Сценарий праздника, посвящённый Дню Республики Башкортостан "Мой Башкортостан, ты жизнь моя! " для детей старших и подготовительных групп
Оценка 4.8

Сценарий праздника, посвящённый Дню Республики Башкортостан "Мой Башкортостан, ты жизнь моя! " для детей старших и подготовительных групп

Оценка 4.8
docx
02.11.2024
Сценарий праздника, посвящённый Дню Республики Башкортостан "Мой Башкортостан, ты жизнь моя! " для детей старших и подготовительных групп
Мой Башкортостан, ты жизнь моя.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

 

 

Сценарий праздника,

посвященный Дню Суверенитета

Республики Башкортостан

«Мой Башкортостан, ты жизнь моя!»

 для детей старших и подготовительных групп

                                            Подготовила:

                                                                                  Корнилова Светлана Леонидовна,

                                                                    музыкальный руководитель

                                                                                        высшей квалификационной категории;

                                                                                  Согласовано: старший воспитатель

                                                                                  __________________Дударева И. А.

                                                    Дата проведения:

                                                                       «10» октября                2024г.  

 

 

2024-2025 учебный год

 

 

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к родному краю

 

Задачи:

Обучающие:

- расширять нравственные представления о символике, полезных ископаемых и достопримечательностях Башкортостана;

- углублять знания об истории и культуре народов республики;

 - активизировать словарный запас и связную речь детей;

Развивающие:

- развивать творческие способности детей через народные песни, танцы и игры;

- развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникацию, внимание, чувство ритма;

- совершенствовать музыкально-ритмические движения в творческой активности детей;

Воспитывающие:

- воспитывать чувство гордости за свою Родину и историю своего края, уважение к традициям и обычаям башкирского народа;

- воспитывать доброжелательность, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость и доброту;

- создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Действующие лица: Ведущий, Журналист из газеты

Атрибуты: костюм для персонажей и детей, атрибуты для игр и танцев, угощение (выпечка)

 

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, USB накопитель, проектор

 

 

 

 

 

Под песню «Нурлы-баласак дети с разноцветными флажками заходят в зал. Перестроение в шахматном порядке

 

Ведущий: Hayмыhыгыз балалар! Hayмыhыгыз кунактар! Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Приветствую вас и поздравляю с праздником –

Днём Суверенитета Республики Башкортостан!

Внимание! Смирно! Звучит Гимн Российской Федерации и Гимн Республики Башкортостан!

«Гимн Российской Федерации»

муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова

«Гимн Республики Башкортостан»

муз. Ф. Идрисова, сл. С. Чураева

 

Ведущий: Среди просторов нашей большой страны есть край, где вы живете, где ваш родной дом, ваша родная земля. И где бы вы ни были, в каких краях не бывали, всегда будете вспоминать свою малую Родину. Как называется наша Республика?

Дети: Башкортостан!

Ведущий: В календаре Башкортостана есть день, который дорог всем его 
жителям. Это день нашей Республики. Раньше Башкортостан 
назывался Автономной Советской Социалистической Республикой. 
11 октября 1991г она объявлена суверенной, т.е. самостоятельной 
страной в составе Российской Федерации и стала называться 
Республикой Башкортостан.

 

Звучит музыка, дети читают стихи

1 ребенок:

Я люблю тебя, мой край родной!

В целом мире ты один такой!

Край любимый, я тобой горжусь.

Я с тобою плачу и смеюсь.

2 ребенок:

Мне не счесть твоих красивых рек,

Всех лесов, лугов, полей за век.

Ярко солнце светит над тобой.

Счастье здесь найдет свое любой.

 

3 ребенок:

Благодатны на твоей земле цветы.

Край медовый, лучший в мире ты.

Знай, не дам тебя в обиду я -

Мой Башкортостан, ты жизнь моя!

 

Песня «Самая любимая Родина моя»

муз. и сл. Т.В. Бокач

Дети проходят на свои места

Стук в дверь. Заходит журналист.

 

Журналист: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я не опоздал на праздник?

Ведущий: Давайте, ребята поздороваемся с гостем!

