Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.
Оценка 4.7

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Оценка 4.7
docx
27.11.2019
Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.
Сценарий урока Дубровский.docx

Пояснительная записка   

       Урок литературы в 6 классе по теме: «Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Образ Дубровского. Авторское отношение к героям».

      В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений на уроках и дома. Ограниченность учебного времени, к сожалению,  не позволяет изучать все произведения многосторонне.   Поэтому хотелось более подробно остановиться на романе А.С.Пушкина «Дубровский».

       С детьми класса, в котором был проведен данный урок, мы работаем совместно уже не первый год. Навыки учебно-познавательной деятельности велики. Интерес к предмету чувствуется всегда, дети, часто не умея правильно выразить свои мысли, проявляют активность в работе, желание творить. Поэтому особых трудностей в сотрудничестве с этим классом я не испытываю.

       На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

ü  текстоориентированный: работа с текстом  художественного стиля;

ü функциональный: частичное исследование текстов, творческие задания, беседа, работа с текстом;

ü интегрированный: связь с литературой и искусством осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала.

      Я считаю, что такие уроки помогают разбудить в учениках интерес к литературе, поэтому стремлюсь сделать их эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к работе.

      При постановке целей и задач урока  учитывались, в первую очередь, особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Урок изучения нового материала был проведен в формате круглого стола.

Структура урока соответствует его цели и типу. Соблюдены были структурные компоненты урока. Взаимосвязь всех этапов урока обеспечена. Организация начала и конца урока  повлияла  на его эффективность.

       Использовались такие формы работы, как  коллективная, групповая, частично индивидуальная. Правильным, на мой взгляд,  оказался выбор методов и приемов обучения. Удалось гармонично сочетать словесные (беседу, рассказ), наглядные (демонстрация презентации и фрагмента фильма), практические методы (работа над текстом произведения), частично-поисковые, методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение).

       Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.

 

Тема: «Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Образ Дубровского. Авторское отношение к героям».

Цель: раскрытие чувств героев; раскрытие образа Дубровского; выявление  и оценка  авторской позиции – неприятие насилия и утверждение любви как основы жизни.

Задачи:    

- обучать навыкам выразительного чтения, инсценировки,

- развивать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, создавать возможность «погружения в текст»;

- продолжать работу по раскрытию творческих способностей;

- создавать условия для развития коммуникативных навыков; развивать навыки работы в группах

- воспитывать  духовно-нравственные качества личности: ответственность, долг, честь; умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно ставить пред собой цели;

- работать по плану, предложенному учителем, и самостоятельно составленному;

- действовать по инструкции;

- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

- работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;

- сравнивать предметы, делать выводы в результате совместной работы;

- задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;

- осознанно строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

- развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками при работе в паре, в группе, участвовать в диалоге на уроке;

- развивать умение принимать коллективное решение, учитывать позицию собеседника;

- развивать умение слушать, задавать вопросы, обосновывать и доказывать свое мнение.

Личностные:

- развивать осознание необходимости учения;

- работать над адекватной самооценкой;

- следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

- учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

- учиться выражать свое мнение, адекватно реагировать на замечания, стремиться к самоизменению.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Формы: коллективная, групповая, частично индивидуальная.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению, листы для метода «Займи позицию», задания для групп, листок оценивания, стенд с декорацией беседки и деревьев, музыка для физминутки, к/ф «Дубровский», микрофон, глоссарий(словарь) – благородный, нравственный, романтика, деспотизм, тщеславие, корыстолюбие.

 

 

      

                         

                                                

 

 

                                                        Ход урока

                                                         «Любовь всё побеждает»

                                                                                    Вергилий

Учитель.  Здравствуйте, ребята, коллеги и гости. Сегодня у нас необычный урок. Мы здесь, чтобы обсудить романтическую историю любви двух героев романа А.С.Пушкина – Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Чтобы работа была плодотворной и чтобы каждый имел возможность высказаться, вы объединились в группы. Не забывайте об основных правилах работы в группе: выслушивай одноклассника, не критикуй, не перебивай.  Но для начала вам надо выбрать спикера группы (будет следить за порядком, привлекать к активной работе на уроке и в конце выставит оценки за работу на уроке) и докладчика (который будет зачитывать задания и высказывать мысль, к которой придёт группа).

А теперь я предлагаю вам закрыть глаза, мысленно пожелать себе и своим товарищам успехов  в работе на уроке.

 

 

1. Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф (к нему мы ещё вернёмся)

Учитель.

-Итак, мы продолжаем работу над текстом романа А.С.Пушкина «Дубровский». Вы уже познакомились с историей  создания романа, содержанием и его героями.

-А как вы думаете, что мы должны узнать, выяснить, какие  цели поставим сегодня на уроке?

Метод «Займи позицию».

