Урок 32. Христианская церковь Слайд 1
Цель: познакомить детей с понятиями «Церковь», возникновение христианской Церкви, «Церковная организация».
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимать, принимать учебную задачу;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные универсальные учебные действия:
- читать, слушать, извлекать информацию, критически её оценивать;
- понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;
- устанавливать причинно - следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участвовать в диалоге, в беседе;
- строить свои высказывания и слушать другого;
- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение.
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению;
- интерес к изучаемому предмету;
- стремление к соблюдению морально этических норм, к пониманию других людей, другой веры.
Оборудование: учебники, презентация, тетради – словарики.
Виды деятельности: рассказ учителя, беседа, комментированное чтение, работа в паре, коллективное обсуждение.
Основные термины и понятия: катакомбы, Церковь, священник, епископ, митрополит, патриарх.
Тип урока: изучения нового материала, первый урок из двух по данной теме.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Мы с вами познакомились с темой «Возникновение христианства». Предлагаю вспомнить основные моменты, которые пригодятся нам с вами сегодня на уроке. Итак, расскажите, пожалуйста, в чем суть христианского учения, в каких священных книгах она изложена.
3. Изучение нового материала.
1.Создание проблемной ситуации:
В те времена самой могущественной страной была Римская империя. В ней была распространена вера во многих Богов.
Предлагаю послушать небольшой рассказ ребят о некоторых римских Богах.
(Выступление ребят сопровождаются слайд 2:
Юпитер - высший бог римского пантеона, названный "светящийся отец". Он - бог света и неба, и защитник государства и его законов. Этот титул обращается не только к его правлению всей вселенной, но также и к его функциям, как бога государства, который распределяет законы, управляет царством.
Венера была римской богиней любви и красоты.
Слайд 3
Марс - римский Бог войны, и один из самых видных богов, которым когда-либо поклонялись. Март месяц называют в честь него (войны часто начинались или возобновлялись весной).
Меркурий - бог торговли и прибыли, торговцев и путешественников.
Слайд 4
Сатурн был богом сельского хозяйства и урожая
Мы только что повторили с вами, что после вознесения Иисуса апостолы стали проповедовать христианские истины среди людей, проживающих на территории Римской империи. А как вы думаете, враждебно ли восприняли эти истины правители (императоры)? Почему? (Скорее всего - да, так как они верили в своих богов).
2. Формулирование основного вопроса урока:
- Ребята, какое же противоречие возникает?
- Как христианская вера могла распространиться в Римской империи, если там была вера в других богов?
Сегодня на уроке мы с вами узнаем о распространении христианской веры в Римской империи, возникновении христианской Церкви, а также о ее организации.
3.Рассказ учителя:
Как и предсказывал Иисус, первых христиан всячески преследовали, сажали в тюрьмы, пытали и казнили.
Спасаясь от преследователей, первые христиане были вынуждены укрываться в катакомбах (подземных пещерах). Слайд 5.
Постепенно среди христиан начали появляться священники. Их основным занятием была служба Богу – чтение молитв и проповедь христианского учения.
Также появлялись особые места для молитвы, в которых помещались изображения Иисуса Христа, Девы Марии и главный христианский символ – крест. Дом, где молились христиане, стал называться церковь. Таким образом, слово Церковь имеет два значения: это и дом Божий, и объединение верующих - христиан.
Положение христиан значительно изменилось к лучшему, когда к власти приходит Константин – талантливый полководец и опытный политик.
По мере того, как число верующих росло, организация христианской Церкви усложнялась. Посмотрите на слайд 6.
Во главе христиан, живших на определенной территории, стоял епископ, а сама область называлась епархией. Несколько епархий образовывали митрополию во главе с митрополитом. Митрополии, в свою очередь, входили в состав еще более крупных образований – патриархатов. Руководили ими патриархи.
Вскоре после смерти Константина Римская империя распалась на Западную и Восточную, которая в последствии получила название Византия. Между Церквями этих империй копились большие различия. Слайд 7.
5. Работа в парах:
Предлагаю вам поработать в паре. Вам нужно найти основные различия между Западной и Восточной христианскими Церквями. Вот основные направления для выполнения задания:
- от кого исходит Святой Дух;
- наличие семьи у священника;
- название, которое получила церковь.
6. Обобщающая беседа.
Выступление нескольких пар по вопросам, коллективное обсуждение. Слайды 8-9.
7. Словарная работа.
Давайте запомним основные определения, которые нам сегодня встретились на уроке.
Катакомбы, Церковь, священник, епископ, митрополит, патриарх. Слайд 10.
4. Итог урока.
Давайте вспомним основной вопрос урока.
- Какие моменты повлияли на процесс распространения христианства и возникновение христианской Церкви?
- Что я сегодня узнал такого, чего не знал ранее?
- Что было самым трудным на уроке?
5. Д/з.
Использованная литература:
1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», – 144 с.
2. Программа курса: к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России» 4 класс/ А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
3. http://godsbay.ru/antique/ Энциклопедия мифологии.
4. http://www.slovarus.ru/
5. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.