Цель урока: формирование представлений о христианских заповедях и понимании смирения на примере истории жизни пророка Моисея.
Задачи:
— образовательные: познакомить обучающихся с историей пророка Моисея, проанализировать десять заповедей, раскрыть на примере жизни пророка понятие христианского смирения;
— воспитательные: способствовать формированию нравственного сознания и ответственного отношения к своим поступкам;
— развивающие (развитие УУД): способствовать развитию умений воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, анализировать информацию, определять логические связи между предметами и/или явлениями, идентифицировать действия как моральные/неморальные на основе соотнесения с моральным эталоном, организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Основные понятия и термины: пророк, смирение, заповеди.
Методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь.
Оборудование: классная доска, проектор, экран.
Ход урока
В начале урока давайте актуализируем ваши знания о совести. Обратите внимание на то, что не все люди одинаково и хорошо слышат голос совести. Чтобы все люди одинаково понимали добро и зло, должны быть единые для всех ориентиры, правила — как правила дорожного движения.
Цель и задачи урока можно сформулировать следующим образом:
«Сегодня мы с вами изучим христианские ориентиры жизни, помогающие отличать добро от зла —
десять заповедей. Для этого мы должны узнать о жизни человека, которому были даны первые заповеди; проанализировать десять заповедей и определить, в чём заключается смысл смирения».
С жизнеописанием пророка Моисея мы познакомимся по учебнику (с. 13–16).
Обсуждение десяти ветхозаветных заповедей. Эти заповеди в христианской традиции рассматриваются не как приказ Бога человеку, а как предупреждение любящего Отца: не делай того, что нанесёт рану твоей душе. То есть заповеди защищают человека от зла. Все они (как считают верующие) продиктованы любовью Бога, Который любит людей и никогда их не оставит.
Бог даровал людям заповеди, следуя которым человек может подготовить душу к встрече с Собой.
Все десять заповедей сводятся к одной — любви: любви к Богу и ближнему. При этом любовь к Богу ставится на первое место. Поэтому любовь к ближнему становится производной от любви к Богу и проявляется в содержании и степени любви к ближнему.
Но когда христианин пытается выполнить заповеди, он понимает, что его сил не хватает. Только в Боге верующий человек обретает истинную силу и свободу. Даруется эта сила и помощь смиренным людям. Без понимания слова «смирение» нельзя понять рассказ учебника о пророке Моисее.
Смирение — видение своего несовершенства и глубокое внутреннее убеждение, что идти путём добра возможно только с помощью Божией.
Смиренный человек не думает горделиво о своих добрых делах и способностях. Он всецело доверяет Богу. Но это не безволие — именно смиренные часто творили великие дела. Все подвиги тогда ценны для христианина, когда ведут к смирению.
В целях закрепления изученного и проверки понимания предлагается ответить на вопросы 1–3 учебника (§ 3) и выполнить задания 1, 3 рабочей тетради (тема 3).
Дополнительные задания
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Господь обещает Свою помощь каждому, кто решится жить по Его заповедям: “…И вот, Я с вами во все дни до скончания века”. Эту Божию помощь в совершении добра христиане называют благодатью.
И ни одно из добрых дел, совершённых ими, они не приписывают себе. Источник любого добра для христиан — Бог, который сказал: “Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего”. От человека требуется лишь проявить волевую решимость к исполнению заповеди. А силы на это исполнение даёт Бог» (Александр Ткаченко).
1) Что такое благодать?
2) Кто является источником добра?
3) Что требуется от человека при следовании заповедям?
2. Составьте портрет смиренного человека.
Пример:
— Не ставит себя выше других.
— Тайно творит добро.
— Не осуждает других.
— Не оправдывает себя.
— Не обижается.
— Не хвастается.
— Мужественно переносит трудности жизни.
Если из этого списка убрать все «не», какого человека это будет портрет? (Ответ: гордого.)
Кто может стать настоящим другом человеку: смиренный или гордый?
А сейчас давайте прочитаем следующую историю и придумаем совет, который можно дать человеку для борьбы с завистью.
«Представьте себе, что однажды девять участников забега на 100 метров, все с физическими или умственными недостатками, вышли на дистанцию. После стартового сигнала все побежали, не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат, закончить дистанцию и выиграть. Все, кроме одного юноши, который споткнулся, упал на дорожке и заплакал.
Остальные восемь участников услышали плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Одна девушка с синдромом Дауна помогла юноше подняться и сказала: “Всё скоро заживёт”.
И вдевятером, взявшись за руки, они вернулись на исходную линию…»
Учебник, § 3, задание 4; рабочая тетрадь, тема 3, задания 2, 4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.