Сценарий открытого урока в 5 классе "Водные экосистемы. Виды водных экосистем, их характеристики"
Оценка 4.8

Сценарий открытого урока в 5 классе "Водные экосистемы. Виды водных экосистем, их характеристики"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
05.03.2023
Сценарий открытого урока в 5 классе "Водные экосистемы. Виды водных экосистем, их характеристики"
Сценарий открытого урока в 5 классе "Водные экосистемы. Виды водных экосистем, их характеристики"
открытый урок.docx

Автор: О.И. Косолапова, учитель биологии

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА В 5 КЛАССЕ

«УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»

Тема урока: «Водные экосистемы. Виды водных экосистем, их характеристики»

Цель: изучить многообразие водных экосистем.

Задачи:

Образовательные:

ü  Продолжить формирование знаний об экологическом разнообразии на примере рассмотрения естественных водных экосистем.

ü  Показать значение естественных водных экосистем для природы и человека.

Развивающие:

ü  развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам, творческие способности;

ü  продолжить формирование информационной компетентности.

Воспитательные:

ü  осуществлять экологическое воспитание школьников на основе рассмотрения ценности естественных водных экосистем, роли человека в сохранении экологического разнообразия.

Тип урока: урок-семинар.

Подводка к теме урока:

Сегодняшний урок хочу начать с чтения стихотворения Марии Левитман:

Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,

И крыша нам над головой - суть купол небосвода.

А весь большой и старый дом битком набит жильцами,

И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.

Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,

Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.

Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.

Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.

Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.

Быть может, он порой для нас - спасательная служба.

Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,

С ним есть чем поживиться.

Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

Сегодня мы с вами проведём увлекательный урок и познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами, глядя на экран.

- Водная экосистема, совершенно верно.

Давайте вспомним, а что такое экосистема? (совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования.)

А водной называется экосистема, для которой естественной средой обитания является вода. Именно она определяет уникальность той или иной экосистемы, видовое разнообразие и ее устойчивость.

Записываем тему сегодняшнего урока “Водные экосистемы”

А что собой представляет водная экосистема?

Водная экосистема - экосистема в водной среде (записать).

В водных экосистемах обитают скопления организмов, зависящих друг от друга и от их среды обитания.

Главные факторы, которые влияют на водную экосистему:

1.     Температура воды

2.     Ее химический состав

3.     Количество солей в воде

4.     Прозрачность воды

5.     Концентрация в воде кислорода

6.     Доступность питательных веществ (записать)

 

Компоненты водной экосистемы делятся на два вида: абиотические (вода, свет, давление, температура, состав почвы дня, состав воды) и биотеческие. Биотика, в свою очередь, разделяется на следующие подвиды: продуценты и редуценты. А кто мне скажет, что такое продуценты? (организмы, производящие органические вещества с помощью солнца, воды и энергии. В водных экосистемах продуцентами являются водоросли, в мелководных водоемах — прибрежные растения)

А редуценты? (организмы, потребляющие органику. Это разнообразные виды морских животных, птиц, рыб, земноводных).

В экологии водные экосистемы принято разделять на пресноводные и морские. В основе этого деления лежит показатель солености воды. Если в литре воды содержится более 35% солей — это уже морские экосистемы.

К морским относятся океаны, моря, соленые озера. К пресноводным — реки, озера, болота, пруды.

Работа в парах с карточками  (Читательская грамотность)

Карточка №1

Пресноводные экосистемы — это реки, озера, болота, пруды. Все они занимают лишь 0,8% поверхности нашей планеты. Хотя в пресных водоемах обитает более 40% известных науке рыб, пресноводные экосистемы все равно значительно уступают в видовом разнообразии морским.

Главным критерием отличия пресноводных водоемов является скорость течения воды. В этой связи выделяют стоячие и проточные. К стоячим относятся болота, озера и пруды. К проточным — реки и ручьи.

1.     Что такое пресноводная экосистема?

