Сценарий урока по ИЗО 6 класс, натюрморт

  • docx
  • 02.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий урока по ИЗО.docx

Учитель  Берия Наталья Николаевна

Предмет: изобразительное искусство

Класс:  6

Дата проведения:  03.12.2019

Место проведения:  классная комната

Тема урока.  Изображение предметного миранатюрморт                

Цель урока: ознакомление учащихся с жанром натюрморт, основами композиции, правилами постановки натюрморта.

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с многообразием изображения мира вещей в  истории искусства, дать  знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра, учить составлять натюрморты, анализировать их.

Развивающие:  развивать  познавательную активность учащихся,  умение  творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом, формировать навыки отбора элементов натюрморта  в соответствии с идейным замыслом,   владеть навыками колористического решения при выполнении самостоятельной  работы.

Воспитательные: воспитывать культуру рисования, эстетическую восприимчивость, способствовать развитию индивидуальной и коллективной работы, активной жизненной позиции, коммуникативных навыков и уважения друг к другу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Планируемые результаты:

Предметные:  знание особенности  жанра натюрморта; творческое использование выразительных средств изобразительного искусства при работе над натюрмортом.

 

Личностные: формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства, воспитание уважительного отношения к  творчеству  других людей.

 

Метапредметные:

познавательные УУД:

·        ориентирование в своей системе знаний: умение отличать новое от уже известного;

·        анализ объектов с целью выделения признаков;

·        выделение и формулирование познавательной цели;  

·        моделирование: составление объёмного натюрморта из предложенных предметов;

·        самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера;                                                    

·        контроль и оценивание процесса и результата деятельности.

коммуникативные УУД:

·        работа в группе на основе сотрудничества и взаимопомощи;

·        управление поведением и эмоциями собственными и товарища, принятие другого мнения;

·        умение доносить свою позицию до других: оформление своей мысли посредством рисунка.

регулятивные УУД:

·        умение высказывать своё предположение (версию), описание на основе работы с  картинами;

·        выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

·        умение работать по предложенным учителем  правилам оформления натюрморта;

·        умение отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;

·        определение своей эмоциональной оценки деятельности на уроке и всего  класса.

 

Место данной темы в курсе: первый урок по данному разделу.

Формы и методы: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый; демонстративный, наблюдение, моделирование, самостоятельная работа.

 

Ресурсное обеспечение: акварель, простые карандаши, палитры, кисти, бумага (А4), емкость для воды, проектор, экран, иллюстрации.

 

                                              Ход урока

1. Организационный момент

- Просмотр видеоролика «Хрюша» (для создания представление о том, что дети попали в мир искусства)

- Приветствие, эмоциональный настрой учащихся на урок, учитель применяет прием «Поздороваемся ладошками»

Учитель. Здравствуйте, юные художники. Я рада приветствовать вас на уроке!

Учитель. (Обращаясь к детям)   Повернитесь друг к другу, прикоснитесь пальчиками и вместе  скажем слова приветствия:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И всегда (мизинец)

Здравствуйте! (Дети прикасаются всей ладошкой друг к другу)

Учитель.  Прошу капитанов команд доложить о готовности к работе на уроке. (Класс объединён в 3 группы).

   Капитан команды № 1. Наша команда называется «Палитра», капитан – … . Наша команда к работе на уроке готова. Работаем сегодня дружно, будем внимательными друг к другу. (Ребята все берутся за руки, а капитан  говорит слова):

                                        Вместе не трудно,

                                        Вместе не тесно.

                                        Вместе легко

                                        И всегда интересно.

 

       Капитан команды № 2. Наша команда - «Кисти», капитан – ... . Наша команда пришла на урок, чтобы работать по плану и довести начатое дело до конца. (Ребята берутся за руки и поднимают их вверх, капитан  говорит слова):

                              Будем дружными всегда,

                              Как у радуги цвета.

 

 Капитан команды № 3. Наша команда - «Мольберт», капитан команды - … . А мы будем всех слушать, придем к единому мнению и каждый из нас поработает на пять. (Капитан  говорит слова):

 

                          Рисуем, творим и радуемся вместе,

                          Мы познаем себя и мир.

                          Нам сегодня интересно.