Дети: Здравствуйте!

Ведущий: Представьтесь пожалуйста!

Журналист: (показывает удостоверение) Я – журналист из

 известной Октябрьской газеты «Городские вести». Прибыл к вам, чтобы получше узнать и рассказать о вашей Республике и о празднике - Дне Суверенитета Республики Башкортостан!

Ведущий: Наши ребята могут вам в этом помочь! Правда, ребята?

Дети: Да!

Журналист: Тогда я возьму у вас интервью. Прошу отвечать точно и 
кратко. 

Достает микрофон и задает вопросы
Ответы на слайдах

Вопросы журналиста к детям: 
1. Как называется ваша Республика? 
2. Кто Президент Башкортостана? 
3. Кто изображен на гербе Башкортостана? 
4. Из каких цветов состоит флаг Башкортостана? 
5. Как называется ваш город? 
6. Кто такой Салават Юлаев?

7.Назовите столицу Республики Башкортостан?
8. Какие народы живут в Башкортостане? 

 

Журналист: Молодцы ребята! Вы так много знаете о своей Родине! А знаете ли вы, чем славится Республика Башкортостан? (ответы детей)

 

Видео - презентация «Богатства Республики Башкортостан»

 

Ведущий: В Республике Башкортостан добывают нефть, природный газ, уголь, железную руду, медь, цинк, каменную соль, золото.  Выращивают хлеб, делают кумыс, в наших городах много фабрик и заводов. Башкирия славится своим медом. Наш край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на нашу республику с высоты птичьего полета, то можно увидеть высокие горы и холмы, крутые обрывы и бескрайние равнины. Краем голубых рек и озер, шумливых лесов и цветущих полей. На фоне нежного ветра и ласкового солнца мы слышим чудесную мелодию. Прислушайтесь.

 

Звучит «Башкирская мелодия» - курай

 

Журналист: Какой музыкальный инструмент исполнил эту мелодию?

Дети: Курай!

Ведущий: Правильно – это курай.  Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. Его изготавливают из тростника, выбирают гладкий, пустой и чистый тростник, и вырезают в нем 5 отверстий.

 

Звучит музыка, дети читают стихи

 

4 ребенок:

Башкирия моя земля и небо,

Моя любовь, мой соловьиный край.

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай.

5 ребенок:

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

6 ребенок:

И зажурчит наверняка

В нем мелодичная река.

Держу курай в родном краю

Я песни звонкие пою.

 

Ведущий: Такой же цветок курая изображен на флаге Республики Башкортостан, он является символом дружбы, а семь его лепестков – единение семи племен. Так как главным богатством нашей Республики были и всегда остаются семьи, свято хранившие по сей день свои семейные традиции и обряды своего народа. Одной из таких традиций давно уже стали башкирские народные сказки.

Театрализованная башкирская сказка

«Легенда о курае»

 

Под башкирскую музыку входят мальчик и девочка в башкирских костюмах

 

Девочка: hаумыhыгыз, дустар!

Мы живем в Башкортостане

На богатой и красивой земле.

Мы легенды, сказки изучаем

И одну из них покажем мы тебе.

Мальчик: Много в ней и радости и грусти

Будем вместе петь и танцевать,

Ну а зрителей сегодня мы попросим,

Нас своей улыбкой поддержать!

Девочка: Мы предоставляем вашему вниманию башкирскую сказку

Вместе: «Легенда о курае»!

Ведущий: В давние времена жил на земле злой и жестокий хан Усалбай.

У него была странная привычка брить голову наголо. И для этого дела

он каждую неделю призывал к себе молодого егета. И никому еще

не удавалось возвратиться назад от жестокого хана.

 

Открывается занавес – убранство башкирской юрты.

 

Ведущий: В этом селе жила бедная женщина. Было у нее три сына.

 Двух сыновей она уже проводила к хану и они, как и все, не вернулись

домой не живыми ни мертвыми… Настал черед и младшего сына

егета Азамата.

Появляется мать (эсей).

Эсей: О, горе мне, горе! Хан призвал к себе моего третьего сына!

