Сл.1 Педагогический совет на тему "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем"
Авторы: Саркисян Элина Магомедовна, зам.заведующего по Вор, воспитатели – Болотова Я.А. и Гурина Э.К. МБДОУ №102 города Ростова-на-Дону.
Сл. 2 План педагогического совета:
1. Мозговой штурм – зам.заведующего по УВР Саркисян Э.М. – 10 мин.
2. Ранняя профориентация в становлении личности ребёнка-дошкольника, формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации – видеопрезентация воспитателя Гуриной Э.К. – 6 мин.
3. Виртуальное гостевание – одно из нетрадиционных и инновационных методов работы – доклад зам.заведующего по УВР Саркисян Э.М.и просмотр видеороликов рассказов родителей о своих профессиях (учитель, груммер, библиотекарь). – 20 мин.
5. Лэпбук – как средство ознакомление с профессией – воспитатель Болотова Я.А. – 5-7 мин.
6. Практическая часть - изготовление лэпбука – воспитатель
Болотова Я.А. – 20 мин.
Здравствуйте,
уважаемые коллеги. Наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и
серьёзной теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из
секретов их успешного личностного самоопределения в будущем».
Сл. 3 Цель: повышение уровня теоретической и практической
подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в
работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в детском
саду;
2. изучить содержание профориентационной работы в детском саду, соответствие
педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для
ознакомления дошкольников с профессией, формами и методами работы с детьми по
профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представлен в рамках
распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем
может быть использован коллегами в практике.
Форма проведения - круглый стол.
Начать нашу встречу предлагаю с «Мозгового штурма». Прошу обратить внимание на
задания, которые представлены на слайдах:
1. Определите профессию по фотографии (на слайде изображена фотография
с изображением человека, определенной профессии. Ваша здача педагогов –
определить профессию).
Сл.4 Фото 1. Резчик льда -До изобретения холодильника, для
сохранения продуктов приходилось собирать лёд зимой, чтобы использовать его
летом. Сбором льда и занимались специальные резчики. Они вырезали глыбы льда из
замерзших озёр, рискуя умереть от переохлаждения в случае падения в прорубь.
Нынче лед не переносят с места на место, а используют специальное холодильное
оборудование
Сл.5
Фото 2. Человек
– будильник - Эти люди ходили по определённому маршруту, стуча в окна своих
клиентов длинной палкой, кидая камешки и крича, что есть мочи, до тех пор, пока
они не убедятся, что разбудили людей, которые не хотят проспать работу.
Человек-будильник также утратил необходимость. Просыпаться вовремя теперь нам
помогают различные гаджеты.
Сл.6 Фото 3. Установщик кеглей для боулинга - Вместо машин, для
расстановки кеглей раньше использовались специальные люди. Работа была сложной,
шумной и малооплачиваемой. Как правило, для этой работы нанимались маленькие
мальчики. Ребят, устанавливающих кегли в боулинге, заменили автоматы.
Сл.7 Фото 4. Лектор фабричных рабочих – Слушали ли Вы, когда-нибудь
музыку или аудио-книгу, выполняя монотонную работу? Работники фабрик нанимали
живых "лекторов", которые читали им произведения литературы во время
работы. Иногда работники скидывались для найма этого человека. В настоящее время
"лекторов" заменили плееры, радио и другие пассивно-развлекательные
гаджеты.
Сл.8. 2. Назовите обязанности человека, владеющего следующей профессией (на
слайде представлено название профессии.Задача педагога – назвать должностные
обязанности данной профессии):
Компьютер - В английском словаре Вебстера 1828 года, определение
слова компьютер приводится как: "Человек, который ведет расчёты".
Прежде, чем это стало вещью, это был человек, как правило, молодая женщина. Как
вы Сл.9. уже догадались, они занимались различными расчетами и вычислениями,
ведь кто-то должен был выполнять эту работу. Теперь у этого слова совсем другое
определение.
Сл.10. Алхимик - Много веков назад человек полагал, что все
окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять, как что устроено – является
ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и
сожжению.
Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым
умом и незаурядной храбростью. Такие люди были и назывались Сл. 11. алхимиками.
Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его
функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в
частности их, интересовало превращение металлов в золото.
Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость –
«эликсир жизни».
Сл.12.Цирюльник (через польск. cyrilik от лат. chirirgis) —
исторически парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами хирургии. Это
название профессии, которой уже не существует. Смесь парикмахера, банщика,
зубного хирурга. Слово «цирюльник» давно вышло из обихода. Это Сл.13. архаизм,
современного аналога которому нет. Согласно словарю Даля, синонимы этого
существительного – «бородобрей», «рудомет», «зуборвач». То есть цирюльник – это
тот, кто бреет бороды, стрижет и иногда вырывает зубы. Сегодня специалистов
столь широкого профиля, к счастью, нет.
Сл.14. 3. ответьте на вопрос: «Представитель какой профессии в
послереволюционной России назывался «шкрабом»?
1. полотёр;
2. учитель;
3. посудомойка;
4. сторож.
Сл. 15. (сокращение от словосочетания «школьный работник»)
(вопрос и варианты ответов представлены на слайде, задача педагогов – найти
правильный ответ)
Сл.16. 4. Соотнесите фотографию с определением профессии, дайте название этой
профессии (на слайде представлено три фотографии с изображением людей
современных профессий и краткое определение рода деятельности.Задача педагогов
соотнести определение с фотографией, дать название профессии):
Фото 1 - человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы
в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с
личными записями БЛОГЕР
Фото 2 - специалист по наружной рекламе, осуществляет
конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр.),
необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе
с высоким напряжением НЕОНЩИК
Фото 3 - специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и
запаху) чая ТИТЕСТЕР
Сл. 17. - Уверена, что после этого упражнения, есть люди в нашем зале, которые
не все знали о многообразии, прошлых и настоящих профессий. Думаю, что каждому
есть, над чем поразмышлять, оценить собственные представления и определить
перспективы саморазвития.
Спасибо большое! Наш мозговой штурм окончен, но мы продолжаем работу педагогического совета.
Сл. 18. Внимание на экран, слово предоставляем воспитателю Гуриной Э.К.
Сл.19. Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение п р о ф о р и е н т а ц и о н н о й р а б о т ы с д о ш к о л ь н и к а м и . В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей. Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых,
Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
Сл.20. В настоящее время педагоги, могут использовать новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Я хотела бы добавить и поделиться с вами перечнем нетрадиционных форм:
- Творческое моделирование и проектирование
- Разработка и составление алгоритмов
- Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии
- Изготовление технологических карт
- Аукцион экономических идей
- Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»
- Мультимедийные презентации
- Виртуальные экскурсии
- Создание мастерских «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»
- Проектная деятельность
- Изготовление лэпбуков
- Поздравление родителей с профессиональными праздниками
- Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям
- Тематические недели
- Интерактивные игры
- Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)
- Создание электронных пособий-игр
-Виртуальное гостевание
- Проект «BabySkills»
Итак, хотелось бы остановиться на трёх инновационных форм работы.
Сл.21. Виртальноегостевание - новый способ познакомить детей с профессиями
Чтобы продолжать знакомить детей с разными профессиями во втором полугодии учебного года, предлагаем вам альтернативу занятиям «Гость группы», которые вы сможете проводить с помощью технологии «виртуальноегостевание». Воспитанники не покидая группы путешествуют по организациям, где работают их папы и мамы.
Например:
1.
Дети смотрят видеоролик о профессии педиатра
2. Виртуальный гость группы – пожарный рассказывает детям о своей
нелегкой работе
3. Дети смотрят видеоролик о профессии полицейского
4. Работник банка рассказывает дошкольникам, в чем заключается его работа
В чем заключается технология «Виртуальноегостевание»
Чтобы познакомить воспитанников с разными профессиями, педагоги предлагают родителям записать видеоролики и рассказать о своей работе. Для этого заранее проводят опрос и узнают, кто из них хотел бы стать виртуальным гостем группы. Кроме родителей, рассказать дошкольникам о своей работе могут другие гости: бабушки и дедушки, старшие братья и сестры воспитанников, спортсмены, писатели, поэты, композиторы, библиотекари которые живут в городе, выпускники детского сада.
