Сценарий урока
Оценка 5

Сценарий урока

Оценка 5
doc
05.05.2023
Сценарий урока
лит чт.doc

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

Проект урока литературного чтения

 

Тема урока:

Образ русской природы в произведении

В .Берестова  « Урок листопада»

 

 

 

 

                Разработала:

                                                                                        Перова Наталия Павловна,

                                        учитель начальных классов

                        МБОУ «СОШ №1»

 

 

г. Бийск

2022 г.

 

 

 

 

Конспект урока  литературного чтения

 

Аттестуемый педагог    Перова Наталия Павловна

Предмет  литературное чтение         Класс          Дата   08.10

Тема урока  : Образ русской природы в произведении В. Берестова « Урок  листопада»

 

         Цель урока: формирование духовно-нравственной сферы личности ребенка в процессе приобщения к художественной литературе

Задачи урока:

образовательные

         создать  условия для расширения знаний о творчестве  В.Берестова;

         совершенствовать умения определять тему и главную мысль прочитанного через работу с художественным текстом.

         Развивающие

         Создать условие для развития правильного и осознанного навыка чтения и приемов работы с книгой.

         Развивать творческие способности учащихся.

         Воспитательные

         Создать условие для воспитания интереса к предмету

         Воспитывать любовь к природе.,нравственных качеств личности.

 

Содействовать формированию следующих УУД:

Предметные:

·       Развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения, формулировать несложные выводы;

·       Создавать свои иллюстрации к литературным произведениям;

·       Сравнивать иллюстрации и содержание произведений;

·       Находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения ,анализировать средства художественной выразительности.

         Личностные:

         Эмоциональное отношение к поступкам литературных героев

         Первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

 

Познавательные

·       уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

·       выбор оснований и критериев для сравнения;

·       построение рассуждений;

·       знаково-символическое моделирование.

Регулятивные

·       уметь контролировать и корректировать свою работу;

·       Принимать алгоритм выполнения учебной задачи

·       Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

·       уметь строить работу с партнёрами;

·       уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

·       Фиксировать тему и ключевые слова произведения.

 

·   Оборудование:  - портрет писателя;

·   - листочки с заданиями для работы в парах;проектор ,компьютер,аудиозапись

 

 

Характеристика класса

      В классе обучается 26 человек.  В коллективе преобладает положительная мотивация к обучению. Большая часть детей любознательны, можно отметить высокий уровень трудоспособности,  желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания, отмечается стремление к пополнению знаний.

      Есть группа детей, у которых хорошо развита речь, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя.  Внимание частично - рассеянное, приходится неоднократно повторять материал и задания для выполнения. Учебный материал усваивают

 

Тип урока: первичное усвоение новых предметных знаний и УУД. 

Особенности данного урока

  11 урок из первого раздела «Учимся наблюдать и копим впечатления»

Задачи изучения темы: развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения.

- находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.

- Формировать умение вести диалог с автором.

Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства.  Расширить словарный запас. Показать сходство художественных приемов , которыми пользуется поэт.

Данный урок – 11 в теме «Учимся наблюдать и копим впечатления». До этого дети наблюдали за приемами сравнения ,олицетворения в произведениях..

В ходе урока развиваются такие общеучебные умения ребёнка, как способность сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.

         На уроке продолжается формирование оценочной деятельности учащихся.

         Структура и технология урока соответствуют программе «Перспективная начальная школа»  На данном уроке можно выделить следующие этапы:

1. Эмоциональный настрой

2. Актуализация знаний

 3. Постановка учебной задачи

 4. Открытие нового знания

5. Первичное закрепление

6 Включение нового знания в систему знаний.

                  7 Итог урока

 

Проект предусматривает использование методов

А) мотивации и стимулирования:

¾   Эмоциональные:

§  ситуация познавательной новизны;

§  создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;

¾   познавательные

§  опора на жизненный опыт;

§   познавательные интересы;

§  создание проблемной ситуации;

§  побуждение к поиску альтернативных решений;

¾   волевые

§  познавательные затруднения;

§  самооценка своей деятельности и коррекция;

§  рефлексия

¾   социальные

§  заинтересованность результатами коллективной, парной работы;

§  долг и ответственность перед классом, учителем;

§  самоопределение;

§  самосовершенствование.

Б) Методы обучения

¾   По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный, наглядный, практический.

¾   По степени самостоятельного мышления: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.

¾   По степени управления учебной работой: работа с учителем, самостоятельная работа

 

Ключевые компетенции:

 

- коммуникативные (включение в групповую работу)

-познавательные (актуализация ,открытие знаний)

-ценностно-смысловые (Этап первичного чтения ,этап анализа)

 

 

1.     Организационный момент ,(эмоциональный настрой)– 1 – 2 мин.

