержись от раздражения,
побори леность, послужи близкому человеку, не ответь холодным отказом на его
просьбу, но исполни ее, сказав в ответ на благодарность: "Слава
Богу". Здание спасения души строится из маленьких кирпичиков делания добра
во имя Христа. Что для цветка солнечный свет, а для рыбы - вода, то для нас
сострадание и дела милости. У англичан есть такая пословица: "Милосердие
начинается дома". Иногда мы ищем добрых дел на стороне, проявляем
сердечность и участливость к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но
лакмусовой бумажкой, по которой можно тотчас определить качественность
свершаемого добра, служит наше отношение к домашним. Как трудно, оказывается,
постоянно творить добро тем, кто живет с нами бок о бок!
Научись жить дома так, чтобы ни у кого из
домашних не возникало ни огорчения, ни обиды на тебя. Вот это добро! Будь для
них как мягкий воск, на котором отпечатлеваются все их разумные веления,
просьбы и желания. Вот это добро! Будь как солнышко, чтобы каждого согреть,
умягчить, ободрить, окрылить. Вот это добро! Почувствовав вкус к свершению
маленького добра, мы мало-помалу начнем забывать о своем плохом настроении, о
личных нестроениях, станем проще и чище, спокойнее и радостнее.
Пусть отдам мою душу я каждому,
Тот, кто голоден, пусть будет есть,
Наг – одет, и напьется пусть жаждущий,
Пусть услышит неслышащий весть.
От небесного грома до шёпота,
Учит всё – до копейки отдай.
Грузом тяжким священного опыта
Переполнен мой дух через край.
И забыла я – есть ли средь множества
То, что всем именуется – я.
Только крылья, любовь и убожество,
И биение всебытия.
Мать Мария (Кузьмина-Караваева)
Были такие деревенские работы, которые сплачивали, учили взаимовыручке и поддержке, вызывали к жизни такие человеческие качества, как милосердие, великодушие, отзывчивость, совестливость.
К ним относилось оказание помощи соседям, односельчанам, оказавшимся в трудном положении, погорельцам, сиротам, вдовам, одиноким старикам, семьям рекрутов и т.п. Пострадавший, например от пожара крестьянин обращался к «миру» с просьбой помочь построить избу, и общество обязательно откликалось: сообща заготавливали для стройки бревна в лесу, вывозили их и ставили дом. Больному хозяину, не сумевшему вовремя заготовить семена, могли собрать их для посева по лукошку со двора, обработать землю и посеять.
Такая форма взаимопомощи называлась помочью. ……..
Виды помочей.
Вздымки – возведение сруба;
Печебитье – складывание глинобитной печи;
Супрядки – это прядение их шерсти, льна, конопли женщинами и молодыми девушками.
Организовывались супрядки и как поочередные помочи, когда собирались то в одной, то в другой избе.
Толока льна – преимущественно девичьи и женские помочи, в которых могли участвовать и молодые парни. Всю ночь работали с песнями, а днем хозяин угощал их обедом.
Было еще много поводов для помочей: распашка, сеновницы, дровяницы, капустницы – при засолке капусты и др……
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:
ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ???
В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.
И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.