Сценарий урока по ОРКСЭ по теме "Христианская церковь"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить детей с понятиями «Церковь», возникновение христианской Церкви, «Церковная организация».
Иконка файла материала христианская церковь, план-конспект урока.docx

                               Урок 32. Христианская церковь Слайд 1

 

 

 Цель:  познакомить детей с понятиями «Церковь», возникновение христианской Церкви, «Церковная организация».

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимать, принимать учебную задачу;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

- читать, слушать, извлекать информацию, критически её оценивать;

- понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;

- устанавливать причинно - следственные связи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- участвовать в диалоге, в беседе;

- строить свои высказывания и слушать другого;

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение.

 

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- интерес к изучаемому предмету;

- стремление к соблюдению морально этических норм, к пониманию других людей, другой веры.

 

Оборудование: учебники, презентация, тетради – словарики.

 

Виды деятельности: рассказ учителя, беседа, комментированное чтение, работа в паре, коллективное обсуждение.

 

Основные термины и понятия: катакомбы, Церковь, священник, епископ, митрополит, патриарх.

 

Тип урока: изучения нового материала, первый урок из двух по данной теме.

 

Ход урока.

 

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация знаний.   

Мы с вами познакомились с темой «Возникновение христианства». Предлагаю вспомнить основные моменты, которые пригодятся нам с вами сегодня на уроке. Итак, расскажите, пожалуйста, в чем суть христианского учения, в каких священных книгах она изложена.

3.      Изучение нового материала.

1.Создание проблемной ситуации:

В те времена самой могущественной страной была Римская империя. В ней была распространена вера во многих Богов.

Предлагаю послушать небольшой рассказ ребят о некоторых римских Богах.

(Выступление ребят сопровождаются слайд 2:

Юпитер - высший бог римского пантеона, названный "светящийся отец". Он - бог света и неба, и защитник государства и его законов. Этот титул обращается не только к его правлению всей вселенной, но также и к его функциям, как бога государства, который распределяет законы, управляет царством.

 

Венера была римской богиней любви и красоты.

Слайд 3

Марс - римский Бог войны, и один из самых видных богов, которым когда-либо поклонялись. Март месяц называют в честь него (войны часто начинались или возобновлялись весной).

 

Меркурий - бог торговли и прибыли, торговцев и путешественников.

 

Слайд 4

Сатурн был богом сельского хозяйства и урожая

 

Мы только что повторили с вами, что после вознесения Иисуса апостолы стали проповедовать христианские истины среди людей, проживающих на территории Римской империи. А как вы думаете, враждебно ли восприняли эти истины правители (императоры)? Почему? (Скорее всего - да, так как они верили в своих богов).

 

2. Формулирование основного вопроса урока:

 

- Ребята, какое же противоречие возникает?

 

- Как христианская вера могла распространиться в Римской империи, если там была вера в других богов?

 

Сегодня на уроке мы с вами узнаем о распространении христианской веры в Римской империи,  возникновении христианской Церкви, а также о ее организации.

 

3.Рассказ учителя:

 

Как и предсказывал Иисус, первых христиан всячески преследовали, сажали в тюрьмы, пытали и казнили.

Спасаясь от преследователей, первые христиане были вынуждены укрываться в катакомбах (подземных пещерах). Слайд 5.

 

Постепенно среди христиан начали появляться священники. Их основным занятием была служба Богу – чтение молитв и проповедь христианского учения.

Также появлялись особые места для молитвы, в которых помещались изображения Иисуса Христа, Девы Марии и главный христианский символ – крест. Дом, где молились христиане, стал называться  церковь. Таким образом, слово Церковь имеет два значения: это и дом Божий, и объединение верующих - христиан.

Положение христиан значительно изменилось к лучшему, когда к власти приходит Константин – талантливый полководец и опытный политик.

 

По мере того, как число верующих росло, организация христианской Церкви усложнялась. Посмотрите на слайд 6.

Во главе христиан, живших на определенной территории, стоял епископ, а сама область называлась епархией. Несколько епархий образовывали митрополию во главе с митрополитом. Митрополии, в свою очередь, входили в состав еще более крупных образований – патриархатов. Руководили ими патриархи.

Вскоре после смерти Константина Римская империя распалась на Западную и Восточную, которая в последствии получила название Византия. Между Церквями этих империй копились большие различия. Слайд 7.

 

5. Работа в парах:

Предлагаю вам поработать в паре. Вам нужно найти  основные различия  между Западной и Восточной христианскими Церквями. Вот основные направления для выполнения задания:

- от кого исходит Святой Дух;

- наличие семьи у священника;

- название, которое получила церковь.

 

6. Обобщающая беседа.

Выступление нескольких пар по вопросам, коллективное обсуждение. Слайды 8-9.

 

7. Словарная работа.

Давайте запомним основные определения, которые нам сегодня встретились на уроке.

Катакомбы, Церковь, священник, епископ, митрополит, патриарх. Слайд 10.

 

4.      Итог урока.

          Давайте вспомним основной вопрос урока.

- Какие моменты повлияли на процесс распространения христианства и возникновение христианской Церкви?

 

- Что  я сегодня узнал такого, чего не знал ранее?

 

- Что было самым трудным на уроке?

  5.  Д/з.

 

Использованная литература:

 

 

1.      А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», – 144 с.

2.      Программа курса: к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России» 4 класс/ А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

3.      http://godsbay.ru/antique/ Энциклопедия мифологии.

4.      http://www.slovarus.ru/


 

5.      Скачано с www.znanio.ru