Сл. 22. Занятия с участием виртуального гостя предусматривают предварительную работу, как с воспитанниками, так и с самим гостем. С детьми воспитатели проводят беседы о тех профессиях, о которых потом им более подробно рассказывает гость. Также дошкольники могут заранее подготовить вопросы о профессии: что они хотели бы узнать или увидеть. Воспитатель передает эти вопросы родителям, которые стараются ответить на них в своем видеорассказе.
Сл. 23. Перед тем как родители запишут видеоролик, педагоги проводят с ними консультации и рассказывают, каким должно быть видео. Ведь продолжительность видеоролика составляет от 3 до 5 минут, и родители должны успеть рассказать и показать детям все, чтобы они получили представления о конкретной профессии.
Задача виртуального гостя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Детям нравится, когда родители рассказывают истории из опыта своей работы, обращаются к ним. Видеоролики получаются живыми и создают атмосферу реального общения.
Готовые видеоролики родители передают воспитателям, которые проверяют, соответствуют ли они всем требованиям. Затем размещают видео на YouTube-канале детского сада и включают в ходе образовательной деятельности в группе. Воспитанники так же могут смотреть их с родителями дома.
Сл. 24. С какими профессиями можно познакомить детей дистанционно
С помощью технологии «виртуальное гостевание» воспитанники МБДОУ могут познакомиться с профессиями учителя, повара, парикмахера, работника банка, почтальона, продавца, полицейского, педиатра, библиотекаря и т.д. Воспитатели должны планировать тематику занятий так, чтобы дети расширяли свои представления о знакомых им профессиях и знакомились с новыми профессиями. Кроме того, параллельно они решают другие образовательные и воспитательные занятия.
Например, просмотр видеоролика о профессии учителя. Рассказ виртуального гостя вызывает у воспитанников неподдельный интерес к школе. Они узнают, что делает учитель, кроме того что ставит ученикам оценки. Расширяют словарный запас новыми словами: указка, звонок, урок, перемена.
Виртуальные встречи с поваром и парикмахером, помогут не только расширить представления детей об этих профессиях, но сформировать у них уважительное отношение к труду взрослых. Воспитанники узнают, какое оборудование использует повар и парикмахер в своей работе, а также то, что обе эти профессии на самом деле очень творческие.
В ходе виртуальной встречи с работником банка дети узнают, люди каких профессий работают в банке: управляющий, кассир, охранник, консультант, а еще, какие услуги оказывает банк. Также родители, которые работают почтальоном, продавцом, могут рассказать, в чем заключается их работа. Дошкольники узнают, чем бандероль отличается от посылки. Виртуальный гость группы продавец может рассказать о других профессиях людей, которые работают в магазине: кассир, грузчик, уборщица, директор магазина.
Видеорассказ папы-полицейского расширит представления детей о том, какими личностными качествами должен обладать человек этой профессии. Дошкольники узнают, какую социальную значимость имеет эта профессия. После этого многие из них решат в будущем стать полицейскими.
Особый интерес вызывает виртуальная встреча с детским врачом, ведь многие дети испытывают страх перед медиками и разными процедурами. Чтобы познакомить дошкольников с профессией педиатр, мама одного из воспитанников может снять видеоролик и рассказать, в чем заключается ее работа. Показать, какие медицинские инструменты есть в ее кабинете (фонендоскоп, шпатель, градусник) и для чего они нужны. Рассказать о том, что все медицинские работники должны соблюдать чистоту, поэтому на работе они надевают белые халаты, моют руки.
Нередко дети идут по стопам своих
родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей,
артистов, ученых и т.д. Поэтому рассказ отца или матери приносит ребенку
огромную пользу, вызывая живой интерес.
Ознакомление детей с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации
ребенка. Представление о профессиях позволяет ребенку проникнуть глубже в мир взрослых,
понять и принять его.
С какими еще профессиями можно познакомить детей дистанционно, вы можете ознакомиться в плане, который мы вам подготовили.
Сл.24. и Сл. 25. А сейчас, давайте посмотрим примеры видеороликов, где родители рассказывают о своих профессиях. Это родители воспитанников группы Улыбка и наши социальные партнеры – библиотекарь из библиотеки им. А.С.Пушкина.