2.     Пресноводные экосистемы подразделяют по скорости течения воды, на какие? Приведите примеры.

Карточка №2
Для стоячих водных экосистем характерна ярко выраженное распределение биотических организмов в зависимости от слоя воды:

В верхнем слое (литорали) главным компонентом является планктон и прибрежные заросли растений. Это царство насекомых, личинок, здесь обитают черепахи, амфибии, водоплавающие птицы, млекопитающие. Верхний слой водоемов является охотничьими угодьями для цапель, журавлей, фламинго, крокодилов, змей.

Средний слой водоема называется профундаль. Он получает намного меньше солнечного света, а питанием служат вещества, оседающие из верхнего слоя воды. Здесь обитают хищные рыбы.

Нижний слой воды называется бенталь. Огромную роль играет состав почвы, ила. Это место обитания придонных рыб, личинок, моллюсков, ракообразных.

Вопросы для работы с текстом:

1.     Для стоячих водных экосистем характерна ярко выраженное распределение биотических организмов в зависимости от слоя воды. Назовите этот слой и его обитателей.

Карточка №3

Самой большой морской экосистемой является Мировой океан. Он подразделяется на более мелкие: океаны, моря, соленые озера. Все они занимают свыше 70% поверхности нашей планеты и являются важнейшей составляющей частью гидросферы Земли.

В морских экосистемах главным компонентом, продуцирующим кислород и питательные вещества, является фитопланктон. Он формируется в верхнем слое воды и под действием солнечной энергии вырабатывает питательные вещества, которые потом оседают в более глубокие слои водоема и служат питанием для остальных организмов.

1.     Какая самая большая морская экосистема вам известна?

2.     На какие более мелкие он подразделяется?

3.     Что такое фитопланктон и где он формируется?

Карточка №4

Большие морские экосистемы — это океаны. В открытом океане видовое разнообразие невелико по сравнению с прибрежными зонами. Основная масса живых организмов сосредоточена на глубинах до 100 метров: это различные виды рыб, моллюсков, кораллы, млекопитающие. В прибрежных зонах морских экосистем видовое разнообразие дополняется многочисленными видами морских животных, амфибий, птиц.

В прибрежных зонах морских экосистем выделяют более мелкие (по территории): мангровые болота, шельфы, лиманы, лагуны, солончаки, коралловые рифы.

Все морские экосистемы весьма устойчивы, способны сопротивляться вмешательству человека и быстро восстанавливаются после антропогенного влияния.

1.     На какой глубине океана сосредоточена основная масса живых организмов?

2.     Что это за организмы?

3.     Какая самая устойчивая система, способная сопротивляться вмешательству человека и быстро восстанавливаются после антропогенного вмешательства?

 

Физминутка для глаз

Давайте сейчас разгадаем загадки, в которых зашифрованы экосистемы и назовем, ни только название водоема, но и определим условие создания данного водоема.

1.Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная. (Озеро)

2. Все обходят это место:

Здесь земля

Как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи:

Нет опоры для ноги. (Болото)

3. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

4. К маме реченьке бегу

И молчать уж не могу.

Я её же сын родной,

А родился я весной. (Ручей)

5. Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна -

И горька, и солона. (Море)

 

6. Стоит на комоде стеклянный сосуд.

Улитки и рыбки в сосуде живут.

Но только оттуда ты рыб не лови!

На рыбок красивых ты просто смотри. (Аквариум).

Из общего ряда экосистем выпадает одно. Какое? Почему? (Море, потому что все разгаданные экосистемы являются пресноводными водоемами, кроме одного МОРЕ - морская).

 

Еще одна классификация водных экосистем базируется на таком признаке, как условия создания. Здесь выделяют природные и искусственные. Природные созданы при участии сил природы: моря, озера, реки, болота. Все искусственные водные экосистемы созданы человеком для удовлетворения собственных нужд. Это искусственные пруды, каналы, заводи, водохранилища, водные фермы. К более мелким относят океанариумы и аквариумы.