Моего любимого Азамата! Двое сыновей уже погибли от рук злодея,

о Боже мой! Что же будет с моим сыночком, с моим маленьким Азаматом?

Азамат: Эсей, не грусти и не плачь. Даст Бог – все будет хорошо.

Лучше собери-ка мне чего-нибудь поесть в дорогу. Ведь путь мне

предстоит неблизкий.

Эсей: Сейчас, сейчас! (Ищет). Ой, да в доме не осталось ничего съестного… Постой, вот здесь есть немного муки (показывает муку в чашке).

Замешу-ка я лепешку на материнском молоке, она поможет моему

Азамату в пути и утолит его голод (месит тесто, музыка).

Азамат: Эсей, мне пора в путь-дорогу. Не плачь и не грусти, береги себя!

Эсей: Вот, возьми эту лепешку, я замесила ее на своем грудном молоке,

она утолит твой голод и поможет тебе в трудную минуту.

Азамат: Спасибо, эсей, может и свидимся! (обнимаются, прощаются).

 

Эсей уходит, Азамат идет

 

Ведущий: Путь Азамата был долгим и нелегким. Однажды он сбился с пути

 и повстречался ему в лесу серый заяц (куян).

 

Звучит музыка, прыгает куян.

Азамат: Здравствуй, куян!

Куян: Здравствуй, Азамат. Куда путь держишь?

Азамат: Не подскажешь ли ты мне дорогу к хану Усалбаю?

Куян: Ну, конечно, подскажу. Но и ты меня порадуй, расскажи

мне башкирские пословицы.

Азамат: Расскажу, расскажу.

Кто ходит, тот видит, кто читает, тот много знает.

Куян: Какая хорошая пословица, а еще знаешь?

Азамат: Конечно, знаю. Доброе дело и в воде не тонет.

Куян: Здорово! А еще!

Азамат: Не спеши языком, поспеши делом.

Куян: Какой же ты молодец, Азамат. Ступай к хану вон по той тропинке.

Азамат: Спасибо тебе, куян-агай (брат).

Ведущий: И пошел Азамат дальше по лесной тропинке. На пути он

встретил хозяина башкирского леса – медведя.

 

Под музыку с бочкой меда выходит медведь.

 

Азамат: Здравствуй, аю-бабай!

Медведь: Здравствуй, Азамат, куда путь держишь?

Азамат: Иду я во дворец к злому хану Усалбаю.

Медведь: Отведай на дорожку моего башкирского меда.

 

Азамат берет бочку с ложкой, пробует, после каждой ложки говорит:

 

Азамат: Вкусно, свежий медок, липовый.

Отдает ложку

Азамат: Рахмат, аю-бабай, прощай.

 

Медведь уходит. Выбегает куница

 

Ведущий: Идет Азамат, а на встречу ему красавица башкирских лесов – куница.

Азамат: Здравствуй, красавица куница.

Куница: Здравствуй, Азамат! Куда путь держишь?

Азамат: Иду я во дворец к хану Усалбаю.

Куница: Путь у тебя был не близкий. Присядь на траву, отдохни немного. (Садятся).

Звучит мелодия курая

 

Азамат: Ну, мне пора. Прощай, добрая красавица.

Куница: Счастливого пути, Азамат.

Ведущий: Попрощался Азамат с куницей и вскоре увидел он дворец хана Усалбая.

Звучит музыка. Открывается занавес. Дворец хана Усалбая.

 

Ведущий: Преодолевая страх, пришел Азамат во дворец к хану. Он вошел

 в зал, где сидел злой и жестокий хан Усалбай.

Азамат: Здравствуй, великий хан! Я пришел, как ты и велел.

Хан: Эй, слуга! Принеси все, что нужно! Быстро!

Слуга: Слушаюсь и повинуюсь, мой хан!

Слуга приносит бритву и полотенце, дает Азамату.

Хан: А теперь сними шапку и побрей мне голову.

Ведущий: Собрав всю свою смелость, Азамат принялся за дело. Каково

 же было удивление Азамата, когда он снял с хана шапку и увидел,

 что на голове у хана растет огромный рог! Скрывая свое удивление,

 Азамат все же побрил голову хану. А хан тем временем сказал:

Хан: Что, удивлен!? Да, у меня на голове растет рог! И никто,

слышишь, никто не узнает об этом! А сейчас подожди меня здесь.

