МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Проект урока литературного чтения
Тема урока:
Образ русской природы в произведении
В .Берестова « Урок листопада»
Разработала:
Перова Наталия Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
г. Бийск
2022 г.
Конспект урока литературного чтения
Аттестуемый педагог Перова Наталия Павловна
Предмет литературное чтение Класс 3Б Дата 08.10
Тема урока : Образ русской природы в произведении В. Берестова « Урок листопада»
• Цель урока: формирование духовно-нравственной сферы личности ребенка в процессе приобщения к художественной литературе
Задачи урока:
образовательные
• создать условия для расширения знаний о творчестве В.Берестова;
• совершенствовать умения определять тему и главную мысль прочитанного через работу с художественным текстом.
• Развивающие
• Создать условие для развития правильного и осознанного навыка чтения и приемов работы с книгой.
• Развивать творческие способности учащихся.
• Воспитательные
• Создать условие для воспитания интереса к предмету
• Воспитывать любовь к природе.,нравственных качеств личности.
Содействовать формированию следующих УУД:
Предметные:
· Развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения, формулировать несложные выводы;
· Создавать свои иллюстрации к литературным произведениям;
· Сравнивать иллюстрации и содержание произведений;
· Находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения ,анализировать средства художественной выразительности.
• Личностные:
• Эмоциональное отношение к поступкам литературных героев
• Первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.
Познавательные
· уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
· выбор оснований и критериев для сравнения;
· построение рассуждений;
· знаково-символическое моделирование.
Регулятивные
· уметь контролировать и корректировать свою работу;
· Принимать алгоритм выполнения учебной задачи
· Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
· уметь строить работу с партнёрами;
· уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
· Фиксировать тему и ключевые слова произведения.
· Оборудование: - портрет писателя;
· - листочки с заданиями для работы в парах;проектор ,компьютер,аудиозапись
Характеристика класса.
В классе обучается 26 человек. В коллективе преобладает положительная мотивация к обучению. Большая часть детей любознательны, можно отметить высокий уровень трудоспособности, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания, отмечается стремление к пополнению знаний.
Есть группа детей, у которых хорошо развита речь, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя. Внимание частично - рассеянное, приходится неоднократно повторять материал и задания для выполнения. Учебный материал усваивают
Тип урока: первичное усвоение новых предметных знаний и УУД.
Особенности данного урока
11 урок из первого раздела «Учимся наблюдать и копим впечатления»
Задачи изучения темы: развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения.
- находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.
- Формировать умение вести диалог с автором.
Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства. Расширить словарный запас. Показать сходство художественных приемов , которыми пользуется поэт.
Данный урок – 11 в теме «Учимся наблюдать и копим впечатления». До этого дети наблюдали за приемами сравнения ,олицетворения в произведениях..
В ходе урока развиваются такие общеучебные умения ребёнка, как способность сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.
На уроке продолжается формирование оценочной деятельности учащихся.
Структура и технология урока соответствуют программе «Перспективная начальная школа» На данном уроке можно выделить следующие этапы:
1. Эмоциональный настрой
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи
4. Открытие нового знания
5. Первичное закрепление
6 Включение нового знания в систему знаний.
7 Итог урока
Проект предусматривает использование методов
А) мотивации и стимулирования:
¾ Эмоциональные:
§ ситуация познавательной новизны;
§ создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;
¾ познавательные
§ опора на жизненный опыт;
§ познавательные интересы;
§ создание проблемной ситуации;
§ побуждение к поиску альтернативных решений;
¾ волевые
§ познавательные затруднения;
§ самооценка своей деятельности и коррекция;
§ рефлексия
¾ социальные
§ заинтересованность результатами коллективной, парной работы;
§ долг и ответственность перед классом, учителем;
§ самоопределение;
§ самосовершенствование.
¾ По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный, наглядный, практический.
¾ По степени самостоятельного мышления: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.
