Сценарий
литературно – музыкальной композиции,
посвященной 75 – летней годовщине Великой Победы
"И песни тоже воевали…"
Ведущий 1.
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Вас – 30 миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Нет, не исчезли вы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям…
Останетесь вы вечно молодыми,
И будете вы сниться матерям.
Ведущий 2.
Песня военных лет... Вместе с Отчизной
она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и
задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с
воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила
вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод
и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой, они
и стали разящим оружием.
Песни помогали народу выстоять и победить. И помогли! И
победили! Прошли годы. Страна залечила военные раны, но песни военных лет
звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели. Они и сегодня в
строю. Сколько их — прекрасных и незабываемых! И у каждой своя история, своя
судьба.
1.Песня «Последний бой»
Ведущий 1.
Эта
песня была написана Михаилом Ножкиным во время съемок фильма «Освобождение»,
где Ножкин исполнил роль командира штурмовой роты.
Первый фильм киноэпопеи вышел на экраны в 1969 году. Когда снимали фильм
«Освобождение», Михаил Иванович вспомнил, как во время войны жил во дворе
Яузской больницы, одной из старейших в Москве. Всю войну там располагался
госпиталь, он выступал перед ранеными.
Ведущий 2.
«Меня ставили на табуретку, — рассказывает Михаил Иванович, — я
читал стихи, пел народные песни, частушки, плясал. Помню, как чья-то рука вдруг
протягивала мне кусочек сахара или хлеба. И помню прекрасно эту огромную
востребованность песни. И двор наш пел, и семья пела, и страна пела. И люди
говорили о чем угодно, только не о войне, хорошие, светлые люди. Как-то так
получилось, просто вспомнил вот этих ребят в госпитале, и написал:
Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой,
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.
2. песня «Катюша»
Ведущий 1.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. А история песен – это часть истории нашей Родины. Воевал весь народ – воевала и песня.
Авторов «Катюши» композитора Матвея Блантера и
поэта Михаила Исаковского познакомил московский литератор Василий Александрович
Регин. Он же попросил их написать песню для первого номера вновь появившегося
журнала. «Возвращаемся мы с Исаковским из редакции, - вспоминал позже Блантер,
- В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра,
которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по
его словам, кажутся ему музыкальными:
Ведущий 2.
Расцветали яблони и
груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой...
Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью,
чистотой и, пожалуй, танцевальностью, - я почувствовал ее в игре ударений «на
берег», «на высокий берег». И начинаю про себя напевать». Мелодия песни была
написана композитором в 1938 году, однако слова для «Катюши» ограничивались
первыми восьмью строчками. «А песня для программы между тем была очень нужна, -
рассказывал позже композитор. - Дирижер нашего оркестра, Виктор Кнушевицкий
постоянно напоминал мне об этом, поэтому я не раз приезжал в Ялту и приставал к
Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь
исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строки, ставшие впоследствии
«Катюшей»...
Ведущий 1.
Тематику песни Михаил Васильевич Исаковский объяснил так: «Может быть, стоит сказать хотя бы вкратце, почему я включил в песню бойца-пограничника, которого Катюша любит и ждет, которому она дает наказ зорко беречь родную землю. Дело в том, что время тогда было все-таки тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, не только предчувствовали, но, в известной мере, уже переживали ее: ведь в 1938 году еще полыхало пламя войны в Испании, В том же году Красная Армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан, не очень спокойно было и на западных наших границах. Вот почему тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была самой важной, первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне».
Ведущий 2.
Впервые «Катюша» прозвучала в Колонном зале Дома союзов осенью 39-го. Первой исполнительницей песни стала двадцатидвухлетняя солистка Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого Валентина Батищева. И в первый же вечер ей пришлось исполнять «Катюшу» на бис. А после концерта с той же программой в Большом зале Московской консерватории песня Блантера и Исаковского в исполнении Валентины Батищевой была записана на грампластинку. Вскоре «Катюшу» подхватили и запели и другие исполнители - Георгий Виноградов, Лидия Русланова. Вера Красовицкая, а вслед за ними - профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли. В годы войны «Катюшей» называли грозный ракетно-реактивный комплекс, наводивший ужас на войска вермахта.
Ведущий 1.
«Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.
А вот какая история произошла с песней «Катюша» композитора Матвея Блантера. Однажды бойцы, воевавшие под Новороссийском, услышали, что недалеко от них во вражеских окопах звучит песня: патефон играл «Катюшу». Наша песня у фрицев? Не дадим песню в обиду – решили бойцы. Поздно ночью группа храбрецов пробралась во вражеские окопы, перебила охрану, захватила патефон с пластинками и возвратилась назад, прихватив несколько пленных.
Песня «Катюша» во время Великой Отечественной войны песня так полюбилась солдатам, что была не только олицетворением верной девичьей любви, но и именем Катюша было названо новое грозное оружие.
3.Песня «Синий платочек».
Ведущий 2.
