Сценарий открытого урока по русскому языку для обучающихся СПО по теме "Основная мысль текста. Абзац".
Оценка 4.8

Сценарий открытого урока по русскому языку для обучающихся СПО по теме "Основная мысль текста. Абзац".

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
русский язык
9 кл—11 кл
30.10.2020
Сценарий открытого урока по русскому языку для обучающихся СПО по теме "Основная мысль текста. Абзац".
Сценарий открытого урока для обучающихся 1 курса СПО по программе 10 класса. В материале подробно описаны этапы работы, даны тексты и упражнения для отработки знаний.
Открытый урок. Абзац.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ  «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока  к проведению предметной недели по дисциплине: русский язык

«Основная мысль текста. Абзац как метод смыслового членения текста»

 

 

Составитель: Куварзина В.В.

Преподаватель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2018.

Технологическая карта урока.

 

Составитель: Куварзина В.В., преподаватель русского языка и литературы.

Предмет: «Русский язык»

Тема: «Основная мысль текста. Абзац как метод смыслового членения текста»

Цель занятия: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации понятия основной мысли текста, абзаца и его функций.

Дидактические задачи: дать определение понятиям «тема», «основная мысль», «абзац»; выделить признаки текста и систематизировать их; проиллюстрировать на примере разных учебных дисциплин важность выделения основной мысли текста; выполнить разделение текста на смысловые части путем членения на абзацы, дать характеристику каждой из частей; систематизировать полученные знания.

Воспитательные задачи:  пробудить интерес к самостоятельному решению задач; пробудить любознательность к изучению текстов на различные тематики; развивать инициативу самостоятельного создания устных и письменных текстов.

Развивающие задачи: Закрепление навыков самостоятельной работы с текстами  на этапе формирования и систематизации знаний; формирование умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планируемые результаты

Предметные:  представление об основных функциях основной мысли текста и абзаца; проведение различных видов анализа текста; освоение основных научных знаний о тексте, понимание взаимосвязи его уровней и единиц – темы, основной мысли, абзаца.

Личностные:  понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком.

Метапредметные:  понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

 

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид занятия:  беседа, дискуссия, практикум.

Методы и приемы обучения:

 1.  Словесные  - беседа, дискуссия, обсуждение

 2.  Наглядные – презентация, раздаточные материалы

 3.  Практические  - самостоятельная работа

 

План учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время, отводимое на этап

Этап целеполагания: постановка целей и задач урока.

8 минут

 Этап актуализации знаний, умений, навыков.

8 минут

 Этап освоения нового (исследовательский этап).

9 минут

Этап закрепления знаний, умений и навыков  (этап фиксации).

15 минут

 Этап диагностики  и рефлексии.

5 минут

Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование).

 

5 минут

Итого:

45 минут

 

Ход учебного занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методы и средства

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап целеполагания: постановка целей и задач урока.

Высказывание:

Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино. Плутарх.

Согласны ли вы с этим утверждением? А как вы думаете, с точки зрения языка, из чего состоит беседа, чем она является? Текстом. Письменный или устный – текст существует в любом виде. Правильный и грамотно выстроенный текст помогает говорящему достигнуть очень и очень много. Мы изучали такое понятие, как текст. А теперь нам необходимо изучить основные составляющие этого понятия.

Посмотрите на доску.
Когда-то в 5 классе вы писали изложение по этому тексту. Помните ли вы его? А можно ли  вообще назвать его текстом в таком виде? И почему?
Чтение вслух, обсуждение.

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия... Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

 

Давайте вспомним и выделим признаки, без которых у нас не получится полноценного текста.
Связность и цельность. В данном тексте имеется явное нарушение связи. Композиция – в тексте перемешаны между собой начало, основная часть и конец. 

Давайте построим текст верно, соблюдая все его признаки.

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли. 

 

Все мы сдавали ОГЭ или ЕГЭ. И в заданиях определенного типа нас учили выделять что? (тему и основную мысль текста). Подумайте и сформулируйте тему и мысль получившегося у нас текста.

Этап освоения нового (исследовательский этап).

Заметили, что вы формулируете немного по-разному? А почему? В чем разница между темой и основной мыслью?

Записываем определения

Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Подчеркните в определении основной мысли ключевые слова. Что вы подчеркнули?

Вернемся к нашему «неправильному» рассказу о шкатулке. Подумайте, что еще мешает точному восприятию текста? Чего не хватает даже в нашей исправленной версии?

 

Заметим, что именно ключевые слова часто помогают нам в формулировании основной мысли текста.  Подумайте, где в техникуме вам необходимо четко выделить основную мысль текста? Чаще всего на занятиях. Мы постоянно сталкиваемся с этим на уроках литературы. Но на самом деле, независимо от изучаемой дисциплины, основная мысль любого текста помогает его пониманию и запоминанию.  Убедимся в этом на примере.

Этап закрепления знаний, умений и навыков  (этап фиксации).

На каждый ряд дается по тексту из учебных пособий по разным дисциплинам (физика, биология, история). Попробуйте подчеркнуть ключевые слова данных текстов и сформулировать основную мысль, а также определить название дисциплины .

Механическим движением называют изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. В этом определении ключевой является фраза «относительно других тел». Каждый из нас относительно какой-либо поверхности неподвижен, но относительно Солнца мы совершаем вместе со всей Землей орбитальное движение со скоростью 30 км/с, то есть движение зависит от системы отсчета.

Система отсчета – совокупность системы координат и часов, связанных с телом, относительно которого изучается движение. Например, описывая движения пассажиров в салоне автомобиля, систему отсчета можно связать с придорожным кафе, а можно с салоном автомобиля или с движущимся встречным автомобилем, если мы оцениваем время обгона (рис. 1).