Перспективный план работы по формированию у дошкольников представлений о профессиях посредством технологии «Виртуальноегостевание» на январь – май 2020/21 учебного года
Месяц |
Профессия |
Цель |
Январь |
Библиотекарь |
Расширить представления детей о профессии библиотекарь, его обязанностях. Познакомить с правилами поведения в библиотеке |
Пожарный |
Расширить представления о профессии пожарного. Познакомить с экипировкой пожарного и ее назначением, устройством пожарной машины. Напомнить правила пожарной безопасности |
|
Февраль |
Инспектор ГИБДД |
Расширить представления детей об инспекторах ГИБДД, которые наблюдают за порядком на дорогах. Напомнить правила поведения на дороге и транспорте |
Водитель |
Продолжать знакомить с трудом водителя. Закрепить представления о разных видах транспорта. Обобщить знания о работе водителя в городе и сельской местности |
|
Март |
Менеджер рекламного агентства |
Обсудить, что такое реклама и для чего она нужна. Рассказать о видах рекламы. Познакомить с профессией менеджера по рекламе |
Спортсмен |
Познакомить детей со знаменитым волейболистом города Белгорода. Расширить представления о спортсменах – людях, которые занимаются спортом профессионально |
|
Апрель |
Фармацевт в аптеке |
Расширить представления детей о профессии фармацевт. Рассказать, в чем заключается работа фармацевта. Обсудить, для чего нужны аптеки, что там продается, все ли лекарства можно купить или нужен рецепт врача |
Строитель |
Расширить представления детей о строительных профессиях (прораб, рабочие, каменщик, маляр, штукатур). Обсудить, в чем заключается работа каждого из них, какие инструменты они используют. Рассказать о видах строительной техники |
|
Май |
Инструктор в автошколе |
Расширить представления детей об автошколе и профессиях людей, которые там работают. Рассказать, кто обучает будущих водителей, кто принимает экзамены, из чего состоят экзамены в автошколе |
Рабочий в зоопарке |
Расширить представления детей о работниках зоопарка. Рассказать, чем занимаются работники зоопарка: под руководством директора устраивают для животных вольеры, ухаживают за ними, проводят экскурсии для посетителей |
Сл.26. Одним из направлений работы по ранней профессиональной ориентации можно считать подготовку к участию в чемпионате BabySkills. Чемпионат является финалом всего проекта Bаby Skills, направленного на многоступенчатое получение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (Skills) профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности.
Сл. 27. Этапы (Модули) реализации Проекта:
1. Образовательный модуль. Реализуется в дошкольных образовательных учреждениях и представляет собой работу по ознакомлению детей с выбранными в рамках Проекта профессиями по следующим модулям:
- Что я знаю про данную профессию;
- Что нужно для того, чтобы реализовываться данной профессии;
- Какие инструменты нужны для выполнения профессиональных действий в данной профессии;
- Где работают люди, выбравшие для себя данную профессию;
- Какую пользу приносит обществу данная профессия;
- др.
Сл.28. 2. Инструментальный модуль.
Реализуется в дошкольных образовательных учреждениях и представляет собой знакомство детей с инструментарием и сопутствующим данной профессии материалами и навыками по следующим модулям:
- Что я должен уметь, если выбрал данную профессию;
- Какие инструменты нужны для выполнения профессиональных обязанностей в данной профессии;
- Как пользоваться инструментами в данной профессии;
- Какими навыками должен обладать профессионал в данной области;
- др.
Сл.29. 3. Скилл-Модуль. Реализуется в образовательных учреждениях и на фестивальной площадке. На данном этапе дети получают возможность приобрести первоначальные навыки по выбранной профессии. Данный модуль подразделяется на два этапа: подготовительный и финальный. На подготовительном этапе происходит подготовка оборудования и инфраструктуры площадки для последующего проведения финальной части Скилл-модуля и финала всего Проекта Baby Skills – игрового Чемпионата «Молодые профессионалы» с использованием технологии стандартов WSR – Фестиваля «Кем быть?» Baby Skills.
Тематика Модуля:
- Оттачивание навыков по выбранной профессии;
- Проведение очного этапа – Фестиваля «Кем быть?» Baby Skills на муниципальном уровне (Далее – Фестиваль).