Ведущий: Сказав об этом, хан вышел из комнаты.

Азамат: Ах, как же я проголодался, где там моя лепешка! (достает лепешку, ест). Спасибо, эсей, вкусная лепешка!

Возвращается хан с мечом

Ведущий: В это время в комнату вошел хан.

Хан: Что это ты ешь? А ну дай и мне кусочек попробовать!

Азамат: Угощайся, великий хан!

Хан: Вкусно! А что это такое?

Азамат: Это лепешка, моя мать замесила ее на своем грудном молоке, наверно, поэтому она такая вкусная.

Хан: Что!? Раз я съел эту лепешку, значит теперь я стал твоим молочным братом?

Хан бросат меч

 

Ведущий: Тогда хан понял, что не может пролить кровь этого юноши, т.к. они теперь молочные братья… И решил хан отправить Азамата так далеко в

лес, откуда еще никто не возвращался.

 

Занавес закрывается. Декорации леса. Азамат идет

 

Ведущий: И отправился Азамат бродить по дальним просторам.

Очень тосковал он по родным краям.

Азамат: Как же плохо вдали от родного дома, как же тоскую я в чужих краях.

Ведущий: Вдруг он услышал красивую веселую мелодию.

 

Звучит курай

 

Ведущий: Азамат долго слушал диковинную музыку, а потом пошел на

звук. Он шел, шел, пока не понял, что звуки издает обычное растение.

Азамат: Ой, да это же обыкновенный тростник! Как же он красиво звучит!

Ведущий: Сорвал он тростник и стал дуть в него, мелодия стала еще красивее.

Азамат: Я назову тебя кураем!

Ведущий: Отправился Азамат искать родные края и играл в курай

родные напевы. Теперь ему не было так тоскливо и одиноко.

Азамат: Курай, курай, подскажи мне, где мой край? (идет и играет)

Ведущий: И оказался он в родных местах!

Декорации дома, деревни.

Азамат: А вот и родная деревня!!! Наконец-то я вернулся! Эсей,

выходи встречать своего сына живым и здоровым!

Выбегает под музыку эсей.

Эсей: Азамат! Улым, ты вернулся! (обнимает). Как тебе это удалось?

Азамат: Я узнал тайну хана Усалбая. Теперь я расскажу всем о

проделках злого хана и он не посмеет обидеть больше ни одного человека!

Ведущий: Хан Усалбай был свергнут народом, люди зажили мирно

и счастливо, а курай с тех пор стал любимым инструментом

башкирского народа.

Выходят на поклон

Журналист: Интересная и поучительная сказка, а знаете ли вы игры башкирского народа?

Дети: Да! «Юрта», «Липкие пеньки», Курай»

Ведущий: Игра «Юрта»

 

Игра «Юрта» - средняя и старшая группы

Дети идут четырьмя кругами переменным шагом вокруг стульев, на которых повешены платки с национальным узором, и поют. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту.

Мы – весёлые ребята, соберёмся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.

 

Ведущий: Игра «Сапожник»

 

Игра «Сапожник» - подготовительные группы

Дети идут вокруг сапожника и поют. С окончанием пения дети быстро разбегаются, а сапожник старается запятнать кого-нибудь из детей.

1. Нитки, шило да игла – начинается игра! /2р.

Я для маленькой ноги шить умею сапоги. / 2р.

2. Ты – сапожник-чудодей, шьёшь сапожки для людей. / 2р.

Чтоб примерить сапоги, ты скорее нас лови! / 2р

Журналист: Я вижу, что веселиться вы здорово умеете! Игры народные знаете! Покажите теперь свою силу, быстроту и ловкость.

Ведущий: Игра «Наездники»

 

Игра «Наездники» - средняя и старшая группы

Мальчики скачут на конях до девочек с платочком

 

 

Ведущий: Игра «Медный пень»

 

Игра «Медный пень» - подготовительные группы

Дети парами располагаются по кругу, водящий–покупатель выбирает себе пень. Хозяин и покупатель разбегаются в разные стороны

Покупатель: «Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?»

