Сценарий спектакля о бригадах фронтовых актеров времен Великой Отечественной Войны
Оценка 4.8

Сценарий спектакля о бригадах фронтовых актеров времен Великой Отечественной Войны

Оценка 4.8
docx
26.10.2020
Сценарий спектакля о бригадах фронтовых актеров времен Великой Отечественной Войны
один день на передовой с чудесами.docx

           ОДИН ДЕНЬ НА ПЕРЕДОВОЙ С ЧУДЕСАМИ

Сценарий спектакля, который мог состояться в действующей армии  в 1941 году на оборонных рубежах Москвы.

Действующие лица:

Боец Анисимов.

Боец Болдин.

Боец Вахрамеев

Боец Горюнов

Старшина Волощук

Командир

Ведущий концерта

Артисты фронтового концерта

Солдаты

Голос (звучащий за сценой)

Картина 1.

Задник сцены представляет собой экран, на котором проецируется слайд с дымным небом. Сцена пуста. На сцене мелькают сполохи огня.

Фонограмма отдаленных звуков боя.

Из одной кулисы в другую проходят Вахрамеев и Болдин с лопатами на плечах.

За ними показывается  Анисимов. Он садится на край сцены, перематывает портянки. Вахрамеев и Болдин проходят в обратном направлении. В руках у них дымятся котелки с чаем.

Они скрываются за кулисами.

Картина 2.

Анисимов  достает из кармана гимнастерки блокнот, карандаш и, сев поудобней, склоняется над текстом письма.

За кулисами звучит трансляция текста письма.

Текст письма:

 Здравствуй, мама! С поклоном и фронтовым приветом к тебе сын твой Анисимов  Петр.

У нас двухдневная передышка между боями и пока взвод переформировывается после боевых потерь и пополняется свежей силой, мы роем окопы.

После передовой -это как подарок.

Сижу, привалившись спиной к шершавой стенке окопа, втягивая ноздрями запах свежей земли и травы и слушаю звон тишины.

Даже дальние залпы артиллерии кажутся здесь, в двух километрах от передовой, мирными и похожи на раскаты летнего грома.

Вечером нам обещан концерт самых настоящих артистов, за ними уже уехал наш полковой шофер на своей полуторке.

Я уже забыл, что можно петь под аккордеон или бить чечетку, показывать фокусы или играть на арфе. Представляешь, мама? И сегодня вечером нам обещано подобное чудо!

Я пока не буду заканчивать свое письмо - после я опишу в нем, что мы сможем увидеть и послушать уже сегодня…

На фонограмму далеких взрывов наслаивается фонограмма автомобильного мотора. За сценой голос командира: «Приехали! Приехали! Старшина Волощук!

-Я!

-У вас есть пятнадцать минут, чтобы собрать личный состав и разместить вот тут, возле грузовика. И кучнее, кучнее! Да, Федотову прикажите принести кипятку с кухни – актерам нужна теплая вода!

- Так точно!

-Товарищ командир, разрешите обратиться?

-Что тебе, Горюнов?

- Автографы можно брать? Ну, у артистов этих?

- Разговорчики в строю! Сперва надо встретить, накормить – напоить, баньку истопить, а потом уже и спрашивать!

-Да я что? Я ж только спросил!

-Отставить! Лучше брезент тащи, надо перед грузовиком постелить для гимнасток!

-Есть, товарищ командир! Это я мигом! Для гимнасток я мигом!

Анисимов прячет блокнот в карман и скрывается за кулисами.

Картина 3.

Фонограмма фокстрота «Рио Рита»

Вахрамеев и Болдин стелят брезент на сцену. На экране слайд - на нем солдаты на фронте смотрят концерт.

На краю сцены появляются солдаты. Они садятся, ложатся, устраиваются спиной к зрителям и тоже превращаются в зрителей, образуя замкнутое пространство вместе с солдатами на слайде, в периметре которого будет идти представление.

Негромко переговариваются в ожидании начала концерта.

Картина 4.

Появляется ведущий концерта – немолодой человек в очках и в смокинге.

Боец Болдин:

Ого, каков костюмчик! Вахрамеев, хочешь такой костюмчик, а?

Боец Вахрамеев:

А куда его, Болдин? Окопы в нем рыть неудобно вроде бы… Да ну его, зачем?

Болдин:

Почему  окопы? А вот на гражданке, с девушкой на танцы ежели?

Вахрамеев:
Ты доживи до нее, до гражданки…Тогда и на танцы можно с девушкой! А на танцах с девушкой и без костюма отлично! Была б девушка. И танцы. И войны чтоб не было при этом…

Болдин:

Ты ж говорил, что есть у тебя девушка? Пишет тебе.