Сл.30. Конкурсные задания отборочного этапа (заочное участие)
Общие условия к оформлению конкурсных заданий по всем компетенциям:
1. Участник предоставляет видеоролик выполненного задания в формате МР-4, время до 5 минут. Видеоролик высылается на электронную почту организаторов Чемпионата , обязательно с отметкой «BabySkills отборочный тур»
2. Видеоролик включает в себя:
титульный лист (название учреждения, район; Ф. И. участника, возраст участника; Ф.И.О. наставника)
3. Содержание видеоролика включает в себя рассказ участника: «Что я знаю о профессии» (не более 2 мин.) и практическое выполнение конкурсного задания по выбранной компетенции.
Сл.31.
1. Компетенция «Поварское дело»
Задание:
- приготовление бутерброда 1 порция из перечня продуктов (на выбор участника): хлеб, сыр, колбаса, зелень, листья салата, зелень, яйцо, болгарский перец, свежий огурец, помидор.
- подбор формы, инвентаря и организация рабочего места участника;
- знание и выполнение технологии холодной закуски
- оформление индивидуальной подачи холодной закуски
- видеозапись процесса выполнения задания
Требования к содержанию задания:
- соответствие технологии приготовления,
- соответствие санитарным нормами правилам гигиены;
- оригинальность подачи.
Сл.32
2. Компетенция «Воспитатель детского сада»
Задание:
- рассказывание сказки «Теремок» волонтерам (подгруппа детей 5 чел.)
Требования к содержанию задания:
- мотивация к деятельности волонтеров
- стиль общения с детьми-волонтерами
- речь: её правильность, выразительность, эмоциональность
- применение игровых приемов
- целостность, законченность фрагмента деятельности
- видеозапись выполнения задания
Сл.33
3. Компетенция «Инспектор ГИБДД»
Задание:
- проведение фрагмента занятия по правилам дорожного движения с волонтерами (подгруппа детей 5 чел.)
Требования к содержанию задания:
- мотивация к деятельности волонтеров
- стиль общения с детьми-волонтерами
- речь: её правильность, выразительность, эмоциональность
- применение игровых приемов
- целостность, законченность фрагмента деятельности
- видеозапись выполнения задания
Сл.34
4. Компетенция «Дизайнер одежды»
Задание:
- эскиз нарядного платья для Золушки (возможно использование готового шаблона платья)
Примерный набор материалов (на выбор участника): листы белой бумаги А-4, фломастеры 12 цветов, цветные карандаши 12 цветов, ножницы, набор цветной бумаги, клей, лоскуты разноцветной однотонной ткани, гуашь 6 цветов стразы, бусины.
Требования к содержанию задания:
- самостоятельный выбор материалов для продуктивной деятельности
- техника выполнения задания
- соблюдение санитарных норм и техники безопасности
- оригинальность выполнения задания
- видеозапись выполнения задания
Сл. 35.
5. Компетенция «Робототехника»
Задание:
Постройка модели по теме: «Мир животных» (модель на выбор участника)
Требования к содержанию задания:
отразить в видеоматериале:
- подготовка рабочего места;
- отбор деталей согласно выбранной схеме;
- программирование модели и демонстрация движения.
- видеозапись выполнения задания
Сл.36. Показ видеороликов воспитанников МБДОУ №102 – участников отборочного тура и финалистов муниципального уровня.
Сл. 37. Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых–это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Сл.38. - Изготовление лэпбуков. Эту тему раскроет воспитатель – Болотова Я.А.
Презентация и выступление педагога.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы их возрасту и были бы интересны дошкольникам и решали задачи, поставленныеперед педагогам.
Сегодня я познакомлю вас с новой технологией и интересным методическим пособием – лэпбук.
Автором пособия считают писательницу и маму из Вирджинии, штат США, Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет, и это пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.
Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя различные цвета и формы. Основой для лэпбука может служить твердая бумага или картон. Итак, лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей (до 5 человек). Можно выбирать задания по силу каждому (одним –кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и читать) и сделать коллективную книжку.
Преимущества использования лэпбуков:
- ребенок может самостоятельно собирать информацию и структурировать большой объём данных;
- побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;
- развивает креативность и творческое мышление простой способ запоминания;
- объединяет взрослого и ребенка для увлекательного и полезного занятия;
- эффективно использовать как для коллективной работы, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Разновидности лэпбуков. Тематические папки бывают нескольких видов. В основном их различают по способу применения.