Хозяин: «Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой»

 

Журналист: Молодцы, ребята!  Я слышал, что башкиры - трудолюбивый народ.

Ведущий: Да, верно! Народ в Башкирии славится своим гостеприимством и трудолюбием. Они считают труд главным делом своей жизни.

Журналист: Когда же они отдыхают, точнее какие национальные праздники отмечают у вас в республике?

Дети: Сабантуй, Навруз, Каргатуй.

Ведущий: Наши ребята тоже умеют не только играть и петь, но и танцевать! Приглашаю вас посмотреть башкирский танец!

 

Общий башкирский танец

 

Ведущий: Народы, населяющие нашу Республику живут дружно и весело. Наш народ очень трудолюбивый и музыкальный. По всем городам и селам льются добрые напевы, помогающие людям и отдыхать, и трудиться! Если посмотреть на карту, то можно увидеть маленькую точку, обозначающую наш город Октябрьский.

 

Этот город люблю больше всех городов,

В каждом звуке ловлю звон зеленых ветров.

На просторе ветров он стоит молодой,

Я к раздумьям его прикасаюсь щекой.

Годы пусть над тобою промчатся,

Пусть дожди и ветра с высоты,

Город Октябрьский, Город Октябрьский,

Вечно юным останешься ты!

                                                   (Ю. Лапшин)

Ведущий: Давайте вспомним и назовем нашему гостю города нашей республики.

 

Игра «Города Башкортостана»

Дети по очереди называют города Республики Башкортостан

 

Журналист: Молодцы! Много городов вы знаете!

Ведущий: Республика Башкортостан - многонациональна, в ней проживают представители 160 национальностей. Башкиры и русские, татары и армяне, чуваши и мордва, марийцы и удмурты живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети вместе учатся в школе, ходят в детский сад. В нашем детском саду дети тоже разных национальностей. Все они дружат, вместе занимаются и играют. Пусть всегда будет мир и дружба в нашем удивительном крае.

8 ребенок:

Все народы будут дружно жить
Будет раздаваться смех детей.
Мы трудиться будем и  дружить
Для Отчизны для России всей!

 

Флешмоб «Дружба народов»

 

Ведущий: Мы приготовили для нашего гостя еще один подарок. Это рисунки о нашей республике, которые журналист возьмет с собой и покажет другим людям, чтобы все знали, как прекрасна и богата наша республика!  (отдает )

Журналист: Обязательно расскажу всем о вашем чудесном крае и покажу ваши рисунки.

Ведущий: И для вас, ребята есть подарок - национальное блюдо – Чак -чак!

 

Выносят праздничное блюдо с Чак - чаком

 

Ведущий: Поздравляю всех присутствующих с праздником!

Журналист: Подождите! Подождите! А как же общая фотография?

 

Фотосессия

 

Ведущий: Наш праздник окончен! Благодарим за внимание! До свидания!

 

Дети под музыку уходят из зала

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к родному краю

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к родному краю

Под песню «Нурлы-баласак дети с разноцветными флажками заходят в зал

Под песню «Нурлы-баласак дети с разноцветными флажками заходят в зал

Песня «Самая любимая Родина моя» муз

Песня «Самая любимая Родина моя» муз

На фоне нежного ветра и ласкового солнца мы слышим чудесную мелодию

На фоне нежного ветра и ласкового солнца мы слышим чудесную мелодию

И одну из них покажем мы тебе.

И одну из них покажем мы тебе.

Азамат: Расскажу, расскажу.

Азамат: Расскажу, расскажу.

Азамат: Здравствуй, великий хан!

Азамат: Здравствуй, великий хан!

Теперь ему не было так тоскливо и одиноко

Теперь ему не было так тоскливо и одиноко

Игра «Медный пень» - подготовительные группы

Игра «Медный пень» - подготовительные группы

Дети вместе учатся в школе, ходят в детский сад

Дети вместе учатся в школе, ходят в детский сад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2024