Вахрамеев:

Есть, Болдин. Есть! А  ты не завидуй так громко! Давай-ка концерт смотреть!

Ведущий:

Дорогие друзья, солдаты, старшины и командиры доблестного 12-го артилерийского полка Западного фронта!  Сегодня вас приветствуют артисты студенческого театра миниатюр!

Мы приехали вернуть вас ненадолго в мирное время, погрузить в стихию музыки, танца и чудес!

Ведь на фронте и за линией фронта, в тылу, каждый встречает врага  своим оружием. Солдаты – своим, художники, писатели, поэты – своим. Оружие нас, артистов – это смех, шутки, сатира и хорошее настроение, которое мы подарим вам сегодня!

И каждое оружие необходимо для очередного шажка или шага, ведущего к Победе. А победа будет, будет обязательно!

Нам выпала особая честь выступить сегодня перед вами, защитниками Малого Ярославца.

И первыми на вашей замечательной сцене появятся  артисты оригинального жанра Тамара и Алексей Панкратовы. Давайте встретим их аплодисментами, способными заглушить залпы артилерийских орудий!

Солдаты аплодируют.

Пока ведущий говорил, на брезент вынесли стол с самоваром на нем и две табуретки.

Картина 5.

Начинает звучать фонограмма шуточной песни Леонида Утесова «У самовара я и моя Маша»

Дюжий артист с усами одет в уморительный цветастый сарафан, усы он жеманно прикрывает концами повязанного под подбородком платочка.

Миниатюрная артистка одета в косоворотку, штаны , заправленные в огромные валенки и большущий картуз, наползающий на глаза.

«Маша» суетится возле самовара, наливает чай и подает партнерше. Та «выпивает чай» и ставит чашку на голову.

Начинаются чудеса жонглирования. Чашки летают через стол, «Маша» встает на руки на столе и держит дымящийся самовар ногами. Под завернувшимся цветастым сарафаном у "Маши" галифе.

После всех манипуляций дюжая «Маша» на голове держит самовар, а на руках партнера. Номер заканчивается под одобрительные рукоплескания зрителей.

Болдин:

Вот это я понимаю! Чайку бы с такою Машей или сто грамм, а, Вахрамеев?

Вахрамеев:

 А  лучше бы чайку с гимнасткой... Нам гимнасток обещали! (кричит) Даешь гимнасток!

Горюнов:

Как думаешь, Болдин, гимнастка даст автограф?

Болдин: (пихая локтем Вахрамеева) Запросто даст! Догонит и еще добавит! У нее по всему фронту таких, как ты, миллион! Руки отвалятся всем автографы подписывать!

Вахрамеев: Не отвалятся ! У  них руки крепкие - на то они и гимнастки!

Хохочут с Вахрамеевым.

Горюнов: (обидевшись)

А ну вас, черти, я ж серьезно!

На них шикают остальные зрители.

Картина 6.

Ведущий:

Сестры Свиридовы! Акробатический этюд!

На брезент из двух боковых кулис выбегают девушки  в гимнастическом трико с блестками. Более крепкая встает на мостик, а более легкая  карабкается на нее верхом и стоя на руках делает различные акробатические движения.

Солдаты аплодируют.

Соскочив на брезент верхняя акробатка делает сальто и раскланивается. Нижняя подымается, также делает сальто и раскланиваются вдвоем.

Вахрамеев:

Вот это да! Браво! Браво!

Болдин:

Вот они, ласточки! Молодцы, девчонки!

Горюнов: (все еще дуется)

Руки отвалятся, руки отвалятся...А чего они вдруг отвалятся? Подумаешь, автограф дать!

Болдин:
Да тихо ты, надоел!

Ведущий:

В окопе бойца всегда согревает...

Болдин: (вполголоса)

Папироска....

Вахрамеев:

Сто  грамм...

Ведущий:

...душевная сердечная песня и я приглашаю на эту сцену гармониста - куплетиста Семена Луценко! Куплеты из фильма "Трактористы"! Встречайте!

Картина 7

В кольце солдат  появляется гармонист, усаживается на табурет, оставленный перед номером с самоваром и исполняет задорные куплеты.

Зрители дружно подпевают куплетисту.

Картина 8

Фонограмма оваций .За сценой слышен разговор.

Командир:

Старшина Волощук!

Волощук:

Я!

Командир:

Все в порядке? Как концерт? Нравится?