Учитель

- На начальном этапе урока я предлагаю группам занять позицию. Посовещайтесь и примите решение: с какой позицией вы согласны – что Дубровский герой или разбойник?  Прикрепите листок с номером вашей группы к определённой позиции. В конце урока мы вернёмся к этому методу, возможно, ваше мнение изменится. Но об этом потом…(Дети совещаются, один ученик выходит и крепит листок магнитом)

-Спасибо за ваше мнение. А теперь мне бы хотелось проверить, как вы усвоили материал предыдущего урока.

Метод «Мозговой штурм»

-Какое произведение называется романом?

Роман – большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и многоплановым сюжетом.

- Докажите, что произведение, которое мы изучаем, роман.

Здесь несколько сюжетных линий:

1.     изображение русского барства,

2.     взаимоотношения крестьян и дворян,

3.     тема крестьянского бунта,

4.     любовная линия – взаимоотношения Владимира Дубровского и Маши Троекурова.

-  Кто является представителем русского барства в романе?

Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский и его сын – Владимир.

-Самый яркий представитель? ( Троекуров.)  Расскажите о нем, подтвердите свои слова цитатами из текста)

Троекуров — «старинный русский барин», отставной генерал. Кирила Петрович богат и знатен, имеет связи и большой вес в губерниях, где находится его имение. Он с детства избалован «всем, что только окружало его», привык потакать «всем порывам пылкого своего нрава». Соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его «буйные увеселения».Описывая этого богатого помещика-крепостника, Пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми.

Учитель. Проверка домашнего задания.  Кстати, ваше домашнее задание было связано именно с образом Кирилы Петровича Троекурова. Напомните, что вы конкретно должны были сделать? (написать синквейн). Несколько учеников зачитывают синквейны. Вопрос. Кому из ребят удалось в синквейне лучше раскрыть образ Троекурова?

Учитель.  А мы продолжаем. Каковы взаимоотношения крестьян и дворян в романе?

У Троекурова крестьяне боялись его, но и гордились богатством и славой своего хозяина. Крестьяне Дубровского уважали и любили своего барина, готовы были отдать за него жизнь, а позднее избрали предводителем Владимира.

Учитель. Посмотрите внимательно на доску и прочитайте слова, записанные в глоссарии. Знаете ли вы значение этих слов?  (Раздаю листочки со словами и их значением).  Прочитайте значение этих слов и скажите, какие качества мы можем соотнести с образом Троекурова и почему, а остальные качества кому могут принадлежать?  Эти листочки останутся у вас, вы их вклеете дома в тетради.

-Перечитывая сказку «Царевна-лягушка», я всегда задумывалась над вопросом: почему сказка не заканчивается в тот момент, когда Иван-царевич сжигает лягушачью шкурку? Лягушка-то уже предстала на пиру в человеческом облике –Василисы Прекрасной.

…А всё потому, что любовь способна творить чудеса, но это должна быть настоящая любовь. Ивану-царевичу  предстояло доказать силу своего чувства. Испытание любовью является традиционным и в фольклоре, и в русской литературе.

 И Александр Сергеевич Пушкин, как и многие другие писатели, тоже испытывает героев своих произведений  любовью. Почему именно так?

Перечитайте эпиграф к уроку и найдите ответ. (Да потому что любовь – лучший экзамен, часто она ставит человека перед нравственным выбором)

 Учитель  Куда указывает нравственный «компас» героев романа «Дубровский»? В этом нам и предстоит сегодня разобраться.

- А сейчас мы с вами проведём викторину «Узнай героя», в ходе которой вспомним героев романа.                                                                     Музыка

Викторина «Узнай героя» (по группам)

1.      Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, – он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью.   (В. Дубровский.)

2.      Он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать, и не строго взыскивал за уроки, задаваемые только для формы, зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно. (Дефорж.)

3.      Не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. (Маша Троекурова.)

4. «...выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный... с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».     (Троекуров)

Учитель. Молодцы, у нас получилось продуктивное начало урока. Давай немного отдохнём и выполним физминутку.                           Звучит музыка.

Учитель. 

- Итак, сегодня, в центре нашего внимания – одна из интереснейших сюжетных линий романа: любовная.

Беседа по тексту:

-С какой целью В.Дубровский проник в дом Троекурова?

Дубровский хотел отомстить Троекурову.

- Только ли чувство мести двигало В.Дубровским?

Учитель.  Чтобы полнее раскрыть образ Дубровского, давайте обратимся к иллюстрациям к тексту. Спикеры, получите задания. Обсудите ваши вопросы, приготовьтесь проиллюстрировать ваши ответы цитатами из текста.

Раздаю карточки с иллюстрациями. Время ограничено – 3 - 5 минут на обсуждение. При ответе на вопрос другие группы внимательно должны слушать рассказ товарищей, можно дополнять ответы. Ответы учащихся с примерами. Спикеры не забывают оценивать участников группы на каждом этапе урока?                                                                                              Музыка    

Чтобы образ был ещё ярче, давайте посмотрим отрывок их к/ф. Просмотр отрывка из х/ф  «Дубровский»

Учитель. Таким ли вы представляли себе Дубровского?  

Вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Какие ключевые слова произносит Дубровский Маше? Почему Владимир отказался от мести?» «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства.

