Родительское собрание
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Группа: старшая.
Цель: привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству через
совместное решение задач речевого развития детей.
Задачи:
- раскрыть значения устной речи во всестороннем развитии личности
ребёнка.
- расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.
- познакомить родителей с речевыми играми для их использования в
домашних условиях.
План проведения:
1. Доклад воспитателя на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.»
2. Практикум для родителей «Путешествие в страну игр».
3. Подведение итогов собрания-практикума. Рефлексия.
Ход собрания:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Уважаемые родители, прошу вас расписаться в протоколе о том, что вы пришли на данное родительское собрание. В начале собрания, прошу вас уважаемые родители выбрать секреторя и председателя. Итак, тема нашей встречи «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Речь — форма общения. Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
- Как вы думаете, чему должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста?
- Формирование звуковой культуры речи.
-Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности:
- на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях;
- вне занятий – в игровой и художественной деятельности;
- в повседневной жизни.
Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ребёнок шестого года жизни способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих.
Я предлагаю вам окунуться в детство и на время превратиться в детей. Мы немного поиграем!
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающем мире, и в процессе наблюдений имеет уникальные возможности для развития речи детей.
1. Игра «Кто или что может это делать?» Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово - идет, ребенок подбирает: девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам: стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
2. «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
3. Игра «Что для чего» Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. Хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.
4. «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, тетрадь, юла, мяч; стол, шкаф, тарелка, диван; пальто, шапка, куртка, шуба; слива, яблоко, помидор, груша; волк, собака, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, свинья; роза, тюльпан, береза, василек; зима, март, весна, лето.
«Наши руки не знают скуки»
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук с помощью массажных шариков «су-джок»)
1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой — отвечает за голову;
Указательный — желудок;
Средний — печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) потереть ладони, похлопать.
2этап
1) Пальчиковая игра «Медведь» (с платком) .
(медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
2) Пальчиками можно рассказывать стихи.
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.
При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия.
Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Что интересного вы узнали? (Высказыванияродителей) Важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи. В эти игры можно играть по дороге в детский сад. На кухне, занимаясь своими делами. Нужно беседовать, разговаривать, больше и чаще читать с ребенком книги и обсуждать прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми, больше общаться с ними. Я хочу вам дать небольшие памятки с речевыми играми, я думаю они вам помогут. Спасибо всем за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников». Уважаемые родители, прошу вас оценить продуктивность нашей встречи и на листочках приклеить смайлик в том месте, где результат встречи совпадает с личными ощущениями: Собрание для меня было полезным, узнал (ла) много нового.
Ничего нового для меня не было, время потрачено зря.
Я благодарю вас за активное участие. До новых встреч.
Проект решения родительского собрания:
1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, для развития связной речи детей.
2. Уделять внимание речевому развитию: больше общаться с ребенком, играть в речевые игры, читать книги.
3. Подготовить семейный фото отчет «Играем вместе», об использовании игр для развития связной речи детей.
Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, родители с интересом включились в ход собрания-практикума. Обратная связь показала полную удовлетворенность родителей проведенным мероприятием, все присутствующие родители посчитали, что собрание было полезным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.