Волощук:

Очень нравится, товарищ командир! Слышите, как рукоплещут!?

Командир:

Что значит ку-ультура! Ну, смотри же, чтоб все было путем!

Волощук:

Будет сделано, товарищ командир!

Ведущий:

Много разных выступлений видели вы сегодня! Но...все заканчивается когда-то...

Вот и все наши артисты уже выступили перед вами, и ночь уже наступила, а уезжать не хочется! Напоследок скажу вам вот что. Представьте такую картину: война кончилась и кто-то из вас пришел на концерт. В клуб или в дом культуры своего города. С девушкой или с женой, а может, уже и с детишками! И вот говорите вы своим детям: "Смотри, сынок, вот того артиста я еще на фронте слыхал, он к нам в часть с концертной бригадой приезжал!" Представляете, как это будет здорово?"

Солдаты воодушевленно переговариваются, согласно кивают.

Пусть же каждый бьет врага своим оружием. Вы - своим артиллерийским, мы - своим, творческим.. А после победы встретимся! Встретимся обязательно! Мир-то тесен...

Один из зрителей вполголоса говорит, так, чтобы ведущий не услышал: "Встретимся. если живы останемся..."

Сцена опустевает. За сценой голос командира: "Старшина Волощук!"

-Я, товарищ командир!

-Распорядитесь, чтобы артистов чаем напоили, пусть Федотов накроет им...

-Слушаюсь, разрешите выполнять?

-Выполняйте!

Картина 9

Из одной кулисы в другую проходит Горюнов. В руках у него афиша, которую он зачарованно рассматривает.

В противоположном направлении проходят Болдин и Вахрамеев.

Болдин: (оглянувшись на Горюнова)

А Горюнов-то - везунчик! Получил - таки автограф!

Вахрамеев:

Чем бы дитя не тешилось...Лишь бы воевало с успехом!

Хохоча, уходят.

Картина 10

На опустевшей сцене боец Анисимов. Садится на край сцены, дописывает письмо.

Текст письма:

Мама, это опять я. Мама, у нас в части был концерт и неважно, что нам было тесно и неудобно сидеть, неважно, что вдалеке громыхали взрывы снарядов, главное – такого чуда я не видел никогда! Даже до войны.

Два часа радости, когда ты абсолютно забыл, что рядом, неподалеку идет бой.

Для нас читали поэмы, нам пели, для нас показывали фокусы с настоящими воздушными шарами –ты только представь! – неподалеку от места сражений цветные воздушные шарики, словно в этот летний вечер ты оказался в парке культуры . А самое главное чудо, когда на импровизированную сцену вышла молодая женщина, стройная,  в бархатном платье и на высоких каблуках! У нее в руках была кукла, размером с ребенка и женщина разговаривала с куклой, а та ей отвечала, сидя на руках. Я думал, это говорящая кукла – в этот вечер от всего можно было ждать чудес!

Оказалось, артистка говорила и за куклу тоже. Говорила голосом капризного и непослушного мальчика, который не хотел есть кашу, не хотел учить стихи, не хотел спать!

Потом ведущий нам рассказал, что такой жанр эстрады называется чревовещанием. И таких артистов в Советском Союзе всего двое. И одна из них Мария Донская, что сегодня выступала перед нами!

А в конце она спросила, есть ли среди зрителей бойцы по имени Кирилл. Отозвался рядовой Горюнов, он как раз Кириллом оказался. Артистка попросила подняться Горюнова на сцену и объяснила, что куклу , с которой она выступает, зовут Кирюша. И сказала кукле: «Смотри, Кирюша, какой у тебя храбрый и отважный тезка! Надо пожать ему руку!»

И кукла потянулась к моему однополчанину и вложила свою плюшевую  ладошку в его натруженные руки.

Горюнов стеснялся и краснел. А солдаты стали кричать, чтобы артистка Донская дала ему автограф. Она засмеялась и сказала: "Обязательно!"

 И не просто дала Горюнову автограф, а подписала свою афишу, которая у нее была с собой. Написала на ней "Бойцу Горюнову с уважением от Марии Донской и тезки Кирюши. Бей, боец, врага отважно!"

А я потом всю ночь не спал и дал себе слово – после окончания войны поступлю в училище, чтобы научиться такому творчеству.

У меня тоже остался автограф артистки Донской на память в блокноте, из которого я беру листочки для писем домой.

И автографы сестер  Свиридовых,  и куплетиста Семена Луценко.

И ведущего концерта тоже, который написал мне на листке альбома адрес училища. Оказывается, он преподаватель в этом училище,  а все артисты - его студенты!