· Игровой. Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации. В неё можно, кроме игровых подвижных элементов (окошки, круги, раздвижные кармашки-лепестки), вложить популярные сейчас игры-ходилки, карточки для логических игр наподобие «Кто я?», «Что я загадал?», мелкие предметы для игры «Что у меня в руке?», «Отгадай на ощупь» в небольшом тканевом мешочке.
· Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы. В такой лэпбук можно поместить не только обучающие игры, карточки для развития памяти, пословицы, но и интересные факты, народные приметы, вопросы для викторины. Естественно, использовать такое пособие дети смогут при помощи воспитателя.
· Поздравительный. Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны. Лучшей подружке дочери подойдёт изготовленный совместно с мамой лэпбук, в котором найдётся место общим фотографиям подружек, бумажной кукле с набором платьев и аксессуаров, собственноручно сшитой тряпичной кукле, небольшой плоской шкатулочке с детской бижутерией. Лэпбук в подарок мальчику можно наполнить магнитами с изображением динозавров, героев мультфильмов, деревянным конструктором (его детали плоские и уместятся в конверте), фотографиями любимых спортсменов, автомобилей.
· Автобиографические. Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей. При изготовлении лэпбука «Наша группа» важно распределить материал так, чтобы каждому ребёнку было уделено внимание, каждый присутствовал в каком-либо разделе и хотя бы на одной из фотографий.
Не менее важным является разделение лэпбуков по возрасту детей. Тематические папки для младшего дошкольного возраста отличаются меньшим количеством страниц, интерактивных элементов, более общим освещением информации, крупными деталями.
Специалисты, углублённо использующие лэпбуки, рекомендуют их применение в работе с детьми от пяти лет и старше, но и в младшем возрасте под контролем педагога ребятишки могут и заниматься с лэпбуком, и учиться наводить в нём порядок (складывать по конвертам картинки, сворачивать и закрывать лепестки «секретиков» и т. д.). Полезны в этом возрасте будут папки на развитие цветового восприятия в сочетании с тактильным (с элементами из разноцветного войлока, ткани, меха, мешковины).
Для детей средней группы подойдут папки с большим количеством подвижных элементов, пазлов, несложных логических задач («Найди пару», «Что лишнее?»). Это одновременно помогает, и развивать детей, и удовлетворить естественное в этом возрасте любопытство
Старшие дошкольники проявляют не только интерес к развлекательным возможностям лэпбука, но и пытливость, последовательность в овладении содержащимися в нём знаниями. Им интересно и рассмотреть изображение, и узнать новые сведения о нём. Поэтому на картинках в папках можно на обороте размещать короткие тексты с познавательной информацией. Дети часто просят воспитателя прочитать их, запоминают и пересказывают товарищам.
Развитым мышления, улучшением памяти детей шестого-седьмого года жизни обосновано усложнение подаваемого материала. Старшим дошкольникам доступны игры «Вспомни пословицу», «Прочитай стихотворение», «Слова-родственники», в которых по картинке необходимо воспроизвести определённый текст. Интересны детям этого возраста и логические игры «Что сначала, что потом», «Разложи картинки по порядку», «Часть и целое», «Противоположности». Их размещают в лэпбуке, подбирая изображения в соответствии с темой.
Материалы и форма интерактивной папки
Материал, из которого делают лэпбуки, может быть самым разнообразным, главное, чтобы он был разрешён для использования в дошкольных учреждениях. По этой причине некоторые виды строительных материалов (потолочные плитки, отделочный пластик), лучше не брать в работу, ведь недорогие их виды могут быть некачественными, а те, что соответствуют стандартам, «кусаются» в цене. Поэтому лучше остановить внимание на привычных, безопасных материалах: картон, ватман, цветная бумага. Подойдут для основы и картонные ящики из-под конфет, печенья, готовые папки А4, папки для ручного труда, куда вклеивают дополнительные листы.
Формы лэпбуков зависят от фантазии их создателей:
· Классическая прямоугольная;
· Квадратная, овальная, в виде других геометрических фигур;
· Отражающая тему папки, то есть и в виде матрёшки, чашки, птицы, цветка, облака.