 

Учитель. Спасибо капитанам за представленные команды.

 

2. Мотивация к учебной деятельности

 

Учитель. Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок?

                                ( Предположительные ответы детей):

1.     Возможно, мы отправимся в путешествие.

2.     А я думаю, что нас ждет какая – то загадка.

3.     Мне кажется, что будет интересно и необычно.

 

Учитель. Чтобы урок получился таким, одного учителя недостаточно, необходима и ваша помощь!

Учитель. Сначала восхитимся вашими знаниями, потренируем мозг, вытащим из тайников воображение и вдохновение и выполним творческую работу.

3. Постановка темы и задач урока

Учитель. Дети, чтобы определить тему урока, определиться с задачами мы совершим короткую виртуальную экскурсию в известные музеи мира.  (Просмотр учащимися ролика).

Просмотр ролика Третьяковская галерея (ступеньки с 25 с – 58 с)

Учитель. Посмотрите на картины.

 

 Учитель. (Картина 1) Нас встречает Третьяковская галерея. Обратите внимание на картину Ивана Крамского «Букет цветов. Флоксы». Вся торжественная красота оттеняется синей вазой. СЛАЙД

 

Учитель. (Картина 2)  Все отправляемся в Художественный Русский музей г.Ереван. Любуемся картиной «Сирень в синей вазе». Серов очень любил её и сумел сохранить это великолепие. СЛАЙД

Учитель. (Картина 3)  Мы с вами в Художественном музее Гарвардского университета в Кембридже. Наш взгляд остановился на картине французского художника Огюста Ренуара «Весенний букет». Картина – праздник, всегда солнце и всё  в цвету. Она находится в Художественном музее Гарвардского университета в Кембридже. СЛАЙД

Учитель. (Картина 4)  Мы с вами в Нью –Йорке, в музее Метрополитен. Перед нами самые жизнерадостные «Подсолнухи», известного художника Клода Моне. Яркий и полный тепла натюрморт. СЛАЙД

Учитель. Возвращаемся.

Учитель. Давайте ответим на вопросы. СЛАЙД

1.     Дети, что изображено на картинах? Что объединяет все работы?

 Ученик.     1. На всех картинах изображена ваза.

2.     На картинах изображены цветы, неживая природа.

Учитель.  Ребята, определите тему нашего урока?

Ученик.  Сегодня на уроке, думаю, будем рисовать вещи.

Ученик.  Я думаю, мы будем на уроке рисовать неживые предметы.         

Ученик.  Я думаю, что сегодня, мы будем рисовать цветы.

Ученик.  Изображение на картинах – это натюрморт. Поэтому, я думаю, что мы будем изучать тему натюрморт.

Учитель. Да, вы молодцы, совершенно верно. Мы с вами будем изображать предметы неживой природы.

(Тема урока на доске закрыта белым листом.) Учитель на доске снимает белый лист, который закрывает тему урока.

 Учитель. Внимание на СЛАЙД                                           

Изображение предметного мира – натюрморт

 

Учитель. Дети, сформулируйте задачи сегодняшнего урока?

    Ученик. 1. Узнаем, что такое «натюрморт».

1.     Овладеем навыками отбора элементов для натюрморта.

2.     Будем развивать художественный вкус.

3.     Научимся грамотно составлять натюрморт.

4.     Познакомимся с правилами составления натюрморта.

5.     Познакомимся с выдающимися художниками и их работами.

6.     Поработаем в группе, добьемся согласия, будем дисциплинированными, бережно отнесемся к предметам.

СЛАЙД   (задачи урока в последовательности)

Учитель. Молодцы, я согласна с вашими задачами. Начинаем работать.

4.  «Открытие» нового знания

    Учитель. В начальной школе у вас были темы, посвященные натюрморту, но вы не давали определение термину «НАТЮРМОРТ».

    Учитель. Внимание на экран. Нас учит господин Артц.

                      ПРОСМОТР РОЛИКА

    Учитель.  А теперь посмотрите, как трактуется в словаре по   изобразительному искусству на стр.  ---- определение «натюрморт».

Ученики работают со словарями по определению «Натюрморт»,  зачитывают определение. На столах в группах лежат по два комплекта словарей.