- Нам ясны чувства Владимира. Но «Марья Кирилловна стояла неподвижно». О чём это говорит?

Зарождающееся чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.

- Можно ли назвать их любовь романтической? Почему? (Потому что ради любви мы готовы на самые необдуманные поступки, готовы подарить весь мир своему избраннику)

- А как Маша относится к Дубровскому? Её любовь настолько же сильна, как у Владимира?  (нет, она ищет у него только защиты, она любит его, но не так сильно)

Учитель.  А сейчас я предлагаю вам посмотреть инсценировку отрывка «Маша и Дубровский возле беседки». Посмотрите игру наших актёров, которые постараются передать чувства друг к другу.    

Музыка. Звуки природы

Инсценировка «У беседки».

        

Учитель. Мне кажется, что мы опять потрудились на славу, нужно дать небольшой отдых глазам.                                        Музыка. Зарядка для глаз.

Учитель. Продолжим. Мы уже много сказали о Дубровском и сейчас в форме кластера запишем его черты характера.

Метод «Кластер». Предлагайте, что мы запишем в кластере.

Владимир Дубровский:

- ранимый,

- искренний,

- добрый,

- заботливый

- любящий

- благородный

- смелый

- отважный

- честный

- справедливый

- умный

 

 

 

 

Учитель.  Продолжаем работать по тексту.

- Какое событие послужило причиной второго свидания героев?Сватовство князя Верейского.

- Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет.  (Выступление ученика – по желанию)

- Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема. Почему она обращается к Дубровскому? Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».

- Судьба распорядилась так, что кольцо, посланное Машей, к Дубровскому не попало. Перескажите  эпизод с кольцом.

Анализ эпизода «Венчание».

-А сейчас мы обратимся к анализу одного эпизода романа и попробуем выяснить, какую роль сыграл этот эпизод для понимания характеров Владимира и Марьи Кирилловны, попытаемся показать его роль в раскрытии авторского замысла. Я предлагаю вам немного расслабиться,  послушать песню и потом сказать: о каком отрывке из романа вы вспомнили.

                                                        (звучит песня «У церкви стояла карета»)

-Какое впечатление оставляет этот эпизод? Очень грустное впечатление оставляет финал романа: двое любящих друг друга молодых людей вынуждены расстаться, им не суждено соединиться вместе. И всё же расставание Маши и Дубровского скорее закономерно, чем неожиданно: слишком большая, непреодолимая пропасть лежит между героями.

- Вас удивляет что – нибудь в характере Марии Кирилловны? Она безропотно принимает решение папеньки, хотя в душе у нее поднимается смятение, она испытывает страх и растерянность перед неожиданным известием. Послушная дочь, которая не осмеливается даже объясниться с отцом. В 19 веке женщина не могла защищать и отстаивать свои интересы.

- Какой увидел свою невесту князь Верейский  в  церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью  невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кирилловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.

- Где же Дубровский?  Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кирилловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.

- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд

Мария Кирилловна отказывается  бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.

— Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? прокомментируем её слова.    Маша дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — отступить от строгой морали.

- Какое решение принимает Дубровский в конце романа и почему? (он уезжает за границу, оставляет людей, потому что разбойничество не делает чести человеку, надо жить по совести и по законам жизни)

- Можно ли по тексту понять, как автор относится к своим героям?  (да, авторская позиция – любовь, по мнению Пушкина, способна остановить насилие. Пушкин не верит, что можно, переступив через кровь, быть счастливым.)

Подведение итогов

-Итак, ребята, сегодня мы проделали большую работу, и вы с нею справились. Мы анализировали поступки и чувства главных героев. Ключевой эпизод убедил нас, что в романе «Дубровский» у последней черты каждому герою дается шанс сделать достойный нравственный выбор. Чей выбор вы считаете достойным?

-Какие нравственные качества характера на протяжении всего романа проявляют Владимир и Маша? (честь, добро, правду, справедливость, благородство)

-Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей?

Учитель. Давайте вернёмся к методу «Займи позицию». Может быть, ваше мнение изменилось к концу урока? Тогда подойдите к плакату и поменяйте позицию, объяснив, почему вы её поменяли….

 

 

Метод «Микрофон»

- Довольны ли вы работой на уроке?

- Какие герои романа оставили вас неравнодушными?

- Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?

- Какой метод на уроке понравился больше всего?

– Чью роль исполнил бы в фильме?

Учитель.  Уважаемые спикеры, я прошу вас оценить работу членов группы. Сдайте листки оценивания.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ  

Написать сиквел (Придумать продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» (объёмом не менее 25 предложений) и подготовиться к его устному рассказу.)           

Выставление оценок.    

                                                   Спасибо всем за работу.

 

Список использованной литературы:

1.   Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 91-99

2.   Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. В.П.Полухина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005

3.   Школьная библиотека в формате А4 для старшеклассников, учителей словесности и абитуриентов (иллюстрации)

 

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.

Сценарий урока по повести А. С. "Дубровский". Романтическая любовь Маши и Дубровского.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2019