Тема: Международный день родного языка.
Добрый день! Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет
- Что это? (Глобус)
А что такое глобус? (маленькая модель земного шара)
- Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?
(голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.)
- На глобусе мы можем увидеть все страны.
Ребята, в какой стране мы живём? А в каком посёлке?
На каком языке мы с вами говорим?
А на каком языке говорят:
украинцы - украинском.
белорусы - белорусском.
поляки - польском.
немцы - немецком,
таджики - таджитском и т.д.
(Миша)
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
Землю населяют разные живые существа: от
мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек
обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный,
божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный –
мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
О.Е
В нашем классе учатся 50 школьников. Все мы русские. Но в нашей стране школы, где учатся не только русские, но и таджики и украинец. Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни.
И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача.
Объединяет нас всех русский язык, на котором мы говорим. И поэтому наш родной язык – русский.
Виолетта
Часть речи это непростая,
Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)
А какие вы знаете слова прилагательные?
…………………………..
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется... (глагол)
Назовите глаголы………………. Поливать, кидать, прочитал, написал…..
Эта часть речи предмет означает И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)
Миша
Как он велик и необъятен,
Язык мой русский! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
О.Е Сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете русский язык.
Варя
Ребята, а загадки вы знаете?
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —... (восклицательный)
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —... (диалог)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Она выражает значение слова
И называется просто — ... (основа)
По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю... (точку)
Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Окончанье обведем.
Наши действия — не вздор,
По составу то... (разбор)
«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это... (падежи)
Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал... (заголовок)
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем... (фразеологизмом)
Склеена и сшита,
Без дверей, закрыта.
Кто ее открывает,
Тот
много знает.
(Книга)
Здесь родился и живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
О.Е Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Варя
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов.
Игра «Слова наоборот»
холодно - тепло: широкий - узкий, толстый - худой, горячий - холодный, громкий – тихий, день-ночь. хорошо – плохо, длинный - короткий.
Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
Любите свою родину свой язык и свой народ!
Ульяна
Игра многозначные слова: А кто мне скажет как называются слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова. (Омонимы). Давайте поиграем Я буду называть слова, а вы говорить какие значения вы знаете.
ручка (рука, то, чем пишут, часть двери)
Кисть (часть руки, для рисования)
Лук (овощ, то, чем стреляют)
Кран (в ванне стоит, строительный)
Коса (прическа, то чем траву режут)
Теперь давайте узнаем как хорошо вы знаете пословицы и поговорки
«Пословицы и поговорки»
- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
- Язык острее бритвы.
- Язык до Киева доведёт.
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
- Язык мой - враг мой.
- Языком не спеши – спеши делом.
- Слушай больше, а говори меньше.
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся...
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
- Конечно же синонимы, а давайте проверим как вы знаете синонимы. Я буду называть слова, а вы подбираете к слову синоним.
Конь — лошадь; отважный — смелый — храбрый — мужественный — бесстрашный; огонь – пламя.
Выставка «Стена добрых слов»
Предлагаю вам по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые вы написали на лепестках из цветной бумаги. Давайте расскажем, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.
После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в классе. Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.
Миша
Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит...
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем — незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!
О.Е
Шар земной, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома,
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой
Этот дом, страна, земля –
Это родина моя.
Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.