Выбирая фигурный вариант, следует помнить, что лэпбук будет использоваться часто, и слишком мелкие, тонкие детали, например, носик чайника или стебелёк цветка, могут просто отвалиться.
В последнее время появилось пособие «лэпбокс», то есть «складная коробка». Она отличается оформлением, при котором части изделия складываются в виде коробки и крепятся при помощи тесьмы или застёжек. При снятии крепления лэпбокс «распадается», открывая содержимое стенок, то есть те же конверты, блокнотики, прочие элементы. Это эффектное пособие подходит для игры и подарка, но как средство обучения пока мало используется.
Тема «Профессии» является одной из важных частей курса ознакомления с окружающим миром, который, в свою очередь, фокусируется сразу на нескольких образовательных направлениях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Профессии» рассматриваются, начиная с младших групп и вплоть до подготовительной группы. В этой связи важно выбрать такой способ организации материала, который позволил бы не только обобщить информацию, но и открывал бы возможности для пополнения знаний, умений и навыков ребят разного возраста. Всё это позволяет сделать лэпбук «Профессии»
Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.
Например, в рамках рассмотрения темы «Профессии» можно дать воспитанникам и их родителям проектное задание составить рассказ о профессиях, без которых нам не обойтись. Или же составить пособие с картинками, загадками, играми, посвящёнными одной профессии.
В старшем дошкольном возрасте дети принимают активное участие в подборке материалов для оформления лэпбука: находят иллюстрации, вырезают, приклеивают их. Как и в средней группе, к поиску материалов можно подключить мам и пап, к примеру, составить кроссворды, ребусы по теме или собрать «банк данных» о профессиях будущего (сити-фермер, занимающийся озеленением мегаполисов, разработчик домашних роботов и др.).
Материалы для группового лэпбука могут предлагать родители, дети, а педагог отбирает самое подходящее и нужное по теме
Как разрабатывается лэпбук «Профессии»
Для оформления пособия ограничений полёта творческой мысли нет, есть только ряд тонкостей, выявленных опытным путём:
- пособие должно быть крепким, так как предназначено для активной эксплуатации, а значит, для основы лучше выбирать пластиковые папки или твёрдый картон (к примеру, от упаковки бытовой техники);
- материалы — карточки, картинки — должны быть заламинированы или обклеены скотчем;
- кармашки для хранения материалов нужно хорошо крепить к основе (клеем или двусторонним скотчем);
- содержание лэпбука можно организовать отдельными карточками, книжками-раскладушками или окошком с выдвижной лентой (например, для игры «Расскажи, кем ты хочешь стать» — ребёнок передвигает ленту и в окошке появляется изображение той или иной профессии, о которой нужно рассказать и дать комментарий относительно того, хотел бы ребенок стать специалистом этого профиля).
Что касается содержания пособия, то оно должно соответствовать программному материалу по теме «Профессии», а также требованиям ФГОС относительно знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети конкретного возраста.
Сл. 38. Проект решения педагогического совета №2:
• Представить опыт работы по «Ранней профориентации детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем» на педагогической площадке МБДОУ №102 в рамках выставки «Панорама лучших практик», представленной на педагогическом часе 2021 года. Срок исполнения - апрель, ответственные – воспитатели групп.
• Продолжить пополнение развивающей предметно – пространственной среды групп по профессиональной ориентации с учетом возраста детей. Провести смотр-конкурс «Развивающая предметно-пространственной среда для развития игровой деятельности»
Срок исполнения – постоянно, ответственные – педагоги ДОУ.
• Использовать в работе эффективные и инновационные формы и методы для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых. Принять участие в создании альбомов «Профессия прошлого», «Современная профессия».
Срок исполнения – постоянно. Ответственные – педагоги ДОУ.
• Использовать проектный метод Baby Skills в формировании первых профессиональных представлений детей подготовить воспитанников ДОУ к участию в фестивале на муниципальном уровне.
Срок исполнения – февраль - март. Ответственные – педагоги.
• Продолжить взаимодействие с родителями по вопросам профориентации детей, используя активные формы работы. Срок исполнения – постоянно. Ответственные – воспитатели.
Сл.39.
Чемодан |
Мясорубка |
Мусор |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.