Для искусственных водных экосистем характерны следующие черты:

·         Малое количество видов растений и животных

·         Сильная зависимость от деятельности человека

·         Неустойчивость экосистемы, так как ее жизнеспособность зависит от влияния человека.

Музыкальная Разминка  «Море»

Присаживайтесь, ребята.  Перед вами шаблоны экосистем. Сейчас необходимо правильно определить данную систему и решить задачу (функциональная грамотность).

1-ая экосистема - это озеро.

В озеро, где обитатели только «мирные» рыбы, при подселении других видов «мирных рыб случайно попала икра хищной рыбы. Опишите, какие последствия это может иметь.

(Ответ: Возможные последствия различны: икра может погибнуть от неблагоприятных абиотических условий, икру могут съесть «мирные» жители; в случае выживания хищных снизится количество «мирных» рыб; впоследствии может установиться равновесие.)

2-ая экосистема - это река.

Сплав деревьев по рекам экономически выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связываются в плоты, а сплавляют по одиночке?

(Ответ: При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, на дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых бревен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели водных организмов).

3-ья экосистема - пруд.

В некоторых хозяйствах в одних и тех же прудах разводят и карпов, и уток. При этом рыбная продукция не снижается, а повышается. Предложите объяснение.

(Ответ: утки «вносят» удобрение (помет), что способствует развитию водорослей и беспозвоночных, служащих пищей карпам.)

4-ая экосистема - аквариум.

Девочка создала свою искусственную экосистему. В аквариум засыпала грунт, залила воду и запустила рыбок, но рыбкам в аквариуме было трудно дышать и они стали гибнуть. Почему? Что девочка сделала не так?

(Ответ: У девочки в аквариуме нет растений. Они насыщают воду кислородом).

Сейчас я предлагаю вам заселить экосистемы нужными организмами из предложенных (работа у доски)

Итог урока

Наша природа - настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. Но охранять это богатство необходимо. В мире 97 процентов водных ресурсов приходиться на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования.

Так давайте ответим на следующие вопросы:

Нужно ли охранять водные богатства?

Кто может уничтожить пресный водоём?

Как люди вмешиваются в жизнь водоёма?

Дети приходят к выводу, что человек может нанести огромный вред водоёму и его обитателям.

Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе? Как человек должен охранять пресные водоёмы?

Так давайте сейчас запишем домашнее задание. Вам предстоит составить памятку о правилах поведения человека на водоёме и вблизи него.

Если вам понравился урок оцените поднятием большого пальца вверх – вот так, если же урок не понравился, то оцените его, опустив большой палец вниз – вот так.

Вы все сегодня большие умницы, настало время выставления оценок за урок.

 


 

Автор: О.И. Косолапова, учитель биологии

Автор: О.И. Косолапова, учитель биологии

Соседство сложное подчас, сообщество не дружба

Соседство сложное подчас, сообщество не дружба

А редуценты? (организмы, потребляющие органику

А редуценты? (организмы, потребляющие органику

Средний слой водоема называется профундаль

Средний слой водоема называется профундаль

В прибрежных зонах морских экосистем выделяют более мелкие (по территории): мангровые болота, шельфы, лиманы, лагуны, солончаки, коралловые рифы

В прибрежных зонах морских экосистем выделяют более мелкие (по территории): мангровые болота, шельфы, лиманы, лагуны, солончаки, коралловые рифы

Узкий кончик в роднике, А широкий - в море

Узкий кончик в роднике, А широкий - в море

Неустойчивость экосистемы, так как ее жизнеспособность зависит от влияния человека

Неустойчивость экосистемы, так как ее жизнеспособность зависит от влияния человека

Сейчас я предлагаю вам заселить экосистемы нужными организмами из предложенных (работа у доски)

Сейчас я предлагаю вам заселить экосистемы нужными организмами из предложенных (работа у доски)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2023