Замечательный это был концерт, мама! Словно и войны -то никакой нет.

А вот ведь кончится она и вернусь я к тебе, учиться буду..."

Фонограмма отдаленных звуков боя. Сполохи света. Гул нарастает. Громыханье приближается. Свист, грохот взрыва. Тишина. Свет выключается.

Картина 11

На экране хроника боев под Москвой. Она демонстрируется под второй концерт С. Рахманинова для фортепиано с оркестром си минор.

Голос за сценой:

Так и окончился этот день на оборонной линии Москвы. Один из тысячи четырехсот восемнадцати суровых дней борьбы.

Много они вместили в себя, невероятно много...

Противостояние тысяч людей, их яростное сопротивление натиску вероломного врага, их клятвы, чаяния, надежды, их веру в Победу и огромный труд, вложенный в дорогу к Победе.

 И этот эпизод с приездом концертной бригады столичных артистов тоже был маленьким шажком на этом трудном пути. Был или мог быть.

 Сейчас уже вряд ли нам расскажут об этом, но остались письма, свидетельства той поры.

И другие свидетельства этой исторической хроники. Нам неизвестно, выжил ли в том пожаре борьбы солдат Анисимов.

Но в вещмешке его осталось письмо к матери, в котором он писал, что после войны мечтает выучиться на артиста.

Мы не знаем, дождалась ли далекая подруга своего солдата Вахрамеева.

Не знаем, сохранилась ли афиша с желанным автографом у новобранца Кирилла Горюнова.

Мы знаем только одно - все эти люди заслужили огромное уважение за свой военный и гражданский подвиг и вечную память.

Этот подвиг- самое дорогое и ответственное наше наследство.

Эта память - самая светлая. Навсегда.

Кадр на экране остановлен.

 

 

 

 

 

 

 

Картина 5.

Аббасова с письмом.

На рассказ Федоровой  наслаивается голос Аббасовой.

История войны - это история разных судеб, история огромной беды, с которой боролись на фронтах, и в тылах, боролись каждый  по-своему. Кто с оружием в руках, кто силой музыки и стиха, спектакля и песни.

Даже сейчас мы, сегодняшняя молодежь, четко понимаем: были солдаты, что вели бои, были люди в тылу, что работали у станков для фронта, для победы, были люди в селах и деревнях, что растили хлеб и для фронта, и для тыла.

А ведь были и те, что боролись силой своего искусства и это становилось страшной силой, прицельным оружием для врага, ведь это давало силы и энергию для боев и побед.


 

ОДИН ДЕНЬ НА ПЕРЕДОВОЙ С ЧУДЕСАМИ

ОДИН ДЕНЬ НА ПЕРЕДОВОЙ С ЧУДЕСАМИ

Картина 2. Анисимов достает из кармана гимнастерки блокнот, карандаш и, сев поудобней, склоняется над текстом письма

Картина 2. Анисимов достает из кармана гимнастерки блокнот, карандаш и, сев поудобней, склоняется над текстом письма

Так точно! -Товарищ командир, разрешите обратиться? -Что тебе,

Так точно! -Товарищ командир, разрешите обратиться? -Что тебе,

А куда его, Болдин? Окопы в нем рыть неудобно вроде бы…

А куда его, Болдин? Окопы в нем рыть неудобно вроде бы…

И первыми на вашей замечательной сцене появятся артисты оригинального жанра

И первыми на вашей замечательной сцене появятся артисты оригинального жанра

Вахрамеев: А лучше бы чайку с гимнасткой

Вахрамеев: А лучше бы чайку с гимнасткой

Вот это да! Браво! Браво! Болдин:

Вот это да! Браво! Браво! Болдин:

Командир: Старшина Волощук!

Командир: Старшина Волощук!

Пусть же каждый бьет врага своим оружием

Пусть же каждый бьет врага своим оружием

Мама, это опять я. Мама, у нас в части был концерт и неважно, что нам было тесно и неудобно сидеть, неважно, что вдалеке громыхали взрывы…

Мама, это опять я. Мама, у нас в части был концерт и неважно, что нам было тесно и неудобно сидеть, неважно, что вдалеке громыхали взрывы…

Горюнов стеснялся и краснел. А солдаты стали кричать, чтобы артистка

Горюнов стеснялся и краснел. А солдаты стали кричать, чтобы артистка

Много они вместили в себя, невероятно много

Много они вместили в себя, невероятно много

Картина 5. Аббасова с письмом

Картина 5. Аббасова с письмом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020