       Цель этапа : создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.

      На этом этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.

Результаты: Полная готовность класса и оборудования ,быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Проверяют готовность к уроку.

 

    Самоустановка на урока,

 

-Приветствие учащихся

 Итак, друзья, внимание!

Прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее –

Начнём сейчас урок.

- Ребята, что вы ждёте от урока литературного чтения?

- Посмотрим, чьи ожидания на уроке мы оправдаем.

- Я уверена, что некоторые моменты на уроке вызовут у вас удивление.

Регулятивные УУД:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные УУД:

положительное отношение к учению.

Правильная посадка за столом.

2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха – 3-5 мин.

Цель этапа: создание условий для активизации знаний через проверку домашнего задания. обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность,  стимулировать успех учащихся к дальнейшей работе.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: слово учителя, ситуация успеха и уверенности в собственных силах.

      Для достижения обозначенной цели этапа были подобраны задания не вызывающие серьёзных затруднений у детей (анализ рисунков), всё это помогло создать положительное эмоциональное состояние удовлетворения, уверенности в собственных силах. Организация  индивидуальной работы, работы в парах, работы у доски позволило большинству  учащимся, продемонстрировать владение уже известным им способом действия.  Обязательный момент  этого этапа – самооценка детей.

Результаты: Актуализация имеющихся знаний ,которые будут востребованы на данном уроке

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

   Работа по карте самоанализа 

Анализ рисунков(работа в парах)

Словесное рисование

Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами»

 

Природа успокаивает нас ,придает нам жизненные силы .Закрыв глаза мы можем представить всю красоту природы,

 

Чему учат нас авторы произведения?

Кто наиболее правильно изобразил ситуацию?

 

 

Выводы

Регулятивные УУД:

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;  Предметные УУД:

называть заглавия знакомых произведений.

 

 

3. Постановка учебной задачи– 2-3мин.

Цель этапа: создание условий для  постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания учащихся о творчестве В.Берестова

Методы представления нового учебного материала:

-по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – исследовательский метод;

- по степени управления учебной работой – работа под руководством учителя;

- по источнику восприятия информации – словесный, наглядный (карточки).

Методы стимулирования и мотивации учения:

- стимулирование интереса к учению – ситуация познавательной новизны;

- определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца.

       На данном этапе ребята сталкиваются с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний не хватает. Для достижения наилучших результатов обучения, использовался исследовательский метод обучения учащихся.  Дети активно включились в процесс поиска решения учебных задач. Организация работы в группах позволило решать как образовательные, так и коммуникативные задачи.

Результаты :Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации ;определение цели и направления учебной деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

 

Выразительное чтение произведения

Цветовая маркировка текста

 

Диалог с учителем

Работа по исследовательской карточке

 

2.     Уч-ся работают самостоятельно группами (выполняют задание №7 с 16 в тетради  для сам.работы

.Ответы уч-ся: Мудрейший мудрец живет в каждом из нас, надо быть только внимательным наблюдательным, чтобы суметь в себе его обнаружить.

 

 

 

1.     4.Цель нашего урока продолжить наблюдать и копить впечатления

 

1.Учитель читает отрывок и ведет диалог

Один мудрец давал совет:

«Полезно  наблюдать,

Все впечатления копить,-

И будешь много знать».

-Какой же совет дал мудрец?

-А мы следуем этому совету?

-Вспомните название темы, которую Мы изучаем?

 

 

Поэтесса Эмма Мошковская предлагает вам познакомиться с мудрейшим мудрецом ,который помогает совершать «открытия»

3.И так ваши выводы

 

 

4.Так давайте подумаем какую цель мы перед собой поставим

 

Регулятивные УУД

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно

-         Предметные УУД

- называть заглавия знакомых произведений

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества, работа с соседом по парте

 

4. Открытие нового знания– 8-10мин.

Цель этапа: создание условий для знакомства с произведением В.Берестова ,через работу с учебником.

Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах

        Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли более продолжительное время удерживать поставленную задачу на этапе поиска способов её решения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

 Работа по содержанию учебника

Работа по карте самонаблюдения (составление плана работы условными обозначениями)

 

 

Высказывания детей             

 

         - Кто автор стихотворения?

         - Что вы знаете об этом писатели?

         - Какие произведения читали?

Чем будем заниматься на уроке?

 Знакомство с биографией писателя

Выставка книг писателя.