¾ По степени управления учебной работой: работа с учителем, самостоятельная работа
Ключевые компетенции:
- коммуникативные (включение в групповую работу)
-познавательные (актуализация ,открытие знаний)
-ценностно-смысловые (Этап первичного чтения ,этап анализа)
1. Организационный момент ,(эмоциональный настрой)– 1 – 2 мин. Цель этапа : создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке. На этом этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации. Результаты: Полная готовность класса и оборудования ,быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
|||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
|||||
Проверяют готовность к уроку.
Самоустановка на урока,
|
-Приветствие учащихся Итак, друзья, внимание! Прозвенел звонок, Садитесь поудобнее – Начнём сейчас урок. - Ребята, что вы ждёте от урока литературного чтения? - Посмотрим, чьи ожидания на уроке мы оправдаем. - Я уверена, что некоторые моменты на уроке вызовут у вас удивление. |
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Личностные УУД: положительное отношение к учению. Правильная посадка за столом. |
|||||
2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха – 3-5 мин. Цель этапа: создание условий для активизации знаний через проверку домашнего задания. обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность, стимулировать успех учащихся к дальнейшей работе. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: слово учителя, ситуация успеха и уверенности в собственных силах. Для достижения обозначенной цели этапа были подобраны задания не вызывающие серьёзных затруднений у детей (анализ рисунков), всё это помогло создать положительное эмоциональное состояние удовлетворения, уверенности в собственных силах. Организация индивидуальной работы, работы в парах, работы у доски позволило большинству учащимся, продемонстрировать владение уже известным им способом действия. Обязательный момент этого этапа – самооценка детей. Результаты: Актуализация имеющихся знаний ,которые будут востребованы на данном уроке |
|||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
|||||
Работа по карте самоанализа Анализ рисунков(работа в парах) Словесное рисование Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами»
Природа успокаивает нас ,придает нам жизненные силы .Закрыв глаза мы можем представить всю красоту природы, |
Чему учат нас авторы произведения? Кто наиболее правильно изобразил ситуацию?
Выводы |
Регулятивные УУД: - целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; Предметные УУД: называть заглавия знакомых произведений.
|
|||||
|
|||||||
3. Постановка учебной задачи– 2-3мин. Цель этапа: : создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания учащихся о творчестве В.Берестова Методы представления нового учебного материала: -по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – исследовательский метод; - по степени управления учебной работой – работа под руководством учителя; - по источнику восприятия информации – словесный, наглядный (карточки). Методы стимулирования и мотивации учения: - стимулирование интереса к учению – ситуация познавательной новизны; - определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца. На данном этапе ребята сталкиваются с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний не хватает. Для достижения наилучших результатов обучения, использовался исследовательский метод обучения учащихся. Дети активно включились в процесс поиска решения учебных задач. Организация работы в группах позволило решать как образовательные, так и коммуникативные задачи. Результаты :Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации ;определение цели и направления учебной деятельности. |
|||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
|||||
Выразительное чтение произведения Цветовая маркировка текста
Диалог с учителем Работа по исследовательской карточке
2. Уч-ся работают самостоятельно группами (выполняют задание №7 с 16 в тетради для сам.работы .Ответы уч-ся: Мудрейший мудрец живет в каждом из нас, надо быть только внимательным наблюдательным, чтобы суметь в себе его обнаружить.
1. 4.Цель нашего урока продолжить наблюдать и копить впечатления |
1.Учитель читает отрывок и ведет диалог Один мудрец давал совет: «Полезно наблюдать, Все впечатления копить,- И будешь много знать». -Какой же совет дал мудрец? -А мы следуем этому совету? -Вспомните название темы, которую Мы изучаем?