Песня была написана в 1939 году поэтам Яковом Галицким и композитором Еже Петербургским. Необычна судьба песни с двойным рождением – «Синий платочек».Мы часто удивляемся, когда читаем имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случилось так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз.
На одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М. Галицкий отметил одну мелодию. Её играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Музыка так понравилась Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать знаменитые строки. Стихи понравились и композитору, а на последующих концертах «Синий платочек» уже звучал в исполнении солиста оркестра Станислава Лендау. Песне предстояла долгая жизнь. В те годы её пела популярная певица Е. Юровская, которая и записала эту песню на пластинку.
Ведущий 1.
В годы войны эта песня стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца. Песня-символ имела в военное время несколько вариантов. Например, в начале войны пели:
22-го июля, ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Ведущий 2.
Но самым популярным стал вариант фронтового «Синего платочка» в исполнении народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко. Это и считается вторым рождением песни. Автор стихов возрождённого варианта «Синего платочка» - литсотрудник газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Александрович Максимов. Написать новый текст песни Максимову предложила К. Шульженко, а напечатаны эти стихи были в газете «За Родину». И она появилась. «Синий платочек» стала самой любимой песней военных лет.
4.песня "Темная ночь"
Ведущий 1.
В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа.
5. Песня «Баксанская »
Ведущий 2.
«Баксанскую» сочинили альпинисты в 1943 году на Кавказе. На Кавказе шли боевые действия, и альпинисты выполняли приказы по разведке, наблюдению за движением немецких войск. Одним из драматических эпизодов в деятельности военных альпинистов была эвакуация полутора тысяч жителей из зоны боевых действий через перевал Бечо. Перешли через перевал все – здоровые и больные, женщины с маленькими детьми, старики с внуками… Никто не погиб и не травмировался.
Ведущий 1.
На стороне гитлеровцев воевали альпинисты, многие из которых до войны бывали в СССР, совершали восхождения на Кавказе вместе с советскими спортсменами. В августе 1942 года немецкие офицеры, имевшие опыт довоенных восхождений на Эльбрус, установили на двух вершинах этой горы фашистские флаги и штандарты. Этот факт был широко разрекламирован немецкой пропагандой, было сделано кино, далекое от реальности: якобы немецкие супермены по дороге на вершину побеждают русские полчища, а на вершине позируют с обледеневшими усами и покрытыми инеем бровями (хотя в августе на Эльбрусе не бывает морозов).
Ведущий 2.
Для советских людей немецкие флаги на Эльбрусе были позором и кощунством, и среди альпинистов было много добровольцев, желавших сбросить с вершины Кавказа вражеские флаги. Но немцы заминировали три подъема и удерживали стратегические высоты, простреливая все долины и ущелья. Четвертую сторону фашисты не смогли заминировать, так как им не удалось преодолеть тяжелейший подъем по совершенно отвесным скалам.
В январе 1943 года группа советских альпинистов получила приказ подняться на Эльбрус, убрать немецкую символику и установить советские флаги. Это задание было встречено с радостью, приказ был выполнен. Условия восхождения были сложными: зима, угроза лавин, снежные бураны. Путь через Крестовый перевал, подход к Эльбрусу, восхождение, вынужденная остановка во время непогоды, само восхождение и спуск заняли 20 дней, с 29 января по 17 февраля.
В этом восхождении, «по дороге», ребята сложили песню, которая ныне известна Баксанская.
Ведущий 1.
Когда до вершины оставалось несколько десятков метров, началась страшная метель с порывистым ветром. Идти дальше было невозможно. Случайно увидели небольшой уступ, площадку, на которой можно было переждать непогоду. Три дня они сидели среди снегов и льда. Чем они занимались? Сочиняли песню. И писали письмо тем, кто будет жить после Победы. Когда метель утихла, они выполнили задание, поднявшись на вершину Эльбруса и установив там наш красный флаг! Там они оставили записку, засунув ее в гранату с вынутым запалом, и пообещали, что кто-то вернется за ней после войны.
Вот эти герои: Анатолий Грязнов, Любовь Каратаева, Николай Персиянинов, Георгий Сулкавидзе, Николай Моренец. И дата, 17 февраля, стала знаменательной, праздничной для участников восхождения. Они потом собирались 17 февраля много лет.
6. Песня «Смуглянка»
Ведущий 2.
Слова этой песни поэт Я.Шведов сочинил в 1926 году и посвятил их легендарному Г. И. Котовскому, герою гражданской войны. В 1940 году Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди которых и «Смуглянка». В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.
Ведущий 1.
Эта песня впервые прозвучала в кинофильме "В трудный час", посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву.
И все же прошли долгие годы, прежде чем песня приобрела поистине всенародную популярность и ее запела вся страна. Произошло это незадолго до 30 - летия Победы, после выхода фильма «В бой идут одни «старики». С тех пор «Смуглянка» часто звучит по радио и телевидению, а летчики ее считают своим неформальным гимном.
7. Песня «Первым делом, самолеты».
Ведущий 2.