Познавательные УУД

- знаково-символическое моделирование

Коммуникативные УУД

решение задач общения для решения общеучебных проблем (работа в парах);

Регулятивные УУД

-умение  принимать и сохранять учебную задачу;

Физкультминутка

Цель: создание  условий для снятия утомляемости у учащихся  и их релаксации.

5       Первичное закрепление– 6-8  мин.

Цель.: создание условий для анализа текста, , через работу с учебником, справочной литературой.

Методы  :организация учебно-познавательной деятельности(работа с учебником ,чтение с заданием ,выборочное чтение, лексическая работа)

Приемы :работа с учебником над содержанием произведения ,работа над выразительными средствами речи.

Результаты :Самостоятельное выполнение заданий ,требующих применение знаний.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

 

Откройте учебник на с.46 и прочитайте название произведения

Работа по карте самонаблюдения.

 

 

 

-Прочитайте выразительно произведение

 

Выборочное чтение

Чтение с заданием

 

 

 

Высказывания детей             

 

- Атмосфера осенней красоты, использование художественных приемов, как сравнение и олицетворение.

Примеры детей.

 

 

 

Художественное чтение учителем стихотворения

_- Так о чем это стихотворение?

Прочитайте ,найдите непонятные слова .Объясните их

 

 Какой автор написал стихотворение о таком же явлении природы?

-С чем в этом стихотворении Бунин сравнивает  осенний лес

Какая погода на улице? Зачитайте их.

-Похожи ли картины листопада у И Бунина и В Берестова?

-Что объединяет эти два стихотворения

 

 

Чем урок листопада отличается от обычных уроков в классе?

А вам хотелось бы попасть на  «урок листопада»?Почему?

Личностные УУД: умение сопоставлять поступки людей, в том числе и свои, с поступками героев литературных произведений;
Познавательны УУД: проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом;
Предметные УУД: подбирать точное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания;  формировать несложные выводы, находить по подсказке учителя простые средства изображения чувств героя. и обсуждения.

 

6. Включение нового знания в систему знаний– 6-8  мин.

Цель этапа:  создание условий для формирования умений передавать впечатления  через язык живописи, музыки, литературы.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Коллективное обсуждение.

Работа по карте самонаблюдения

Просматривание презентации о листопаде и слушание музыки П.Чайковского

-Обсудите в группах  следующие вопросы.

 

Каким образом художник создает впечатления листопада?

-Видно ли ,что день солнечный?

-Сколько оттенков цвета вы насчитали?

На кленовых листочках напишите свои впечатления о листопаде.(работа в парах)

 

Личностные УУД:

-способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников.

Регулятивные УУД

- осознание уровня усвоения

7 Итог урока -2-3мин.

Цель: :  формирование навыков самоконтроля и самооценки работы, установка связи со следующими уроками.

Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности .

Прием: подводящий к итогу диалог.

Результаты :Адекватность  самооценки учащимися оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

 

Деятельность учащихся

 

Деятельность учителя

Формируемые УУД

 

Рефлексия деятельности 

Сегодня я узнал…..
Было интересно….
Я могу похвалить себя за….
Урок дал мне для жизни….

Работа по карте самонаблюдения

- Каков наш результат работы на уроке?

- Кто знает, чем он займётся на следующем уроке?

Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?

 

Личностные УУД:

-способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников.

Регулятивные УУД

- осознание уровня усвоения

5       Домашнее задание – 1 – 2 мин.

Цель самостоятельной домашней работы: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное  домашнее задание.

Методы: стимулирования и мотивации учащихся .

Приемы: дифференцированное задание.

Результаты: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Учащиеся знакомятся с домашним заданием

Объяснение задания.

 Выразительно читать стихотворение

Подобрать из источников интернета произведения на изучаемую тему.

По желанию нарисовать  свой листопад

Регулятивные

- умение определять цель своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока литературного чтения

Конспект урока литературного чтения

Находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения ,анализировать средства художественной выразительности

Находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения ,анализировать средства художественной выразительности

Характеристика класса .

Характеристика класса .

Включение нового знания в систему знаний

Включение нового знания в систему знаний

Этап первичного чтения ,этап анализа) 1

Этап первичного чтения ,этап анализа) 1

Результаты: Актуализация имеющихся знаний ,которые будут востребованы на данном уроке

Результаты: Актуализация имеющихся знаний ,которые будут востребованы на данном уроке

На данном этапе ребята сталкиваются с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний не хватает

На данном этапе ребята сталкиваются с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний не хватает

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно -

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно -

Деятельность учащихся Деятельность учителя

Деятельность учащихся Деятельность учителя

Деятельность учащихсяДеятельность учителяФормируемые

Деятельность учащихсяДеятельность учителяФормируемые

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности

.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2023