Поэтесса Эмма Мошковская предлагает вам познакомиться с мудрейшим мудрецом ,который помогает совершать «открытия» 3.И так ваши выводы
4.Так давайте подумаем какую цель мы перед собой поставим
|
Регулятивные УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно - Предметные УУД: - называть заглавия знакомых произведений Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества, работа с соседом по парте |
|||||
4. Открытие нового знания– 8-10мин. Цель этапа: создание условий для знакомства с произведением В.Берестова ,через работу с учебником. Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли более продолжительное время удерживать поставленную задачу на этапе поиска способов её решения. |
|||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
|||||
Работа по содержанию учебника Работа по карте самонаблюдения (составление плана работы условными обозначениями)
Высказывания детей |
• - Кто автор стихотворения? • - Что вы знаете об этом писатели? • - Какие произведения читали? Чем будем заниматься на уроке? Знакомство с биографией писателя Выставка книг писателя. |
Познавательные УУД - знаково-символическое моделирование Коммуникативные УУД – решение задач общения для решения общеучебных проблем (работа в парах); Регулятивные УУД -умение принимать и сохранять учебную задачу; |
|||||
Физкультминутка Цель: : создание условий для снятия утомляемости у учащихся и их релаксации. |
|||||||
5 Первичное закрепление– 6-8 мин. Цель.: создание условий для анализа текста, , через работу с учебником, справочной литературой. Методы :организация учебно-познавательной деятельности(работа с учебником ,чтение с заданием ,выборочное чтение, лексическая работа) Приемы :работа с учебником над содержанием произведения ,работа над выразительными средствами речи. Результаты :Самостоятельное выполнение заданий ,требующих применение знаний.
|
|||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
|||||
Откройте учебник на с.46 и прочитайте название произведения Работа по карте самонаблюдения.
-Прочитайте выразительно произведение
Выборочное чтение Чтение с заданием
Высказывания детей
- Атмосфера осенней красоты, использование художественных приемов, как сравнение и олицетворение. Примеры детей. |
Художественное чтение учителем стихотворения _- Так о чем это стихотворение? Прочитайте ,найдите непонятные слова .Объясните их
Какой автор написал стихотворение о таком же явлении природы? -С чем в этом стихотворении Бунин сравнивает осенний лес Какая погода на улице? Зачитайте их. -Похожи ли картины листопада у И Бунина и В Берестова? -Что объединяет эти два стихотворения
Чем урок листопада отличается от обычных уроков в классе? А вам хотелось бы попасть на «урок листопада»?Почему? |
Личностные УУД: умение сопоставлять поступки людей, в том числе и
свои, с поступками героев литературных произведений; |
|
||||
6. Включение нового знания в систему знаний– 6-8 мин. Цель этапа: создание условий для формирования умений передавать впечатления через язык живописи, музыки, литературы. |
|||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
|||||
Коллективное обсуждение. Работа по карте самонаблюдения |
Просматривание презентации о листопаде и слушание музыки П.Чайковского -Обсудите в группах следующие вопросы.
Каким образом художник создает впечатления листопада? -Видно ли ,что день солнечный? -Сколько оттенков цвета вы насчитали? На кленовых листочках напишите свои впечатления о листопаде.(работа в парах)
|
Личностные УУД: -способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников. Регулятивные УУД - осознание уровня усвоения |
|||||
7 Итог урока -2-3мин. Цель: : формирование навыков самоконтроля и самооценки работы, установка связи со следующими уроками. Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности . Прием: подводящий к итогу диалог. Результаты :Адекватность самооценки учащимися оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
|
|||||||
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
|||||
Рефлексия деятельности Сегодня я узнал….. Работа по карте самонаблюдения |
- Каков наш результат работы на уроке? - Кто знает, чем он займётся на следующем уроке? Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?
|
Личностные УУД: -способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников. Регулятивные УУД - осознание уровня усвоения |
|||||
5 Домашнее задание – 1 – 2 мин. Цель самостоятельной домашней работы: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное домашнее задание. Методы: стимулирования и мотивации учащихся . Приемы: дифференцированное задание. Результаты: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
|||||||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
|||||
Учащиеся знакомятся с домашним заданием |
Объяснение задания. Выразительно читать стихотворение Подобрать из источников интернета произведения на изучаемую тему. По желанию нарисовать свой листопад |
Регулятивные - умение определять цель своей деятельности.
|
|||||
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.