    Учитель.  Откройте словари. Зачитайте определение.

    Учитель. Подумайте, как сформулировать определение так, чтобы вам было понятно.

    Учитель. 1. Как ты сформулируешь определение …?

                      2. Хотим услышать тебя, … .

                      3. Что думает …?

     Учитель.  Спасибо за ответы.

      Учитель.  Внимание на картину. 

СЛАЙД

                                                            

Учитель. Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи.

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII веке.

Учитель. Что изображается в натюрмортах?

СЛАЙД

Учитель.  Кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта, ростки зерен, сыр и булочки, ветчина, пироги, омары, креветки, изящное стекло, серебро, китайский фарфор, животные, птицы, бабочки, рыбки, книги, музыкальные инструменты. Как на этой картине Питера де Ринга «Натюрморт с омаром»    можно встретить практически все.

Учитель. Кто же эти художники, которые создают такие шедевры?

 Учитель.  Каждой группе было задано опережающее задание по подготовке сообщение об известных художниках и их работах.

Учитель. Слово первой команде.

Ученики 1 команды

Ученик, капитан. Наша команда представит вам натюрморты русских мастеров Константина Коровина, Петрова – Водкина.

Учащиеся рассказывают о художниках и их картинах.

Ученики 2 команды

Ученик. Капитан. Мы познакомим вас с работами зарубежных художников Винсента Ван Гога и Анри Матисса.

Выступление детей.

Ученики 3 команды

Ученик. Капитан. Наша команда представит художников нашего края: Швыдкий Андрей Иванович и Вадима Валентинович Смирнов.

Рассказ учеников о художниках.

Учитель. Спасибо командам за творческую работу.

5. Первичное закрепление

 1. Творческий натюрморт  (составление тематического натюрморта, из предложенных предметов)

Учитель.  Что же помогает художнику создать выразительный натюрморт? Нас познакомит господин Артц.

Внимание на экран. Просмотр ролика.

Учитель. Вы учитесь быть художниками, а для начала попробуем составить тематический натюрморт.

Учитель. 1. У каждой команды на столе набор предметов.  Рассмотрите предметы, коллективно обговорите выбор элементов, составьте натюрморт.  После выполнения работы вам надо представить свои работы.

Учитель. Приступили к выполнению.

Учитель. Прошу капитанов представить свои работы.

 Ученик. Команда 1

                 Команда 2

                 Команда 3

Учитель. С этим заданием вы хорошо справились.

Учитель. Пришло время и немного отдохнуть

Физкультминутка под музыку

6. Самостоятельная работа

Учитель. Перед вами набор художника, а это значит, что сейчас вы будете работать кистью настоящих мастеров. Мы с вами в художественной студии.

Учитель. Ваше задание: выполнить набросок натюрморта с последующим разрешением в цвете, обязательное условие: добавьте в работу свои элементы. Приступили.

Учитель. Я вижу, что команды работу закончили, представьте свои работы. (Команды по очереди вывешивают свои рисунки на стенд «Наши работы»)

- Мой глаз остановился на работе … Как ты назвал свою работу? Почему выбрал такие цвета для своей композиции?

- Меня сегодня порадовала работа … . Что чувствовала, когда это творила?

7. Подведение итогов

 - Давайте вспомним:  какие задачи мы ставили себе сегодня на уроке? (Слайд)

- Как вы считаете, мы справились с задачами?

8. Домашнее задание

Учитель.  Настоящие художники не останавливаются на достигнутом, они постоянно в работе. Чтобы не забыть знания, полученные на уроке, дома вы  сделаете  зарисовку с натуры домашней утвари.

9. Рефлексия 

Учитель.  Вот и подошел к концу урок. Пришло время оценить свои знания и умения. Внимание на экран.

Просмотр видеоролика «Рефлексия урока ИЗО»

Учитель.  Оцените свою работу на уроке самостоятельно. Выберите из предложенного набора тот предмет, который соответствует вашему уровню. (Дети выходят к доске и наклеивают на доску картинки: щит, губы, часы, зубы, черный квадрат)

Учитель.  Обратите внимание, какой красивый натюрморт урока у нас получился.

Обсуждение

 - Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Ребята, как вы думаете, знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Учитель. «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)