 

Органоиды клетки, участвующие в процессе клеточного дыхания и запасающие для клетки энергию в виде АТФ (т. е. в такой форме, в которой энергия доступна для использования во всех процессах клетки, требующих затрат энергии), имеют название «митохондрии». Митохондрии встречаются практически во всех клетках эукариот, за исключением некоторых паразитических простейших и эритроцитов млекопитающих. Количество митохондрий в клетке варьирует от единиц (сперматозоиды, некоторые водоросли и простейшие) до тысяч. Особенно много митохондрий в тех клетках, которые нуждаются в больших количествах энергии (у животных — клетки печени, мышечные клетки). Чаще всего митохондрии имеют шарообразную, овальную или палочковидную формы, но у некоторых грибов описаны гигантские разветвленные митохондрии, в нейронах — нитевидные митохондрии.

 

Общественный строй.

 В середине I тыс. н. э. восточные славяне жили родовыми общинами. Общинники совместно владели землей, сообща трудились, вся продукция, созданная ими, была общей и делилась поровну между всеми родичами. Роды объединялись в племена, а те, в свою очередь, в племенные союзы. Важнейшие вопросы общественной жизни – объявление войны и заключение мира, выбор старейшин и князя – решало вече (собрание) племени. Старейшины распределяли землю среди соплеменников, разбирали тяжбы, председательствовали в народных собраниях. Наряду с обще племенным ополчением существовала дружина, состоявшая из молодых, крепких воинов. Во главе дружины и общеплеменного ополчения стоял князь, которым становился самый удачливый, храбрый и мужественный воин. 

Давайте сделаем вывод. Почему так важно в любой сфере уметь выделить основную мысль текста?

Этап освоения нового (исследовательский этап).

Вернемся к нашему «неправильному» рассказу о шкатулке. Подумайте, что еще мешает точному восприятию текста? Чего не хватает даже в нашей исправленной версии?

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли. 

 

Правильно, абзац. Запишем определение абзаца и выделим ключевые слова.

Абзац – это композиционно-стилистическая единица, которая является важным стилеобразующим средством. Абзац служит для перехода от одной микротемы к другой. Каждый абзац дает какую-либо новую информацию о развитии действия, о характеристике героев, уточняет ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

Теперь расставим абзацы в нашем тексте.

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.     Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли. 

 

Проверим, какие у нас получились микротемы. 1 абзац – говорится о пробуждении от какого-то звука, мелодии.

2 абзац – понимание того, что мелодия льется из шкатулки. Объяснение.

3 абзац – игра щкатулки.

4 абзац – шкатулка больше никогда не заиграла вновь.

 

Разделив текст на абазцы, что мы получили?

Этап закрепления знаний, умений и навыков  (этап фиксации).

 

Поработаем самостоятельно. Перед вами большой и сложный текст. Сможете ли вы разделить его на абзацы, выделить микротемы, подчеркивая ключевые слова и сформулировать основную мысль текста? Выполните задание письменно.

 

 

Рассеянность

У каждого из нас есть черты, которыми лучше не хвалиться. И все-таки не будем слишком строги к себе и к другим. Поговорим, например, о рассеянности. В рассеянном человеке ничего не держится прочно: все, что ни попадет в него – знания, манеры поведения, договорённость, цели, - всё в течение короткого времени вываливается через какие-то невидимые дыры. Иногда удивляешься, как такой человек не потеряет где-нибудь своей ноги или руки, и, возможно, у очень рассеянных людей бывают и такие потери. Рассеянность доставляет немалые хлопоты своему владельцу и досаждает окружающим. Однако каковы внутренние истоки этого душевного состояния? Рассеянный человек концентрирует внимание на движении собственных мыслей и ослабляет контроль за внешним поведением, вследствие чего и попадает впросак. И хотя в повседневном общении рассеянные далеко не всегда доставляют неприятности другим, но люди, как правило, не склонны спокойно относиться к проявлениям рассеянности. И напрасно. С рассеянным легко найти общий язык благодаря тому, что они лишены мелочной пунктуальности и легко прощают другим мелкие прегрешения. Они отходчивы. Они не могут долго сердиться, поскольку внимание к тому, что вызвало их гнев, скоро рассеивается, и человек успокаивается. Учитывайте плюсы и минусы рассеянного человека, и его общество будет не обременительным, а весьма приятным.

Этап диагностики  и рефлексии.

Что нового вы узнали об основной мысли текста и абзаце?

Чему научились?

Как эти знания пригодятся вам?

Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование).

Домашнее задание – составить небольшой текст, записать его в тетрадь, разделив на абзацы про себя (не прописывая в тексте). Под текстом необходимо прописать пункты :

Количество абзацев

Ключевые слова

Основная мысль текста.

Ваш сосед по парте при проверке задания заполняет эти пункты и карандашом разделяет текст на абзацы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний

Этап целеполагания: постановка целей и задач урока

Этап целеполагания: постановка целей и задач урока

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли

Механическим движением называют изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени

Механическим движением называют изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени

Давайте сделаем вывод. Почему так важно в любой сфере уметь выделить основную мысль текста?

Давайте сделаем вывод. Почему так важно в любой сфере уметь выделить основную мысль текста?

Разделив текст на абазцы, что мы получили?

Разделив текст на абазцы, что мы получили?

Домашнее задание – составить небольшой текст, записать его в тетрадь, разделив на абзацы про себя (не прописывая в тексте)

Домашнее задание – составить небольшой текст, записать его в тетрадь, разделив на абзацы про себя (не прописывая в тексте)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020