На войне солдаты пели и веселые, шуточные песни. В репертуаре фронтовых агитбригад, состоящих из артистов, певцов, танцоров декламаторов были разные номера самодеятельности, чтобы поднять боевой дух советских воинов. Вот один из таких сатирических номеров.
Ведущий 1.
Рассказ рядового Власова Петра о том, как он «языка» брал.
- Рассчитываю на помощь товарищей бойцов. Как только я поднимаю вверх правую руку, вы все дружно говорите: «Ну, а ты?». А когда левую, вы спрашиваете: «Ну, а он?» ---порепетируем!
Вот сижу я, значит статься,
Под покровом темноты.
Слышу – шорох, вижу, братцы, -
Немец лезет…(Ну, а ты?)
Ну а я, конечным делом,
Притаился меж сосен.
Белый снег, и я весь в белом,
Жду гадюку… (Ну, а он?)
Ну а он ползет по лесу.
Только вижу я, братки,
Много в том фашисте весу,
Как бугай он... (Ну, а ты?)
Ну а я по весу – муха,
Как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха!
Как с ним сладишь?.. (Ну, а он?)
Ну а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом,
Подползает… (Ну, а ты?)
Тут меня и осенило,
Взял я вбок одним прыжком
И на фрица - великана
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт! – кричу. – Не то стреляю!
Ходу, чертова душа!» –
И к затылку приставляю
Свой заветный Пэ-Пэ-Ша.
(Ну, а он?) Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец,
И повез меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Запотел, кряхтит, кривится,
На груди гремят кресты…
(Ну, а ты?) Несусь
на фрице,
Не версту, а целых три…
(Ну, а он?) Бормочет что-то:
Дескать, выдохся, капут…
(Ну, а ты?) Кричу:
«Работай!»
Отдохнешь, мол, да не тут.
Ох уж утром было смеху! –
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.
Ведущий 2.
В 1944 году, когда уже было понятно, что победа не за горами,
от правительства СССР поступил указ: «Срочно снять весёлый, радостный фильм о
наших доблестных
воинах». За создание такого фильма взялся режиссер Семен Тимошенко. Фильм
«Небесный тихоход» о трёх боевых друзьях, лётчиках – истребителях. Именно там
прозвучала песня «Первым делом – самолёты», которую сочинили композитор
В.П.Соловьев – Седой и поэт А.И.Фатьянов.
8. Песня «Казаки в Берлине».
Ведущий 1.
Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту.
Вдруг послышался цокот копыт, Это были казаки из кавалерийской части генерала Л.Доватора, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.
Ведущий 2.
Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз регулировщица преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев.
И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:
- Давай, конница! Не задерживай!
Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: "Рысью!".
Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке. За работой регулировщицы наблюдал военный корреспондент Цезарь Солодарь. Через два часа он улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни:
Ведущий 1.
По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки...
Распевает верховой:
"Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки..."
В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассам, которым они очень понравились. По их предложению стихи были "усилены" лихим припевом:
Казаки, казаки!
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня "Казаки в Берлине" была написана за один день — 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся наша страна.
9. Песня «Шел казак на побывку домой».
Ведущий 2.
Куда только не забрасывала судьба казака — воина, защитника отечества! После победы появилось множество песен о казаках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Среди этих песен особенно полюбилась людям песня «Шел казак». Даже в наше время её любят петь и взрослые, и дети. В народе она считается русской народной песней. А сочинили эту песню композитор Михаил Фрадкин и поэт , донской казак и друг М.А.Шолохова, Анатолий Софронов.
Ведущий 1.
И особенно любимы в народе песни на стихи Анатолия Софронова, многие из которых стали по-настоящему народными: «Шумел сурово брянский лес…», «Расцвела сирень-черёмуха в саду…», «Краснотал», «Ростов-город, Ростов-Дон…», «Дай руку, товарищ далёкий…», «При долине куст калины…», «Еду, еду я по свету…». Многие профессиональные и народные исполнители не подозревают, что популярная «народная казачья» песня «Шёл казак на побывку весной…» («Казак») появилась на свет после войны, в 1946 году, стихи написал Анатолий Софронов («Через мост»), а музыку Михаил Фрадкин.
9. Песня «От героев былых времен ».
Ведущий 2.
Первое название песни композитора Рафаила Хозака и поэта Евгения
Аграновича – «Вечный огонь». Но, как это часто бывает, замечательную песню люди
запоминают по её первым строчкам:
От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой…
Отсюда и второе название данной песни «От героев былых времён». Впервые песня
прозвучала в фильме «Офицеры», снятом в 1971 году режиссёром Владимиром
Роговым. С момента выхода на экран замечательный фильм стал для нескольких
поколений советских людей культовым и значимым, как и сама песня.
Ведущий 1.
Фразу «Есть такая профессия – Родину защищать!» создателям фильма подсказал министр обороны СССР маршал А.А. Гречко.
Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.
Ведущий 2.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Так важно, чтобы дети
Об этом помнили, как мы!
Мы победили всех когда- то,
И поражений в прошлом нет.
Но, отмечая День Победы,
Мы новых не хотим побед.
Такой большой была цена…
России не нужна война!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.